Перечень обязательных прививок
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень обязательных прививок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Отстранение от работы в связи с отказом от вакцинации
(КонсультантПлюс, 2025)Отстранение от работы в связи с отказом от вакцинации правомерно, даже если должность работника не поименована в Перечне работ, выполнение которых требует обязательной вакцинации, но необходимость вакцинации установлена постановлением главного санитарного врача региона
(КонсультантПлюс, 2025)Отстранение от работы в связи с отказом от вакцинации правомерно, даже если должность работника не поименована в Перечне работ, выполнение которых требует обязательной вакцинации, но необходимость вакцинации установлена постановлением главного санитарного врача региона
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 55 Конституции РФ"Что касается предусмотренных абзацем четвертым пункта 2 статьи 5 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" правовых последствий отсутствия профилактических прививок в виде отстранения от работы граждан, занятых на работах, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, то установление указанного правила обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации), в силу чего названная норма как сама по себе, так и во взаимосвязи с абзацем пятым данного пункта, содержащим указание на субъект, уполномоченный утвердить перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, не может рассматриваться в качестве ущемляющей конституционные права граждан."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обязательная вакцинация против COVID-19 и право на труд: юридические особенности и реализация
(Минкина Н.И.)
("Медицинское право", 2021, N 5)Но в то же время, как определено в ст. 3 ТК РФ, дискриминацию в сфере труда следует разграничивать с основанными на законах ограничениями. С учетом поднимаемых в настоящей работе вопросов перечень таких ограничений сегодня расширен за счет введения обязательной вакцинации в некоторых регионах. В этой связи каждая ситуация приема на работу должна оцениваться индивидуально по совокупности обстоятельств. Наряду с указанным правовое значение будут иметь также следующие два фактора: предусмотрена ли обязательная вакцинация в том или ином субъекте РФ, куда принимается лицо на работу, а также будет ли претендент по вакантной должности выполнять трудовые обязанности в тех сферах, которые обозначены в перечнях для обязательной вакцинации по регионам, и выполнять работу, связанную с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. К числу последних отнесены такие виды работ, как: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; с больными инфекционными заболеваниями; с кровью и биологическими жидкостями человека; с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний и многие другие. Приведенный в неисчерпывающем виде перечень таких работ утвержден Постановлением Правительства России N 825 от 15 июля 1999 г. (с изменениями от 24.12.2004).
(Минкина Н.И.)
("Медицинское право", 2021, N 5)Но в то же время, как определено в ст. 3 ТК РФ, дискриминацию в сфере труда следует разграничивать с основанными на законах ограничениями. С учетом поднимаемых в настоящей работе вопросов перечень таких ограничений сегодня расширен за счет введения обязательной вакцинации в некоторых регионах. В этой связи каждая ситуация приема на работу должна оцениваться индивидуально по совокупности обстоятельств. Наряду с указанным правовое значение будут иметь также следующие два фактора: предусмотрена ли обязательная вакцинация в том или ином субъекте РФ, куда принимается лицо на работу, а также будет ли претендент по вакантной должности выполнять трудовые обязанности в тех сферах, которые обозначены в перечнях для обязательной вакцинации по регионам, и выполнять работу, связанную с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. К числу последних отнесены такие виды работ, как: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; с больными инфекционными заболеваниями; с кровью и биологическими жидкостями человека; с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний и многие другие. Приведенный в неисчерпывающем виде перечень таких работ утвержден Постановлением Правительства России N 825 от 15 июля 1999 г. (с изменениями от 24.12.2004).
Статья: Комментарий к Письму Федеральной службы по труду и занятости от 21.03.2023 N ПГ/04191-6-1 <Когда работодатель может установить требование об обязательной вакцинации от гриппа>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 8)Остальным работникам (кто не отражен в Перечне) требование об обязательной вакцинации от гриппа незаконно. Но есть исключение.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 8)Остальным работникам (кто не отражен в Перечне) требование об обязательной вакцинации от гриппа незаконно. Но есть исключение.
Нормативные акты
Приказ Минздрава России от 06.12.2021 N 1122н
(ред. от 12.12.2023)
"Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2021 N 66435)Зарегистрировано в Минюсте России 20 декабря 2021 г. N 66435
(ред. от 12.12.2023)
"Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2021 N 66435)Зарегистрировано в Минюсте России 20 декабря 2021 г. N 66435
Статья: Последствия отказа от вакцинации
(Забродина С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 15)Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (далее - Перечень), утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825. При отсутствии осложненной эпидемиологической обстановки категория лиц, не предусмотренная Перечнем, имеет право на отказ от профилактических прививок, который оформляется в письменной форме (п. 3 ст. 5 Закона N 157-ФЗ).
