Перечень инсайдерской информации банка России
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень инсайдерской информации банка России (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как раскрывается и предоставляется инсайдерская информация
(КонсультантПлюс, 2025)Перечни инсайдерской информации юрлиц, указанных в п. п. 1, 3, 4, 11 и 12 ст. 4 Закона о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации, подлежат раскрытию в сети Интернет на их официальных сайтах и (или) на сайтах (страницах сайтов), которые они используют для раскрытия информации в соответствии с законодательством о ценных бумагах. Перечни инсайдерской информации Банка России и органов и организаций, указанных в п. 9 ст. 4 названного Закона, подлежат раскрытию на их официальных сайтах (ч. 4 ст. 3 Закона о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации).
(КонсультантПлюс, 2025)Перечни инсайдерской информации юрлиц, указанных в п. п. 1, 3, 4, 11 и 12 ст. 4 Закона о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации, подлежат раскрытию в сети Интернет на их официальных сайтах и (или) на сайтах (страницах сайтов), которые они используют для раскрытия информации в соответствии с законодательством о ценных бумагах. Перечни инсайдерской информации Банка России и органов и организаций, указанных в п. 9 ст. 4 названного Закона, подлежат раскрытию на их официальных сайтах (ч. 4 ст. 3 Закона о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации).
Готовое решение: Как управляют госкорпорациями и контролируют их
(КонсультантПлюс, 2025)требований о раскрытии и предоставлении инсайдерской информации, предъявляемых к инсайдерам (эмитентам) (ч. 1 ст. 3, п. 1 ст. 4, ст. 8 Закона о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации, п. п. 1.1 - 1.24 Перечня из Приложения к Указанию Банка России от 30.09.2024 N 6877-У).
(КонсультантПлюс, 2025)требований о раскрытии и предоставлении инсайдерской информации, предъявляемых к инсайдерам (эмитентам) (ч. 1 ст. 3, п. 1 ст. 4, ст. 8 Закона о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации, п. п. 1.1 - 1.24 Перечня из Приложения к Указанию Банка России от 30.09.2024 N 6877-У).
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1.1. Порядок и сроки раскрытия инсайдерской информации (отдельных видов инсайдерской информации) эмитентов, не включенной в утвержденный Банком России перечень инсайдерской информации, утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) эмитента, а в случае отсутствия совета директоров (наблюдательного совета) лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента. На раскрытие или предоставление такой информации не распространяются порядок и сроки раскрытия или предоставления инсайдерской информации, установленные нормативными актами Банка России.
(ред. от 08.08.2024)
"О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1.1. Порядок и сроки раскрытия инсайдерской информации (отдельных видов инсайдерской информации) эмитентов, не включенной в утвержденный Банком России перечень инсайдерской информации, утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) эмитента, а в случае отсутствия совета директоров (наблюдательного совета) лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента. На раскрытие или предоставление такой информации не распространяются порядок и сроки раскрытия или предоставления инсайдерской информации, установленные нормативными актами Банка России.
Федеральный закон от 27.12.2018 N 514-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг""1.1. Порядок и сроки раскрытия инсайдерской информации (отдельных видов инсайдерской информации) эмитентов, не включенной в утвержденный Банком России перечень инсайдерской информации, утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) эмитента, а в случае отсутствия совета директоров (наблюдательного совета) лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента. На раскрытие или предоставление такой информации не распространяются порядок и сроки раскрытия или предоставления инсайдерской информации, установленные нормативными актами Банка России.
"О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг""1.1. Порядок и сроки раскрытия инсайдерской информации (отдельных видов инсайдерской информации) эмитентов, не включенной в утвержденный Банком России перечень инсайдерской информации, утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) эмитента, а в случае отсутствия совета директоров (наблюдательного совета) лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента. На раскрытие или предоставление такой информации не распространяются порядок и сроки раскрытия или предоставления инсайдерской информации, установленные нормативными актами Банка России.
"Правовое регулирование новых видов предпринимательской деятельности: практическое пособие"
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)К инсайдерской информации относится также информация, предусмотренная в п. 2.1 указания Банка России от 11 сентября 2014 г. N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <95>.
