Перечень грубых нарушений
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень грубых нарушений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Лишение премии
(КонсультантПлюс, 2025)При этом ни Положением, ни иными локальными нормативными актами ответчика не установлен перечень грубых нарушений трудовых обязанностей, которые являются основанием для 100-процентного снижения размера премии...
(КонсультантПлюс, 2025)При этом ни Положением, ни иными локальными нормативными актами ответчика не установлен перечень грубых нарушений трудовых обязанностей, которые являются основанием для 100-процентного снижения размера премии...
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Обжалование акта проверки и предписания МЧС России
(КонсультантПлюс, 2025)Перечень грубых нарушений требований к организации и проведению проверок перечислен в части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ. Неправильное указание формы проверочного листа в распоряжении о проведении проверки к таким нарушениям не отнесено.
(КонсультантПлюс, 2025)Перечень грубых нарушений требований к организации и проведению проверок перечислен в части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ. Неправильное указание формы проверочного листа в распоряжении о проведении проверки к таким нарушениям не отнесено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие есть основания увольнения директора филиала
(КонсультантПлюс, 2025)Если же нарушение директором филиала своих трудовых обязанностей не повлекло серьезных негативных последствий, не рекомендуем увольнять его по п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Однако можете его уволить по п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, если совершенный им проступок подпадает под перечень грубых нарушений, перечисленных в пп. "а" - "д" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Например, за прогул, появление на работе в нетрезвом виде, разглашение коммерческой тайны.
(КонсультантПлюс, 2025)Если же нарушение директором филиала своих трудовых обязанностей не повлекло серьезных негативных последствий, не рекомендуем увольнять его по п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Однако можете его уволить по п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, если совершенный им проступок подпадает под перечень грубых нарушений, перечисленных в пп. "а" - "д" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Например, за прогул, появление на работе в нетрезвом виде, разглашение коммерческой тайны.
Статья: Спор о восстановлении на работе (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)При рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, уволенного по п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что работник совершил одно из грубых нарушений трудовых обязанностей, указанных в этом пункте; перечень грубых нарушений трудовых обязанностей, дающий основание для расторжения трудового договора с работником по п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит (п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)При рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, уволенного по п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что работник совершил одно из грубых нарушений трудовых обязанностей, указанных в этом пункте; перечень грубых нарушений трудовых обязанностей, дающий основание для расторжения трудового договора с работником по п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит (п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2).
Нормативные акты
Статья: Спор об изменении формулировки основания увольнения (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)При рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, уволенного по п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что работник совершил одно из грубых нарушений трудовых обязанностей, указанных в этом пункте. При этом следует иметь в виду, что перечень грубых нарушений трудовых обязанностей, дающий основание для расторжения трудового договора с работником по п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит (п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)При рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, уволенного по п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что работник совершил одно из грубых нарушений трудовых обязанностей, указанных в этом пункте. При этом следует иметь в виду, что перечень грубых нарушений трудовых обязанностей, дающий основание для расторжения трудового договора с работником по п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит (п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").
Готовое решение: Как уволить педагогического работника
(КонсультантПлюс, 2025)Законом не определено, как это сделать. Приведите в уставе образовательной организации перечень нарушений, которые считаются грубыми. Он может быть открытым.
