Пени по закону об электроэнергетике
Подборка наиболее важных документов по запросу Пени по закону об электроэнергетике (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 37 "Основы организации розничных рынков" Федерального закона "Об электроэнергетике""Из буквального содержания правовой нормы о неустойке, предусмотренной в абз. 8 п. 2 ст. 37 Закона об электроэнергетике следует, что правом на взыскание такой неустойки (пени) обладает исключительно гарантирующий поставщик электрической энергии."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 37 "Основы организации розничных рынков" Федерального закона "Об электроэнергетике""Так, суды при расчете исходили из одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, за весь период просрочки с 19.05.2021 по 24.09.2021, что не соответствует положениям абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике, который предусматривает размер пени в зависимости от периода просрочки исполнения обязательства по оплате энергоресурса."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Вправе ли исполнитель взыскать неустойку за просрочку внесения предоплаты по договору возмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Законная неустойка (пени в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки) установлена пунктом 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике и начисляется со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты оказанных потребителям услуг по день фактической оплаты.
Вправе ли исполнитель взыскать неустойку за просрочку внесения предоплаты по договору возмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Законная неустойка (пени в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки) установлена пунктом 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике и начисляется со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты оказанных потребителям услуг по день фактической оплаты.
Статья: Бездоговорное потребление ресурсов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, согласно абз. 8 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" рассчитываются пени в размере 1/130 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, согласно абз. 8 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" рассчитываются пени в размере 1/130 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)В п. 2 ст. 26, пп. 1 и 2 ст. 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что пени уплачиваются в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ключевой ставки), действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Отсутствие в названных нормах указания, с днем фактической оплаты чего - долга или пеней - связывается ключевая ставка Банка России, допускает возможность их различного толкования. Вместе с тем с учетом акцессорного характера неустойки и ее зависимости от уплаты основной задолженности положения Закона об электроэнергетике об ответственности потребителей за несвоевременное внесение платежей подлежат истолкованию как предусматривающие определение размера ставки рефинансирования (ключевой ставки) на день фактической оплаты задолженности, а не неустойки.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)В п. 2 ст. 26, пп. 1 и 2 ст. 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что пени уплачиваются в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ключевой ставки), действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Отсутствие в названных нормах указания, с днем фактической оплаты чего - долга или пеней - связывается ключевая ставка Банка России, допускает возможность их различного толкования. Вместе с тем с учетом акцессорного характера неустойки и ее зависимости от уплаты основной задолженности положения Закона об электроэнергетике об ответственности потребителей за несвоевременное внесение платежей подлежат истолкованию как предусматривающие определение размера ставки рефинансирования (ключевой ставки) на день фактической оплаты задолженности, а не неустойки.
"Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)С 5 декабря 2015 года вступил в силу Закон N 307-ФЗ, в соответствии с которым в Федеральный закон от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), в Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), в Закон о теплоснабжении, в Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) внесены изменения в части установления законной неустойки за просрочку исполнения потребителем обязательства по оплате потребленной энергии в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты пеней, от не выплаченной в срок суммы.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)С 5 декабря 2015 года вступил в силу Закон N 307-ФЗ, в соответствии с которым в Федеральный закон от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), в Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), в Закон о теплоснабжении, в Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) внесены изменения в части установления законной неустойки за просрочку исполнения потребителем обязательства по оплате потребленной энергии в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты пеней, от не выплаченной в срок суммы.
Статья: Отдельные аспекты разрешения споров, вытекающих из исполнения государственных и муниципальных контрактов: постановка проблемы
(Сабиров М.М., Сабирова Л.Л.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)- при расчете неустойки, подлежащей взысканию с заказчика по государственному (муниципальному) контракту, заключенному в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд в энергоснабжении, необходимо руководствоваться положениями Закона о газоснабжении, Закона об электроэнергетике, Закона о теплоснабжении и Закона о водоснабжении и водоотведении в редакции Закона N 307-ФЗ <7>;
(Сабиров М.М., Сабирова Л.Л.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)- при расчете неустойки, подлежащей взысканию с заказчика по государственному (муниципальному) контракту, заключенному в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд в энергоснабжении, необходимо руководствоваться положениями Закона о газоснабжении, Закона об электроэнергетике, Закона о теплоснабжении и Закона о водоснабжении и водоотведении в редакции Закона N 307-ФЗ <7>;
Статья: Развитие оптового рынка электрической энергии и мощности в контексте Федерального закона "Об электроэнергетике"
(Рощенко Н.П., Мякинин В.В.)
