Пенсии работающим пенсионерам
Подборка наиболее важных документов по запросу Пенсии работающим пенсионерам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 26.1 "Выплата страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности" Федерального закона "О страховых пенсиях""Вопреки доводов кассационной жалобы суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пенсионный орган, располагая сведениями о том, что на 1 число месяца, следующего за месяцем прекращения работы (1 ноября 2022 г.) истец уже вновь работала, не имел правовых оснований для индексации (перерасчета) пенсии истцу как неработающему, прекратившему трудовую деятельность пенсионеру по смыслу положений ст. 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", кроме того истец являлась работающим пенсионером не только на 1 число месяца, предшествующего увольнению, но и на дату принятия пенсионным органом решения (в следующем месяце после увольнения), а также на установленный законом срок выплаты пенсии с перерасчетом (в следующем месяце после принятия решения), тогда как в силу приведенного правового регулирования индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии осуществляется в отношении пенсионеров, прекративших осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, при этом суд апелляционной инстанции верно отметил, что Непродолжительный период увольнения истца на 4 дня с последующим трудоустройством к прежнему работодателю свидетельствует о том, что причиной увольнения истца являлось формальное получение статуса неработающего пенсионера с исключительным намерением получить индексацию пенсии, после чего вновь продолжить трудовую деятельность, что свидетельствует о формальном прекращении трудовых отношений."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 15 "Возмещение убытков" ГК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В данном случае на момент осуществления выплаты Отделение ПФР обладало сведениями о том, что получатели страховой пенсии являются работающими пенсионерами, а значит, оснований для возмещения ущерба не имеется.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В данном случае на момент осуществления выплаты Отделение ПФР обладало сведениями о том, что получатели страховой пенсии являются работающими пенсионерами, а значит, оснований для возмещения ущерба не имеется.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Информация: Соцфонд проиндексирует пенсии работающим пенсионерам в феврале
("Официальный сайт СФР", 2024)"Официальный сайт СФР https://sfr.gov.ru", 2024
("Официальный сайт СФР", 2024)"Официальный сайт СФР https://sfr.gov.ru", 2024
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"Статья 26.1. Особенности выплаты страховой пенсии пенсионерам, осуществлявшим по состоянию на 31 декабря 2024 года работу и (или) иную деятельность
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"Статья 26.1. Особенности выплаты страховой пенсии пенсионерам, осуществлявшим по состоянию на 31 декабря 2024 года работу и (или) иную деятельность
<Информация> СФР
"Пенсии работающих пенсионеров начнут индексироваться с 2025 года"ФОНД ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
"Пенсии работающих пенсионеров начнут индексироваться с 2025 года"ФОНД ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Статья: Категория социального риска и риск-ориентированный подход к правовому регулированию социального обеспечения
(Федорова М.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)Оценка степени социального риска, которому подвергаются те или иные категории граждан, при внесении в законодательство о социальной защите изменений и дополнений, направленных на усиление адресности социальной поддержки, также может рассматриваться как применение риск-ориентированного подхода. В ряду подобных примеров могут быть названы введение условий о продолжительности проживания в зонах радиоактивного загрязнения для предоставления мер социальной поддержки, связанных с чернобыльской катастрофой; установление специальных правил индексации страховых пенсий для работающих пенсионеров; определение случаев прекращения права на материнский (семейный) капитал и т.д.
(Федорова М.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)Оценка степени социального риска, которому подвергаются те или иные категории граждан, при внесении в законодательство о социальной защите изменений и дополнений, направленных на усиление адресности социальной поддержки, также может рассматриваться как применение риск-ориентированного подхода. В ряду подобных примеров могут быть названы введение условий о продолжительности проживания в зонах радиоактивного загрязнения для предоставления мер социальной поддержки, связанных с чернобыльской катастрофой; установление специальных правил индексации страховых пенсий для работающих пенсионеров; определение случаев прекращения права на материнский (семейный) капитал и т.д.