(КонсультантПлюс, 2025)Законом не определено, как это сделать. Приведите в уставе образовательной организации перечень нарушений, которые считаются грубыми. Он может быть открытым.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)4) существенное нарушение административно-публичным субъектом установленной соответствующим нормативным правовым актом юридической процедуры принятия (издания) акта, совершения действий, по результатам которых данный акт был принят (издан). К числу таких существенных нарушений следует относить лишь такие нарушения соответствующих административно-процедурных или административно-процессуальных норм, которые могли повлиять на законность получения доказательств, положенных в основу принятого (изданного) акта, их объективное, полное и всестороннее исследование, а также на обеспечение реализации процедурных (процессуальных) прав физическим лицом или организацией, являющимися адресатами акта. В отдельных федеральных законах содержится прямое указание на нарушения процедурных и процессуальных правил, наличие которых служит безусловным основанием для отмены или признания недействительными индивидуальных административно-правовых актов. Например, ст. 91 Закона N 248-ФЗ установлен перечень грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, наличие любого из которых при проведении конкретного контрольного (надзорного) мероприятия является безусловным основанием для отмены в административном порядке или признания недействительными (незаконными) в судебном порядке решений, принятых по результатам указанного мероприятия. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, наличие которых не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)4) существенное нарушение административно-публичным субъектом установленной соответствующим нормативным правовым актом юридической процедуры принятия (издания) акта, совершения действий, по результатам которых данный акт был принят (издан). К числу таких существенных нарушений следует относить лишь такие нарушения соответствующих административно-процедурных или административно-процессуальных норм, которые могли повлиять на законность получения доказательств, положенных в основу принятого (изданного) акта, их объективное, полное и всестороннее исследование, а также на обеспечение реализации процедурных (процессуальных) прав физическим лицом или организацией, являющимися адресатами акта. В отдельных федеральных законах содержится прямое указание на нарушения процедурных и процессуальных правил, наличие которых служит безусловным основанием для отмены или признания недействительными индивидуальных административно-правовых актов. Например, ст. 91 Закона N 248-ФЗ установлен перечень грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, наличие любого из которых при проведении конкретного контрольного (надзорного) мероприятия является безусловным основанием для отмены в административном порядке или признания недействительными (незаконными) в судебном порядке решений, принятых по результатам указанного мероприятия. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, наличие которых не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Список "обычных" лицензионных требований приведен в п. 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению МКД, грубых - в п. 4(1) этого Положения. Перечень грубых нарушений был введен Постановлением Правительства РФ от 13.09.2018 N 1090, вступившим в силу 26.09.2018. Этим же Постановлением был расширен перечень "обычных" требований. Нарушение лицензионных требований - административно наказуемое деяние, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.1.3 КоАП РФ.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Список "обычных" лицензионных требований приведен в п. 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению МКД, грубых - в п. 4(1) этого Положения. Перечень грубых нарушений был введен Постановлением Правительства РФ от 13.09.2018 N 1090, вступившим в силу 26.09.2018. Этим же Постановлением был расширен перечень "обычных" требований. Нарушение лицензионных требований - административно наказуемое деяние, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Статья: Ответственность за нарушение лицензионных требований и условий: практика проверок и судов
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 10)Чтобы понять, было нарушение лицензионных условий/требований грубым или нет, может потребоваться установить негативные последствия или выявить угрозу их наступления. Это следует из ч. 10 ст. 19.2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <2>. Согласно указанной норме исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности (см. ссылки на нормативную базу в начале статьи). По общему правилу к ним относятся нарушения, повлекшие:
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 10)Чтобы понять, было нарушение лицензионных условий/требований грубым или нет, может потребоваться установить негативные последствия или выявить угрозу их наступления. Это следует из ч. 10 ст. 19.2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <2>. Согласно указанной норме исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности (см. ссылки на нормативную базу в начале статьи). По общему правилу к ним относятся нарушения, повлекшие:
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Закон N 294-ФЗ преодолел отступления от первоначальной концепции законодательной регламентации контроля (надзора) и создал еще более существенные гарантии осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями хозяйственной деятельности. В частности, были введены: планирование проведения плановых проверок и согласование проведения внеплановых проверок с органами прокуратуры; обязательное уведомление контролируемого лица о проведении плановых и внеплановых выездных проверок; введены ведомственные административные регламенты осуществления контроля (надзора); установлен приоритет документарных проверок над выездными; определены ограничение сроков проведения проверок и дополнительные ограничения в части периодичности и сроков проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и др. Законодатель предусмотрел перечень грубых нарушений требований к организации и проведению проверок и, руководствуясь доктриной плодов отравленного дерева, установил правило о том, что результаты проверки, проведенной с грубым нарушением, признаются недействительными.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Закон N 294-ФЗ преодолел отступления от первоначальной концепции законодательной регламентации контроля (надзора) и создал еще более существенные гарантии осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями хозяйственной деятельности. В частности, были введены: планирование проведения плановых проверок и согласование проведения внеплановых проверок с органами прокуратуры; обязательное уведомление контролируемого лица о проведении плановых и внеплановых выездных проверок; введены ведомственные административные регламенты осуществления контроля (надзора); установлен приоритет документарных проверок над выездными; определены ограничение сроков проведения проверок и дополнительные ограничения в части периодичности и сроков проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и др. Законодатель предусмотрел перечень грубых нарушений требований к организации и проведению проверок и, руководствуясь доктриной плодов отравленного дерева, установил правило о том, что результаты проверки, проведенной с грубым нарушением, признаются недействительными.
