Перечень накАзов избирателей
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень накАзов избирателей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принцип эффективности и его реализация в деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации
(Ульянов А.Ю.)
("Журнал российского права", 2024, N 10)Похожая практика внедрена в работу Курской областной Думы, которой в соответствии с Законом Курской области от 28 июня 2021 г. N 57-ЗКО "О наказах избирателей и о внесении изменений в статью 8.1 Закона Курской области "О статусе депутата Курской областной Думы" утвержден сводный перечень наказов избирателей областным депутатам <28>.
(Ульянов А.Ю.)
("Журнал российского права", 2024, N 10)Похожая практика внедрена в работу Курской областной Думы, которой в соответствии с Законом Курской области от 28 июня 2021 г. N 57-ЗКО "О наказах избирателей и о внесении изменений в статью 8.1 Закона Курской области "О статусе депутата Курской областной Думы" утвержден сводный перечень наказов избирателей областным депутатам <28>.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Определенное своеобразие регулирования можно увидеть еще в одном акте - Законе Астраханской области от 11 декабря 2002 г. "О наказах избирателей депутатам Думы Астраханской области". Согласно ст. 2 акта наказы депутатам Думы Астраханской области даются на срок депутатских полномочий избирателями на предвыборных собраниях, встречах с кандидатами в депутаты, формируются из обращений избирателей, адресованных кандидатам в депутаты, при ежегодных отчетах депутатов о своей работе перед избирателями. Депутат Думы Астраханской области, избранный по одномандатному избирательному округу, на основе поступивших ему наказов избирателей формирует перечень наказов избирателей и направляет его в Думу Астраханской области. А депутат Думы, избранный по единому избирательному округу (т.е. по партийному списку), направляет поступившие ему наказы избирателей во фракцию, в которой он состоит. Фракция формирует перечень наказов избирателей, он также направляется в Думу. Перечень наказов избирателей депутатам утверждается постановлением Думы Астраханской области. Дума вправе принять мотивированное решение о нецелесообразности включения отдельных наказов в перечень наказов избирателей депутатам. По результатам ежегодных отчетов депутатов о своей работе перед избирателями Думой Астраханской области перечень наказов избирателей, принятых к исполнению, может быть изменен до утверждения бюджета области на очередной финансовый год.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Определенное своеобразие регулирования можно увидеть еще в одном акте - Законе Астраханской области от 11 декабря 2002 г. "О наказах избирателей депутатам Думы Астраханской области". Согласно ст. 2 акта наказы депутатам Думы Астраханской области даются на срок депутатских полномочий избирателями на предвыборных собраниях, встречах с кандидатами в депутаты, формируются из обращений избирателей, адресованных кандидатам в депутаты, при ежегодных отчетах депутатов о своей работе перед избирателями. Депутат Думы Астраханской области, избранный по одномандатному избирательному округу, на основе поступивших ему наказов избирателей формирует перечень наказов избирателей и направляет его в Думу Астраханской области. А депутат Думы, избранный по единому избирательному округу (т.е. по партийному списку), направляет поступившие ему наказы избирателей во фракцию, в которой он состоит. Фракция формирует перечень наказов избирателей, он также направляется в Думу. Перечень наказов избирателей депутатам утверждается постановлением Думы Астраханской области. Дума вправе принять мотивированное решение о нецелесообразности включения отдельных наказов в перечень наказов избирателей депутатам. По результатам ежегодных отчетов депутатов о своей работе перед избирателями Думой Астраханской области перечень наказов избирателей, принятых к исполнению, может быть изменен до утверждения бюджета области на очередной финансовый год.
