Пенсионное законодательство 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Пенсионное законодательство 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 17 "Ответственность органов и должностных лиц Фонда и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, списание безнадежных долгов по штрафам" Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования"
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации обратился в суд с иском о взыскании с общества финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Согласно материалам дела отчет по форме СЗВ-М за март 2020 года был представлен обществом с нарушением установленного срока (15.05.2020 вместо 12.05.2020), что послужило основанием для принятия Фондом решения о привлечении общества к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - закон N 27-ФЗ). Вместе с тем суд отметил, что при принятии решения Фондом не были учтены следующие обстоятельства. Указами Президента РФ от 02.04.2020 N 239, от 28.04.2020 N 294 были установлены нерабочие дни в период с 4 по 30 апреля 2020 года, а также с 6 по 8 мая 2020 года. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - постановление N 409) до 15.05.2020 были продлены сроки представления налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур и расчетов по страховым взносам за I квартал 2020 года. Поскольку закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, а правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, срок представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах за март 2020 года также был продлен Постановлением N 409 до 15.05.2020. Учитывая данные обстоятельства, суд пришел к выводу, что представление обществом 15.05.2020 сведений по форме СЗВ-М за март 2020 года не образует состава правонарушения, указанного в абз. 3 ст. 17 закона N 27-ФЗ, следовательно, у Фонда отсутствуют правовые основания для взыскания финансовых санкций.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации обратился в суд с иском о взыскании с общества финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Согласно материалам дела отчет по форме СЗВ-М за март 2020 года был представлен обществом с нарушением установленного срока (15.05.2020 вместо 12.05.2020), что послужило основанием для принятия Фондом решения о привлечении общества к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - закон N 27-ФЗ). Вместе с тем суд отметил, что при принятии решения Фондом не были учтены следующие обстоятельства. Указами Президента РФ от 02.04.2020 N 239, от 28.04.2020 N 294 были установлены нерабочие дни в период с 4 по 30 апреля 2020 года, а также с 6 по 8 мая 2020 года. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - постановление N 409) до 15.05.2020 были продлены сроки представления налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур и расчетов по страховым взносам за I квартал 2020 года. Поскольку закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, а правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, срок представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах за март 2020 года также был продлен Постановлением N 409 до 15.05.2020. Учитывая данные обстоятельства, суд пришел к выводу, что представление обществом 15.05.2020 сведений по форме СЗВ-М за март 2020 года не образует состава правонарушения, указанного в абз. 3 ст. 17 закона N 27-ФЗ, следовательно, у Фонда отсутствуют правовые основания для взыскания финансовых санкций.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Представление сведений для индивидуального (персонифицированного) учета" Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Фонд пенсионного и социального страхования РФ начислил страхователю штраф, выявив, что последний несвоевременно представил сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Фонд указал, что последним днем для представления сведений за март 2020 года является 12.05.2020; страхователем отчетность представлена 15.05.2020. Суд не согласился с Фондом, указав, что Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" до 15.05.2020 продлены сроки представления налоговых деклараций по НДС, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур и расчетов по страховым взносам за I квартал 2020 года. Поскольку правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, срок предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах за март 2020 года также был продлен Постановлением N 409 до 15.05.2020.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Фонд пенсионного и социального страхования РФ начислил страхователю штраф, выявив, что последний несвоевременно представил сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Фонд указал, что последним днем для представления сведений за март 2020 года является 12.05.2020; страхователем отчетность представлена 15.05.2020. Суд не согласился с Фондом, указав, что Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" до 15.05.2020 продлены сроки представления налоговых деклараций по НДС, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур и расчетов по страховым взносам за I квартал 2020 года. Поскольку правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, срок предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах за март 2020 года также был продлен Постановлением N 409 до 15.05.2020.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по трудовым спорам: Выплаты при увольнении в связи с ликвидацией организации или сокращением численности (штата).
