Пенсии военным пенсионерам в 2020г
Подборка наиболее важных документов по запросу Пенсии военным пенсионерам в 2020г (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры в сфере пенсионного обеспечения: Гражданин не согласен с отказом в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации
(КонсультантПлюс, 2025)Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.05.2020 N 88-9493/2020
(КонсультантПлюс, 2025)Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.05.2020 N 88-9493/2020
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.05.2024 N 88-9142/2024 (УИД 89RS0013-01-2022-001823-57)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О признании незаконными действий.
Обстоятельства: В связи с достижением необходимого пенсионного возраста истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости, заявление было принято на обработку на портале Госуслуг, однако сведений о принятом решении на портале Госуслуг не было. Считает действия ответчика по ненаправлению решений, а также решения об отказе в назначении пенсии незаконными.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Ссылки в кассационной жалобе на то, что судами не учтено постановление Конституционного суда Российской Федерации от 28 января 2020 года N 5-П, которым части 2 и 3 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" частично признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, потому что для застрахованных лиц из числа военных пенсионеров не позволяли им приобрести право на страховую пенсию по старости к моменту достижения пенсионного возраста, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации отсутствие необходимого страхового стажа и недостаточность величины индивидуального пенсионного коэффициента при уплате обязательных страховых взносов военными пенсионерами, занимающимися частной адвокатской практикой, не могут являться основаниями для отказа в назначении страховой пенсии по старости, являются необоснованными, поскольку такая правовая позиция в указанном постановлении Конституционным Судом Российской Федерации не высказывалась.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О признании незаконными действий.
Обстоятельства: В связи с достижением необходимого пенсионного возраста истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости, заявление было принято на обработку на портале Госуслуг, однако сведений о принятом решении на портале Госуслуг не было. Считает действия ответчика по ненаправлению решений, а также решения об отказе в назначении пенсии незаконными.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Ссылки в кассационной жалобе на то, что судами не учтено постановление Конституционного суда Российской Федерации от 28 января 2020 года N 5-П, которым части 2 и 3 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" частично признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, потому что для застрахованных лиц из числа военных пенсионеров не позволяли им приобрести право на страховую пенсию по старости к моменту достижения пенсионного возраста, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации отсутствие необходимого страхового стажа и недостаточность величины индивидуального пенсионного коэффициента при уплате обязательных страховых взносов военными пенсионерами, занимающимися частной адвокатской практикой, не могут являться основаниями для отказа в назначении страховой пенсии по старости, являются необоснованными, поскольку такая правовая позиция в указанном постановлении Конституционным Судом Российской Федерации не высказывалась.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сочетание страховых и бюджетных механизмов в пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним лиц: дефекты российской модели пенсионного страхования
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)Это обстоятельство уже становилось предметом рассмотрения КС РФ по жалобе гражданки О.М. Морозовой, являющейся получателем "двойной пенсии" - страховой пенсии по старости как адвоката и пенсии за выслугу лет как военного пенсионера <37>.
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)Это обстоятельство уже становилось предметом рассмотрения КС РФ по жалобе гражданки О.М. Морозовой, являющейся получателем "двойной пенсии" - страховой пенсии по старости как адвоката и пенсии за выслугу лет как военного пенсионера <37>.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Перед федеральным законодателем поставлена задача незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания действующего пенсионного и финансового законодательства, в частности закрепить механизм реализации права на страховую пенсию по старости для адвокатов из числа военных пенсионеров, в том числе на одновременное получение такой пенсии и пенсии за выслугу лет (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.01.2020 N 5-П).