("Юрист", 2023, N 4)В завершение хотелось бы отметить, что электроэнергетика, как и иные отрасли российской экономики, не является исключением и испытывает на себе влияние санкционной политики иностранных государств. Законодатель, осознавая необходимость поддержки субъектов электроэнергетики, оперативно проектирует изменения в Федеральный закон, позволяющие купировать возникающие проблемы, связанные с риском неисполнения либо частичного исполнения обязательств субъектами оптового рынка. В частности, на 2022 г. в Федеральный закон были интегрированы нормы, предоставившие Правительству РФ полномочия устанавливать особенности начисления, уплаты и списания неустоек (штрафов, пеней) и применения иных мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на оптовом и розничных рынках, особенности организации и проведения отбора мощности на конкурсной основе и иных конкурентных процедур, по результатам которых заключаются договоры купли-продажи, договоры поставки мощности, а также особенности исполнения указанных договоров, в том числе предусматривающие изменение дат начала и (или) окончания поставки мощности. В настоящее время действие этих норм завершилось в связи с отсутствием необходимости их продления.
(Рощенко Н.П., Мякинин В.В.)
("Юрист", 2023, N 4)В завершение хотелось бы отметить, что электроэнергетика, как и иные отрасли российской экономики, не является исключением и испытывает на себе влияние санкционной политики иностранных государств. Законодатель, осознавая необходимость поддержки субъектов электроэнергетики, оперативно проектирует изменения в Федеральный закон, позволяющие купировать возникающие проблемы, связанные с риском неисполнения либо частичного исполнения обязательств субъектами оптового рынка. В частности, на 2022 г. в Федеральный закон были интегрированы нормы, предоставившие Правительству РФ полномочия устанавливать особенности начисления, уплаты и списания неустоек (штрафов, пеней) и применения иных мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на оптовом и розничных рынках, особенности организации и проведения отбора мощности на конкурсной основе и иных конкурентных процедур, по результатам которых заключаются договоры купли-продажи, договоры поставки мощности, а также особенности исполнения указанных договоров, в том числе предусматривающие изменение дат начала и (или) окончания поставки мощности. В настоящее время действие этих норм завершилось в связи с отсутствием необходимости их продления.
Статья: Ретроспективный анализ института оплаты за жилищные и коммунальные услуги: практический аспект в условиях пандемии
(Шахова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Итак, в ст. 18 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ закреплено, что "до 1 января 2021 года Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности начисления и уплаты пеней в случае несвоевременной и (или) не полностью внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также взыскания неустойки (штрафа, пеней) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении".
(Шахова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Итак, в ст. 18 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ закреплено, что "до 1 января 2021 года Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности начисления и уплаты пеней в случае несвоевременной и (или) не полностью внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также взыскания неустойки (штрафа, пеней) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении".
Статья: О некоторых вопросах судебной практики, связанных с договором технологического присоединения к электрическим сетям
(Серова В.К.)
("Арбитражные споры", 2021, N 3)Таким образом, как до внесения изменений в Правила N 861 (Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2016 N 999), так и после вступления в силу данных изменений при разрешении вопроса о возможности начисления неустойки за нарушение срока внесения промежуточных (авансовых) платежей за услуги по технологическому присоединению суды исходят из того, что право требовать уплаты такой неустойки возникает только в том случае, если договором прямо предусмотрено начисление пеней за нарушение срока внесения авансовых платежей.
(Серова В.К.)
("Арбитражные споры", 2021, N 3)Таким образом, как до внесения изменений в Правила N 861 (Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2016 N 999), так и после вступления в силу данных изменений при разрешении вопроса о возможности начисления неустойки за нарушение срока внесения промежуточных (авансовых) платежей за услуги по технологическому присоединению суды исходят из того, что право требовать уплаты такой неустойки возникает только в том случае, если договором прямо предусмотрено начисление пеней за нарушение срока внесения авансовых платежей.
Готовое решение: Какие особенности установлены для закупок коммунальных услуг в соответствии с Законом N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Также обратите внимание: одной из существенных особенностей, связанных с условиями контракта при закупке коммунальных услуг, является повышенная ответственность заказчика за невыполнение обязательств по оплате большинства коммунальных услуг, в частности по водоснабжению и водоотведению, газоснабжению, теплоснабжению и поставке электроэнергии. Такая ответственность устанавливается в размере 1/130 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы. Пени начисляются за каждый день просрочки начиная со дня, следующего после дня наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты (ч. 6.2 ст. 13, ч. 6.2 ст. 14 Закона о водоснабжении и водоотведении, ст. 25 Закона о газоснабжении, ч. 9.1 ст. 15 Закона о теплоснабжении, ч. 2 ст. 37 Закона об электроэнергетике).