Правомерен ли отказ уволенному по сокращению пенсионеру по старости в выплате среднего заработка за третий месяц нетрудоустройства
(КонсультантПлюс, 2025)Положение о выплате среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения, предусмотренное п. 2 ст. 178 ТК РФ (с 13.08.2020 - ч. 3 ст. 178 ТК РФ), распространяется на любых бывших работников и не зависит от получения ими пенсии. Законодательство не содержит каких-либо ограничений права на сохранение средней заработной платы высвобождаемым работникам пенсионного возраста на период их трудоустройства. Эти граждане не лишены права вновь трудоустроиться как самостоятельно, так и с помощью службы занятости.
Правомерен ли отказ уволенному по сокращению пенсионеру по старости в выплате среднего заработка за третий месяц нетрудоустройства
(КонсультантПлюс, 2025)Положение о выплате среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения, предусмотренное п. 2 ст. 178 ТК РФ (с 13.08.2020 - ч. 3 ст. 178 ТК РФ), распространяется на любых бывших работников и не зависит от получения ими пенсии. Законодательство не содержит каких-либо ограничений права на сохранение средней заработной платы высвобождаемым работникам пенсионного возраста на период их трудоустройства. Эти граждане не лишены права вновь трудоустроиться как самостоятельно, так и с помощью службы занятости.
Вопрос: Входит ли обучение в аспирантуре в страховой стаж для назначения пенсии?
(Консультация эксперта, 2025)Отметим, что возможности одновременного применения формул подсчета размеров трудовых пенсий, указанных соответственно в п. п. 3 и 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, действующее законодательство не предусматривает. При этом выбирается наиболее выгодный для застрахованного лица вариант (Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 24.03.2021 N 88-3953/2021 по делу N 2-4372/2020).
(Консультация эксперта, 2025)Отметим, что возможности одновременного применения формул подсчета размеров трудовых пенсий, указанных соответственно в п. п. 3 и 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, действующее законодательство не предусматривает. При этом выбирается наиболее выгодный для застрахованного лица вариант (Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 24.03.2021 N 88-3953/2021 по делу N 2-4372/2020).
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.03.2022 N 11-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в связи с жалобой гражданки И.И. Котловой"3.2. Вступившим в силу с 1 января 2019 года Федеральным законом от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ, предусмотревшим поэтапное повышение пенсионного возраста и - в целях предоставления гражданам возможности в течение переходного периода адаптироваться к вносимым в пенсионное законодательство изменениям - установившим льготные условия реализации права на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) для граждан, которые в соответствии с прежним правовым регулированием должны были выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах, были внесены изменения и в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", обусловленные реформированием пенсионного законодательства. Изменения затронули как критерии отнесения граждан к лицам предпенсионного возраста, так и дополнительные гарантии их социальной поддержки, с тем чтобы максимально смягчить для них неблагоприятные социальные последствия повышения пенсионного возраста (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2019 года N 854-О).
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в связи с жалобой гражданки И.И. Котловой"3.2. Вступившим в силу с 1 января 2019 года Федеральным законом от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ, предусмотревшим поэтапное повышение пенсионного возраста и - в целях предоставления гражданам возможности в течение переходного периода адаптироваться к вносимым в пенсионное законодательство изменениям - установившим льготные условия реализации права на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) для граждан, которые в соответствии с прежним правовым регулированием должны были выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах, были внесены изменения и в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", обусловленные реформированием пенсионного законодательства. Изменения затронули как критерии отнесения граждан к лицам предпенсионного возраста, так и дополнительные гарантии их социальной поддержки, с тем чтобы максимально смягчить для них неблагоприятные социальные последствия повышения пенсионного возраста (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2019 года N 854-О).