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Перед федеральным законодателем поставлена задача незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания действующего пенсионного и финансового законодательства, в частности закрепить механизм реализации права на страховую пенсию по старости для адвокатов из числа военных пенсионеров, в том числе на одновременное получение такой пенсии и пенсии за выслугу лет (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.01.2020 N 5-П).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)Ш. 25 февраля 2020 г. обратился в суд с иском к пенсионному органу о возложении обязанности включить в страховой стаж период прохождения военной службы, произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)Ш. 25 февраля 2020 г. обратился в суд с иском к пенсионному органу о возложении обязанности включить в страховой стаж период прохождения военной службы, произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, 3 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)<1> С 1 января 2020 г. наименование закона - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации и их семей".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)<1> С 1 января 2020 г. наименование закона - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации и их семей".
Статья: Конституционный нормоконтроль в сфере социальной защиты
(Федорова М.Ю.)
("Закон", 2020, N 12)Кроме того, для социального законодательства характерны развернутые системные связи со смежными отраслями законодательства, без выявления и анализа которых подчас невозможно дать оценку конституционности оспариваемых норм. Наиболее яркие примеры здесь касаются обязательного социального страхования, финансовая система которого формируется согласно правилам, устанавливаемым Налоговым кодексом РФ. В частности, Конституционный Суд неоднократно обращался к проблеме участия в системе обязательного пенсионного страхования граждан, которые после назначения им пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в связи с военной или иной приравненной к ней службой осуществляли трудовую либо предпринимательскую или адвокатскую деятельность. Наряду с нормами пенсионного законодательства Суд в Определении от 24.05.2005 N 223-О и Постановлении от 28.01.2020 N 5-П анализировал положения законодательства о страховых взносах (налогового законодательства).
(Федорова М.Ю.)
("Закон", 2020, N 12)Кроме того, для социального законодательства характерны развернутые системные связи со смежными отраслями законодательства, без выявления и анализа которых подчас невозможно дать оценку конституционности оспариваемых норм. Наиболее яркие примеры здесь касаются обязательного социального страхования, финансовая система которого формируется согласно правилам, устанавливаемым Налоговым кодексом РФ. В частности, Конституционный Суд неоднократно обращался к проблеме участия в системе обязательного пенсионного страхования граждан, которые после назначения им пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в связи с военной или иной приравненной к ней службой осуществляли трудовую либо предпринимательскую или адвокатскую деятельность. Наряду с нормами пенсионного законодательства Суд в Определении от 24.05.2005 N 223-О и Постановлении от 28.01.2020 N 5-П анализировал положения законодательства о страховых взносах (налогового законодательства).
Статья: Датирование в темпоральных нормах законодательства о социальной защите
(Федорова М.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 4)Широко применяется датирование и в содержательных темпоральных нормах. Например, дата рождения ребенка является одним из условий предоставления семье дополнительных мер государственной поддержки (материнского капитала), право на которые возникает в случае рождения (в отношении мужчин - единственных усыновителей - в случае усыновления) первого ребенка начиная с 1 января 2020 г., а второго и последующих детей - начиная с 1 января 2007 г. Наступление даты достижения определенного возраста является условием назначения страховой или государственной пенсии по старости, а в некоторых случаях - пенсии за выслугу лет в связи с военной или иной приравненной к ней службой. Если одним из условий установления пенсии является достижение определенного возраста, такое условие считается выполненным в день, соответствующий дате рождения. Если дата рождения приходится на 29 февраля, то при отсутствии такого числа в феврале года условие считается выполненным 1 марта соответствующего года (п. 41 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтруда России от 5 августа 2021 г. N 546н, в ред. от 15 декабря 2022 г.).
(Федорова М.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 4)Широко применяется датирование и в содержательных темпоральных нормах. Например, дата рождения ребенка является одним из условий предоставления семье дополнительных мер государственной поддержки (материнского капитала), право на которые возникает в случае рождения (в отношении мужчин - единственных усыновителей - в случае усыновления) первого ребенка начиная с 1 января 2020 г., а второго и последующих детей - начиная с 1 января 2007 г. Наступление даты достижения определенного возраста является условием назначения страховой или государственной пенсии по старости, а в некоторых случаях - пенсии за выслугу лет в связи с военной или иной приравненной к ней службой. Если одним из условий установления пенсии является достижение определенного возраста, такое условие считается выполненным в день, соответствующий дате рождения. Если дата рождения приходится на 29 февраля, то при отсутствии такого числа в феврале года условие считается выполненным 1 марта соответствующего года (п. 41 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтруда России от 5 августа 2021 г. N 546н, в ред. от 15 декабря 2022 г.).