Статья: Причинно-следственная связь в делах, связанных с возмещением вреда, причиненного ненадлежащим оказанием медицинских услуг
(Фомина В.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Отдельное внимание уделяется установлению причинно-следственной связи при грубом нарушении медицинским работником своих обязанностей. Исчерпывающий перечень грубых нарушений отсутствует, они зависят от обстоятельств конкретного дела. Суд не может устанавливать наличие грубого нарушения, если мнения судебно-медицинских экспертов при проведении экспертизы разделились. Установить грубую ошибку суд может, только если имела место "фундаментальная ошибка" (непроведение обязательных диагностических мероприятий, ошибка на институциональном уровне) <23>.
(Фомина В.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Отдельное внимание уделяется установлению причинно-следственной связи при грубом нарушении медицинским работником своих обязанностей. Исчерпывающий перечень грубых нарушений отсутствует, они зависят от обстоятельств конкретного дела. Суд не может устанавливать наличие грубого нарушения, если мнения судебно-медицинских экспертов при проведении экспертизы разделились. Установить грубую ошибку суд может, только если имела место "фундаментальная ошибка" (непроведение обязательных диагностических мероприятий, ошибка на институциональном уровне) <23>.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)2. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет 14 видов грубых нарушений служебной дисциплины сотрудником. Перечень грубых нарушений является закрытым.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)2. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет 14 видов грубых нарушений служебной дисциплины сотрудником. Перечень грубых нарушений является закрытым.
Статья: Применимы ли к бывшему директору филиала нормы об увольнении руководителей?
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 33)Кассационный суд этот вывод поддержал. Он отверг довод компании об отсутствии установленного законом запрета на увольнение работника по основанию, предусмотренному п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, после его перевода на иную должность при соблюдении сроков и порядка его привлечения к дисциплинарной ответственности. В пункте 49 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 N 2 разъяснено, что работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с руководителем организации (филиала, представительства) или его заместителями, если ими было допущено однократное грубое нарушение своих трудовых обязанностей. Исходя из содержания п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, руководители других структурных подразделений организации и их заместители, а также главный бухгалтер организации не могут быть уволены по этому основанию. Однако трудовой договор с такими работниками может быть расторгнут за однократное грубое нарушение ими своих трудовых обязанностей по п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, если совершенные ими деяния подпадают под перечень грубых нарушений, указанных в подп. "а" - "д" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, либо в иных случаях, если это предусмотрено федеральными законами.
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 33)Кассационный суд этот вывод поддержал. Он отверг довод компании об отсутствии установленного законом запрета на увольнение работника по основанию, предусмотренному п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, после его перевода на иную должность при соблюдении сроков и порядка его привлечения к дисциплинарной ответственности. В пункте 49 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 N 2 разъяснено, что работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с руководителем организации (филиала, представительства) или его заместителями, если ими было допущено однократное грубое нарушение своих трудовых обязанностей. Исходя из содержания п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, руководители других структурных подразделений организации и их заместители, а также главный бухгалтер организации не могут быть уволены по этому основанию. Однако трудовой договор с такими работниками может быть расторгнут за однократное грубое нарушение ими своих трудовых обязанностей по п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, если совершенные ими деяния подпадают под перечень грубых нарушений, указанных в подп. "а" - "д" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, либо в иных случаях, если это предусмотрено федеральными законами.