Пенсионный возраст в Белоруссии
Подборка наиболее важных документов по запросу Пенсионный возраст в Белоруссии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 05.02.2024 N 88-6111/2024 (УИД 58RS0018-01-2023-000982-02)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии.
Обстоятельства: Оспариваемым решением ОПФР истцу было отказано в установлении пенсии по старости с учетом снижения возраста в связи с проживанием на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом по причине отсутствия удостоверения об отнесении к определенной категории лиц, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выданного уполномоченными Правительством Российской Федерации органами.
Решение: Удовлетворено.Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что представленными истцом доказательствами бесспорно подтверждается факт проживания истца на территории Гомельского района и г. Гомель Республики Беларусь, отнесенной к территории, где плотность загрязнения почв цезием-137 соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Установив, что общая продолжительность проживания А. в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом составляет 13 лет 1 месяц 15 дней, суд пришел к выводу о наличии у нее права на назначение пенсии со снижением возраста на 3 года. Учитывая, что на момент обращения за назначением пенсии А. постоянно проживала на территории Российской Федерации, имея вид на жительство в Российской Федерации, суд апелляционной инстанции обязал ответчика назначить ей пенсию с даты первичного обращения в пенсионный орган.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии.
Обстоятельства: Оспариваемым решением ОПФР истцу было отказано в установлении пенсии по старости с учетом снижения возраста в связи с проживанием на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом по причине отсутствия удостоверения об отнесении к определенной категории лиц, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выданного уполномоченными Правительством Российской Федерации органами.
Решение: Удовлетворено.Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что представленными истцом доказательствами бесспорно подтверждается факт проживания истца на территории Гомельского района и г. Гомель Республики Беларусь, отнесенной к территории, где плотность загрязнения почв цезием-137 соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Установив, что общая продолжительность проживания А. в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом составляет 13 лет 1 месяц 15 дней, суд пришел к выводу о наличии у нее права на назначение пенсии со снижением возраста на 3 года. Учитывая, что на момент обращения за назначением пенсии А. постоянно проживала на территории Российской Федерации, имея вид на жительство в Российской Федерации, суд апелляционной инстанции обязал ответчика назначить ей пенсию с даты первичного обращения в пенсионный орган.
Апелляционное определение Омского областного суда от 05.10.2022 N 33-6030/2022 (УИД 55RS0039-01-2022-000541-77)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии, о признании права на назначение пенсии.
Обстоятельства: В удовлетворении заявления об установлении пенсии гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с периодическим радиационным контролем отказано.
Решение: Удовлетворено.Аналогичные правила установлены договором от 24 января 2006 года между Российской Федерацией и Республикой Беларусь "О сотрудничестве в области социального обеспечения", ратифицированным Федеральным законом N 227-ФЗ от 07 декабря 2006 года, ст. 3, 4, 11, 21 которого регламентировано, что лица Договора для одной Договаривающейся Стороны, проживающие на территории другой Договаривающейся стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой Договаривающейся Стороны по отношениям регулируемым законодательством Договаривающихся Сторон с государственном социальном обеспечении, в том числе в том, что относится к трудовым пенсиям по возрасту (по старости). Необходимые для государственного социального обеспечения, обязательного социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний документы, выданные на территории любой из Договаривающихся Сторон, принимаются без легализации.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии, о признании права на назначение пенсии.
Обстоятельства: В удовлетворении заявления об установлении пенсии гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с периодическим радиационным контролем отказано.
Решение: Удовлетворено.Аналогичные правила установлены договором от 24 января 2006 года между Российской Федерацией и Республикой Беларусь "О сотрудничестве в области социального обеспечения", ратифицированным Федеральным законом N 227-ФЗ от 07 декабря 2006 года, ст. 3, 4, 11, 21 которого регламентировано, что лица Договора для одной Договаривающейся Стороны, проживающие на территории другой Договаривающейся стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой Договаривающейся Стороны по отношениям регулируемым законодательством Договаривающихся Сторон с государственном социальном обеспечении, в том числе в том, что относится к трудовым пенсиям по возрасту (по старости). Необходимые для государственного социального обеспечения, обязательного социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний документы, выданные на территории любой из Договаривающихся Сторон, принимаются без легализации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Современное правовое регулирование пенсионного обеспечения в рамках ЕАЭС
(Бекяшев Д.К., Умрихина Е.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Приведем следующий пример. У трудящегося гражданина Республики Беларусь в январе 2023 г. возникло право на пенсию по возрасту по белорусскому законодательству ввиду достижения им пенсионного возраста, накопления необходимого трудового стажа и т.д. Гражданин в течение нескольких лет трудился на территории Республики Армения, в связи с чем в ноябре 2023 г. у него также сформировалось право на трудовую пенсию по возрасту в соответствии с армянским законодательством. Назначение и выплата этому лицу пенсии по законодательству Республики Беларусь производятся с момента возникновения у него соответствующего права (то есть с января 2023 г.), вне зависимости от того, что его право на пенсию по законодательству Республики Армения возникло позднее.
