Пенсионный балл 2019
Подборка наиболее важных документов по запросу Пенсионный балл 2019 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29.05.2024 N 88-9712/2024 (УИД 74RS0002-01-2023-002437-62)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако ей было в этом отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа, величины индивидуального пенсионного коэффициента, поскольку при определении права на пенсию пенсионным органом в стаж истицы не были включены периоды ее работы на территории Республики Казахстан.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Дело направлено на новое рассмотрение; 3) Удовлетворено в части.Указанные правовые положения не были применены судами при рассмотрении данного дела, поскольку приходя к выводу о назначении Ш. пенсии по старости суд первой инстанции правильно определив продолжительность страхового стажа - более 20 лет, наличие специального стажа более 10 лет, величину индивидуального пенсионного коэффициента истца - более 23,4 не учел требования пункта 5 статьи 7 Соглашения от 20 декабря 2019 года, не установил юридически значимое обстоятельство, а именно, наличие у Ш. 12 полных месяцев стажа работы на территории Российской Федерации.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако ей было в этом отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа, величины индивидуального пенсионного коэффициента, поскольку при определении права на пенсию пенсионным органом в стаж истицы не были включены периоды ее работы на территории Республики Казахстан.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Дело направлено на новое рассмотрение; 3) Удовлетворено в части.Указанные правовые положения не были применены судами при рассмотрении данного дела, поскольку приходя к выводу о назначении Ш. пенсии по старости суд первой инстанции правильно определив продолжительность страхового стажа - более 20 лет, наличие специального стажа более 10 лет, величину индивидуального пенсионного коэффициента истца - более 23,4 не учел требования пункта 5 статьи 7 Соглашения от 20 декабря 2019 года, не установил юридически значимое обстоятельство, а именно, наличие у Ш. 12 полных месяцев стажа работы на территории Российской Федерации.
Апелляционное определение Тульского областного суда от 31.07.2024 N 33-2635/2024 (УИД 71RS0023-01-2024-001055-82)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О взыскании невыплаченной суммы пенсии.
Обстоятельства: Истец указал, что размер пенсии определен неверно.
Решение: Отказано.Несогласие Ч.В.А. с произведенным размером пенсии, с приведением самостоятельного подсчета не свидетельствует об обоснованности исковых требований, поскольку в его расчетах неправильно определен стажевый коэффициент и Т-период. Правомерность определения пенсионным органом стажевого коэффициента и применения величины Т, коэффициентов индексации уже являлись предметом рассмотрения Щекинским районным судом Тульской области, были постановлены решения от 07.11.2023, 25.05.2018, 11.02.2019 и от 15.01.2009, вступившие в законную силу, которыми Ч.В.А. в удовлетворении исковых требований было отказано.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О взыскании невыплаченной суммы пенсии.
Обстоятельства: Истец указал, что размер пенсии определен неверно.
Решение: Отказано.Несогласие Ч.В.А. с произведенным размером пенсии, с приведением самостоятельного подсчета не свидетельствует об обоснованности исковых требований, поскольку в его расчетах неправильно определен стажевый коэффициент и Т-период. Правомерность определения пенсионным органом стажевого коэффициента и применения величины Т, коэффициентов индексации уже являлись предметом рассмотрения Щекинским районным судом Тульской области, были постановлены решения от 07.11.2023, 25.05.2018, 11.02.2019 и от 15.01.2009, вступившие в законную силу, которыми Ч.В.А. в удовлетворении исковых требований было отказано.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Индексация страховых пенсий как фактор повышения уровня жизни пенсионеров
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)<15> Следует учитывать, что действие правовой нормы, позволявшей определять актуальную стоимость СПК, приостановлено на период с 2019 г. до 2025 г., а стоимость одного пенсионного коэффициента определяется для каждого года в твердой сумме в рублях (примечание редакции).
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)<15> Следует учитывать, что действие правовой нормы, позволявшей определять актуальную стоимость СПК, приостановлено на период с 2019 г. до 2025 г., а стоимость одного пенсионного коэффициента определяется для каждого года в твердой сумме в рублях (примечание редакции).