Статья: Юридические составы пенсионных правоотношений: актуальные проблемы
(Маматказин И.Р.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)Право на пенсию в законодательстве и науке права социального обеспечения тесно связано с наличием комплекса юридических фактов, являющегося условием назначения пенсии <1>. В юридическом составе выделяются юридические факты, или основные юридические факты, наличие которых обусловливает возникновение права на пенсию. Кроме того, отмечают другие факты, с которыми не связывается право на пенсию, но которые так или иначе влияют на пенсионные правомочия правопритязающего субъекта. Например, наличие нетрудоспособных иждивенцев как юридический факт является основанием для назначения надбавки к государственной пенсии за выслугу лет, определяемой в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (ред. от 22 декабря 2020 г.), и для повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (ред. от 24 февраля 2021 г.) (далее - Закон о страховых пенсиях). Основанием для назначения другой надбавки к государственным пенсиям за выслугу лет - "надбавки на уход" - является наличие инвалидности I группы. В сфере обязательного пенсионного страхования данный факт является самостоятельным основанием для повышения фиксированной выплаты к страховым пенсиям.
(Маматказин И.Р.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)Право на пенсию в законодательстве и науке права социального обеспечения тесно связано с наличием комплекса юридических фактов, являющегося условием назначения пенсии <1>. В юридическом составе выделяются юридические факты, или основные юридические факты, наличие которых обусловливает возникновение права на пенсию. Кроме того, отмечают другие факты, с которыми не связывается право на пенсию, но которые так или иначе влияют на пенсионные правомочия правопритязающего субъекта. Например, наличие нетрудоспособных иждивенцев как юридический факт является основанием для назначения надбавки к государственной пенсии за выслугу лет, определяемой в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (ред. от 22 декабря 2020 г.), и для повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (ред. от 24 февраля 2021 г.) (далее - Закон о страховых пенсиях). Основанием для назначения другой надбавки к государственным пенсиям за выслугу лет - "надбавки на уход" - является наличие инвалидности I группы. В сфере обязательного пенсионного страхования данный факт является самостоятельным основанием для повышения фиксированной выплаты к страховым пенсиям.
Статья: О правовой природе накопительной пенсии
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 3)<11> См., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...". Пункты 4.1, 4.2 // СЗ РФ. 2020. N 5. Ст. 583.
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 3)<11> См., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...". Пункты 4.1, 4.2 // СЗ РФ. 2020. N 5. Ст. 583.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Конституционный Суд РФ Постановлением от 28 января 2020 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки О.В. Морозовой" дал оценку обозначенной выше проблемы, признав неконституционными законоположения в той мере, в какой они, возлагая на адвокатов из числа военных пенсионеров обязанность по уплате соответствующих страховых взносов, не гарантируют последним реализацию пенсионных прав по достижении пенсионного возраста. В этой связи законодателю необходимо было привести положения, определяющие условия формирования пенсионных прав индивидуальных плательщиков страховых взносов (в том числе адвокатов) из числа военных пенсионеров в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствие с нормами, предусматривающими условия реализации пенсионных прав таких лиц. Однако до сих пор изменений, предусматривающих такую корреляцию, в пенсионное и налоговое законодательство внесено не было.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Конституционный Суд РФ Постановлением от 28 января 2020 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки О.В. Морозовой" дал оценку обозначенной выше проблемы, признав неконституционными законоположения в той мере, в какой они, возлагая на адвокатов из числа военных пенсионеров обязанность по уплате соответствующих страховых взносов, не гарантируют последним реализацию пенсионных прав по достижении пенсионного возраста. В этой связи законодателю необходимо было привести положения, определяющие условия формирования пенсионных прав индивидуальных плательщиков страховых взносов (в том числе адвокатов) из числа военных пенсионеров в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствие с нормами, предусматривающими условия реализации пенсионных прав таких лиц. Однако до сих пор изменений, предусматривающих такую корреляцию, в пенсионное и налоговое законодательство внесено не было.