(Забродина С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 15)Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (далее - Перечень), утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825. При отсутствии осложненной эпидемиологической обстановки категория лиц, не предусмотренная Перечнем, имеет право на отказ от профилактических прививок, который оформляется в письменной форме (п. 3 ст. 5 Закона N 157-ФЗ).
Статья: Конституционно-правовые основы обязательной вакцинации в России
(Черепанова Т.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 4)Каждый гражданин РФ имеет права и обязанности при проведении иммунопрофилактики. Отказ от проведения профилактических прививок является правом гражданина РФ <5>, но возможность реализовать это право в условиях проведения вакцинации по эпидемическим показаниям отсутствует. Законодатель предусмотрел механизм защиты населения от возникновения эпидемий посредством определения перечня ограничений и отказов в случае принятия гражданином РФ такого решения или реализации представленного права. Отказ от вакцинации накладывает ряд ограничений, таких как: запрет на выезд в иностранные государства, запрет посещать образовательные и оздоровительные учреждения при подъеме заболеваемости, отказ от приема на работу, при выполнении которой есть риск заразиться инфекцией. Таким образом, механизм реализации права на отказ от вакцинации является условным, так как накладывает на гражданина ряд ограничений конституционных прав, особенно в период возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий, а также при выполнении определенного вида работ. Ограничению подлежит право на образование, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на охрану здоровья, право свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин, написавший отказ от вакцинации по эпидемическим показаниям, ограничивается в правах до выполнения вакцинации <6>. Очень важно, что Федеральный закон "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" не разграничивает механизм реализации права на отказ от вакцинации с целью профилактики или по эпидемическим показаниям. Также в нем содержатся положения о наделении Министерства здравоохранения РФ правом утверждать национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки их проведения, категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации. Перечень категорий и возраст граждан включает новорожденных, детей, взрослых от 18 до 55 лет, не привитых ранее. Иными словами, граждане РФ подлежат обязательной вакцинации в соответствии с Приказом Минздрава России "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" с рождения и до 55 лет. Отметим, что Федеральный закон "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" не содержит понятия "обязательная вакцинация", а лишь отсылает к установленному уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти перечню работ, требующих обязательного проведения профилактической вакцинации, и календарю профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
(Черепанова Т.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 4)Каждый гражданин РФ имеет права и обязанности при проведении иммунопрофилактики. Отказ от проведения профилактических прививок является правом гражданина РФ <5>, но возможность реализовать это право в условиях проведения вакцинации по эпидемическим показаниям отсутствует. Законодатель предусмотрел механизм защиты населения от возникновения эпидемий посредством определения перечня ограничений и отказов в случае принятия гражданином РФ такого решения или реализации представленного права. Отказ от вакцинации накладывает ряд ограничений, таких как: запрет на выезд в иностранные государства, запрет посещать образовательные и оздоровительные учреждения при подъеме заболеваемости, отказ от приема на работу, при выполнении которой есть риск заразиться инфекцией. Таким образом, механизм реализации права на отказ от вакцинации является условным, так как накладывает на гражданина ряд ограничений конституционных прав, особенно в период возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий, а также при выполнении определенного вида работ. Ограничению подлежит право на образование, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на охрану здоровья, право свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин, написавший отказ от вакцинации по эпидемическим показаниям, ограничивается в правах до выполнения вакцинации <6>. Очень важно, что Федеральный закон "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" не разграничивает механизм реализации права на отказ от вакцинации с целью профилактики или по эпидемическим показаниям. Также в нем содержатся положения о наделении Министерства здравоохранения РФ правом утверждать национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки их проведения, категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации. Перечень категорий и возраст граждан включает новорожденных, детей, взрослых от 18 до 55 лет, не привитых ранее. Иными словами, граждане РФ подлежат обязательной вакцинации в соответствии с Приказом Минздрава России "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" с рождения и до 55 лет. Отметим, что Федеральный закон "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" не содержит понятия "обязательная вакцинация", а лишь отсылает к установленному уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти перечню работ, требующих обязательного проведения профилактической вакцинации, и календарю профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Статья: Правовые аспекты отстранения сотрудника от работы
(Тишин А.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2022, N 12)Сотрудники, занятые на работах, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, должны быть отстранены от работы в случае отсутствия профилактических прививок (абз. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"). Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (далее - Перечень), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825, является нормативным правовым актом, который регулирует трудовые отношения в сфере охраны труда. Требования Перечня выполняются на постоянной основе независимо от наличия (отсутствия) на территории России и (или) субъекта РФ режима повышенной или иной готовности по эпидемиологическим показаниям.