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2022 года"Указанное законоположение в оспариваемой редакции (действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 1 апреля 2020 года N 90-ФЗ), а равно его часть 1 в действующей редакции являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они допускают привлечение должностного лица организации-страхователя к административной ответственности за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения такого учета, а равно за представление указанных сведений в неполном объеме или в искаженном виде, если вступившим в законную силу судебным актом суд отказал органу Пенсионного фонда Российской Федерации во взыскании финансовой санкции с организации-страхователя, действия (бездействие) которой не получили квалификацию в качестве правонарушения.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Однако не представляется возможным выявить цель уплаты указанными гражданами страховых взносов, чтобы оценить влияние страховых отчислений на объем обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию при наступлении страхового случая в виде достижения пенсионного возраста. Проблема заключается в том, что граждане, производя страховые отчисления, в силу объективных обстоятельств (отсутствие требуемой продолжительности страхового стажа или определенного размера индивидуального пенсионного коэффициента) не могут реализовать сформированные ими пенсионные права. В то же время законодательством не предусмотрено возможности снимать с налогового учета по заявлению таких граждан как застрахованных лиц в целях их освобождения от обязательных страховых отчислений на пенсионное страхование. Не предусмотрена пенсионным законодательством и выплата таким застрахованным неполной пенсии пропорционально накопленным пенсионным баллам и (или) имеющемуся неполному страховому стажу.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Однако не представляется возможным выявить цель уплаты указанными гражданами страховых взносов, чтобы оценить влияние страховых отчислений на объем обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию при наступлении страхового случая в виде достижения пенсионного возраста. Проблема заключается в том, что граждане, производя страховые отчисления, в силу объективных обстоятельств (отсутствие требуемой продолжительности страхового стажа или определенного размера индивидуального пенсионного коэффициента) не могут реализовать сформированные ими пенсионные права. В то же время законодательством не предусмотрено возможности снимать с налогового учета по заявлению таких граждан как застрахованных лиц в целях их освобождения от обязательных страховых отчислений на пенсионное страхование. Не предусмотрена пенсионным законодательством и выплата таким застрахованным неполной пенсии пропорционально накопленным пенсионным баллам и (или) имеющемуся неполному страховому стажу.
Статья: Институт патронажа в российском законодательстве и в реформированном немецком законодательстве: сравнительно-правовое исследование
(Останина Е.А.)
("Закон", 2023, N 4)<50> Фазылзянова А.И. Перспективы договорного регулирования попечительства над пожилыми гражданами // Социальное и пенсионное право. 2020. N 2. С. 18 - 22.
(Останина Е.А.)
("Закон", 2023, N 4)<50> Фазылзянова А.И. Перспективы договорного регулирования попечительства над пожилыми гражданами // Социальное и пенсионное право. 2020. N 2. С. 18 - 22.
Статья: Конституционное право на социальное обеспечение в зеркале инструментальной юриспруденции
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)В обоснование своих выводов Конституционный Суд нередко приводит комбинацию ст. 39 и ст. 19, устанавливающей конституционный принцип равенства. В качестве примеров можно привести следующие Постановления: от 19 ноября 2012 г. N 27-П (по вопросу пенсионного обеспечения членов семьи судьи, умершего вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью); от 5 декабря 2017 г. N 36-П (касалось назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца детям умершего, самостоятельно - без направления на учебу в соответствии с международным договором РФ - поступившим в иностранные образовательные организации и обучающимся в них по очной форме обучения); от 22 апреля 2020 г. N 20-П (посвящено проблеме неоднозначного толкования положений пенсионного законодательства в судебной практике при решении вопроса о возможности сохранения родителям инвалидов с детства повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с наличием таких детей на иждивении после достижения ими совершеннолетия) и др.
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)В обоснование своих выводов Конституционный Суд нередко приводит комбинацию ст. 39 и ст. 19, устанавливающей конституционный принцип равенства. В качестве примеров можно привести следующие Постановления: от 19 ноября 2012 г. N 27-П (по вопросу пенсионного обеспечения членов семьи судьи, умершего вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью); от 5 декабря 2017 г. N 36-П (касалось назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца детям умершего, самостоятельно - без направления на учебу в соответствии с международным договором РФ - поступившим в иностранные образовательные организации и обучающимся в них по очной форме обучения); от 22 апреля 2020 г. N 20-П (посвящено проблеме неоднозначного толкования положений пенсионного законодательства в судебной практике при решении вопроса о возможности сохранения родителям инвалидов с детства повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с наличием таких детей на иждивении после достижения ими совершеннолетия) и др.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)91. Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 181-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)91. Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 181-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статья: Конституционный нормоконтроль в сфере социальной защиты
(Федорова М.Ю.)