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2023, N 4)В январе Госдума отклонила сразу несколько законопроектов об индексации пенсий работающим пенсионерам <10>. Новый проект предполагает решение этого вопроса с другой стороны. Предложено исключить их из числа застрахованных в системе ОПС. В результате работодателям не придется начислять взносы с зарплат таким пенсионерам, а их страховая пенсия по старости и фиксированная выплата к ней должны будут индексироваться так же, как и неработающим пенсионерам.
("Главная книга", 2023, N 4)В январе Госдума отклонила сразу несколько законопроектов об индексации пенсий работающим пенсионерам <10>. Новый проект предполагает решение этого вопроса с другой стороны. Предложено исключить их из числа застрахованных в системе ОПС. В результате работодателям не придется начислять взносы с зарплат таким пенсионерам, а их страховая пенсия по старости и фиксированная выплата к ней должны будут индексироваться так же, как и неработающим пенсионерам.
Статья: Сбережение народа России и развитие пенсионной системы страны
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)"...Приходится признать, что в настоящее время полная система координат для пенсионного обеспечения не определена. В годовых отчетах ПФР много технической информации о процессах, происходящих в пенсионном обеспечении, но параметров, характеризующих пенсионную систему как целостное образование, немного. Используются только некоторые ее характеристики, такие, как численность получателей и размеры пенсий по категориям пенсионеров, коэффициент замещения, параметры доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда РФ. Причем профессиональный анализ этих параметров в открытом доступе практически отсутствует. Поэтому в СМИ каждый автор в меру своего понимания пенсионного обеспечения рассуждает не о полном комплексе характеристик и системных целях, а о том, на что он обращает внимание. Профессиональных дискуссий о параметрах и траектории развития пенсионной системы явно недостаточно. О целях пенсионного обеспечения вообще разговора нет, по умолчанию предполагается, что целью является поддержание минимальных материальных условий выживания пенсионеров. Иногда в качестве целей развития преподносятся некие инструменты обеспечения деятельности пенсионной системы, например страховой принцип организации пенсионного обеспечения или положительный зарубежный опыт. В одних рассуждениях в качестве положительного звучит опыт Австралии, в других - Новой Зеландии, при этом неявно предполагается, что перенесение положительных качеств пенсионных систем разных стран в нашу социальную среду, государственное устройство и масштабы позволит сотворить нечто очень достойное. То есть на практике не только не осуществляется системный подход к преобразованиям, но и проповедуется "догоняющее развитие", которое всегда поддерживает отставание догоняющей стороны. При этом ни о каких цивилизационных, культурных или социальных различиях между Россией и рассматриваемыми другими государствами, как правило, речь не идет. Хотя не только отечественные социологи и политологи, но и известные западные ученые считают, что "философские воззрения, основополагающие ценности, социальные отношения, обычаи и общие взгляды на жизнь значительно отличаются в разных цивилизациях". Таким образом, в ведущихся в настоящее время вялых дискуссиях о путях развития пенсионного обеспечения не удается обнаружить надежные опорные позиции, которые были бы устойчивыми (неизменными) в обозримой перспективе. Осуществляемые в пенсионных процессах изменения и обсуждаемые предложения (мораторий на страховые взносы на накопительную пенсию <2>, неиндексация пенсий работающим пенсионерам, повышение пенсионного возраста, обязательность накопительной пенсии и т.п.) диктуются финансово-бюджетной системой и направлены на снижение дефицита бюджета ПФР в текущем периоде, то есть на "затыкание дыр". Эти изменения смягчают симптомы, но не устраняют причины. Поэтому такой процесс бесконечен. Да и симптомы устраняются не все. Например, поднятый в 2015 году вопрос о численности застрахованных лиц, за которых не уплачиваются страховые взносы, "заглох". Из более чем 20 миллионов таких застрахованных лиц, согласно отчету ПФР за 2015 год, "легализованы трудовые отношения 586 тыс. человек, доначисления страховых взносов в результате этой работы составили 4,6 млрд рублей".
