Пенсионный возраст трое детей
Подборка наиболее важных документов по запросу Пенсионный возраст трое детей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 32 "Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан" Федерального закона "О страховых пенсиях""Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 4, 5, 8, 22, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, исходил из того, что лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ устанавливается одна пенсия по их выбору. Т.Т. не претендовала на назначение пенсии по старости как лицо, замещающее на постоянной основе должность государственной гражданской службы, обратилась за назначением досрочной страховой пенсии по старости в связи с рождением и воспитанием троих детей до возраста восьми лет по пункту 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, при этом каких-либо указаний, исключений и ссылок на часть 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, пункт 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ не содержит."
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Понятие и основания предоставления отпуска по беременности и родам
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Повышение пенсионного возраста: правовой анализ
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Отказ от повышения пенсионного возраста здесь связан со спецификой соответствующих оснований. Большинство получателей таких досрочных страховых пенсий по старости относится к так называемым социально незащищенным категориям граждан. Как отмечает Е.Г. Азарова, сохранение пенсионных льгот, в частности, для лиц с семейными обязанностями, а также введение дополнительных щадящих правил повышения пенсионного возраста для женщин, родивших и воспитавших трех и четырех детей, вызвано осознанием законодателем того обстоятельства, что распространение на такие уязвимые категории граждан общих правил оставило бы многих из них вообще без страхового обеспечения либо подорвало их здоровье из-за двойной занятости - на работе и дома, непосильной в предпенсионном возрасте <12>. Таким же образом можно рассуждать и применительно к тем случаям, где право на досрочную страховую пенсию по старости обусловлено состоянием здоровья гражданина (инвалиды по зрению I группы, граждане, больные гипофизарным нанизмом, и т.д.), которое не способствует возможному увеличению продолжительности "трудовой жизни". Кроме того, такие основания одновременно влекут назначение страховой пенсии по инвалидности. Учитывая установленные в Законе о страховых пенсиях правила о сроках выплаты страховой пенсии по инвалидности, повышение возраста для соответствующих досрочных страховых пенсий по старости приводило бы к увеличению продолжительности периода обеспечения страховой пенсией по инвалидности и не способствовало достижению декларируемых целей повышения пенсионного возраста. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что повышение пенсионного возраста для рассматриваемых категорий граждан имело бы ярко выраженную негативную социальную окраску.
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Отказ от повышения пенсионного возраста здесь связан со спецификой соответствующих оснований. Большинство получателей таких досрочных страховых пенсий по старости относится к так называемым социально незащищенным категориям граждан. Как отмечает Е.Г. Азарова, сохранение пенсионных льгот, в частности, для лиц с семейными обязанностями, а также введение дополнительных щадящих правил повышения пенсионного возраста для женщин, родивших и воспитавших трех и четырех детей, вызвано осознанием законодателем того обстоятельства, что распространение на такие уязвимые категории граждан общих правил оставило бы многих из них вообще без страхового обеспечения либо подорвало их здоровье из-за двойной занятости - на работе и дома, непосильной в предпенсионном возрасте <12>. Таким же образом можно рассуждать и применительно к тем случаям, где право на досрочную страховую пенсию по старости обусловлено состоянием здоровья гражданина (инвалиды по зрению I группы, граждане, больные гипофизарным нанизмом, и т.д.), которое не способствует возможному увеличению продолжительности "трудовой жизни". Кроме того, такие основания одновременно влекут назначение страховой пенсии по инвалидности. Учитывая установленные в Законе о страховых пенсиях правила о сроках выплаты страховой пенсии по инвалидности, повышение возраста для соответствующих досрочных страховых пенсий по старости приводило бы к увеличению продолжительности периода обеспечения страховой пенсией по инвалидности и не способствовало достижению декларируемых целей повышения пенсионного возраста. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что повышение пенсионного возраста для рассматриваемых категорий граждан имело бы ярко выраженную негативную социальную окраску.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе организовывать прохождение профессионального обучения, получение дополнительного профессионального образования женщинами в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятыми гражданами, которым назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе организовывать прохождение профессионального обучения, получение дополнительного профессионального образования женщинами в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятыми гражданами, которым назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность.
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2015 N 1925-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Смольяновой Кристины Николаевны на нарушение ее конституционных прав подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 и статьей 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пунктом 2 части 1 статьи 11 и частью 2 статьи 17 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", а также пунктом 2 части 1 статьи 5 и частями 1, 1.1, 1.2, 4 и 4.1 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"По мнению заявительницы, оспариваемые законоположения нарушают ее права, гарантированные статьями 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 37 (часть 1), 38 (часть 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривают возможность освобождения адвокатов, которые не осуществляют адвокатскую деятельностью в связи с необходимостью ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет, от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, притом что на страхователя-работодателя не возложена обязанность по уплате данных страховых взносов за период нахождения работника в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Смольяновой Кристины Николаевны на нарушение ее конституционных прав подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 и статьей 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пунктом 2 части 1 статьи 11 и частью 2 статьи 17 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", а также пунктом 2 части 1 статьи 5 и частями 1, 1.1, 1.2, 4 и 4.1 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"По мнению заявительницы, оспариваемые законоположения нарушают ее права, гарантированные статьями 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 37 (часть 1), 38 (часть 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривают возможность освобождения адвокатов, которые не осуществляют адвокатскую деятельностью в связи с необходимостью ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет, от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, притом что на страхователя-работодателя не возложена обязанность по уплате данных страховых взносов за период нахождения работника в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 11 (2021)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Комитет сразу отметил - на момент достижения автором пенсионного возраста ее страховой стаж составлял всего 12 лет, 10 месяцев и 24 дня. В период 1998 - 2009 годов автор ухаживала за своими детьми, пока ее младшему сыну не исполнилось 14 лет. Комитет принял к сведению довод автора о том, что ей пришлось продлить отпуск по беременности и родам сверх положенных по закону трех лет, потому что ее сын часто болел. Однако автор не уточнила характер заболеваний сына, которые вынуждали ее воздерживаться от поиска оплачиваемой работы в течение столь длительного времени. Более того, хотя автор, отметив, что после 2009 года она не смогла найти работу, не объяснила, почему она обратилась за помощью в трудоустройстве только в 2016 году и почему, получив такую помощь в июне 2016 года, она отказалась от нее спустя несколько месяцев, 25 октября 2016 года. Она также не сообщила о том, пыталась ли она оспорить в суде отказы частных работодателей принять ее на работу (пункт 7.12 Соображений).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Комитет сразу отметил - на момент достижения автором пенсионного возраста ее страховой стаж составлял всего 12 лет, 10 месяцев и 24 дня. В период 1998 - 2009 годов автор ухаживала за своими детьми, пока ее младшему сыну не исполнилось 14 лет. Комитет принял к сведению довод автора о том, что ей пришлось продлить отпуск по беременности и родам сверх положенных по закону трех лет, потому что ее сын часто болел. Однако автор не уточнила характер заболеваний сына, которые вынуждали ее воздерживаться от поиска оплачиваемой работы в течение столь длительного времени. Более того, хотя автор, отметив, что после 2009 года она не смогла найти работу, не объяснила, почему она обратилась за помощью в трудоустройстве только в 2016 году и почему, получив такую помощь в июне 2016 года, она отказалась от нее спустя несколько месяцев, 25 октября 2016 года. Она также не сообщила о том, пыталась ли она оспорить в суде отказы частных работодателей принять ее на работу (пункт 7.12 Соображений).
Статья: Юридическая природа и значение мотивационной функции права социального обеспечения
(Маматказин И.Р.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 1)Прежде всего, в отношении страховых пенсий можно выделить обстоятельства, связанные с исполнением семейных обязанностей, влияющих на пенсионное обеспечение. Рождение трех, четырех и пяти детей и воспитание их до 8-летнего возраста являются обстоятельствами, снижающими пенсионный возраст в страховых пенсиях по старости; рождение двух детей является основанием для предоставления дополнительной льготы, снижающей требования к продолжительности времени работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, для досрочного выхода на страховую пенсию по старости; время ухода за детьми до достижения ими возраста 1,5 года включается в страховой стаж с начислением нестраховых баллов; рождение в семье ребенка-инвалида и воспитание его до 8-летнего возраста дает право на досрочную пенсию по старости; время ухода за ребенком-инвалидом включается в страховой стаж с начислением нестраховых пенсионных баллов; наличие у пенсионера иждивенцев, в число которых могут входить и дети, дает возможность увеличения фиксированной выплаты к страховым пенсиям по старости и по инвалидности.
