Пенсия работающим пенсионерам
Подборка наиболее важных документов по запросу Пенсия работающим пенсионерам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 26.1 "Выплата страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности" Федерального закона "О страховых пенсиях""Вопреки доводов кассационной жалобы суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пенсионный орган, располагая сведениями о том, что на 1 число месяца, следующего за месяцем прекращения работы (1 ноября 2022 г.) истец уже вновь работала, не имел правовых оснований для индексации (перерасчета) пенсии истцу как неработающему, прекратившему трудовую деятельность пенсионеру по смыслу положений ст. 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", кроме того истец являлась работающим пенсионером не только на 1 число месяца, предшествующего увольнению, но и на дату принятия пенсионным органом решения (в следующем месяце после увольнения), а также на установленный законом срок выплаты пенсии с перерасчетом (в следующем месяце после принятия решения), тогда как в силу приведенного правового регулирования индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии осуществляется в отношении пенсионеров, прекративших осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, при этом суд апелляционной инстанции верно отметил, что Непродолжительный период увольнения истца на 4 дня с последующим трудоустройством к прежнему работодателю свидетельствует о том, что причиной увольнения истца являлось формальное получение статуса неработающего пенсионера с исключительным намерением получить индексацию пенсии, после чего вновь продолжить трудовую деятельность, что свидетельствует о формальном прекращении трудовых отношений."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 15 "Возмещение убытков" ГК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В данном случае на момент осуществления выплаты Отделение ПФР обладало сведениями о том, что получатели страховой пенсии являются работающими пенсионерами, а значит, оснований для возмещения ущерба не имеется.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В данном случае на момент осуществления выплаты Отделение ПФР обладало сведениями о том, что получатели страховой пенсии являются работающими пенсионерами, а значит, оснований для возмещения ущерба не имеется.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Информация: Соцфонд проиндексирует пенсии работающим пенсионерам в феврале
("Официальный сайт СФР", 2024)"Официальный сайт СФР https://sfr.gov.ru", 2024
("Официальный сайт СФР", 2024)"Официальный сайт СФР https://sfr.gov.ru", 2024
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"Статья 26.1. Особенности выплаты страховой пенсии пенсионерам, осуществлявшим по состоянию на 31 декабря 2024 года работу и (или) иную деятельность
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"Статья 26.1. Особенности выплаты страховой пенсии пенсионерам, осуществлявшим по состоянию на 31 декабря 2024 года работу и (или) иную деятельность
<Информация> СФР
"Пенсии работающих пенсионеров начнут индексироваться с 2025 года"ФОНД ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
"Пенсии работающих пенсионеров начнут индексироваться с 2025 года"ФОНД ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Статья: Перспективы реинжиниринга правового регулирования, юридической науки и образования
(Исаков В.Б.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)Между властью и наукой назрел не только интеллектуальный, но и ценностный разрыв. Конституционные положения о том, что власть принадлежит народу, а основной обязанностью власти является обеспечение его прав и свобод, не просто отошли в тень - они вызывают иронию и насмешки ввиду явного отрыва от действительности. Конкретный пример - российская пенсионная реформа. В 1990-е гг. действовавшая в тот период пенсионная система, построенная на принципе солидарности поколений, была подвергнута уничтожающей критике. Правительство потратило массу сил и средств, чтобы убедить граждан в необходимости перехода к накопительной пенсионной системе, построенной на принципе "каждый сам кузнец своего счастья". Но в последние годы и эта система подвергается масштабной ревизии. Правительство целенаправленно ее разрушает: ликвидированы практически все независимые пенсионные фонды, в том числе вполне успешные. Под разными предлогами у них отозваны лицензии, а пенсионные накопления переданы в Пенсионный фонд РФ. Повышен возраст выхода на пенсию. Заморожена индексация пенсий работающим пенсионерам. К сожалению, Конституционный Суд, призванный стоять на страже прав и свобод граждан, послушно признает эти решения конституционными. На вопрос: "Как же так, ведь это именно нынешние пенсионеры создали ценности, на основе которых возникли ваши частные империи?" - можно получить примерно следующий ответ: "Вы свои ваучеры получили? Получили! Все, с вами в расчете. Никто никому ничего не должен!".