Нормативные акты
Статья: Сравнительно-правовой анализ местных советов народных депутатов советского периода и представительных органов местного самоуправления
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 3)Современный депутат представительного органа обладает свободным мандатом, в отличие от депутата МСНД, который обладал императивным мандатом. С.А. Авакьян отмечает, что "императивный мандат подразумевает обязательные наказы для депутатов и их отчетность перед избирателями, а также возможность отзыва депутатов. В свою очередь, свободный мандат позволяет депутатам не быть связанными наказами, информировать избирателей, но при этом исключает возможность отзыва депутата" <13>. В настоящее время народные избранники выдвигаются политическими партиями, и, соответственно, статус их иной. Он был определен ст. 24 и ст. 35.1 ФЗ N 131. При этом он более стал "зависимым от политической партии" и по нормам ст. 18 ФЗ N 33, согласно которым депутат не может выйти из фракции, а если он не соблюдает этот запрет, то его полномочия как депутата прекращаются. Сегодняшний депутат - это юридически уполномоченный представитель народа, но фактически он стал заложником политической партии. Формально обладая свободным мандатом, в реальности народный избранник подчиняется партийной дисциплине и установкам. Он словно связан невидимыми нитями партийного контроля <14>. Современный депутатский мандат все больше напоминает партийный императивный мандат <15>. Распределение мест по спискам партий привело к тому, что депутаты стали менее ответственными перед своими избирателями, и в результате, как пишет Н.М. Чепурнова, утрачена такая форма связи с народом, как наказы избирателей <16>.
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 3)Современный депутат представительного органа обладает свободным мандатом, в отличие от депутата МСНД, который обладал императивным мандатом. С.А. Авакьян отмечает, что "императивный мандат подразумевает обязательные наказы для депутатов и их отчетность перед избирателями, а также возможность отзыва депутатов. В свою очередь, свободный мандат позволяет депутатам не быть связанными наказами, информировать избирателей, но при этом исключает возможность отзыва депутата" <13>. В настоящее время народные избранники выдвигаются политическими партиями, и, соответственно, статус их иной. Он был определен ст. 24 и ст. 35.1 ФЗ N 131. При этом он более стал "зависимым от политической партии" и по нормам ст. 18 ФЗ N 33, согласно которым депутат не может выйти из фракции, а если он не соблюдает этот запрет, то его полномочия как депутата прекращаются. Сегодняшний депутат - это юридически уполномоченный представитель народа, но фактически он стал заложником политической партии. Формально обладая свободным мандатом, в реальности народный избранник подчиняется партийной дисциплине и установкам. Он словно связан невидимыми нитями партийного контроля <14>. Современный депутатский мандат все больше напоминает партийный императивный мандат <15>. Распределение мест по спискам партий привело к тому, что депутаты стали менее ответственными перед своими избирателями, и в результате, как пишет Н.М. Чепурнова, утрачена такая форма связи с народом, как наказы избирателей <16>.
Статья: Местные выборы в СССР в начале 1930-х годов: избирательные процедуры и практика
(Глумная М.Н., Ведров С.Ю.)
("Журнал российского права", 2025, N 4)Особенностью организации избирательной кампании 1930/1931 гг. стало стремление решить проблему недоучета избирателей, имевшую место в предыдущие годы, и максимально формализовать составление списков избирателей. В ходе проведения избирательной кампании применялись новые формы агитации: ведение регулярного радиовещания, создание специальных агитационных бригад, проведение эстафет, выставок-передвижек, вечеров товарищеских встреч, организация самопроверки наказов избирателей и т.д. В целях активного привлечения избирателей в отчетно-перевыборную кампанию горсовета были открыты детские комнаты и сады с питанием, где родители могли оставить своих детей на время проведения собрания, а также "холодные закусочные". В условиях продовольственных трудностей получение дополнительного доступа к продовольственным ресурсам становилось весомым фактором предвыборной агитации. В советском избирательном законодательстве регламентация норм представительства играла значительную роль. Нормы представительства являлись одним из важных и эффективных инструментов, позволяющих сформировать "послушные" советы. Так, в горсовете по сравнению с избирательной кампанией 1929 г. увеличилось количество женщин, усилилось рабочее и партийное ядро. Анализ исторических фактов позволяет выявить ряд категорий граждан, лишенных избирательных прав. Количество таких "лишенцев" почти в два раза превышало союзные показатели, что кардинально повлияло на итоги выборов в горсовет Вологды. Однако горожане в тот период имели собственное мнение о том, кто должен представлять их в органах власти. Стремление выдвинуть своих кандидатов отражает сохранение веры в действенность советской власти, в ее народный характер.
(Глумная М.Н., Ведров С.Ю.)