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)"...Приходится признать, что в настоящее время полная система координат для пенсионного обеспечения не определена. В годовых отчетах ПФР много технической информации о процессах, происходящих в пенсионном обеспечении, но параметров, характеризующих пенсионную систему как целостное образование, немного. Используются только некоторые ее характеристики, такие, как численность получателей и размеры пенсий по категориям пенсионеров, коэффициент замещения, параметры доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда РФ. Причем профессиональный анализ этих параметров в открытом доступе практически отсутствует. Поэтому в СМИ каждый автор в меру своего понимания пенсионного обеспечения рассуждает не о полном комплексе характеристик и системных целях, а о том, на что он обращает внимание. Профессиональных дискуссий о параметрах и траектории развития пенсионной системы явно недостаточно. О целях пенсионного обеспечения вообще разговора нет, по умолчанию предполагается, что целью является поддержание минимальных материальных условий выживания пенсионеров. Иногда в качестве целей развития преподносятся некие инструменты обеспечения деятельности пенсионной системы, например страховой принцип организации пенсионного обеспечения или положительный зарубежный опыт. В одних рассуждениях в качестве положительного звучит опыт Австралии, в других - Новой Зеландии, при этом неявно предполагается, что перенесение положительных качеств пенсионных систем разных стран в нашу социальную среду, государственное устройство и масштабы позволит сотворить нечто очень достойное. То есть на практике не только не осуществляется системный подход к преобразованиям, но и проповедуется "догоняющее развитие", которое всегда поддерживает отставание догоняющей стороны. При этом ни о каких цивилизационных, культурных или социальных различиях между Россией и рассматриваемыми другими государствами, как правило, речь не идет. Хотя не только отечественные социологи и политологи, но и известные западные ученые считают, что "философские воззрения, основополагающие ценности, социальные отношения, обычаи и общие взгляды на жизнь значительно отличаются в разных цивилизациях". Таким образом, в ведущихся в настоящее время вялых дискуссиях о путях развития пенсионного обеспечения не удается обнаружить надежные опорные позиции, которые были бы устойчивыми (неизменными) в обозримой перспективе. Осуществляемые в пенсионных процессах изменения и обсуждаемые предложения (мораторий на страховые взносы на накопительную пенсию <2>, неиндексация пенсий работающим пенсионерам, повышение пенсионного возраста, обязательность накопительной пенсии и т.п.) диктуются финансово-бюджетной системой и направлены на снижение дефицита бюджета ПФР в текущем периоде, то есть на "затыкание дыр". Эти изменения смягчают симптомы, но не устраняют причины. Поэтому такой процесс бесконечен. Да и симптомы устраняются не все. Например, поднятый в 2015 году вопрос о численности застрахованных лиц, за которых не уплачиваются страховые взносы, "заглох". Из более чем 20 миллионов таких застрахованных лиц, согласно отчету ПФР за 2015 год, "легализованы трудовые отношения 586 тыс. человек, доначисления страховых взносов в результате этой работы составили 4,6 млрд рублей".
Статья: Нюансы предоставления разных видов отпусков
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 12)Положен ли отпуск без сохранения зарплаты
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 12)Положен ли отпуск без сохранения зарплаты
Статья: Трудовые права и семейные обязанности: проблемы совмещения
(Азарова Е.Г., Моцная О.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 5)В условиях исторически низкого уровня безработицы <5> экономика России остро нуждается в кадрах: законодательные инициативы последних лет свидетельствуют о заинтересованности страны в труде пенсионеров (повышен пенсионный возраст, восстановлена индексация пенсии работающим пенсионерам), школьников и студентов (упрощен порядок заключения трудового договора с несовершеннолетними <6>, устанавливаются исключения из существовавшего ранее запрета на привлечение лиц в возрасте 18 лет к работе в выходные и нерабочие праздничные дни <7>), родителей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком <8>, и т.д.