(Бекяшев Д.К., Умрихина Е.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Приведем следующий пример. У трудящегося гражданина Республики Беларусь в январе 2023 г. возникло право на пенсию по возрасту по белорусскому законодательству ввиду достижения им пенсионного возраста, накопления необходимого трудового стажа и т.д. Гражданин в течение нескольких лет трудился на территории Республики Армения, в связи с чем в ноябре 2023 г. у него также сформировалось право на трудовую пенсию по возрасту в соответствии с армянским законодательством. Назначение и выплата этому лицу пенсии по законодательству Республики Беларусь производятся с момента возникновения у него соответствующего права (то есть с января 2023 г.), вне зависимости от того, что его право на пенсию по законодательству Республики Армения возникло позднее.
Статья: Социальная политика в отношении лиц пенсионного возраста в условиях пандемии: исследование отечественного и зарубежного опыта
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Правовые системы многих демократических государств, в том числе России, не были готовы к пандемии коронавируса <18>. Согласимся с Е.В. Лунгу, которая указывает, что признание и соблюдение прав и свобод человека, в том числе прав лиц пенсионного возраста, подверглись испытанию на прочность в различных государствах в период пандемии COVID-19 <19>. Некоторые государства, такие как Швеция, Белоруссия, Япония, Гонконг, Мексика, Бразилия, отказались вводить карантин и принимать меры, связанные с профилактикой распространения вируса (самоизоляция, удаленная форма работы) либо данные меры были достаточно гибкими (удаленная форма обучения) <20>.
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Правовые системы многих демократических государств, в том числе России, не были готовы к пандемии коронавируса <18>. Согласимся с Е.В. Лунгу, которая указывает, что признание и соблюдение прав и свобод человека, в том числе прав лиц пенсионного возраста, подверглись испытанию на прочность в различных государствах в период пандемии COVID-19 <19>. Некоторые государства, такие как Швеция, Белоруссия, Япония, Гонконг, Мексика, Бразилия, отказались вводить карантин и принимать меры, связанные с профилактикой распространения вируса (самоизоляция, удаленная форма работы) либо данные меры были достаточно гибкими (удаленная форма обучения) <20>.
Нормативные акты
Договор между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006
"О сотрудничестве в области социального обеспечения"3) трудовым пенсиям по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) и социальным пенсиям;
"О сотрудничестве в области социального обеспечения"3) трудовым пенсиям по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) и социальным пенсиям;
Статья: Новости от 18.04.2025
("Главная книга", 2025, N 9)Также нужно иметь в виду, что под выходом на пенсию подразумеваются как выход на пенсию по старости, так и другие "пенсионные" ситуации (например, выход на пенсию за выслугу лет у военнослужащих). При этом сам по себе факт увольнения работника пенсионного возраста не означает увольнение по особому основанию в связи с выходом на пенсию.
("Главная книга", 2025, N 9)Также нужно иметь в виду, что под выходом на пенсию подразумеваются как выход на пенсию по старости, так и другие "пенсионные" ситуации (например, выход на пенсию за выслугу лет у военнослужащих). При этом сам по себе факт увольнения работника пенсионного возраста не означает увольнение по особому основанию в связи с выходом на пенсию.
Статья: Уголовное наказание в виде исправительных работ в зарубежных странах
(Чулунов Е.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 3)Отличительной чертой является перечень лиц, в отношении которых не назначаются исправительные работы. К ним относятся беременные женщины и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, нетрудоспособные лица, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, лица, достигшие пенсионного возраста, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, судьи, нотариусы, государственные служащие, должностные лица органов местного самоуправления <6>.
(Чулунов Е.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 3)Отличительной чертой является перечень лиц, в отношении которых не назначаются исправительные работы. К ним относятся беременные женщины и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, нетрудоспособные лица, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, лица, достигшие пенсионного возраста, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, судьи, нотариусы, государственные служащие, должностные лица органов местного самоуправления <6>.