(Тишин А.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2022, N 12)Сотрудники, занятые на работах, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, должны быть отстранены от работы в случае отсутствия профилактических прививок (абз. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"). Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (далее - Перечень), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825, является нормативным правовым актом, который регулирует трудовые отношения в сфере охраны труда. Требования Перечня выполняются на постоянной основе независимо от наличия (отсутствия) на территории России и (или) субъекта РФ режима повышенной или иной готовности по эпидемиологическим показаниям.
Статья: О некоторых новеллах правового регулирования трудовых и тесно с ними связанных отношений в Российской Федерации
(Федоренко Г.Б.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 3)Следующей новеллой, касающейся области охраны труда, является расширение обязанности работодателя отстранить работника, не использующего средства индивидуальной защиты, если применение СИЗ является обязательным, а условия труда являются вредными или опасными. Таким образом, расширяется список условий отстранения работника от выполнения своей трудовой функции. В связи с этим логично было бы прокомментировать иное основание для отстранения работника от работы, которое на настоящий момент имеет место при регулировании трудовых отношений, но законодательного закрепления пока не получило. Речь пойдет об "обязательной" вакцинации от новой коронавирусной инфекции и отрицательных последствиях отказа работника от нее. Несмотря на наличие в Федеральном законе от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" <7> прямой нормы, предусматривающей в числе негативных последствий отсутствия профилактических прививок отказ в приеме граждан на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (ч. 2 ст. 5 Закона N 157-ФЗ), существует ряд явных противоречий. На некоторые из них обратил внимание президент Союза адвокатов России Игорь Трунов <8>. В первую очередь у эксперта вызывает сомнение законность расширения главным государственным санитарным врачом региона перечня работников, подлежащих обязательной вакцинации, им было подчеркнуто, что "реализованное в региональных постановлениях право главных государственных санитарных врачей субъектов РФ принимать решения (п. 2 ст. 10 Закона N 157-ФЗ) о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям вышло далеко за пределы указанного правительственного перечня". В целом Игорь Трунов видит два пути решения указанных проблем: расширение Правительством РФ перечня работ, выполнение которых требует обязательной вакцинации, либо корректировка решений главных санитарных врачей о введении обязательной вакцинации некоторых категорий работников.
(Федоренко Г.Б.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 3)Следующей новеллой, касающейся области охраны труда, является расширение обязанности работодателя отстранить работника, не использующего средства индивидуальной защиты, если применение СИЗ является обязательным, а условия труда являются вредными или опасными. Таким образом, расширяется список условий отстранения работника от выполнения своей трудовой функции. В связи с этим логично было бы прокомментировать иное основание для отстранения работника от работы, которое на настоящий момент имеет место при регулировании трудовых отношений, но законодательного закрепления пока не получило. Речь пойдет об "обязательной" вакцинации от новой коронавирусной инфекции и отрицательных последствиях отказа работника от нее. Несмотря на наличие в Федеральном законе от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" <7> прямой нормы, предусматривающей в числе негативных последствий отсутствия профилактических прививок отказ в приеме граждан на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (ч. 2 ст. 5 Закона N 157-ФЗ), существует ряд явных противоречий. На некоторые из них обратил внимание президент Союза адвокатов России Игорь Трунов <8>. В первую очередь у эксперта вызывает сомнение законность расширения главным государственным санитарным врачом региона перечня работников, подлежащих обязательной вакцинации, им было подчеркнуто, что "реализованное в региональных постановлениях право главных государственных санитарных врачей субъектов РФ принимать решения (п. 2 ст. 10 Закона N 157-ФЗ) о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям вышло далеко за пределы указанного правительственного перечня". В целом Игорь Трунов видит два пути решения указанных проблем: расширение Правительством РФ перечня работ, выполнение которых требует обязательной вакцинации, либо корректировка решений главных санитарных врачей о введении обязательной вакцинации некоторых категорий работников.
Готовое решение: В каких случаях отказ в приеме на работу правомерен
(КонсультантПлюс, 2025)Лицо, принимаемое в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, обязательно должно проходить вакцинацию (делать профилактические прививки) (п. 12 Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825).
(КонсультантПлюс, 2025)Лицо, принимаемое в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, обязательно должно проходить вакцинацию (делать профилактические прививки) (п. 12 Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825).