("Закон", 2020, N 12)Кроме того, для социального законодательства характерны развернутые системные связи со смежными отраслями законодательства, без выявления и анализа которых подчас невозможно дать оценку конституционности оспариваемых норм. Наиболее яркие примеры здесь касаются обязательного социального страхования, финансовая система которого формируется согласно правилам, устанавливаемым Налоговым кодексом РФ. В частности, Конституционный Суд неоднократно обращался к проблеме участия в системе обязательного пенсионного страхования граждан, которые после назначения им пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в связи с военной или иной приравненной к ней службой осуществляли трудовую либо предпринимательскую или адвокатскую деятельность. Наряду с нормами пенсионного законодательства Суд в Определении от 24.05.2005 N 223-О и Постановлении от 28.01.2020 N 5-П анализировал положения законодательства о страховых взносах (налогового законодательства).
(Федорова М.Ю.)
("Закон", 2020, N 12)Кроме того, для социального законодательства характерны развернутые системные связи со смежными отраслями законодательства, без выявления и анализа которых подчас невозможно дать оценку конституционности оспариваемых норм. Наиболее яркие примеры здесь касаются обязательного социального страхования, финансовая система которого формируется согласно правилам, устанавливаемым Налоговым кодексом РФ. В частности, Конституционный Суд неоднократно обращался к проблеме участия в системе обязательного пенсионного страхования граждан, которые после назначения им пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в связи с военной или иной приравненной к ней службой осуществляли трудовую либо предпринимательскую или адвокатскую деятельность. Наряду с нормами пенсионного законодательства Суд в Определении от 24.05.2005 N 223-О и Постановлении от 28.01.2020 N 5-П анализировал положения законодательства о страховых взносах (налогового законодательства).
Ситуация: Каковы минимальные размеры пенсий?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В пенсионном законодательстве понятие "минимальный размер пенсии" не содержится. Однако концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. было предусмотрено, что минимальный уровень пенсии устанавливается не ниже величины прожиточного минимума пенсионера (далее - ПМП) в регионе его проживания (ч. II Концепции, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В пенсионном законодательстве понятие "минимальный размер пенсии" не содержится. Однако концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. было предусмотрено, что минимальный уровень пенсии устанавливается не ниже величины прожиточного минимума пенсионера (далее - ПМП) в регионе его проживания (ч. II Концепции, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р).
Статья: Правовые последствия момента смерти лиц, пострадавших на производстве: оценка состояния законодательства и правоприменительной практики
(Галаева Л.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)<14> См.: Азарова Е.Г. Пенсионное обеспечение детей, потерявших кормильца: особенности правового регулирования // Журнал российского права. 2017. N 8. С. 112 - 127; Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве): Монография. М.: Проспект, 2014. С. 223; Галаева Л.А. Особенности установления (подтверждения) иждивенства в целях назначения страховых пенсий по случаю потери кормильца (на примере обучающихся лиц) // Пробелы в российском законодательстве. 2020. N 7. С. 81 - 91.
(Галаева Л.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)<14> См.: Азарова Е.Г. Пенсионное обеспечение детей, потерявших кормильца: особенности правового регулирования // Журнал российского права. 2017. N 8. С. 112 - 127; Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве): Монография. М.: Проспект, 2014. С. 223; Галаева Л.А. Особенности установления (подтверждения) иждивенства в целях назначения страховых пенсий по случаю потери кормильца (на примере обучающихся лиц) // Пробелы в российском законодательстве. 2020. N 7. С. 81 - 91.
Вопрос: Может ли работодатель сделать запрос в СФР для уточнения информации о стаже нового работника для расчета больничного? Как это сделать?
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: Для расчета пособия по временной нетрудоспособности периоды работы по трудовому договору подтверждаются трудовой книжкой и (или) сведениями о трудовой деятельности. Кроме того, страховой стаж можно подтвердить трудовыми договорами, справками с предыдущих мест работы, приказами о приеме на работу и увольнении, иными документами (п. п. 9, 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных Приказом Минтруда России от 09.09.2020 N 585н).
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: Для расчета пособия по временной нетрудоспособности периоды работы по трудовому договору подтверждаются трудовой книжкой и (или) сведениями о трудовой деятельности. Кроме того, страховой стаж можно подтвердить трудовыми договорами, справками с предыдущих мест работы, приказами о приеме на работу и увольнении, иными документами (п. п. 9, 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных Приказом Минтруда России от 09.09.2020 N 585н).