(Азарова Е.Г., Моцная О.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 5)В условиях исторически низкого уровня безработицы <5> экономика России остро нуждается в кадрах: законодательные инициативы последних лет свидетельствуют о заинтересованности страны в труде пенсионеров (повышен пенсионный возраст, восстановлена индексация пенсии работающим пенсионерам), школьников и студентов (упрощен порядок заключения трудового договора с несовершеннолетними <6>, устанавливаются исключения из существовавшего ранее запрета на привлечение лиц в возрасте 18 лет к работе в выходные и нерабочие праздничные дни <7>), родителей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком <8>, и т.д.
Готовое решение: Как СФР взыскивает убытки со страхователя, если выплатил пенсию в излишнем размере
(КонсультантПлюс, 2025)СФР до 01.01.2025 принял решение об индексации пенсии работающему пенсионеру после того, как вы подали о нем сведения. Несмотря на то, что срок подачи был нарушен, фонд принимал решение об индексации позже фактической даты сдачи, поэтому связи между непредставлением сведений и убытками фонда нет;
(КонсультантПлюс, 2025)СФР до 01.01.2025 принял решение об индексации пенсии работающему пенсионеру после того, как вы подали о нем сведения. Несмотря на то, что срок подачи был нарушен, фонд принимал решение об индексации позже фактической даты сдачи, поэтому связи между непредставлением сведений и убытками фонда нет;
Статья: Конституционные обязанности государства в социальной сфере и их реализация в свете конституционных преобразований
(Ильин И.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)В целях реализации предписаний ст. 75 Конституции РФ, исходя из социальных ожиданий, законодателем реализуется компетенция по внесению изменений в отдельные законодательные акты России <15>. В качестве мер государственной поддержки обозначен курс на повышение уровня пенсионного обеспечения в сравнении с реальным уровнем инфляции и индексация страховых пенсий неработающим пенсионерам. Не утрачивает своей актуальности вопрос реализации положения ч. 6 ст. 75 Конституции РФ. Авторы проекта федерального закона N 1101910-7 обосновывают доводы об установлении обязанности государства по индексации пенсий работающим пенсионерам отсутствием в Конституции РФ положения, прямо ограничивающего круг лиц, которым адресована такая индексация. Приоритетным направлением государственной социальной политики является создание целостной системы мер поддержки семей, находящихся в бедности или на грани бедности. Одним из таких инструментов является оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта <16>. По оценкам экспертов, при помощи социального контракта в 2024 г. улучшат свое материальное положение порядка 9 млн малоимущих семей и одиноких граждан. Как отметил Президент РФ, одной из приоритетных задач государства в условиях санкционной политики и внешнего давления является проведение социально-экономической политики, направленной на повышение уровня и качества жизни россиян <17>.
(Ильин И.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)В целях реализации предписаний ст. 75 Конституции РФ, исходя из социальных ожиданий, законодателем реализуется компетенция по внесению изменений в отдельные законодательные акты России <15>. В качестве мер государственной поддержки обозначен курс на повышение уровня пенсионного обеспечения в сравнении с реальным уровнем инфляции и индексация страховых пенсий неработающим пенсионерам. Не утрачивает своей актуальности вопрос реализации положения ч. 6 ст. 75 Конституции РФ. Авторы проекта федерального закона N 1101910-7 обосновывают доводы об установлении обязанности государства по индексации пенсий работающим пенсионерам отсутствием в Конституции РФ положения, прямо ограничивающего круг лиц, которым адресована такая индексация. Приоритетным направлением государственной социальной политики является создание целостной системы мер поддержки семей, находящихся в бедности или на грани бедности. Одним из таких инструментов является оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта <16>. По оценкам экспертов, при помощи социального контракта в 2024 г. улучшат свое материальное положение порядка 9 млн малоимущих семей и одиноких граждан. Как отметил Президент РФ, одной из приоритетных задач государства в условиях санкционной политики и внешнего давления является проведение социально-экономической политики, направленной на повышение уровня и качества жизни россиян <17>.
