Пенсионное обеспечение в германии
Подборка наиболее важных документов по запросу Пенсионное обеспечение в германии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принципы и модели организации пенсионной системы государства
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)Однако если посмотреть ретроспективно, то оказывается, что первые пенсионные системы зарождались как государственные (бюджетные). В 1891 - 1908 гг. в 4 странах (Великобритания, Дания, Австралия, Новая Зеландия) были приняты законы о государственном пенсионном обеспечении в случае старости (в Австралии еще и в случае инвалидности) для всех граждан, удовлетворяющих требованиям по сроку проживания в стране и доходам. В англосаксонском мире государственная пенсия сохранилась в качестве одного из видов пенсий. В Германии в 1883 г. принят закон о медицинском страховании рабочих, в 1884 г. с третьей попытки принят закон о страховании рабочих от несчастных случаев на производстве, а в 1889 г. - закон о пенсионном обеспечении рабочих и инвалидов, который и стал образцом для подражания в континентальной Европе <6> и основывается на социальном страховании.
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)Однако если посмотреть ретроспективно, то оказывается, что первые пенсионные системы зарождались как государственные (бюджетные). В 1891 - 1908 гг. в 4 странах (Великобритания, Дания, Австралия, Новая Зеландия) были приняты законы о государственном пенсионном обеспечении в случае старости (в Австралии еще и в случае инвалидности) для всех граждан, удовлетворяющих требованиям по сроку проживания в стране и доходам. В англосаксонском мире государственная пенсия сохранилась в качестве одного из видов пенсий. В Германии в 1883 г. принят закон о медицинском страховании рабочих, в 1884 г. с третьей попытки принят закон о страховании рабочих от несчастных случаев на производстве, а в 1889 г. - закон о пенсионном обеспечении рабочих и инвалидов, который и стал образцом для подражания в континентальной Европе <6> и основывается на социальном страховании.
Статья: Зачет нестраховых периодов, имевших место за границей, в страховой стаж для назначения страховой пенсии
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 6)<24> См. об этом подробнее: Чирков С.А., Максимова Д.В. Закон ФРГ "Об иностранных пенсиях" как правовой механизм защиты пенсионных прав соотечественников, возвращающихся на место жительства в Германию // Пенсия. 2013. N 2. С. 55 - 58.
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 6)<24> См. об этом подробнее: Чирков С.А., Максимова Д.В. Закон ФРГ "Об иностранных пенсиях" как правовой механизм защиты пенсионных прав соотечественников, возвращающихся на место жительства в Германию // Пенсия. 2013. N 2. С. 55 - 58.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства Москвы от 05.09.2025 N 681-РП
"Об оказании единовременной материальной помощи в связи с 84-й годовщиной начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой"2. Пенсионерам, получающим одновременно две пенсии в соответствии с федеральным законодательством либо имеющим право на единовременную материальную помощь по нескольким основаниям, производится одна выплата, предусмотренная настоящим распоряжением.
"Об оказании единовременной материальной помощи в связи с 84-й годовщиной начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой"2. Пенсионерам, получающим одновременно две пенсии в соответствии с федеральным законодательством либо имеющим право на единовременную материальную помощь по нескольким основаниям, производится одна выплата, предусмотренная настоящим распоряжением.
Постановление Законодательного собрания Ленинградской области от 27.04.2011 N 424
"Об обращении депутатов Законодательного собрания Ленинградской области к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В.Грызлову по вопросу отнесения жителей Российской Федерации, насильственно вывезенных на принудительные работы в Германию и другие оккупированные фашистами государства, к категории ветеранов Великой Отечественной войны"Депутаты Законодательного собрания Ленинградской области обращаются к Вам с просьбой о содействии в решении вопроса о внесении изменений в Федеральный закон N 5-ФЗ и Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в части отнесения граждан в возрасте старше 18 лет, насильственно вывезенных на принудительные работы в Германию, в союзные с ней страны и оккупированные ими государства, содержавшихся в условиях лагерного режима, к категории ветеранов Великой Отечественной войны с предоставлением им соответствующих мер социальной поддержки.
"Об обращении депутатов Законодательного собрания Ленинградской области к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В.Грызлову по вопросу отнесения жителей Российской Федерации, насильственно вывезенных на принудительные работы в Германию и другие оккупированные фашистами государства, к категории ветеранов Великой Отечественной войны"Депутаты Законодательного собрания Ленинградской области обращаются к Вам с просьбой о содействии в решении вопроса о внесении изменений в Федеральный закон N 5-ФЗ и Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в части отнесения граждан в возрасте старше 18 лет, насильственно вывезенных на принудительные работы в Германию, в союзные с ней страны и оккупированные ими государства, содержавшихся в условиях лагерного режима, к категории ветеранов Великой Отечественной войны с предоставлением им соответствующих мер социальной поддержки.
"Пенсионный возраст: правовая природа и значение в системе пенсионного обеспечения"
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Таким образом, система пенсионного обеспечения, созданная в Германии, позволяла работнику, утратившему трудоспособность, в любом случае выйти на пенсию, то есть возраст утраты трудоспособности получался как бы индивидуальным для каждого застрахованного в обязательном пенсионном страховании, а возрастная граница в 70 лет в этой системе всего лишь избавляла работников, достигших соответствующего возраста, от необходимости проходить индивидуальное освидетельствование на предмет установления потери способности к труду. В основе такого подхода лежало вполне разумное предположение о том, что в 70 лет уже никому и ничего доказывать не надо и что нетрудоспособность человека в этом возрасте носит очевидный характер. Тем самым в Германии впервые была применена правовая презумпция утраты трудоспособности при достижении единого, усредненного для всех работников возраста, которая намного позже получила развитие и в других государствах, включая Россию.
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Таким образом, система пенсионного обеспечения, созданная в Германии, позволяла работнику, утратившему трудоспособность, в любом случае выйти на пенсию, то есть возраст утраты трудоспособности получался как бы индивидуальным для каждого застрахованного в обязательном пенсионном страховании, а возрастная граница в 70 лет в этой системе всего лишь избавляла работников, достигших соответствующего возраста, от необходимости проходить индивидуальное освидетельствование на предмет установления потери способности к труду. В основе такого подхода лежало вполне разумное предположение о том, что в 70 лет уже никому и ничего доказывать не надо и что нетрудоспособность человека в этом возрасте носит очевидный характер. Тем самым в Германии впервые была применена правовая презумпция утраты трудоспособности при достижении единого, усредненного для всех работников возраста, которая намного позже получила развитие и в других государствах, включая Россию.
Статья: Основные параметры бюджетного планирования пенсионного страхования как фактор повышения уровня жизни пенсионеров
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)<7> В начале века при введении так называемой программы долгосрочных сбережений ("Плана Ристера") социал-демократическое правительство Герхарда Шредера попыталось в качестве основного параметра индексации социально-страховых пенсий определить объем доходов, получаемых пенсионной системой от уплаты страховых взносов работниками и работодателями. Однако, столкнувшись с серьезной оппозицией со стороны католических партий, вынуждено было сохранить законодательное определение норматива коэффициента замещения, обязавшись увеличивать параметр индексации в случае его снижения до 64 процентов. В результате такого политического компромисса индексация пенсий в ФРГ происходит на уровне ежегодного индекса заработной платы, а размер бюджетного трансферта меняется только в зависимости от уровня обязательств пенсионной системы, покрывая не менее трети ее расходов с учетом ежегодных корректировок и выплат. См.: Mierzejewski A.C. Op. cit.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)<7> В начале века при введении так называемой программы долгосрочных сбережений ("Плана Ристера") социал-демократическое правительство Герхарда Шредера попыталось в качестве основного параметра индексации социально-страховых пенсий определить объем доходов, получаемых пенсионной системой от уплаты страховых взносов работниками и работодателями. Однако, столкнувшись с серьезной оппозицией со стороны католических партий, вынуждено было сохранить законодательное определение норматива коэффициента замещения, обязавшись увеличивать параметр индексации в случае его снижения до 64 процентов. В результате такого политического компромисса индексация пенсий в ФРГ происходит на уровне ежегодного индекса заработной платы, а размер бюджетного трансферта меняется только в зависимости от уровня обязательств пенсионной системы, покрывая не менее трети ее расходов с учетом ежегодных корректировок и выплат. См.: Mierzejewski A.C. Op. cit.