Пенсионная реформа 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Пенсионная реформа 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сравнительный анализ кодифицированного социального законодательства субъектов Российской Федерации
(Григорьева Н.В.)
("Юрист", 2023, N 7)<7> Буянова А.В., Куракин А.С. Социальный кодекс Российской Федерации как необходимая мера защиты прав граждан в свете новой пенсионной реформы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2020. N 1. С. 88 - 90.
(Григорьева Н.В.)
("Юрист", 2023, N 7)<7> Буянова А.В., Куракин А.С. Социальный кодекс Российской Федерации как необходимая мера защиты прав граждан в свете новой пенсионной реформы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2020. N 1. С. 88 - 90.
Статья: Проблемы формирования пенсионных прав лиц, осужденных к лишению свободы
(Маматказин И.Р.)
("Журнал российского права", 2022, N 3)Конституционные основы пенсионного обеспечения лиц, осужденных к лишению свободы. Конституционная реформа 2020 г. не только внесла изменения в организацию власти, но и осуществила определенную корректировку системы общенациональных ценностей <5>. На сегодняшний день ст. 75.1 Конституции РФ содержит весьма значимое в социальном плане положение об уважении человека труда в обществе. Это означает общественное признание не только трудовых прав граждан, но и иных прав, которые формируются в процессе трудовой деятельности, включая пенсионные права. Право на формирование страховой пенсии и соответствующее пенсионное обеспечение должно в одинаковой степени распространяться и на лиц, работающих по трудовым договорам, и на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и на лиц, привлекаемых к обязательному труду.
(Маматказин И.Р.)
("Журнал российского права", 2022, N 3)Конституционные основы пенсионного обеспечения лиц, осужденных к лишению свободы. Конституционная реформа 2020 г. не только внесла изменения в организацию власти, но и осуществила определенную корректировку системы общенациональных ценностей <5>. На сегодняшний день ст. 75.1 Конституции РФ содержит весьма значимое в социальном плане положение об уважении человека труда в обществе. Это означает общественное признание не только трудовых прав граждан, но и иных прав, которые формируются в процессе трудовой деятельности, включая пенсионные права. Право на формирование страховой пенсии и соответствующее пенсионное обеспечение должно в одинаковой степени распространяться и на лиц, работающих по трудовым договорам, и на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и на лиц, привлекаемых к обязательному труду.
Нормативные акты
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 13.06.2013
"О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах"активное использование механизмов частно-государственного партнерства, позволяющих привлечь инвестиции и услуги частных компаний для решения государственных задач, а также вложение средств Фонда национального благосостояния и пенсионных накоплений в инвестиционные проекты, прежде всего инфраструктурные, на возвратной основе;
"О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах"активное использование механизмов частно-государственного партнерства, позволяющих привлечь инвестиции и услуги частных компаний для решения государственных задач, а также вложение средств Фонда национального благосостояния и пенсионных накоплений в инвестиционные проекты, прежде всего инфраструктурные, на возвратной основе;
Информация Конституционного Суда РФ
"Актуальные конституционно-правовые аспекты обеспечения экономической, политической и социальной солидарности: к 30-летию Конституции Российской Федерации (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2020 - 2023 годов)"
(одобрено решением Конституционного Суда РФ от 14.11.2023)Новый этап конституционализации начала солидарности ознаменовала конституционная реформа 2020 года. Обеспечение в Российской Федерации экономической, политической и социальной солидарности получило непосредственное закрепление в Конституции (ст. 75.1). Помимо названных положений общего характера в обновленный конституционный текст было включено также специальное положение, посвященное солидарности поколений (межпоколенческой солидарности), которая в том числе выступает основой пенсионного обеспечения граждан (ч. 6 ст. 75).
"Актуальные конституционно-правовые аспекты обеспечения экономической, политической и социальной солидарности: к 30-летию Конституции Российской Федерации (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2020 - 2023 годов)"
(одобрено решением Конституционного Суда РФ от 14.11.2023)Новый этап конституционализации начала солидарности ознаменовала конституционная реформа 2020 года. Обеспечение в Российской Федерации экономической, политической и социальной солидарности получило непосредственное закрепление в Конституции (ст. 75.1). Помимо названных положений общего характера в обновленный конституционный текст было включено также специальное положение, посвященное солидарности поколений (межпоколенческой солидарности), которая в том числе выступает основой пенсионного обеспечения граждан (ч. 6 ст. 75).