(Исаков В.Б.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)Между властью и наукой назрел не только интеллектуальный, но и ценностный разрыв. Конституционные положения о том, что власть принадлежит народу, а основной обязанностью власти является обеспечение его прав и свобод, не просто отошли в тень - они вызывают иронию и насмешки ввиду явного отрыва от действительности. Конкретный пример - российская пенсионная реформа. В 1990-е гг. действовавшая в тот период пенсионная система, построенная на принципе солидарности поколений, была подвергнута уничтожающей критике. Правительство потратило массу сил и средств, чтобы убедить граждан в необходимости перехода к накопительной пенсионной системе, построенной на принципе "каждый сам кузнец своего счастья". Но в последние годы и эта система подвергается масштабной ревизии. Правительство целенаправленно ее разрушает: ликвидированы практически все независимые пенсионные фонды, в том числе вполне успешные. Под разными предлогами у них отозваны лицензии, а пенсионные накопления переданы в Пенсионный фонд РФ. Повышен возраст выхода на пенсию. Заморожена индексация пенсий работающим пенсионерам. К сожалению, Конституционный Суд, призванный стоять на страже прав и свобод граждан, послушно признает эти решения конституционными. На вопрос: "Как же так, ведь это именно нынешние пенсионеры создали ценности, на основе которых возникли ваши частные империи?" - можно получить примерно следующий ответ: "Вы свои ваучеры получили? Получили! Все, с вами в расчете. Никто никому ничего не должен!".
Статья: Трансформация институтов обязательного пенсионного и социального страхования в России
(Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)В то же время созданный институт социального обеспечения унаследовал от предшественников их главный недостаток: отсутствие автономности и независимости в вопросах выработки государственной социальной политики. Несмотря на свои внушительные объемы, он по-прежнему не наделен должным правовым статусом и функциями по выработке политики в сфере государственного социального обеспечения. Эти функции находятся в компетенции Минтруда России. По сути, являясь финансовым гигантом в нашей стране, он является "карликом" в социальной политике. К примеру, согласно законодательству, ЦБ РФ осуществляет свою деятельность независимо от других федеральных органов государственной власти и наделен функциями разработки и проведения единой государственной денежно-кредитной политики <2>. В отношении СФР такой подход применен не был, в результате он не может отстаивать интересы своих застрахованных лиц перед другими органами власти. Как итог, все последние изменения в пенсионном законодательстве реализуются в интересах Минфина и Минэкономразвития, которые зачастую идут вразрез с интересами граждан и ущемляют их пенсионные права. Например, отмена индексации страховой пенсии работающим пенсионерам, повышение пенсионного возраста, введение моратория на формирование пенсионных прав на накопительную пенсию.
(Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)В то же время созданный институт социального обеспечения унаследовал от предшественников их главный недостаток: отсутствие автономности и независимости в вопросах выработки государственной социальной политики. Несмотря на свои внушительные объемы, он по-прежнему не наделен должным правовым статусом и функциями по выработке политики в сфере государственного социального обеспечения. Эти функции находятся в компетенции Минтруда России. По сути, являясь финансовым гигантом в нашей стране, он является "карликом" в социальной политике. К примеру, согласно законодательству, ЦБ РФ осуществляет свою деятельность независимо от других федеральных органов государственной власти и наделен функциями разработки и проведения единой государственной денежно-кредитной политики <2>. В отношении СФР такой подход применен не был, в результате он не может отстаивать интересы своих застрахованных лиц перед другими органами власти. Как итог, все последние изменения в пенсионном законодательстве реализуются в интересах Минфина и Минэкономразвития, которые зачастую идут вразрез с интересами граждан и ущемляют их пенсионные права. Например, отмена индексации страховой пенсии работающим пенсионерам, повышение пенсионного возраста, введение моратория на формирование пенсионных прав на накопительную пенсию.