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" стоимость одного пенсионного коэффициента в 2019 г. - 87 руб. 24 коп., в 2020 г. - 93 руб., в 2021 г. - 98 руб. 86 коп., в 2022 г. - 104 руб. 69 коп., в 2023 г. - 110 руб. 55 коп., в 2024 г. - 116 руб. 63 коп.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" стоимость одного пенсионного коэффициента в 2019 г. - 87 руб. 24 коп., в 2020 г. - 93 руб., в 2021 г. - 98 руб. 86 коп., в 2022 г. - 104 руб. 69 коп., в 2023 г. - 110 руб. 55 коп., в 2024 г. - 116 руб. 63 коп.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"22. Стоимость одного пенсионного коэффициента ежегодно с 1 апреля устанавливается федеральным законом о бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на очередной год и плановый период. При этом ежегодное увеличение стоимости пенсионного коэффициента не может быть менее индекса роста потребительских цен за прошедший год.
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"22. Стоимость одного пенсионного коэффициента ежегодно с 1 апреля устанавливается федеральным законом о бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на очередной год и плановый период. При этом ежегодное увеличение стоимости пенсионного коэффициента не может быть менее индекса роста потребительских цен за прошедший год.
"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)Установив, что со дня выхода на пенсию за выслугу лет и по настоящее время К. вместе с семьей постоянно проживает на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в г. Сургуте, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре отсутствовали основания для принятия решения об отмене выплаты К. районного коэффициента к пенсии за выслугу лет и для удержания из этой пенсии суммы выплаченного ему к пенсии за выслугу лет районного коэффициента в период с 1 ноября 2018 г. по 15 марта 2019 г.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)Установив, что со дня выхода на пенсию за выслугу лет и по настоящее время К. вместе с семьей постоянно проживает на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в г. Сургуте, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре отсутствовали основания для принятия решения об отмене выплаты К. районного коэффициента к пенсии за выслугу лет и для удержания из этой пенсии суммы выплаченного ему к пенсии за выслугу лет районного коэффициента в период с 1 ноября 2018 г. по 15 марта 2019 г.
Статья: Сочетание страховых и бюджетных механизмов в пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним лиц: дефекты российской модели пенсионного страхования
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)Например, назначение страховой пенсии по старости в структуре "двойной пенсии" во всех случаях предполагает наличие совокупности оснований (критериев), среди которых общеустановленный пенсионный возраст (65 лет - для мужчин и 60 лет - для женщин) <23>, а также не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) - не менее 30 пенсионных баллов <24>.
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)Например, назначение страховой пенсии по старости в структуре "двойной пенсии" во всех случаях предполагает наличие совокупности оснований (критериев), среди которых общеустановленный пенсионный возраст (65 лет - для мужчин и 60 лет - для женщин) <23>, а также не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) - не менее 30 пенсионных баллов <24>.
Статья: Учет при назначении страховой пенсии нестраховых периодов, имевших место за границей: международно-правовой аспект
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)В "пропорциональных" международных договорах, заключенных Россией до 1 января 2015 г. (договоры с Королевством Испания, Республикой Беларусь, Латвийской, Эстонской и Чешской республиками), положения о формировании ИПК за периоды страхового стажа, имевшие место в иностранном государстве, по понятным причинам отсутствуют <28>. В международные договоры, подписанные Российской Федерацией после введения в действие Закона о страховых пенсиях <29>, включены нормы, предусматривающие, что при определении права на страховую пенсию по старости в случае недостаточности величины ИПК, сформированного на территории России, один календарный год стажа, приобретенного в государстве - участнике такого договора, позволяет сформировать ИПК, равный 1 <30>. Распространяется ли указанное правило на нестраховые периоды, имевшие место на территории государства - участника такого международного договора, и если да, то как указанные правила соотносятся с нормами российского законодательства, определяющими порядок приобретения пенсионных коэффициентов за иные периоды?