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Часть 3.1 комментируемой статьи появилась в связи с произошедшей в 2020 г. конституционной реформой. Изменениями, которые внесены в Конституцию Законом РФ о поправке к Конституции от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", уточняется действие принципа приоритета международного права, закрепленного в ч. 4 ст. 15 Конституции. Сам принцип не отменяется, однако закрепляется верховенство Конституции и невозможность применения международных правовых норм в целях, несовместимых с принципами российской правовой системы.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Часть 3.1 комментируемой статьи появилась в связи с произошедшей в 2020 г. конституционной реформой. Изменениями, которые внесены в Конституцию Законом РФ о поправке к Конституции от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", уточняется действие принципа приоритета международного права, закрепленного в ч. 4 ст. 15 Конституции. Сам принцип не отменяется, однако закрепляется верховенство Конституции и невозможность применения международных правовых норм в целях, несовместимых с принципами российской правовой системы.
Статья: Концептуальные проблемы предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным субъектам экономической деятельности в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)<17> Воронин Ю.В., Гонтмахер Е.Ш., Сафонов А.Л. Обязательное социальное страхование: пути реформирования // Политика активного долголетия и пенсионные реформы: российский и международный опыт: сб. ст. / сост. О.В. Синявская, О.В. Ворон; пер. с фр. О.В. Ворон, с англ. М.А. Устиновой. Вып. 1. Москва: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020. С. 7 - 20. EDN FAKJZL.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)<17> Воронин Ю.В., Гонтмахер Е.Ш., Сафонов А.Л. Обязательное социальное страхование: пути реформирования // Политика активного долголетия и пенсионные реформы: российский и международный опыт: сб. ст. / сост. О.В. Синявская, О.В. Ворон; пер. с фр. О.В. Ворон, с англ. М.А. Устиновой. Вып. 1. Москва: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020. С. 7 - 20. EDN FAKJZL.
Статья: К вопросу о совершенствовании налоговой политики государства в нефтяной отрасли в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(Горбунова Е.Н.)
("Юрист", 2021, N 2)Вместе с тем необходимо понимать, что мировой экономический кризис, санкции, введенные в последние годы против России, низкие цены на нефть, реализация майских указов Президента РФ, пенсионная реформа и пандемия COVID-19 - это вызов современному обществу. Объединяет их финансирование, а именно финансирование мероприятий, направленных государством на выход из мирового экономического кризиса, на разработку мер по импортозамещению товаров, на иностранные аналоги которых введены санкции, на реализацию программ и стратегий, прописанных в майских указах Президента РФ, на реализацию пенсионной реформы, а также на борьбу с пандемией COVID-19 в Российской Федерации.
(Горбунова Е.Н.)
("Юрист", 2021, N 2)Вместе с тем необходимо понимать, что мировой экономический кризис, санкции, введенные в последние годы против России, низкие цены на нефть, реализация майских указов Президента РФ, пенсионная реформа и пандемия COVID-19 - это вызов современному обществу. Объединяет их финансирование, а именно финансирование мероприятий, направленных государством на выход из мирового экономического кризиса, на разработку мер по импортозамещению товаров, на иностранные аналоги которых введены санкции, на реализацию программ и стратегий, прописанных в майских указах Президента РФ, на реализацию пенсионной реформы, а также на борьбу с пандемией COVID-19 в Российской Федерации.
Статья: Российский конституционализм: прошлое, настоящее, будущее
(Иванников И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)<4> Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". URL: https://base.garant.ru/5137070/ (дата обращения: 23.11.2020).
(Иванников И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)<4> Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". URL: https://base.garant.ru/5137070/ (дата обращения: 23.11.2020).
Статья: Конституционные обязанности государства в социальной сфере и их реализация в свете конституционных преобразований
(Ильин И.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)До конституционной реформы 2020 г. в Конституции РФ провозглашался принцип социального государства, но не раскрывался механизм его реализации через направления государственной социальной политики. Предпосылкой к проведению конституционной реформы как следствие реализации инициативы Президента РФ послужили социальные инициативы и меры социальной поддержки <2>. Через поправку к Конституции РФ концепция социальной политики насыщается предметным содержанием регулирования социально-экономических отношений <3>. С одной стороны, для государства устанавливаются дополнительные социальные обязательства по отношению к собственным гражданам, а с другой - не предусматриваются жесткие чрезмерные обязательства, которые ограничивают государство в настройке системы государственного социального обеспечения.
(Ильин И.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)До конституционной реформы 2020 г. в Конституции РФ провозглашался принцип социального государства, но не раскрывался механизм его реализации через направления государственной социальной политики. Предпосылкой к проведению конституционной реформы как следствие реализации инициативы Президента РФ послужили социальные инициативы и меры социальной поддержки <2>. Через поправку к Конституции РФ концепция социальной политики насыщается предметным содержанием регулирования социально-экономических отношений <3>. С одной стороны, для государства устанавливаются дополнительные социальные обязательства по отношению к собственным гражданам, а с другой - не предусматриваются жесткие чрезмерные обязательства, которые ограничивают государство в настройке системы государственного социального обеспечения.
Статья: Постоянный посторонний уход: правовые вызовы
(Антонова Н.В., Еремина О.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)17. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ (постатейный) / Ответственный редактор Н.В. Путило. Москва: Проспект, 2020. 272 с. DOI: 10.31085/9785392305117-2020-272.
(Антонова Н.В., Еремина О.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)17. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ (постатейный) / Ответственный редактор Н.В. Путило. Москва: Проспект, 2020. 272 с. DOI: 10.31085/9785392305117-2020-272.
Статья: Конституционализация правопорядка vs конституционный позитивизм в современной России
(Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)Если говорить о конституционной реформе 2020 г., то нельзя не отметить, что ее методология заключалась в переносе в текст Конституции положений текущего законодательства: гражданство как условие замещения государственных должностей, МРОТ не ниже прожиточного минимума, индексация пенсий и т.п. Можно ли назвать этот процесс конституционализацией? На наш взгляд, конституционализация позитивного законодательства прежде всего предполагает приведение его в соответствие с Конституцией РФ, но не наоборот! Поэтому перенос положений (даже самых прогрессивных) ординарных законов в текст конституции представляется нам скорее реконституционализацией, или конституционализацией наоборот!
(Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)Если говорить о конституционной реформе 2020 г., то нельзя не отметить, что ее методология заключалась в переносе в текст Конституции положений текущего законодательства: гражданство как условие замещения государственных должностей, МРОТ не ниже прожиточного минимума, индексация пенсий и т.п. Можно ли назвать этот процесс конституционализацией? На наш взгляд, конституционализация позитивного законодательства прежде всего предполагает приведение его в соответствие с Конституцией РФ, но не наоборот! Поэтому перенос положений (даже самых прогрессивных) ординарных законов в текст конституции представляется нам скорее реконституционализацией, или конституционализацией наоборот!
Статья: Правопреемство Россией Союза ССР: конституционно-правовые основы и принцип функционирования публичной власти
(Иванов И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Несомненной заслугой Советского государства стало провозглашение социально-экономических прав трудового народа. Так остро и однозначно этот вопрос не ставился в мировой истории. Если Великая французская буржуазная революция 1789 г. заложила основы личных естественных прав человека, то Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г. стала предвестником социально-экономических прав человека. Справедливо по этому поводу пишет профессор Б.С. Эбзеев: "Само провозглашение Революцией (имеется в виду Октябрьская революция 1917 г. - И.И.) социально-экономических прав в их позитивном значении оказало несомненное и весьма существенное влияние на развитие транснационального конституционализма. Во многом именно оно подвигло европейский мир на путь социальных реформ. Оно же положило начало конституционализации прав "второго поколения", которые в современном мире составляют каталог "социальных естественных прав", получивших всемирное признание" <6>. Поправки 2020 г. в Конституцию России закрепили такие важные социальные ценности и термины, как "человек труда" (ст. 75.1); "Российская Федерация уважает труд граждан" (ч. 5 ст. 75); построение пенсионной системы на основании справедливости, солидарности, индексации, всеобщности (ч. 6 ст. 75).