Статья: Категория социального риска и риск-ориентированный подход к правовому регулированию социального обеспечения
(Федорова М.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)Оценка степени социального риска, которому подвергаются те или иные категории граждан, при внесении в законодательство о социальной защите изменений и дополнений, направленных на усиление адресности социальной поддержки, также может рассматриваться как применение риск-ориентированного подхода. В ряду подобных примеров могут быть названы введение условий о продолжительности проживания в зонах радиоактивного загрязнения для предоставления мер социальной поддержки, связанных с чернобыльской катастрофой; установление специальных правил индексации страховых пенсий для работающих пенсионеров; определение случаев прекращения права на материнский (семейный) капитал и т.д.
(Федорова М.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)Оценка степени социального риска, которому подвергаются те или иные категории граждан, при внесении в законодательство о социальной защите изменений и дополнений, направленных на усиление адресности социальной поддержки, также может рассматриваться как применение риск-ориентированного подхода. В ряду подобных примеров могут быть названы введение условий о продолжительности проживания в зонах радиоактивного загрязнения для предоставления мер социальной поддержки, связанных с чернобыльской катастрофой; установление специальных правил индексации страховых пенсий для работающих пенсионеров; определение случаев прекращения права на материнский (семейный) капитал и т.д.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)УПФР были представлены доказательства наличия причинно-следственной связи между допущенным ООО нарушением и возникшими у заявителя убытками, основания для взыскания с ответчика материального ущерба в размере необоснованно выплаченной пенсии работающему пенсионеру, влекущие применение ответственности в виде взыскания ущерба, а именно: к заявлению были приложены решение об индексации пенсии, образовавшейся в связи с непредставлением сведений на застрахованное лицо, документы о факте работы застрахованного лица, подтверждающие непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета - выписки СЗВ-М.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)УПФР были представлены доказательства наличия причинно-следственной связи между допущенным ООО нарушением и возникшими у заявителя убытками, основания для взыскания с ответчика материального ущерба в размере необоснованно выплаченной пенсии работающему пенсионеру, влекущие применение ответственности в виде взыскания ущерба, а именно: к заявлению были приложены решение об индексации пенсии, образовавшейся в связи с непредставлением сведений на застрахованное лицо, документы о факте работы застрахованного лица, подтверждающие непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета - выписки СЗВ-М.
Статья: В Госдуму внесли законопроект о поддержке работающих пенсионеров
(Дученко О.)
("Трудовое право", 2022, N 8)В любом случае наметился интересный тренд на вывод работающих пенсионеров "из тени". Помимо продвижения идеи о пенсионном социальном налоговом возврате, на рассмотрении Госдумы сейчас находится еще и иной законопроект - о возврате индексации страховых пенсий работающих пенсионеров. Его инициатор, депутат Госдумы О.Г. Дмитриева, отмечает, что работающие пенсионеры уже седьмой год получают неполный размер пенсии. При одинаковом порядке индексации с пенсиями неработающих пенсионеров ежемесячная пенсия работающих увеличилась бы в среднем на 6 189 рублей. Предлагается ликвидировать дискриминацию работающих пенсионеров и выплачивать им такой же размер пенсии, какой они бы получали, если бы относились к категории неработающих пенсионеров. Такой подход представляется справедливым.
(Дученко О.)
("Трудовое право", 2022, N 8)В любом случае наметился интересный тренд на вывод работающих пенсионеров "из тени". Помимо продвижения идеи о пенсионном социальном налоговом возврате, на рассмотрении Госдумы сейчас находится еще и иной законопроект - о возврате индексации страховых пенсий работающих пенсионеров. Его инициатор, депутат Госдумы О.Г. Дмитриева, отмечает, что работающие пенсионеры уже седьмой год получают неполный размер пенсии. При одинаковом порядке индексации с пенсиями неработающих пенсионеров ежемесячная пенсия работающих увеличилась бы в среднем на 6 189 рублей. Предлагается ликвидировать дискриминацию работающих пенсионеров и выплачивать им такой же размер пенсии, какой они бы получали, если бы относились к категории неработающих пенсионеров. Такой подход представляется справедливым.
Статья: Оценка эффективности реализации мер по повышению материального содержания российских пенсионеров и разработка альтернативных мер их социального обеспечения
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Важно также отметить, что действующий механизм индексации страховых пенсий по старости имеет исключения в виде работающих пенсионеров, с 1 января 2016 г. им страховые пенсии по старости выплачиваются без учета индексации <7>. Повышение пенсионных выплат работающим пенсионерам обеспечивается только за счет роста социальных отчислений работодателя и дополнительных накопленных ИПК (до 3,0 баллов и до 1,875 для лиц, формирующих пенсионные накопления), а инфляционные издержки должны компенсироваться ростом их заработной платы. Таким образом, по мнению экспертного сообщества, действующее законодательство содержит механизм двойного ограничения размера страховой пенсии в отношении работающих пенсионеров, что не соответствует понятию и нормам социальной справедливости <8>. Возможно, именно отмена индексации пенсий работающим пенсионерам повлияла на сокращение их численности с 2016 г. почти в 2 раза: с 15 259 тыс. человек в 2016 г. до 7 912 тыс. человек в 2023 г. (рис. 1). Кроме того, нельзя исключать и влияние неформального сектора экономики на занятость граждан пенсионного возраста. Ведь для них при достижении пенсионного возраста и накоплении необходимого страхового стажа становится более не принципиальным официальный характер занятости, а выгоды от регулярной индексации пенсионных выплат являются более очевидными.
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Важно также отметить, что действующий механизм индексации страховых пенсий по старости имеет исключения в виде работающих пенсионеров, с 1 января 2016 г. им страховые пенсии по старости выплачиваются без учета индексации <7>. Повышение пенсионных выплат работающим пенсионерам обеспечивается только за счет роста социальных отчислений работодателя и дополнительных накопленных ИПК (до 3,0 баллов и до 1,875 для лиц, формирующих пенсионные накопления), а инфляционные издержки должны компенсироваться ростом их заработной платы. Таким образом, по мнению экспертного сообщества, действующее законодательство содержит механизм двойного ограничения размера страховой пенсии в отношении работающих пенсионеров, что не соответствует понятию и нормам социальной справедливости <8>. Возможно, именно отмена индексации пенсий работающим пенсионерам повлияла на сокращение их численности с 2016 г. почти в 2 раза: с 15 259 тыс. человек в 2016 г. до 7 912 тыс. человек в 2023 г. (рис. 1). Кроме того, нельзя исключать и влияние неформального сектора экономики на занятость граждан пенсионного возраста. Ведь для них при достижении пенсионного возраста и накоплении необходимого страхового стажа становится более не принципиальным официальный характер занятости, а выгоды от регулярной индексации пенсионных выплат являются более очевидными.
Статья: Прекаризация труда и занятости - "реквием по мечте" о социальной справедливости?
(Шуралева С.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 4)Государство видит необходимость укрепления не только финансового, технологического, но и кадрового суверенитета, осознает важность привлечения и удержания не только молодых специалистов, но и опытных работников, которые могут стать наставниками для молодежи. Считаю справедливым возвращение в 2025 г. индексации пенсий работающим пенсионерам, о чем было объявлено Президентом РФ на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме 8 июня 2024 г.
