Пдк водных объектов
Подборка наиболее важных документов по запросу Пдк водных объектов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о выявлении признаков вреда, причиненного водному объекту в результате сброса сточных вод
(Кочемировский В.А., Фогель А.А., Мохоров Д.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)Оценивая реальный экологический вред и степень вины юридического лица в его причинении, всегда следует учитывать, что полностью исключить попадание вредных веществ в окружающую среду в промышленном производстве невозможно. При установлении превышения предельно допустимой концентрации (ПДК) в водном объекте необходимо не только определить величину превышения пороговой концентрации каждого из вредных веществ, но и выявить степень фактического негативного влияния данного вещества на окружающую среду. Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ эти доказательства по смыслу ст. 1064 ГК РФ, ст. 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" должна представлять в суд сторона истца <1>.
(Кочемировский В.А., Фогель А.А., Мохоров Д.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)Оценивая реальный экологический вред и степень вины юридического лица в его причинении, всегда следует учитывать, что полностью исключить попадание вредных веществ в окружающую среду в промышленном производстве невозможно. При установлении превышения предельно допустимой концентрации (ПДК) в водном объекте необходимо не только определить величину превышения пороговой концентрации каждого из вредных веществ, но и выявить степень фактического негативного влияния данного вещества на окружающую среду. Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ эти доказательства по смыслу ст. 1064 ГК РФ, ст. 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" должна представлять в суд сторона истца <1>.
Статья: Выявление признаков вреда, причиненного водному объекту в результате сброса сточных вод
(Кочемировский В.А., Мохоров Д.А., Фогель А.А.)
("Экологическое право", 2023, N 3)Оценивая реальный экологический ущерб и степень вины юридического лица в причинении этого ущерба, всегда следует учитывать то, что полностью исключить попадание вредных веществ в окружающую среду в силу реальных экономических и технологических причин в промышленном производстве невозможно. При установлении превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) в водном объекте необходимо определить не только величину превышения пороговой концентрации каждого из вредных веществ, но и установить степень фактического негативного влияния данного вещества на окружающую среду. Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ <5> по смыслу ст. 1064 Гражданского кодекса РФ <6>, ст. 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" эти доказательства должна представлять в суд сторона истца.
(Кочемировский В.А., Мохоров Д.А., Фогель А.А.)
("Экологическое право", 2023, N 3)Оценивая реальный экологический ущерб и степень вины юридического лица в причинении этого ущерба, всегда следует учитывать то, что полностью исключить попадание вредных веществ в окружающую среду в силу реальных экономических и технологических причин в промышленном производстве невозможно. При установлении превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) в водном объекте необходимо определить не только величину превышения пороговой концентрации каждого из вредных веществ, но и установить степень фактического негативного влияния данного вещества на окружающую среду. Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ <5> по смыслу ст. 1064 Гражданского кодекса РФ <6>, ст. 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" эти доказательства должна представлять в суд сторона истца.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 15.05.2025 N 652
"Об утверждении Правил разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об утверждении Правил разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Ущерб окружающей среде в интерпретации российских судов
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 10)Регулирование воздействия на инфраструктуру водоканалов происходит в числе прочего путем отсылки к природоохранным нормам (запрет сброса в канализацию тех веществ, для которых не утверждены предельно допустимые концентрации (ПДК) применительно к водным объектам рыбохозяйственного значения). При этом отсутствуют критерии, определяющие наличие и степень реального воздействия этих веществ на систему водоотведения. Некоторые водоканалы начисляют абонентам плату за негативное воздействие на ЦСВ в связи со сбросом любых веществ, в отношении которых не установлены рыбохозяйственные ПДК, безотносительно к перечню, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 года N 1316-р (Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды). Формально организации водно-коммунального хозяйства имеют право проверять сточные воды абонентов на наличие веществ, которые не упоминаются ни в одном нормативном акте и в отношении которых не проводится ни государственный, ни производственный контроль сточных вод. Так сформировалась негативная практика по сбросу полициклических ароматических углеводородов в сети водоканала в Московской области <10>.