(Иванов И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Несомненной заслугой Советского государства стало провозглашение социально-экономических прав трудового народа. Так остро и однозначно этот вопрос не ставился в мировой истории. Если Великая французская буржуазная революция 1789 г. заложила основы личных естественных прав человека, то Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г. стала предвестником социально-экономических прав человека. Справедливо по этому поводу пишет профессор Б.С. Эбзеев: "Само провозглашение Революцией (имеется в виду Октябрьская революция 1917 г. - И.И.) социально-экономических прав в их позитивном значении оказало несомненное и весьма существенное влияние на развитие транснационального конституционализма. Во многом именно оно подвигло европейский мир на путь социальных реформ. Оно же положило начало конституционализации прав "второго поколения", которые в современном мире составляют каталог "социальных естественных прав", получивших всемирное признание" <6>. Поправки 2020 г. в Конституцию России закрепили такие важные социальные ценности и термины, как "человек труда" (ст. 75.1); "Российская Федерация уважает труд граждан" (ч. 5 ст. 75); построение пенсионной системы на основании справедливости, солидарности, индексации, всеобщности (ч. 6 ст. 75).
Статья: Право граждан на справедливое социальное обеспечение
(Азарова Е.Г.)
("Журнал российского права", 2022, N 8)<41> Как отмечает О.Г. Дмитриева, за счет этого уже в 2019 г. существенно сократилась численность пенсионеров, в 2020 - 2021 гг. добавилась их избыточная ковидная смертность. Изменилась и ожидаемая продолжительность жизни. Если до пандемии она составляла 73 - 74 года, то сейчас, опустившись на два года, практически оказалась на уровне начала 1960-х гг. К концу 2022 г. число пенсионеров сократится с начала реформы на 2 млн человек, причем половина - в связи с повышением возраста выхода на пенсию (см.: Богданова Т. Звучит как пенсия // Аргументы и факты. 2022. 28 янв.).
(Азарова Е.Г.)
("Журнал российского права", 2022, N 8)<41> Как отмечает О.Г. Дмитриева, за счет этого уже в 2019 г. существенно сократилась численность пенсионеров, в 2020 - 2021 гг. добавилась их избыточная ковидная смертность. Изменилась и ожидаемая продолжительность жизни. Если до пандемии она составляла 73 - 74 года, то сейчас, опустившись на два года, практически оказалась на уровне начала 1960-х гг. К концу 2022 г. число пенсионеров сократится с начала реформы на 2 млн человек, причем половина - в связи с повышением возраста выхода на пенсию (см.: Богданова Т. Звучит как пенсия // Аргументы и факты. 2022. 28 янв.).
Статья: Конституционная реформа - 2020 как решение проблемы "транзита власти" - 2024
(Боброва Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Вспомним, какие футурологические пляски начались сразу после выборов Президента в марте 2018 г. Кто только и как только ни высказывался на тему преемника В.В. Путина, получившую в СМИ условное название "транзит власти - 2024", хотя, казалось бы, впереди еще целых шесть лет. Но, по сути, это обсуждались вопросы будущего России, а попутно активизировались недруги В.В. Путина, и тянуть с разрешением этой проблемы было уже нельзя. Муссировалось падение рейтинга Президента в результате пенсионной реформы, усилилась подрывная работа оппозиции посредством изготовления и рассылки видеороликов, призванных подорвать доверие народа к В.В. Путину.
(Боброва Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Вспомним, какие футурологические пляски начались сразу после выборов Президента в марте 2018 г. Кто только и как только ни высказывался на тему преемника В.В. Путина, получившую в СМИ условное название "транзит власти - 2024", хотя, казалось бы, впереди еще целых шесть лет. Но, по сути, это обсуждались вопросы будущего России, а попутно активизировались недруги В.В. Путина, и тянуть с разрешением этой проблемы было уже нельзя. Муссировалось падение рейтинга Президента в результате пенсионной реформы, усилилась подрывная работа оппозиции посредством изготовления и рассылки видеороликов, призванных подорвать доверие народа к В.В. Путину.