Пенсионный стаж военнослужащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Пенсионный стаж военнослужащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 27 "Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии" Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации""Принимая во внимание, что после обучения в профессиональном техническом училище N 1 г. Северодвинска истец был принят на работу по льготной профессии на Северное машиностроительное предприятие, а периоду прохождения истцом службы в составе Вооруженных Сил СССР предшествовала указанная работа на Северном машиностроительном предприятии, учтенная пенсионным органом в стаж работы с тяжелыми условиями труда по подпункту 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости включения периода обучения истца в профессиональном техническом училище N 1 г. Северодвинска с 1 сентября 1977 года по 2 июля 1980 года и период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 30 октября 1981 года по 6 декабря 1983 года в стаж работы в тяжелых условиях труда."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Стаж муниципальной службы (в том числе для назначения пенсии за выслугу лет)
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах Российской Федерации должен быть учтен при назначении В. пенсии за выслугу лет..."
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах Российской Федерации должен быть учтен при назначении В. пенсии за выслугу лет..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Но необходимо отметить, что ст. 111 Закона внесены изменения в абз. 2 п. 1 ст. 12 Закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации, согласно которым при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости сотрудниками органов принудительного исполнения Российской Федерации, получающими пенсию за выслугу лет и пенсию по инвалидности в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Но необходимо отметить, что ст. 111 Закона внесены изменения в абз. 2 п. 1 ст. 12 Закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации, согласно которым при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости сотрудниками органов принудительного исполнения Российской Федерации, получающими пенсию за выслугу лет и пенсию по инвалидности в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.
Статья: Учет при назначении страховой пенсии нестраховых периодов, имевших место за границей: международно-правовой аспект
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)На первый взгляд, вопросы, касающиеся "заграничного" стажа, в рамках пропорциональной модели решаются просто: каждое из государств на основе национального законодательства определяет размер пенсии пропорционально продолжительности стажа, приобретенного на его территории. Однако для определения права на пенсию договоры пропорционального типа предусматривают возможность учета (суммирования) стажа, приобретенного на территории государства-контрагента, если страхового стажа, который приобретен по законодательству государства, назначающего пенсию, недостаточно для возникновения права на нее <25>. При этом подсчет и подтверждение страхового стажа (а значит, и определение состава и условий зачета в страховой стаж иных (нестраховых) периодов) осуществляются по законодательству государства, которое назначает пенсию <26>. Логическим следствием такой конструкции является применение ограничений, предусмотренных национальным законодательством для зачета в страховой стаж нестраховых периодов (например, невозможность зачета в страховой стаж для назначения российской пенсии периода прохождения военной службы в вооруженных силах иностранного государства). Таким образом, и в рамках так называемой пропорциональной модели при подсчете страхового стажа главная роль отводится национальному законодательству.
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)На первый взгляд, вопросы, касающиеся "заграничного" стажа, в рамках пропорциональной модели решаются просто: каждое из государств на основе национального законодательства определяет размер пенсии пропорционально продолжительности стажа, приобретенного на его территории. Однако для определения права на пенсию договоры пропорционального типа предусматривают возможность учета (суммирования) стажа, приобретенного на территории государства-контрагента, если страхового стажа, который приобретен по законодательству государства, назначающего пенсию, недостаточно для возникновения права на нее <25>. При этом подсчет и подтверждение страхового стажа (а значит, и определение состава и условий зачета в страховой стаж иных (нестраховых) периодов) осуществляются по законодательству государства, которое назначает пенсию <26>. Логическим следствием такой конструкции является применение ограничений, предусмотренных национальным законодательством для зачета в страховой стаж нестраховых периодов (например, невозможность зачета в страховой стаж для назначения российской пенсии периода прохождения военной службы в вооруженных силах иностранного государства). Таким образом, и в рамках так называемой пропорциональной модели при подсчете страхового стажа главная роль отводится национальному законодательству.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)В обоснование заявленных требований Ш. указал, что 17 июля 2019 г. на основании положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ему назначена страховая пенсия по старости. При определении права на страховую пенсию и ее размера пенсионным органом в страховой стаж Ш. включен период прохождения им военной службы с 5 ноября 1979 г. по 23 декабря 1998 г. Однако решением пенсионного органа от 10 октября 2019 г. период прохождения Ш. действительной военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с 5 ноября 1979 г. по 6 ноября 1992 г. исключен из страхового стажа Ш. в связи с тем, что военная служба в этот период проходила на территории Эстонской ССР (с 1991 года Эстонская Республика), произведен перерасчет назначенной Ш. страховой пенсии по старости, и с 1 октября 2019 г. выплата страховой пенсии по старости производится Ш. в меньшем размере, чем было установлено 17 июля 2019 г.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)В обоснование заявленных требований Ш. указал, что 17 июля 2019 г. на основании положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ему назначена страховая пенсия по старости. При определении права на страховую пенсию и ее размера пенсионным органом в страховой стаж Ш. включен период прохождения им военной службы с 5 ноября 1979 г. по 23 декабря 1998 г. Однако решением пенсионного органа от 10 октября 2019 г. период прохождения Ш. действительной военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с 5 ноября 1979 г. по 6 ноября 1992 г. исключен из страхового стажа Ш. в связи с тем, что военная служба в этот период проходила на территории Эстонской ССР (с 1991 года Эстонская Республика), произведен перерасчет назначенной Ш. страховой пенсии по старости, и с 1 октября 2019 г. выплата страховой пенсии по старости производится Ш. в меньшем размере, чем было установлено 17 июля 2019 г.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)
(ред. от 26.04.2017)срок военной службы, засчитываемый в трудовой стаж для назначения пенсии, военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву, исчисляется из расчета один месяц за три месяца.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)
(ред. от 26.04.2017)срок военной службы, засчитываемый в трудовой стаж для назначения пенсии, военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву, исчисляется из расчета один месяц за три месяца.