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)К инсайдерской информации относится также информация, предусмотренная в п. 2.1 указания Банка России от 11 сентября 2014 г. N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <95>.
Статья: Анализ влияния корпоративного управления на ставку дисконтирования при расчете стоимости бизнеса в рамках доходного подхода
(Ксенофонтова О.Д., Косорукова И.В., Федотова М.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Информация Банка России "Перечень выявленных случаев неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком". URL: https://cbr.ru/inside/inside_detect/table/.
(Ксенофонтова О.Д., Косорукова И.В., Федотова М.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Информация Банка России "Перечень выявленных случаев неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком". URL: https://cbr.ru/inside/inside_detect/table/.
Статья: Некоторые проблемы правового регулирования обязанностей акционерного общества раскрывать информацию и предоставлять информацию
(Мельникова Т.В.)
("Юрист", 2021, N 3)В заключение следует отметить, что в данной сфере существуют и иные проблемы правового регулирования исследуемых обязанностей, например проблема, касающаяся перечня информации, которая подлежит раскрытию. Пункт 1 ст. 92 Закона об акционерных обществах закрепляет исчерпывающий перечень информации, которая подлежит раскрытию публичным акционерным обществом: "...годовой отчет общества, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность; проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров; иные сведения, определяемые Банком России".
(Мельникова Т.В.)
("Юрист", 2021, N 3)В заключение следует отметить, что в данной сфере существуют и иные проблемы правового регулирования исследуемых обязанностей, например проблема, касающаяся перечня информации, которая подлежит раскрытию. Пункт 1 ст. 92 Закона об акционерных обществах закрепляет исчерпывающий перечень информации, которая подлежит раскрытию публичным акционерным обществом: "...годовой отчет общества, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность; проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров; иные сведения, определяемые Банком России".
Статья: Современное состояние нормативного регулирования рынка производных финансовых инструментов актами Банка России
(Сарнаков И.В.)
("Банковское право", 2021, N 5)Указание Банка России от 21.11.2019 N 5326-У "О перечне инсайдерской информации юридических лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также о порядке и сроках ее раскрытия"
(Сарнаков И.В.)
("Банковское право", 2021, N 5)Указание Банка России от 21.11.2019 N 5326-У "О перечне инсайдерской информации юридических лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также о порядке и сроках ее раскрытия"
Статья: Инсайдеры на финансовых рынках: теория и практика
(Менде Е., Саакян С.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)С 2013 года Банк России публикует на официальном сайте выявленные случаи неправомерного использования инсайдерской информации, и за девять лет было выявлено лишь семь случаев. Для сравнения, выявленных случаев манипулирования раз в 10 больше, это связано с тем, что как в случаях с инсайдом, так и в случаях с манипулированием выявление осуществляется с использованием специального программного обеспечения. При этом для манипулирования первичным является отклонение цен от рыночных, а для незаконной инсайдерской деятельности необходимо установить конкретных физических лиц, такой информацией обладающих. На сегодняшний день у Банка России нет полномочий на получение такой информации по умолчанию, единственное, что он может сделать, - запросить список инсайдеров и сопоставить его со стороной сделки. Ни о каких полномочиях, сопоставимых с правоохранительными органами, речь не идет. Это в очередной раз поднимает вопрос недостаточных полномочий Центрального банка для эффективного пресечения преступлений на финансовом рынке.
(Менде Е., Саакян С.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)С 2013 года Банк России публикует на официальном сайте выявленные случаи неправомерного использования инсайдерской информации, и за девять лет было выявлено лишь семь случаев. Для сравнения, выявленных случаев манипулирования раз в 10 больше, это связано с тем, что как в случаях с инсайдом, так и в случаях с манипулированием выявление осуществляется с использованием специального программного обеспечения. При этом для манипулирования первичным является отклонение цен от рыночных, а для незаконной инсайдерской деятельности необходимо установить конкретных физических лиц, такой информацией обладающих. На сегодняшний день у Банка России нет полномочий на получение такой информации по умолчанию, единственное, что он может сделать, - запросить список инсайдеров и сопоставить его со стороной сделки. Ни о каких полномочиях, сопоставимых с правоохранительными органами, речь не идет. Это в очередной раз поднимает вопрос недостаточных полномочий Центрального банка для эффективного пресечения преступлений на финансовом рынке.
