Пенсионное законодательство РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Пенсионное законодательство РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 168 ГК РФ "Недействительность сделки, нарушающей требования закона или иного правового акта"1.2.4.2. Договор банковского счета, заключенный территориальным органом ПФР с нарушением бюджетного и пенсионного законодательства, недействителен (позиция ВАС РФ) >>>
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 14 "Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа" Федерального закона "О страховых пенсиях""Из анализа указанных правовых норм следует, что при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Украине) и которые включаются в страховой стаж, устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Темпоральные нормы в пенсионном законодательстве Российской Федерации
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)"Российский юридический журнал", 2023, N 4
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)"Российский юридический журнал", 2023, N 4
Вопрос: Обращения граждан с просьбой разъяснить порядок защиты нарушенных трудовых прав граждан, а также по вопросам правомерности применения норм социального (пенсионного) законодательства Российской Федерации.
("Официальный сайт Минтранса России", 2024)"Официальный сайт Минтранса России https://mintrans.gov.ru", 2024
("Официальный сайт Минтранса России", 2024)"Официальный сайт Минтранса России https://mintrans.gov.ru", 2024
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"Статья 2. Правовое регулирование в области страховых пенсий
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"Статья 2. Правовое регулирование в области страховых пенсий
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ
(ред. от 08.12.2020)
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"Статья 1. Законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях
(ред. от 08.12.2020)
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"Статья 1. Законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях
Статья: Трансформация пенсионной системы России и проблемные вопросы пенсионного законодательства
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10
Статья: Проблемы формирования пенсионных прав лиц, осужденных к лишению свободы
(Маматказин И.Р.)
("Журнал российского права", 2022, N 3)Право на получение страховой пенсии в местах лишения свободы имеет сравнительно недолгую историю. Оно получило закрепление в пенсионном законодательстве РФ во второй половине 1990-х гг. в результате признания данного права Конституционным Судом РФ. В советское время согласно Закону от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, не имели права на получение пенсии. Первоначальная редакция Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о пенсиях 1990 г.) <6> также не предусматривала такого права. Считалось, что лицо, находящееся в местах лишения свободы, не обладает правом на получение пенсионного обеспечения в силу того, что оно находится на полном государственном обеспечении. Об этом говорила ст. 124 данного Закона, которая предусматривала, что за все время лишения пенсионера свободы по приговору суда выплата назначенной ему пенсии приостанавливается. Постановлением КС РФ от 16 октября 1995 г. N 11-П по делу о проверке конституционности ст. 124 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР" положения Закона в той части, в какой он устанавливал приостановление выплаты трудовых пенсий за время лишения пенсионера свободы по приговору суда, признаны не соответствующими Конституции РФ и утратившими силу с 16 октября 1995 г.
(Маматказин И.Р.)
("Журнал российского права", 2022, N 3)Право на получение страховой пенсии в местах лишения свободы имеет сравнительно недолгую историю. Оно получило закрепление в пенсионном законодательстве РФ во второй половине 1990-х гг. в результате признания данного права Конституционным Судом РФ. В советское время согласно Закону от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, не имели права на получение пенсии. Первоначальная редакция Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о пенсиях 1990 г.) <6> также не предусматривала такого права. Считалось, что лицо, находящееся в местах лишения свободы, не обладает правом на получение пенсионного обеспечения в силу того, что оно находится на полном государственном обеспечении. Об этом говорила ст. 124 данного Закона, которая предусматривала, что за все время лишения пенсионера свободы по приговору суда выплата назначенной ему пенсии приостанавливается. Постановлением КС РФ от 16 октября 1995 г. N 11-П по делу о проверке конституционности ст. 124 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР" положения Закона в той части, в какой он устанавливал приостановление выплаты трудовых пенсий за время лишения пенсионера свободы по приговору суда, признаны не соответствующими Конституции РФ и утратившими силу с 16 октября 1995 г.
Статья: Совершенствование системы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации: развитие нетипичного в социальном обеспечении
(Плешакова И.Н.)
("Legal Bulletin", 2024, N 4)<4> Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 19. Ст. 2071.
(Плешакова И.Н.)
("Legal Bulletin", 2024, N 4)<4> Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 19. Ст. 2071.
Последние изменения: Увольнение руководителя по дополнительным основаниям
(КонсультантПлюс, 2025)Под предпенсионным возрастом в данной статье понимается возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Под предпенсионным возрастом в данной статье понимается возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством РФ.