(Маматказин И.Р.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 1)Прежде всего, в отношении страховых пенсий можно выделить обстоятельства, связанные с исполнением семейных обязанностей, влияющих на пенсионное обеспечение. Рождение трех, четырех и пяти детей и воспитание их до 8-летнего возраста являются обстоятельствами, снижающими пенсионный возраст в страховых пенсиях по старости; рождение двух детей является основанием для предоставления дополнительной льготы, снижающей требования к продолжительности времени работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, для досрочного выхода на страховую пенсию по старости; время ухода за детьми до достижения ими возраста 1,5 года включается в страховой стаж с начислением нестраховых баллов; рождение в семье ребенка-инвалида и воспитание его до 8-летнего возраста дает право на досрочную пенсию по старости; время ухода за ребенком-инвалидом включается в страховой стаж с начислением нестраховых пенсионных баллов; наличие у пенсионера иждивенцев, в число которых могут входить и дети, дает возможность увеличения фиксированной выплаты к страховым пенсиям по старости и по инвалидности.
Ситуация: Как оформить карту "Мир"?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Помимо пенсий на карту "Мир" зачисляются, в частности, социальные выплаты безработным гражданам, выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации, государственные пособия гражданам, имеющим детей, ежемесячные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ч. 5.6 ст. 30.5 Закона N 161-ФЗ; п. п. 2 - 6, 8 Перечня).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Помимо пенсий на карту "Мир" зачисляются, в частности, социальные выплаты безработным гражданам, выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации, государственные пособия гражданам, имеющим детей, ежемесячные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ч. 5.6 ст. 30.5 Закона N 161-ФЗ; п. п. 2 - 6, 8 Перечня).
Статья: Уголовно-правовое регулирование и судебная практика назначения принудительных работ в качестве альтернативы наказанию в виде лишения свободы
(Сафин Л.Р.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Перечень предпосылок (предварительных условий) применения ст. 53.1 УК РФ названными ранее обстоятельствами не исчерпывается, поскольку уголовный закон устанавливает прямой запрет на назначение принудительных работ отдельным категориям лиц независимо от тяжести совершенного ими преступления. К их числу ч. 7 ст. 53.1 УК РФ относит: 1) несовершеннолетних; 2) лиц, признанных инвалидами первой и второй группы; 3) беременных женщин; 4) женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет; 5) лиц, достигших возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанных полностью неспособными к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации <19>; 6) военнослужащих. Следовательно, другой предпосылкой замены лишения свободы принудительными работами является отсутствие препятствий, предусмотренных ч. 7 ст. 53.1 УК РФ.
(Сафин Л.Р.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Перечень предпосылок (предварительных условий) применения ст. 53.1 УК РФ названными ранее обстоятельствами не исчерпывается, поскольку уголовный закон устанавливает прямой запрет на назначение принудительных работ отдельным категориям лиц независимо от тяжести совершенного ими преступления. К их числу ч. 7 ст. 53.1 УК РФ относит: 1) несовершеннолетних; 2) лиц, признанных инвалидами первой и второй группы; 3) беременных женщин; 4) женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет; 5) лиц, достигших возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанных полностью неспособными к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации <19>; 6) военнослужащих. Следовательно, другой предпосылкой замены лишения свободы принудительными работами является отсутствие препятствий, предусмотренных ч. 7 ст. 53.1 УК РФ.
Вопрос: О представлении подраздела 1.2 формы ЕФС-1 в отношении застрахованных лиц, которые подали заявление о предоставлении (продлении) отпуска по уходу за ребенком с полутора до трех лет.
(Письмо СФР от 27.09.2024 N 19-20/45889)Вопрос: В 2024 г. у работницы закончился отпуск по уходу за ребенком до полутора лет и она подала заявление о продлении отпуска до достижения ребенком возраста трех лет. Нужно ли в связи с этим подавать подраздел 1.2 разд. 1 формы ЕФС-1 с типом сведений "Назначение выплат по ОСС"?
(Письмо СФР от 27.09.2024 N 19-20/45889)Вопрос: В 2024 г. у работницы закончился отпуск по уходу за ребенком до полутора лет и она подала заявление о продлении отпуска до достижения ребенком возраста трех лет. Нужно ли в связи с этим подавать подраздел 1.2 разд. 1 формы ЕФС-1 с типом сведений "Назначение выплат по ОСС"?