"Комментарий к Федеральному закону от 22 июня 2024 г. N 145-ФЗ "О легализации российских и иностранных официальных документов и об истребовании личных документов"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Предмет регулирования Закона СССР о вывозе, пересылке и истребовании личных документов сформулирован не был, но названный Закон содержал ст. 1 "Право граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, выезжающих из СССР за границу, на вывоз и пересылку личных документов", в которой провозглашалось, что граждане СССР, иностранные граждане и лица без гражданства, выезжающие из СССР за границу, имеют право вывозить или пересылать в международных почтовых отправлениях принадлежащие им подлинники и засвидетельствованные государственными нотариальными конторами копии личных документов о регистрации актов гражданского состояния, образовании, присуждении ученой степени, присвоении ученого звания и повышения квалификации, регистрации транспортных и других технических средств и праве управления ими, трудовом стаже, прохождении воинской службы, участии в Великой Отечественной войне, ранениях и лечении, наградах, пенсиях, наследстве и другие документы, касающиеся обеспечения прав и законных интересов граждан и лиц без гражданства.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Предмет регулирования Закона СССР о вывозе, пересылке и истребовании личных документов сформулирован не был, но названный Закон содержал ст. 1 "Право граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, выезжающих из СССР за границу, на вывоз и пересылку личных документов", в которой провозглашалось, что граждане СССР, иностранные граждане и лица без гражданства, выезжающие из СССР за границу, имеют право вывозить или пересылать в международных почтовых отправлениях принадлежащие им подлинники и засвидетельствованные государственными нотариальными конторами копии личных документов о регистрации актов гражданского состояния, образовании, присуждении ученой степени, присвоении ученого звания и повышения квалификации, регистрации транспортных и других технических средств и праве управления ими, трудовом стаже, прохождении воинской службы, участии в Великой Отечественной войне, ранениях и лечении, наградах, пенсиях, наследстве и другие документы, касающиеся обеспечения прав и законных интересов граждан и лиц без гражданства.
Ситуация: Как рассчитать страховую пенсию военных пенсионеров?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также на величину ИПК влияют коэффициенты, определяемые за полный календарный год периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы. Так, например, по общему правилу коэффициент за полный календарный год засчитываемого в страховой стаж периода военной службы составляет 1,8. Вместе с тем при исчислении страхового стажа, необходимого для приобретения права на страховую пенсию по старости военнослужащими, получающими военную пенсию за выслугу лет либо по инвалидности, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы (работы или иной деятельности), учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет (ч. 4 ст. 13, ч. 11, 12, 12.1 ст. 15 Закона N 400-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также на величину ИПК влияют коэффициенты, определяемые за полный календарный год периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы. Так, например, по общему правилу коэффициент за полный календарный год засчитываемого в страховой стаж периода военной службы составляет 1,8. Вместе с тем при исчислении страхового стажа, необходимого для приобретения права на страховую пенсию по старости военнослужащими, получающими военную пенсию за выслугу лет либо по инвалидности, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы (работы или иной деятельности), учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет (ч. 4 ст. 13, ч. 11, 12, 12.1 ст. 15 Закона N 400-ФЗ).
Ситуация: Полагается ли военным пенсионерам страховая пенсия по старости в дополнение к военной?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости военнослужащими, получающими военную пенсию за выслугу лет либо по инвалидности, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы (работы или иной деятельности), учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет (ч. 4 ст. 13 Закона N 400-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости военнослужащими, получающими военную пенсию за выслугу лет либо по инвалидности, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы (работы или иной деятельности), учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет (ч. 4 ст. 13 Закона N 400-ФЗ).