Статья: Прекаризация труда и занятости - "реквием по мечте" о социальной справедливости?
(Шуралева С.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 4)Государство видит необходимость укрепления не только финансового, технологического, но и кадрового суверенитета, осознает важность привлечения и удержания не только молодых специалистов, но и опытных работников, которые могут стать наставниками для молодежи. Считаю справедливым возвращение в 2025 г. индексации пенсий работающим пенсионерам, о чем было объявлено Президентом РФ на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме 8 июня 2024 г.
(Шуралева С.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 4)Государство видит необходимость укрепления не только финансового, технологического, но и кадрового суверенитета, осознает важность привлечения и удержания не только молодых специалистов, но и опытных работников, которые могут стать наставниками для молодежи. Считаю справедливым возвращение в 2025 г. индексации пенсий работающим пенсионерам, о чем было объявлено Президентом РФ на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме 8 июня 2024 г.
Статья: Перспективы реинжиниринга правового регулирования, юридической науки и образования
(Исаков В.Б.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)Между властью и наукой назрел не только интеллектуальный, но и ценностный разрыв. Конституционные положения о том, что власть принадлежит народу, а основной обязанностью власти является обеспечение его прав и свобод, не просто отошли в тень - они вызывают иронию и насмешки ввиду явного отрыва от действительности. Конкретный пример - российская пенсионная реформа. В 1990-е гг. действовавшая в тот период пенсионная система, построенная на принципе солидарности поколений, была подвергнута уничтожающей критике. Правительство потратило массу сил и средств, чтобы убедить граждан в необходимости перехода к накопительной пенсионной системе, построенной на принципе "каждый сам кузнец своего счастья". Но в последние годы и эта система подвергается масштабной ревизии. Правительство целенаправленно ее разрушает: ликвидированы практически все независимые пенсионные фонды, в том числе вполне успешные. Под разными предлогами у них отозваны лицензии, а пенсионные накопления переданы в Пенсионный фонд РФ. Повышен возраст выхода на пенсию. Заморожена индексация пенсий работающим пенсионерам. К сожалению, Конституционный Суд, призванный стоять на страже прав и свобод граждан, послушно признает эти решения конституционными. На вопрос: "Как же так, ведь это именно нынешние пенсионеры создали ценности, на основе которых возникли ваши частные империи?" - можно получить примерно следующий ответ: "Вы свои ваучеры получили? Получили! Все, с вами в расчете. Никто никому ничего не должен!".
(Исаков В.Б.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)Между властью и наукой назрел не только интеллектуальный, но и ценностный разрыв. Конституционные положения о том, что власть принадлежит народу, а основной обязанностью власти является обеспечение его прав и свобод, не просто отошли в тень - они вызывают иронию и насмешки ввиду явного отрыва от действительности. Конкретный пример - российская пенсионная реформа. В 1990-е гг. действовавшая в тот период пенсионная система, построенная на принципе солидарности поколений, была подвергнута уничтожающей критике. Правительство потратило массу сил и средств, чтобы убедить граждан в необходимости перехода к накопительной пенсионной системе, построенной на принципе "каждый сам кузнец своего счастья". Но в последние годы и эта система подвергается масштабной ревизии. Правительство целенаправленно ее разрушает: ликвидированы практически все независимые пенсионные фонды, в том числе вполне успешные. Под разными предлогами у них отозваны лицензии, а пенсионные накопления переданы в Пенсионный фонд РФ. Повышен возраст выхода на пенсию. Заморожена индексация пенсий работающим пенсионерам. К сожалению, Конституционный Суд, призванный стоять на страже прав и свобод граждан, послушно признает эти решения конституционными. На вопрос: "Как же так, ведь это именно нынешние пенсионеры создали ценности, на основе которых возникли ваши частные империи?" - можно получить примерно следующий ответ: "Вы свои ваучеры получили? Получили! Все, с вами в расчете. Никто никому ничего не должен!".