("Журнал российского права", 2025, N 4)Особенностью организации избирательной кампании 1930/1931 гг. стало стремление решить проблему недоучета избирателей, имевшую место в предыдущие годы, и максимально формализовать составление списков избирателей. В ходе проведения избирательной кампании применялись новые формы агитации: ведение регулярного радиовещания, создание специальных агитационных бригад, проведение эстафет, выставок-передвижек, вечеров товарищеских встреч, организация самопроверки наказов избирателей и т.д. В целях активного привлечения избирателей в отчетно-перевыборную кампанию горсовета были открыты детские комнаты и сады с питанием, где родители могли оставить своих детей на время проведения собрания, а также "холодные закусочные". В условиях продовольственных трудностей получение дополнительного доступа к продовольственным ресурсам становилось весомым фактором предвыборной агитации. В советском избирательном законодательстве регламентация норм представительства играла значительную роль. Нормы представительства являлись одним из важных и эффективных инструментов, позволяющих сформировать "послушные" советы. Так, в горсовете по сравнению с избирательной кампанией 1929 г. увеличилось количество женщин, усилилось рабочее и партийное ядро. Анализ исторических фактов позволяет выявить ряд категорий граждан, лишенных избирательных прав. Количество таких "лишенцев" почти в два раза превышало союзные показатели, что кардинально повлияло на итоги выборов в горсовет Вологды. Однако горожане в тот период имели собственное мнение о том, кто должен представлять их в органах власти. Стремление выдвинуть своих кандидатов отражает сохранение веры в действенность советской власти, в ее народный характер.
Статья: Дуализм правовой природы местного самоуправления в контексте конституционной реформы Российской Федерации (на примере местного самоуправления в городе Новосибирске)
(Федорова О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Процедура сбора и исполнения наказов избирателей регламентируется Положением о наказах избирателей в городе Новосибирске <15>. В соответствии с ним депутат в течение 30 дней после избрания рассматривает предложения избирателей по наказам, оформляет список предложений по наказам и направляет его в мэрию города Новосибирска (п. 3.1 Положения). Мэрия, в свою очередь, готовит план мероприятий по реализации наказов на период полномочий депутатов Совета соответствующего созыва, а также учитывает этот план при подготовке проекта решения Совета о бюджете города Новосибирска на следующий финансовый год и плановый период (п. 4.2, 5.2 Положения).
(Федорова О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Процедура сбора и исполнения наказов избирателей регламентируется Положением о наказах избирателей в городе Новосибирске <15>. В соответствии с ним депутат в течение 30 дней после избрания рассматривает предложения избирателей по наказам, оформляет список предложений по наказам и направляет его в мэрию города Новосибирска (п. 3.1 Положения). Мэрия, в свою очередь, готовит план мероприятий по реализации наказов на период полномочий депутатов Совета соответствующего созыва, а также учитывает этот план при подготовке проекта решения Совета о бюджете города Новосибирска на следующий финансовый год и плановый период (п. 4.2, 5.2 Положения).
Статья: Конституционно-правовая и внутрипартийная ответственность депутатов и кандидатов в депутаты: общее и особенное
(Колосова Н.М., Мамедова В.Э.)
("Журнал российского права", 2022, N 11)Алимов Э.В. Проблемы реализации наказов избирателей в субъектах Российской Федерации // Журнал российского права. 2019. N 10.
(Колосова Н.М., Мамедова В.Э.)
("Журнал российского права", 2022, N 11)Алимов Э.В. Проблемы реализации наказов избирателей в субъектах Российской Федерации // Журнал российского права. 2019. N 10.
Статья: Формы взаимодействия депутата и гражданского общества в Республике Южная Осетия
(Санакоев А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 4)В Основном законе Южной Осетии, так же как и в российском, не определяется характер императивного мандата. В нем не упоминаются такие понятия, как наказы избирателей и досрочный отзыв депутата избирателями. Согласно п. 8 ст. 58, депутат может быть лишен депутатских полномочий только в соответствии с законом.
(Санакоев А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 4)В Основном законе Южной Осетии, так же как и в российском, не определяется характер императивного мандата. В нем не упоминаются такие понятия, как наказы избирателей и досрочный отзыв депутата избирателями. Согласно п. 8 ст. 58, депутат может быть лишен депутатских полномочий только в соответствии с законом.