Статья: Злоупотребление правом в социально-обеспечительных правоотношениях: проблема определения понятийной составляющей
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)Это способствует появлению в законодательстве о социальном обеспечении норм, устанавливающих запрет на получение одного вида социального обеспечения по нескольким основаниям (например, пособие по безработице и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет) <24> либо обязательный переход с одного основания обеспечения на другое с заменой вида социального предоставления (например, переход со страховой пенсии по инвалидности на страховую пенсию по старости по достижении установленного законом пенсионного возраста) <25>. Это могут быть другие нормы, определяющие пределы осуществления субъективных прав в социально-обеспечительных правоотношениях.
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)Это способствует появлению в законодательстве о социальном обеспечении норм, устанавливающих запрет на получение одного вида социального обеспечения по нескольким основаниям (например, пособие по безработице и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет) <24> либо обязательный переход с одного основания обеспечения на другое с заменой вида социального предоставления (например, переход со страховой пенсии по инвалидности на страховую пенсию по старости по достижении установленного законом пенсионного возраста) <25>. Это могут быть другие нормы, определяющие пределы осуществления субъективных прав в социально-обеспечительных правоотношениях.
Статья: Основные подходы к определению видов административных наказаний, применяемых к лицам, вовлекающим несовершеннолетних в участие в несанкционированных публичных мероприятиях: отечественный и зарубежный опыт
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Необходимо обратить внимание и на наличие запретов и ограничений, связанных с назначением отдельных видов административных наказаний, назначаемых лицам, вовлекающим несовершеннолетних в участие в несанкционированных публичных мероприятиях. Например, общественные работы в Республике Беларусь не могут быть назначены лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, беременным женщинам и лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, инвалидам I и II группы, а административный арест - беременным женщинам, женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей, лицам, имеющим на иждивении инвалидов I группы либо осуществляющим уход за престарелыми лицами, достигшими восьмидесятилетнего возраста <11>.
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Необходимо обратить внимание и на наличие запретов и ограничений, связанных с назначением отдельных видов административных наказаний, назначаемых лицам, вовлекающим несовершеннолетних в участие в несанкционированных публичных мероприятиях. Например, общественные работы в Республике Беларусь не могут быть назначены лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, беременным женщинам и лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, инвалидам I и II группы, а административный арест - беременным женщинам, женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей, лицам, имеющим на иждивении инвалидов I группы либо осуществляющим уход за престарелыми лицами, достигшими восьмидесятилетнего возраста <11>.
Статья: Налогообложение выплат иностранному сотруднику, работающему в Республике Беларусь
(Егорова А.О.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)- трудовых пенсий по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) и социальных пенсий;
(Егорова А.О.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)- трудовых пенсий по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) и социальных пенсий;
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)3) трудовым пенсиям по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) и социальным пенсиям;
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)3) трудовым пенсиям по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) и социальным пенсиям;
"Налогообложение в области спорта: Учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)2) лиц, достигших возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, независимо от вида получаемой пенсии. Ставка уменьшается на 20% начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, на основании документа, удостоверяющего личность, в котором указан возраст;
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)2) лиц, достигших возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, независимо от вида получаемой пенсии. Ставка уменьшается на 20% начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, на основании документа, удостоверяющего личность, в котором указан возраст;
Статья: Основания и порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя в государствах Евразийского экономического союза в контексте международных трудовых стандартов
(Хасенов М.Х.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 3)Во всех рассматриваемых странах уведомления установлены в отношении экономических увольнений, разница - в их продолжительности. Так, в Армении, Беларуси и России срок составляет не позднее двух месяцев, в Кыргызстане - одного месяца при всех видах экономических увольнений, в Казахстане - не менее одного месяца при ликвидации и сокращении штата и 15 рабочих дней при ухудшении экономического состояния работодателя. Уведомления в случаях несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе предусмотрены в Армении и Кыргызстане не позднее двух недель и в Беларуси не менее двух месяцев. В Армении и Казахстане, где допускается увольнение работников по достижении пенсионного возраста, срок уведомления составляет не позднее двух недель в Армении и не менее чем за один месяц в Казахстане.
(Хасенов М.Х.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 3)Во всех рассматриваемых странах уведомления установлены в отношении экономических увольнений, разница - в их продолжительности. Так, в Армении, Беларуси и России срок составляет не позднее двух месяцев, в Кыргызстане - одного месяца при всех видах экономических увольнений, в Казахстане - не менее одного месяца при ликвидации и сокращении штата и 15 рабочих дней при ухудшении экономического состояния работодателя. Уведомления в случаях несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе предусмотрены в Армении и Кыргызстане не позднее двух недель и в Беларуси не менее двух месяцев. В Армении и Казахстане, где допускается увольнение работников по достижении пенсионного возраста, срок уведомления составляет не позднее двух недель в Армении и не менее чем за один месяц в Казахстане.