(КонсультантПлюс, 2025)Также обратите внимание: одной из существенных особенностей, связанных с условиями контракта при закупке коммунальных услуг, является повышенная ответственность заказчика за невыполнение обязательств по оплате большинства коммунальных услуг, в частности по водоснабжению и водоотведению, газоснабжению, теплоснабжению и поставке электроэнергии. Такая ответственность устанавливается в размере 1/130 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы. Пени начисляются за каждый день просрочки начиная со дня, следующего после дня наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты (ч. 6.2 ст. 13, ч. 6.2 ст. 14 Закона о водоснабжении и водоотведении, ст. 25 Закона о газоснабжении, ч. 9.1 ст. 15 Закона о теплоснабжении, ч. 2 ст. 37 Закона об электроэнергетике).
Готовое решение: Как взыскать законную неустойку по договору возмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание на следующее. Исходя из того, что п. 1 ст. 330 ГК РФ указывает на законную неустойку как на определенную законом денежную сумму, в тексте закона, который установил неустойку, могут быть сведения, необходимые для расчета суммы неустойки: это может быть ставка, правила определения расчетной суммы, расчетного периода, предельной суммы и другие. Например, неустойка за неоплату, неполную или несвоевременную оплату услуг связи по передаче данных, которую уплачивает абонент и (или) пользователь оператору связи, не может превышать сумму, подлежащую оплате (п. 81 Правил оказания услуг связи по передаче данных). Или пример определения периода начисления неустойки - пени на несвоевременно и (или) не полностью внесенную плату за жилое помещение и коммунальные услуги уплачиваются начиная с 31-го дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты (ч. 14 ст. 155 ЖК РФ). Еще один пример, но уже изменяемой расчетной ставки - ставка пеней за несвоевременную и (или) неполную оплату услуг по передаче электроэнергии. Их уплачивают сетевой организации, в частности, управляющие организации, приобретающие эти услуги для предоставления коммунальных услуг. Тут в зависимости от количества дней просрочки (до 60 включительно, от 60 до 90, более 90) меняется ставка (1/300, 1/170, 1/130 ставки рефинансирования (ключевой ставки) Банка России) (абз. 12 п. 2 ст. 26 Закона об электроэнергетике).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание на следующее. Исходя из того, что п. 1 ст. 330 ГК РФ указывает на законную неустойку как на определенную законом денежную сумму, в тексте закона, который установил неустойку, могут быть сведения, необходимые для расчета суммы неустойки: это может быть ставка, правила определения расчетной суммы, расчетного периода, предельной суммы и другие. Например, неустойка за неоплату, неполную или несвоевременную оплату услуг связи по передаче данных, которую уплачивает абонент и (или) пользователь оператору связи, не может превышать сумму, подлежащую оплате (п. 81 Правил оказания услуг связи по передаче данных). Или пример определения периода начисления неустойки - пени на несвоевременно и (или) не полностью внесенную плату за жилое помещение и коммунальные услуги уплачиваются начиная с 31-го дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты (ч. 14 ст. 155 ЖК РФ). Еще один пример, но уже изменяемой расчетной ставки - ставка пеней за несвоевременную и (или) неполную оплату услуг по передаче электроэнергии. Их уплачивают сетевой организации, в частности, управляющие организации, приобретающие эти услуги для предоставления коммунальных услуг. Тут в зависимости от количества дней просрочки (до 60 включительно, от 60 до 90, более 90) меняется ставка (1/300, 1/170, 1/130 ставки рефинансирования (ключевой ставки) Банка России) (абз. 12 п. 2 ст. 26 Закона об электроэнергетике).
Готовое решение: Неустойка: что это, для чего и как применить
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, можно поделить возможные нарушения на разовые (например, факт привлечения субисполнителей к оказанию услуг без согласия заказчика) и длящиеся (просрочка исполнения обязательства). С ними удобно соотносить размер неустойки: за разовое нарушение установить штраф, а за длящееся - пени.
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, можно поделить возможные нарушения на разовые (например, факт привлечения субисполнителей к оказанию услуг без согласия заказчика) и длящиеся (просрочка исполнения обязательства). С ними удобно соотносить размер неустойки: за разовое нарушение установить штраф, а за длящееся - пени.
Статья: За несвоевременную оплату электроэнергии учреждение уплатит пени
(Иванова И.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 12)- в случае нарушения государственным заказчиком размера и порядка оплаты гарантирующий поставщик (истец) вправе начислить и потребовать от государственного заказчика уплаты пени в размере и порядке, которые определяются в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
(Иванова И.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 12)- в случае нарушения государственным заказчиком размера и порядка оплаты гарантирующий поставщик (истец) вправе начислить и потребовать от государственного заказчика уплаты пени в размере и порядке, которые определяются в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).