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)В "пропорциональных" международных договорах, заключенных Россией до 1 января 2015 г. (договоры с Королевством Испания, Республикой Беларусь, Латвийской, Эстонской и Чешской республиками), положения о формировании ИПК за периоды страхового стажа, имевшие место в иностранном государстве, по понятным причинам отсутствуют <28>. В международные договоры, подписанные Российской Федерацией после введения в действие Закона о страховых пенсиях <29>, включены нормы, предусматривающие, что при определении права на страховую пенсию по старости в случае недостаточности величины ИПК, сформированного на территории России, один календарный год стажа, приобретенного в государстве - участнике такого договора, позволяет сформировать ИПК, равный 1 <30>. Распространяется ли указанное правило на нестраховые периоды, имевшие место на территории государства - участника такого международного договора, и если да, то как указанные правила соотносятся с нормами российского законодательства, определяющими порядок приобретения пенсионных коэффициентов за иные периоды?
Статья: Спор о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по старости и об обязании назначить страховую пенсию по старости (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)(Апелляционное определение Московского городского суда от 22.07.2019 по делу N 33-31678/2019)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)(Апелляционное определение Московского городского суда от 22.07.2019 по делу N 33-31678/2019)
Статья: Трансформация пенсионной системы России и проблемные вопросы пенсионного законодательства
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)С 2015 г. также было объявлено о балльной системе расчета размера пенсий. Сущность данной системы заключалась в том, что чем больше гражданин накопит баллов, тем больше будет размер его пенсии. Количество баллов при этом зависит как от размера заработной платы, так и от стажа работника: для того, чтобы уйти на пенсию при выработанном страховом стаже, будущему пенсионеру необходимо иметь определенное количество накопленных баллов (например, в 2022 г. количество необходимых баллов составляло 23,4 балла, а в 2023 г. - 25,8 балла). При этом каждый пенсионный балл имеет определенную стоимость (в 2022 г. стоимость одного пенсионного балла составляла 98,86 руб.), которая с каждым годом индексируется в зависимости от уровня инфляции в целом по стране. Отметим, что помимо баллов, начисляемых за размер заработной платы, работнику могут быть начислены дополнительные пенсионные баллы, что также предусмотрено законодательством (например, за нахождение в отпуске по уходу за ребенком работнику начисляется 1,8 пенсионных балла, а за вторым ребенком - 3,6 балла).
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)С 2015 г. также было объявлено о балльной системе расчета размера пенсий. Сущность данной системы заключалась в том, что чем больше гражданин накопит баллов, тем больше будет размер его пенсии. Количество баллов при этом зависит как от размера заработной платы, так и от стажа работника: для того, чтобы уйти на пенсию при выработанном страховом стаже, будущему пенсионеру необходимо иметь определенное количество накопленных баллов (например, в 2022 г. количество необходимых баллов составляло 23,4 балла, а в 2023 г. - 25,8 балла). При этом каждый пенсионный балл имеет определенную стоимость (в 2022 г. стоимость одного пенсионного балла составляла 98,86 руб.), которая с каждым годом индексируется в зависимости от уровня инфляции в целом по стране. Отметим, что помимо баллов, начисляемых за размер заработной платы, работнику могут быть начислены дополнительные пенсионные баллы, что также предусмотрено законодательством (например, за нахождение в отпуске по уходу за ребенком работнику начисляется 1,8 пенсионных балла, а за вторым ребенком - 3,6 балла).
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)8. Частью 21 ст. 15 ФЗ "О страховых пенсиях", которая в настоящее время приостановлена, а с 1 января 2025 г. будет признана утратившей силу, предусматривается, что стоимость одного пенсионного коэффициента ежегодно с 1 февраля увеличивается на индекс роста потребительских цен за прошедший год, размер которого устанавливается Правительством РФ. В соответствии с ч. 22 ст. 15 ФЗ "О страховых пенсиях", действие которой также в настоящее время приостановлено, а с 1 января 2025 г. указанная часть будет признана утратившей силу, стоимость одного пенсионного коэффициента ежегодно с 1 апреля устанавливается федеральным законом о бюджете ПФР на очередной год и плановый период. При этом ежегодное увеличение стоимости пенсионного коэффициента не может быть менее индекса роста потребительских цен за прошедший год.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)8. Частью 21 ст. 15 ФЗ "О страховых пенсиях", которая в настоящее время приостановлена, а с 1 января 2025 г. будет признана утратившей силу, предусматривается, что стоимость одного пенсионного коэффициента ежегодно с 1 февраля увеличивается на индекс роста потребительских цен за прошедший год, размер которого устанавливается Правительством РФ. В соответствии с ч. 22 ст. 15 ФЗ "О страховых пенсиях", действие которой также в настоящее время приостановлено, а с 1 января 2025 г. указанная часть будет признана утратившей силу, стоимость одного пенсионного коэффициента ежегодно с 1 апреля устанавливается федеральным законом о бюджете ПФР на очередной год и плановый период. При этом ежегодное увеличение стоимости пенсионного коэффициента не может быть менее индекса роста потребительских цен за прошедший год.