Вопрос: О раскрытии информации кредитной организацией - профессиональным участником РЦБ / инсайдером, в отношении которой введены ограничительные меры.
(Письмо Банка России от 30.07.2024 N 38-1-4/2435)Аналогичное право не раскрывать информацию, в том числе обобщенную, о контрагентах, а также об их отраслевой и географической структуре предоставлено инсайдерам, в отношении которых действуют ограничительные меры, на основании п. 22 Перечня инсайдерской информации, которая может раскрываться в ограниченных составе и (или) объеме, а также которая может не раскрываться, установленного Постановлением Правительства РФ от 28.09.2023 N 1587.
(Письмо Банка России от 30.07.2024 N 38-1-4/2435)Аналогичное право не раскрывать информацию, в том числе обобщенную, о контрагентах, а также об их отраслевой и географической структуре предоставлено инсайдерам, в отношении которых действуют ограничительные меры, на основании п. 22 Перечня инсайдерской информации, которая может раскрываться в ограниченных составе и (или) объеме, а также которая может не раскрываться, установленного Постановлением Правительства РФ от 28.09.2023 N 1587.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)2) недобросовестные практики на финансовом рынке, определение которых дано в п. 2.16 ст. II Договора о сотрудничестве и обмене информацией, в том числе конфиденциальной, между Центральным банком РФ и Национальным Банком Республики Казахстан в области надзора за финансовым рынком от 07.06.2018 <2>. При этом перечень недобросовестных практик на финансовом рынке не является исчерпывающим, так как общее определение "злоупотребление на организованных торгах" включает в себя все возможные виды недобросовестного поведения, повлекшего негативные последствия в результате злоупотребления инсайдерской информацией и манипулирования рынком;
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)2) недобросовестные практики на финансовом рынке, определение которых дано в п. 2.16 ст. II Договора о сотрудничестве и обмене информацией, в том числе конфиденциальной, между Центральным банком РФ и Национальным Банком Республики Казахстан в области надзора за финансовым рынком от 07.06.2018 <2>. При этом перечень недобросовестных практик на финансовом рынке не является исчерпывающим, так как общее определение "злоупотребление на организованных торгах" включает в себя все возможные виды недобросовестного поведения, повлекшего негативные последствия в результате злоупотребления инсайдерской информацией и манипулирования рынком;
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)<1> См. подробнее о видах инсайдерской информации: Указание Банка России от 21 ноября 2019 г. N 5326-У "О перечне инсайдерской информации юридических лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также о порядке и сроках ее раскрытия".
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)<1> См. подробнее о видах инсайдерской информации: Указание Банка России от 21 ноября 2019 г. N 5326-У "О перечне инсайдерской информации юридических лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также о порядке и сроках ее раскрытия".
Вопрос: ПАО ведет список инсайдеров и уведомляет своих инсайдеров о включении в список. Одним из них является ООО, оказывающее ПАО юридические услуги. Есть ли у ООО обязанность вести свой список инсайдеров, создать специальное структурное подразделение и утвердить порядок доступа к инсайдерской информации?
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 224-ФЗ) юридические лица, указанные в п. п. 1, 3 - 8, 11 и 12 ст. 4 Закона N 224-ФЗ, органы и организации, указанные в п. 9 ст. 4 Закона N 224-ФЗ, а также Банк России обязаны, в частности, вести список инсайдеров и уведомлять лиц об их включении в такой список.
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 224-ФЗ) юридические лица, указанные в п. п. 1, 3 - 8, 11 и 12 ст. 4 Закона N 224-ФЗ, органы и организации, указанные в п. 9 ст. 4 Закона N 224-ФЗ, а также Банк России обязаны, в частности, вести список инсайдеров и уведомлять лиц об их включении в такой список.