(Шуралева С.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 4)Государство видит необходимость укрепления не только финансового, технологического, но и кадрового суверенитета, осознает важность привлечения и удержания не только молодых специалистов, но и опытных работников, которые могут стать наставниками для молодежи. Считаю справедливым возвращение в 2025 г. индексации пенсий работающим пенсионерам, о чем было объявлено Президентом РФ на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме 8 июня 2024 г.
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2023, N 4)В январе Госдума отклонила сразу несколько законопроектов об индексации пенсий работающим пенсионерам <10>. Новый проект предполагает решение этого вопроса с другой стороны. Предложено исключить их из числа застрахованных в системе ОПС. В результате работодателям не придется начислять взносы с зарплат таким пенсионерам, а их страховая пенсия по старости и фиксированная выплата к ней должны будут индексироваться так же, как и неработающим пенсионерам.
("Главная книга", 2023, N 4)В январе Госдума отклонила сразу несколько законопроектов об индексации пенсий работающим пенсионерам <10>. Новый проект предполагает решение этого вопроса с другой стороны. Предложено исключить их из числа застрахованных в системе ОПС. В результате работодателям не придется начислять взносы с зарплат таким пенсионерам, а их страховая пенсия по старости и фиксированная выплата к ней должны будут индексироваться так же, как и неработающим пенсионерам.
Статья: В поисках релевантных аргументов: структура конституционно-судебной аргументации
(Чирнинов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)Наконец, обоснование применимости конституционных положений может осуществляться в разрезе темпоральных оснований. Ярчайший пример - Определение Конституционного Суда России от 24 июня 2021 года N 1139-О, в котором оценивалась конституционность законоположения, приостановившего индексацию пенсий работающих пенсионеров. В связи с принятием в 2020 году конституционных поправок, гарантирующих среди прочего ежегодную индексацию пенсий (часть 6 статьи 75 Конституции России), гражданин посчитал, что Федеральный закон "О страховых пенсиях" должен быть приведен в соответствие с конституционными предписаниями. Конституционный Суд России указал, что реализация приведенной конституционной новеллы требует тщательного бюджетного планирования и учета "социально-экономических условий и финансовых возможностей государства на среднесрочный и долгосрочный период", что невозможно без "разумного переходного периода для проведения расчетов, аналитической оценки и подготовки соответствующих законодательных решений" <84>. Иными словами, был обоснован тезис о том, что конституционное предписание о ежегодной индексации пенсий начнет действовать спустя некоторое время. Примечательно, что, мотивируя свое решение снять жалобу гражданина с дальнейшего рассмотрения, Конституционный Суд России дополнительно указал, что все судебные акты, принятые по делу заявителя, состоялись до вступления в силу конституционных поправок <85>.
(Чирнинов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)Наконец, обоснование применимости конституционных положений может осуществляться в разрезе темпоральных оснований. Ярчайший пример - Определение Конституционного Суда России от 24 июня 2021 года N 1139-О, в котором оценивалась конституционность законоположения, приостановившего индексацию пенсий работающих пенсионеров. В связи с принятием в 2020 году конституционных поправок, гарантирующих среди прочего ежегодную индексацию пенсий (часть 6 статьи 75 Конституции России), гражданин посчитал, что Федеральный закон "О страховых пенсиях" должен быть приведен в соответствие с конституционными предписаниями. Конституционный Суд России указал, что реализация приведенной конституционной новеллы требует тщательного бюджетного планирования и учета "социально-экономических условий и финансовых возможностей государства на среднесрочный и долгосрочный период", что невозможно без "разумного переходного периода для проведения расчетов, аналитической оценки и подготовки соответствующих законодательных решений" <84>. Иными словами, был обоснован тезис о том, что конституционное предписание о ежегодной индексации пенсий начнет действовать спустя некоторое время. Примечательно, что, мотивируя свое решение снять жалобу гражданина с дальнейшего рассмотрения, Конституционный Суд России дополнительно указал, что все судебные акты, принятые по делу заявителя, состоялись до вступления в силу конституционных поправок <85>.