Ситуация: Какой стаж необходим для получения звания "Ветеран труда"?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим имеет значение продолжительность стажа госслужбы, которая в 2025 г. составляет 19,5 лет. Военнослужащие для получения пенсии за выслугу лет, в частности, должны иметь на день увольнения со службы не менее 20 лет выслуги (п. 1 ст. 7 Закона N 166-ФЗ; Приложение 2 к Закону N 166-ФЗ; ч. 1 ст. 13 Закона от 12.02.1993 N 4468-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим имеет значение продолжительность стажа госслужбы, которая в 2025 г. составляет 19,5 лет. Военнослужащие для получения пенсии за выслугу лет, в частности, должны иметь на день увольнения со службы не менее 20 лет выслуги (п. 1 ст. 7 Закона N 166-ФЗ; Приложение 2 к Закону N 166-ФЗ; ч. 1 ст. 13 Закона от 12.02.1993 N 4468-1).
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Следовательно, сейчас роль трудового стажа минимальна - только для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, государственных гражданских и муниципальных служащих, а также для учета периодов деятельности, имевших место до 2002 г.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Следовательно, сейчас роль трудового стажа минимальна - только для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, государственных гражданских и муниципальных служащих, а также для учета периодов деятельности, имевших место до 2002 г.
Вопрос: Входит ли в трудовой стаж период ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет, для расчета больничного листа?
(Консультация эксперта, 2025)В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются: периоды прохождения военной службы, иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", период пребывания в добровольческом формировании начиная с 24.02.2022 (ч. 1.1 ст. 16 Федерального закона N 255-ФЗ, п. 3 Правил).
(Консультация эксперта, 2025)В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются: периоды прохождения военной службы, иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", период пребывания в добровольческом формировании начиная с 24.02.2022 (ч. 1.1 ст. 16 Федерального закона N 255-ФЗ, п. 3 Правил).
Статья: Зачет нестраховых периодов, имевших место за границей, в страховой стаж для назначения страховой пенсии
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 6)В частности, Закон Федеративной Республики Германии от 25 февраля 1960 г. "Об иностранных пенсиях" позволяет засчитывать в стаж для установления пенсии соотечественникам-переселенцам периоды прохождения военной службы и периоды ухода за детьми, имевшие место в стране прежнего места жительства <24>. Законодательство же Республики Казахстан среди периодов, учитываемых при подсчете трудового стажа, упоминает периоды трудовой деятельности в стране выбытия этнических казахов, прибывших в Республику Казахстан в целях постоянного проживания на исторической родине <25>. При этом формулировки, используемые казахстанским законодателем в отношении большинства периодов, называемых в отечественном законодательстве иными, не содержат прямой привязки к территории Республики Казахстан, однако отсутствие доступа к правоприменительной практике казахстанских органов пенсионного обеспечения не позволяет сделать однозначный вывод о возможности зачета в трудовой стаж, например, периода ухода за ребенком, имевшего место за границей.
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 6)В частности, Закон Федеративной Республики Германии от 25 февраля 1960 г. "Об иностранных пенсиях" позволяет засчитывать в стаж для установления пенсии соотечественникам-переселенцам периоды прохождения военной службы и периоды ухода за детьми, имевшие место в стране прежнего места жительства <24>. Законодательство же Республики Казахстан среди периодов, учитываемых при подсчете трудового стажа, упоминает периоды трудовой деятельности в стране выбытия этнических казахов, прибывших в Республику Казахстан в целях постоянного проживания на исторической родине <25>. При этом формулировки, используемые казахстанским законодателем в отношении большинства периодов, называемых в отечественном законодательстве иными, не содержат прямой привязки к территории Республики Казахстан, однако отсутствие доступа к правоприменительной практике казахстанских органов пенсионного обеспечения не позволяет сделать однозначный вывод о возможности зачета в трудовой стаж, например, периода ухода за ребенком, имевшего место за границей.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)4. При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", в страховой стаж не включаются:
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)4. При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", в страховой стаж не включаются:
Готовое решение: Какие гарантии и льготы положены работникам из числа мобилизованных, добровольцев или контрактников, а также членам их семей
(КонсультантПлюс, 2025)Подтвердить периоды, засчитываемые в страховой стаж для установления страховой пенсии, а также участие в специальной военной операции во время прохождения военной службы вы можете, например, справкой. Кроме того, участие в СВО на территориях Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей могут доказать специальная справка либо сведения. Последние предоставляют федеральным органом исполнительной власти, федеральным госорганом через систему межведомственного электронного взаимодействия (п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.10.2024 N 1354).
(КонсультантПлюс, 2025)Подтвердить периоды, засчитываемые в страховой стаж для установления страховой пенсии, а также участие в специальной военной операции во время прохождения военной службы вы можете, например, справкой. Кроме того, участие в СВО на территориях Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей могут доказать специальная справка либо сведения. Последние предоставляют федеральным органом исполнительной власти, федеральным госорганом через систему межведомственного электронного взаимодействия (п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.10.2024 N 1354).