Статья: Отдельные проблемы реализации права на пенсионное обеспечение военнослужащих
(Потапова Н.Д., Потапов А.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 11)На фоне многолетней пенсионной реформы в Российской Федерации, цель которой во многом состоит в том, чтобы "снизить государственные затраты на систему обязательного пенсионного страхования и получить экономический эффект от ее функционирования" <1>, происходят некоторые изменения правового регулирования пенсионного страхования для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и приравненных к ним категорий (служащих правоохранительных органов). В отношении указанных категорий по-прежнему действует (с изменениями на 22 декабря 2020 г.) Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, который регулирует порядок предоставления трех видов пенсий: пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности и для членов семей военнослужащих и приравненных к ним категорий - пенсии по случаю потери кормильца.
(Потапова Н.Д., Потапов А.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 11)На фоне многолетней пенсионной реформы в Российской Федерации, цель которой во многом состоит в том, чтобы "снизить государственные затраты на систему обязательного пенсионного страхования и получить экономический эффект от ее функционирования" <1>, происходят некоторые изменения правового регулирования пенсионного страхования для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и приравненных к ним категорий (служащих правоохранительных органов). В отношении указанных категорий по-прежнему действует (с изменениями на 22 декабря 2020 г.) Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, который регулирует порядок предоставления трех видов пенсий: пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности и для членов семей военнослужащих и приравненных к ним категорий - пенсии по случаю потери кормильца.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)В Определении Конституционного Суда РФ от 11 мая 2006 г. N 187-О сделан вывод о том, что исключение для военных пенсионеров, работающих по трудовому договору, возможности получить без отказа от военной пенсии страховое обеспечение с учетом объема накопленных страховых взносов лишает смысла пенсионное страхование, которое в подобных условиях превращается лишь в институт изъятия денежных средств, что не согласуется с целями и предназначением такого страхования и приводит к ущемлению их социальных прав, которое не имеет объективного и разумного оправдания и несовместимо с требованиями ст. 19 (ч. 1 и 2), 39 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции РФ.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)В Определении Конституционного Суда РФ от 11 мая 2006 г. N 187-О сделан вывод о том, что исключение для военных пенсионеров, работающих по трудовому договору, возможности получить без отказа от военной пенсии страховое обеспечение с учетом объема накопленных страховых взносов лишает смысла пенсионное страхование, которое в подобных условиях превращается лишь в институт изъятия денежных средств, что не согласуется с целями и предназначением такого страхования и приводит к ущемлению их социальных прав, которое не имеет объективного и разумного оправдания и несовместимо с требованиями ст. 19 (ч. 1 и 2), 39 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Но необходимо отметить, что действие указанного правила приостановлено до 01.01.2024 в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2022 N 471-ФЗ "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Но необходимо отметить, что действие указанного правила приостановлено до 01.01.2024 в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2022 N 471-ФЗ "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Конституционный Суд РФ рассматривал дело гражданки М. - адвоката, получающего военную пенсию за выслугу лет, которая обратилась в налоговый орган с просьбой не ставить ее на учет в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку уплата взносов не гарантирует ей предоставления соответствующего страхового обеспечения при наступлении страхового случая (достижение общеустановленного пенсионного возраста), к моменту же достижения ею пенсионного возраста она не сможет выработать требуемого в соответствии с действующим правовым регулированием 15-летнего страхового стажа и сформировать индивидуальный пенсионный коэффициент. Налоговый орган отказал в ее просьбе, а суды, включая Верховный