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Наряду с безработными гражданами получить направление органов службы занятости на бесплатное профессиональное обучение могут и другие предусмотренные законодательством субъектов Российской Федерации категории граждан. В частности, органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право организовывать прохождение профессионального обучения, получение дополнительного профессионального образования женщинами в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятыми гражданами, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность (ч. 6 ст. 30 Федерального закона о занятости). На профессиональное обучение могут быть направлены и безработные граждане предпенсионного возраста (ч. 2 ст. 30, ч. 1 ст. 48 Федерального закона о занятости).
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Наряду с безработными гражданами получить направление органов службы занятости на бесплатное профессиональное обучение могут и другие предусмотренные законодательством субъектов Российской Федерации категории граждан. В частности, органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право организовывать прохождение профессионального обучения, получение дополнительного профессионального образования женщинами в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятыми гражданами, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность (ч. 6 ст. 30 Федерального закона о занятости). На профессиональное обучение могут быть направлены и безработные граждане предпенсионного возраста (ч. 2 ст. 30, ч. 1 ст. 48 Федерального закона о занятости).
Ситуация: Предусмотрена ли государственная помощь в трудоустройстве лицам, ищущим работу, и как ее получить?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, органы государственной власти субъекта РФ вправе организовать профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также незанятых граждан, которым назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность (ч. 6 ст. 30 Закона N 565-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, органы государственной власти субъекта РФ вправе организовать профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также незанятых граждан, которым назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность (ч. 6 ст. 30 Закона N 565-ФЗ).
Вопрос: Об освобождении ИП от страховых взносов за себя при уходе за ребенком с полутора до трех лет.
(Письмо Минфина России от 31.05.2024 N 03-15-05/50599)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, поступившее на официальный сайт Минфина России 20.05.2024, по вопросу освобождения от уплаты страховых взносов индивидуального предпринимателя (не работодателя), временно не осуществляющего предпринимательскую деятельность в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет, и сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 31.05.2024 N 03-15-05/50599)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, поступившее на официальный сайт Минфина России 20.05.2024, по вопросу освобождения от уплаты страховых взносов индивидуального предпринимателя (не работодателя), временно не осуществляющего предпринимательскую деятельность в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет, и сообщает следующее.
Статья: Дискриминационные мотивы и их установление в субъективной стороне необоснованных отказа лицу в приеме на работу или увольнения работника (ст. 144.1 и 145 УК РФ)
(Грецкий И.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)Во-первых, мы считаем несправедливым высказанное в уголовно-правовой доктрине утверждение о том, что рассматриваемые дискриминационные мотивы не являются теми побуждающими факторами (в собственном их смысле), которыми руководствуется работодатель, принимая решения об отказе в приеме на работу или увольнении как предпенсионеров <9>, так и беременных женщин или женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Общеустоявшееся определение мотива преступления дает, например, А.И. Рарог, отмечая, что это побуждение, обусловленное определенными потребностями и интересами, которое вызывает у лица решимость совершить преступление и проявляется в нем <10>. В данном случае побуждение - это достижение лицом возрастного периода продолжительностью до пяти лет, предшествующего назначению ему страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, состояние беременности женщины или наличие у нее детей, возраст которых не достиг трех лет. В качестве же потребности или интереса, обусловливающего это побуждение, выступает желание работодателя как минимум сохранить и не ухудшить то свое экономическое и производственное положение, которое достигнуто индивидуальным предпринимателем или организацией, а как максимум - с помощью нового эффективного работника улучшить это положение. Другими словами, это нежелание нести организационно-управленческие, производственные и экономические риски, связанные с наличием в штате таких работников, поскольку:
(Грецкий И.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)Во-первых, мы считаем несправедливым высказанное в уголовно-правовой доктрине утверждение о том, что рассматриваемые дискриминационные мотивы не являются теми побуждающими факторами (в собственном их смысле), которыми руководствуется работодатель, принимая решения об отказе в приеме на работу или увольнении как предпенсионеров <9>, так и беременных женщин или женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Общеустоявшееся определение мотива преступления дает, например, А.И. Рарог, отмечая, что это побуждение, обусловленное определенными потребностями и интересами, которое вызывает у лица решимость совершить преступление и проявляется в нем <10>. В данном случае побуждение - это достижение лицом возрастного периода продолжительностью до пяти лет, предшествующего назначению ему страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, состояние беременности женщины или наличие у нее детей, возраст которых не достиг трех лет. В качестве же потребности или интереса, обусловливающего это побуждение, выступает желание работодателя как минимум сохранить и не ухудшить то свое экономическое и производственное положение, которое достигнуто индивидуальным предпринимателем или организацией, а как максимум - с помощью нового эффективного работника улучшить это положение. Другими словами, это нежелание нести организационно-управленческие, производственные и экономические риски, связанные с наличием в штате таких работников, поскольку:
Статья: Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации о финансировании судебных экспертиз в арбитражном, гражданском и административном производстве
(Матвеев И.В.)