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 10)Регулирование воздействия на инфраструктуру водоканалов происходит в числе прочего путем отсылки к природоохранным нормам (запрет сброса в канализацию тех веществ, для которых не утверждены предельно допустимые концентрации (ПДК) применительно к водным объектам рыбохозяйственного значения). При этом отсутствуют критерии, определяющие наличие и степень реального воздействия этих веществ на систему водоотведения. Некоторые водоканалы начисляют абонентам плату за негативное воздействие на ЦСВ в связи со сбросом любых веществ, в отношении которых не установлены рыбохозяйственные ПДК, безотносительно к перечню, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 года N 1316-р (Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды). Формально организации водно-коммунального хозяйства имеют право проверять сточные воды абонентов на наличие веществ, которые не упоминаются ни в одном нормативном акте и в отношении которых не проводится ни государственный, ни производственный контроль сточных вод. Так сформировалась негативная практика по сбросу полициклических ароматических углеводородов в сети водоканала в Московской области <10>.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Под запретом размещение кладбищ, скотомогильников <1>, объектов размещения отходов производства и потребления <2>, пунктов захоронения радиоактивных отходов <3>, применение пестицидов и агрохимикатов <4>, а также загрязнение территории веществами, для которых не установлены предельно допустимые концентрации в водах водных объектов рыбохозяйственного значения <5>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Под запретом размещение кладбищ, скотомогильников <1>, объектов размещения отходов производства и потребления <2>, пунктов захоронения радиоактивных отходов <3>, применение пестицидов и агрохимикатов <4>, а также загрязнение территории веществами, для которых не установлены предельно допустимые концентрации в водах водных объектов рыбохозяйственного значения <5>.
Статья: Правовая охрана поверхностных водных объектов от микропластика в России
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 2)В России среди новых гигиенических нормативов не закреплены нормативы предельно допустимых концентраций (далее - ПДК) <42>, ориентировочно допустимых уровней (далее - ОДУ) <43> микропластика в воде. Не было их и в ранее действовавших гигиенических нормативах <44>. Также не разработан и не утвержден норматив ПДК микропластика в водах водных объектов рыбохозяйственного значения <45>. Поскольку не установлен норматив ПДК микропластика для водных объектов, то невозможны расчет и разработка привязанного к нему норматива предельно допустимого сброса микропластика в составе сточных вод. Между тем способы идентификации, количественного рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах и качественного определения микропластика в воде, донных отложениях уже разработаны и апробированы как за рубежом <46>, так и в нашей стране <47>. При предоставлении технических средств и оборудования органам государственного экологического надзора государственного санитарно-эпидемиологического надзора законодателю следует ставить вопрос об осуществлении государственного экологического мониторинга особого загрязнителя прежде всего поверхностных водных объектов.
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 2)В России среди новых гигиенических нормативов не закреплены нормативы предельно допустимых концентраций (далее - ПДК) <42>, ориентировочно допустимых уровней (далее - ОДУ) <43> микропластика в воде. Не было их и в ранее действовавших гигиенических нормативах <44>. Также не разработан и не утвержден норматив ПДК микропластика в водах водных объектов рыбохозяйственного значения <45>. Поскольку не установлен норматив ПДК микропластика для водных объектов, то невозможны расчет и разработка привязанного к нему норматива предельно допустимого сброса микропластика в составе сточных вод. Между тем способы идентификации, количественного рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах и качественного определения микропластика в воде, донных отложениях уже разработаны и апробированы как за рубежом <46>, так и в нашей стране <47>. При предоставлении технических средств и оборудования органам государственного экологического надзора государственного санитарно-эпидемиологического надзора законодателю следует ставить вопрос об осуществлении государственного экологического мониторинга особого загрязнителя прежде всего поверхностных водных объектов.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ (за исключением специализированных хранилищ аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия на территориях морских портов, перечень которых утверждается Правительством РФ, за пределами границ прибрежных защитных полос), пунктов захоронения радиоактивных отходов, а также загрязнение территории загрязняющими веществами, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены <2>;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ (за исключением специализированных хранилищ аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия на территориях морских портов, перечень которых утверждается Правительством РФ, за пределами границ прибрежных защитных полос), пунктов захоронения радиоактивных отходов, а также загрязнение территории загрязняющими веществами, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены <2>;