Суд РФ, подтвердили законность этого отказа. В сложившейся ситуации единственным способом защиты нарушенных прав стала жалоба в Конституционный Суд РФ на соответствующее законодательное регулирование. По данному делу Конституционный Суд РФ вынес Постановление от 28 января 2020 года N 5-П, в котором подтвердил право законодателя возлагать на адвокатов из числа военных пенсионеров, являющихся страхователями по обязательному пенсионному страхованию, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Одновременно в этом деле Конституционный Суд РФ подтвердил неопределенность нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указав законодателю на необходимость незамедлительного устранения выявленной неясности. При этом Конституционный Суд РФ не нашел оснований для пересмотра дела заявительницы, поскольку в части признания адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию и возложения на них обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование такой неопределенности не выявлено.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Конституционный Суд РФ рассматривал дело гражданки М. - адвоката, получающего военную пенсию за выслугу лет, которая обратилась в налоговый орган с просьбой не ставить ее на учет в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку уплата взносов не гарантирует ей предоставления соответствующего страхового обеспечения при наступлении страхового случая (достижение общеустановленного пенсионного возраста), к моменту же достижения ею пенсионного возраста она не сможет выработать требуемого в соответствии с действующим правовым регулированием 15-летнего страхового стажа и сформировать индивидуальный пенсионный коэффициент. Налоговый орган отказал в ее просьбе, а суды, включая Верховный Суд РФ, подтвердили законность этого отказа. В сложившейся ситуации единственным способом защиты нарушенных прав стала жалоба в Конституционный Суд РФ на соответствующее законодательное регулирование. По данному делу Конституционный Суд РФ вынес Постановление от 28 января 2020 года N 5-П, в котором подтвердил право законодателя возлагать на адвокатов из числа военных пенсионеров, являющихся страхователями по обязательному пенсионному страхованию, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Одновременно в этом деле Конституционный Суд РФ подтвердил неопределенность нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указав законодателю на необходимость незамедлительного устранения выявленной неясности. При этом Конституционный Суд РФ не нашел оснований для пересмотра дела заявительницы, поскольку в части признания адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию и возложения на них обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование такой неопределенности не выявлено.
Статья: Некоторые вопросы индексации ежемесячных выплат в счет возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащего
(Кириченко Н.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 4)<1> См., напр.: Харитонов С.С. О некоторых аспектах правоприменительной практики в сфере денежного довольствия военнослужащих // Право в Вооруженных Силах 2018. N 5. С. 9 - 12; Он же. О проблемах нормативного регулирования ежемесячной денежной компенсации в случае гибели (смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы // Военно-юрид. журн. 2020. N 2. С. 162 - 167; Корякин В.М. Денежное довольствие военнослужащих и военные пенсии: инфляция и индексация // Право в Вооруженных Силах. 2019. N 2. С. 14 - 20; Кудашкин А.В., Потапова Н.Д., Потапов А.В. К вопросу пенсионного обеспечения военнослужащих с учетом практики Конституционного Суда Российской Федерации // Там же. 2020. N 10. С. 42 - 52.
(Кириченко Н.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 4)<1> См., напр.: Харитонов С.С. О некоторых аспектах правоприменительной практики в сфере денежного довольствия военнослужащих // Право в Вооруженных Силах 2018. N 5. С. 9 - 12; Он же. О проблемах нормативного регулирования ежемесячной денежной компенсации в случае гибели (смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы // Военно-юрид. журн. 2020. N 2. С. 162 - 167; Корякин В.М. Денежное довольствие военнослужащих и военные пенсии: инфляция и индексация // Право в Вооруженных Силах. 2019. N 2. С. 14 - 20; Кудашкин А.В., Потапова Н.Д., Потапов А.В. К вопросу пенсионного обеспечения военнослужащих с учетом практики Конституционного Суда Российской Федерации // Там же. 2020. N 10. С. 42 - 52.