("Российский судья", 2023, N 11)Второе. Представляется необходимым осуществить систематизацию некоторых правовых ситуаций в судебной деятельности на уровне закона, обусловливающих необходимость проведения судебных экспертиз за счет государства, путем внесения дополнений в ч. 3 ст. 96 ГПК РФ и ч. 3 ст. 109 КАС РФ. Согласно указанным нормам, суд может освободить гражданина с учетом его имущественного положения от уплаты судебных расходов (в том числе и расходов по оплате судебной экспертизы) или уменьшить их размер и взыскать соответствующие расходы за счет средств соответствующего бюджета. Смысл предлагаемых дополнений состоит в отказе от обезличенного установления "учета имущественного положения гражданина", дающего большие возможности для произвольного судебного усмотрения, и в прямом установлении в законе неисчерпывающего перечня оснований для такого освобождения. В частности, вносится предложение в указанных частях соответствующих процессуальных законов после слов "с учетом его имущественного положения" добавить через запятую: "...в том числе при достижении пенсионного возраста, инвалидности, обеспеченности ниже двух прожиточных минимумов из расчета на каждого члена семьи, при наличии в семье трех и более несовершеннолетних детей, включая усыновленных, при наличии иных нуждающихся нетрудоспособных лиц на иждивении". Предлагаемые добавления, раскрывающие более подробно характеристику имущественного положения гражданина, который мог бы претендовать на освобождение от уплаты судебных издержек, включая расходы на производство экспертизы, способствовали бы более эффективному рассмотрению вопросов об определении судом лица, финансирующего судебную экспертизу, в каждом конкретном случае. Кроме того, раскрытие в ГПК РФ и КАС РФ категории "имущественное положение" в контексте освобождения от оплаты расходов на производство судебной экспертизы требовало бы от гражданина подготовки соответствующих документов, подтверждающих его имущественное положение, для каждого предлагаемого основания.
(Матвеев И.В.)
("Российский судья", 2023, N 11)Второе. Представляется необходимым осуществить систематизацию некоторых правовых ситуаций в судебной деятельности на уровне закона, обусловливающих необходимость проведения судебных экспертиз за счет государства, путем внесения дополнений в ч. 3 ст. 96 ГПК РФ и ч. 3 ст. 109 КАС РФ. Согласно указанным нормам, суд может освободить гражданина с учетом его имущественного положения от уплаты судебных расходов (в том числе и расходов по оплате судебной экспертизы) или уменьшить их размер и взыскать соответствующие расходы за счет средств соответствующего бюджета. Смысл предлагаемых дополнений состоит в отказе от обезличенного установления "учета имущественного положения гражданина", дающего большие возможности для произвольного судебного усмотрения, и в прямом установлении в законе неисчерпывающего перечня оснований для такого освобождения. В частности, вносится предложение в указанных частях соответствующих процессуальных законов после слов "с учетом его имущественного положения" добавить через запятую: "...в том числе при достижении пенсионного возраста, инвалидности, обеспеченности ниже двух прожиточных минимумов из расчета на каждого члена семьи, при наличии в семье трех и более несовершеннолетних детей, включая усыновленных, при наличии иных нуждающихся нетрудоспособных лиц на иждивении". Предлагаемые добавления, раскрывающие более подробно характеристику имущественного положения гражданина, который мог бы претендовать на освобождение от уплаты судебных издержек, включая расходы на производство экспертизы, способствовали бы более эффективному рассмотрению вопросов об определении судом лица, финансирующего судебную экспертизу, в каждом конкретном случае. Кроме того, раскрытие в ГПК РФ и КАС РФ категории "имущественное положение" в контексте освобождения от оплаты расходов на производство судебной экспертизы требовало бы от гражданина подготовки соответствующих документов, подтверждающих его имущественное положение, для каждого предлагаемого основания.