Статья: Гарантии и льготы работников-предпенсионеров
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 3)- наличие соответствующей величины индивидуального пенсионного коэффициента;
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 3)- наличие соответствующей величины индивидуального пенсионного коэффициента;
Статья: Отдельные проблемы реализации права на пенсионное обеспечение военнослужащих
(Потапова Н.Д., Потапов А.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 11)По информации, представленной Конституционному Суду Российской Федерации ПФР (по жалобе М.), уплата страхового взноса в фиксированном размере позволяет ежегодно формировать индивидуальный пенсионный коэффициент (только за счет индивидуального тарифа) в размере не менее 1: например, в 2019 г. он составлял 1,16 (с возможностью его увеличения при наличии дохода, превышающего 300 000 руб. + 1%, а также в случае добровольной уплаты страховых взносов в целях формирования пенсионных прав). Таким образом, предположим, что после выхода на пенсию за выслугу лет военный пенсионер долгие годы (15 - 20 лет) будет платить взносы до достижения пенсионного возраста, но с таким механизмом подсчета к 65/60 годам он вряд ли заработает ИПК не менее 30, значит, право на страховую пенсию по старости он реализовать к этому времени не сможет. Для приобретения права на страховую пенсию по старости ему бы потребовалось добровольно производить выплаты по системе дополнительного пенсионного страхования либо в более позднем возрасте претендовать на страховую пенсию по старости.
(Потапова Н.Д., Потапов А.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 11)По информации, представленной Конституционному Суду Российской Федерации ПФР (по жалобе М.), уплата страхового взноса в фиксированном размере позволяет ежегодно формировать индивидуальный пенсионный коэффициент (только за счет индивидуального тарифа) в размере не менее 1: например, в 2019 г. он составлял 1,16 (с возможностью его увеличения при наличии дохода, превышающего 300 000 руб. + 1%, а также в случае добровольной уплаты страховых взносов в целях формирования пенсионных прав). Таким образом, предположим, что после выхода на пенсию за выслугу лет военный пенсионер долгие годы (15 - 20 лет) будет платить взносы до достижения пенсионного возраста, но с таким механизмом подсчета к 65/60 годам он вряд ли заработает ИПК не менее 30, значит, право на страховую пенсию по старости он реализовать к этому времени не сможет. Для приобретения права на страховую пенсию по старости ему бы потребовалось добровольно производить выплаты по системе дополнительного пенсионного страхования либо в более позднем возрасте претендовать на страховую пенсию по старости.
Статья: Тенденции развития социально-обеспечительных процедур под влиянием всеобщей информатизации и цифровизации
(Зеленина А.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 1)Изначально институт беззаявительных процедур появился в рамках пенсионного права <6>. Согласно действующему пенсионному законодательству в беззаявительном порядке осуществляется, например, перерасчет размера страховой пенсии по возрасту в случае, если после ее назначения страхователем будут представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении периодов работы, которые имели место до назначения пенсии и влекут увеличение ее размера, а также в связи с увеличением после назначения пенсии величины индивидуального пенсионного коэффициента; перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с достижением пенсионером 80-летнего возраста либо при установлении группы инвалидности, которая дает право на более высокий размер пенсии.
(Зеленина А.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 1)Изначально институт беззаявительных процедур появился в рамках пенсионного права <6>. Согласно действующему пенсионному законодательству в беззаявительном порядке осуществляется, например, перерасчет размера страховой пенсии по возрасту в случае, если после ее назначения страхователем будут представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении периодов работы, которые имели место до назначения пенсии и влекут увеличение ее размера, а также в связи с увеличением после назначения пенсии величины индивидуального пенсионного коэффициента; перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с достижением пенсионером 80-летнего возраста либо при установлении группы инвалидности, которая дает право на более высокий размер пенсии.