Статья: Вакцинация детей в ситуации пандемии: правовые грани возможного
(Смоланов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 2)После разработки вакцин и получения ими разрешения на применение в чрезвычайных ситуациях фокус внимания государственных органов сместился на проведение вакцинации как можно большего процента населения в кратчайшие сроки. Политика по обеспечению вакцинации также проводилась на двух уровнях. На федеральном уровне в декабре 2020 года были внесены изменения в Приложение N 2 к Приказу Минздрава от 21 марта 2014 года N 125н, содержащее перечень инфекционных болезней, при угрозе возникновения которых может проводиться профилактическая вакцинация по решению Главного государственного санитарного врача РФ и главных государственных санитарных врачей субъектов РФ. Приказом Минздрава от 9 декабря 2020 года N 1307н данный перечень был дополнен прививкой против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, а также был установлен обширный перечень групп граждан, подлежащих обязательной вакцинации <32>. Ранжированный перечень содержит три группы граждан в зависимости от приоритетности вакцинации. Дети и подростки в возрасте 12 - 17 лет относятся к третьей группе приоритета. Важно подчеркнуть, что вакцинация по эпидемиологическим показаниям проводится только после получения добровольного информированного согласия от пациента (на основании пункта 5 Порядка проведения вакцинации, закрепленного в Приложении N 2 к Приказу Минздрава N 125н), а ответственность за отказ от прохождения данного вида вакцинации федеральным законодательством не установлена. Заслуживает внимания правовое регулирование получения профилактических прививок детьми и подростками. По общему правилу, закрепленному в частях 1 и 2 статьи 20 и в части 2 статьи 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан", наличие информированного добровольного согласия родителей или законных представителей на проведение профилактических прививок обязательно только для вакцинации несовершеннолетних в возрасте до 15 лет (или несовершеннолетних, страдающих от наркомании, в возрасте до 16 лет). Тем не менее пунктом 14 Приложения N 3 к Приказу Минздрава от 6 декабря 2021 года N 1122н установлено, что несовершеннолетним в возрасте 12 - 17 лет (включительно) вакцинация от коронавирусной инфекции проводится только при наличии письменного согласия одного из родителей / законных представителей <33>, что уже являлось предметом рассмотрения Верховного Суда РФ и было признано им допустимым <34>.
(Смоланов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 2)После разработки вакцин и получения ими разрешения на применение в чрезвычайных ситуациях фокус внимания государственных органов сместился на проведение вакцинации как можно большего процента населения в кратчайшие сроки. Политика по обеспечению вакцинации также проводилась на двух уровнях. На федеральном уровне в декабре 2020 года были внесены изменения в Приложение N 2 к Приказу Минздрава от 21 марта 2014 года N 125н, содержащее перечень инфекционных болезней, при угрозе возникновения которых может проводиться профилактическая вакцинация по решению Главного государственного санитарного врача РФ и главных государственных санитарных врачей субъектов РФ. Приказом Минздрава от 9 декабря 2020 года N 1307н данный перечень был дополнен прививкой против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, а также был установлен обширный перечень групп граждан, подлежащих обязательной вакцинации <32>. Ранжированный перечень содержит три группы граждан в зависимости от приоритетности вакцинации. Дети и подростки в возрасте 12 - 17 лет относятся к третьей группе приоритета. Важно подчеркнуть, что вакцинация по эпидемиологическим показаниям проводится только после получения добровольного информированного согласия от пациента (на основании пункта 5 Порядка проведения вакцинации, закрепленного в Приложении N 2 к Приказу Минздрава N 125н), а ответственность за отказ от прохождения данного вида вакцинации федеральным законодательством не установлена. Заслуживает внимания правовое регулирование получения профилактических прививок детьми и подростками. По общему правилу, закрепленному в частях 1 и 2 статьи 20 и в части 2 статьи 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан", наличие информированного добровольного согласия родителей или законных представителей на проведение профилактических прививок обязательно только для вакцинации несовершеннолетних в возрасте до 15 лет (или несовершеннолетних, страдающих от наркомании, в возрасте до 16 лет). Тем не менее пунктом 14 Приложения N 3 к Приказу Минздрава от 6 декабря 2021 года N 1122н установлено, что несовершеннолетним в возрасте 12 - 17 лет (включительно) вакцинация от коронавирусной инфекции проводится только при наличии письменного согласия одного из родителей / законных представителей <33>, что уже являлось предметом рассмотрения Верховного Суда РФ и было признано им допустимым <34>.