Статья: Рассматриваются поправки в трудовое законодательство РФ
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 9)Кроме того, законопроектом закрепляется определение предпенсионного возраста - возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 9)Кроме того, законопроектом закрепляется определение предпенсионного возраста - возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Вопрос: О праве граждан, проживающих за пределами РФ, на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством РФ.
(Письмо Минтруда России от 24.03.2023 N 19-0/ООГ-157)Вопрос: Физическое лицо проживает за рубежом. При каких условиях у него возникает право на страховую пенсию по старости в соответствии с российским законодательством?
(Письмо Минтруда России от 24.03.2023 N 19-0/ООГ-157)Вопрос: Физическое лицо проживает за рубежом. При каких условиях у него возникает право на страховую пенсию по старости в соответствии с российским законодательством?
Статья: Спор об обязании назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В силу пп. 2, 5 п. 2 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются истцы (административные истцы) - инвалиды I или II группы, дети-инвалиды, инвалиды с детства, а также истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ, - по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Фонду пенсионного и социального страхования РФ, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В силу пп. 2, 5 п. 2 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются истцы (административные истцы) - инвалиды I или II группы, дети-инвалиды, инвалиды с детства, а также истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ, - по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Фонду пенсионного и социального страхования РФ, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
Статья: Ошибки Пенсионного фонда России (Социального фонда России) - основание для перерасчета пенсии
(Луценко С.И.)
("Современное право", 2025, N 3)Таким образом, нормы действующего пенсионного законодательства России по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
(Луценко С.И.)
("Современное право", 2025, N 3)Таким образом, нормы действующего пенсионного законодательства России по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
Статья: Дискриминационные мотивы и их установление в субъективной стороне необоснованных отказа лицу в приеме на работу или увольнения работника (ст. 144.1 и 145 УК РФ)
(Грецкий И.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)Во-первых, мы считаем несправедливым высказанное в уголовно-правовой доктрине утверждение о том, что рассматриваемые дискриминационные мотивы не являются теми побуждающими факторами (в собственном их смысле), которыми руководствуется работодатель, принимая решения об отказе в приеме на работу или увольнении как предпенсионеров <9>, так и беременных женщин или женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Общеустоявшееся определение мотива преступления дает, например, А.И. Рарог, отмечая, что это побуждение, обусловленное определенными потребностями и интересами, которое вызывает у лица решимость совершить преступление и проявляется в нем <10>. В данном случае побуждение - это достижение лицом возрастного периода продолжительностью до пяти лет, предшествующего назначению ему страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, состояние беременности женщины или наличие у нее детей, возраст которых не достиг трех лет. В качестве же потребности или интереса, обусловливающего это побуждение, выступает желание работодателя как минимум сохранить и не ухудшить то свое экономическое и производственное положение, которое достигнуто индивидуальным предпринимателем или организацией, а как максимум - с помощью нового эффективного работника улучшить это положение. Другими словами, это нежелание нести организационно-управленческие, производственные и экономические риски, связанные с наличием в штате таких работников, поскольку:
(Грецкий И.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)Во-первых, мы считаем несправедливым высказанное в уголовно-правовой доктрине утверждение о том, что рассматриваемые дискриминационные мотивы не являются теми побуждающими факторами (в собственном их смысле), которыми руководствуется работодатель, принимая решения об отказе в приеме на работу или увольнении как предпенсионеров <9>, так и беременных женщин или женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Общеустоявшееся определение мотива преступления дает, например, А.И. Рарог, отмечая, что это побуждение, обусловленное определенными потребностями и интересами, которое вызывает у лица решимость совершить преступление и проявляется в нем <10>. В данном случае побуждение - это достижение лицом возрастного периода продолжительностью до пяти лет, предшествующего назначению ему страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, состояние беременности женщины или наличие у нее детей, возраст которых не достиг трех лет. В качестве же потребности или интереса, обусловливающего это побуждение, выступает желание работодателя как минимум сохранить и не ухудшить то свое экономическое и производственное положение, которое достигнуто индивидуальным предпринимателем или организацией, а как максимум - с помощью нового эффективного работника улучшить это положение. Другими словами, это нежелание нести организационно-управленческие, производственные и экономические риски, связанные с наличием в штате таких работников, поскольку: