ПДК природной воды
Подборка наиболее важных документов по запросу ПДК природной воды (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2024 N 07АП-10012/23 по делу N А03-18954/2022
Требование: О взыскании денежных средств в счет возмещения вреда, причиненного водному объекту, как объекту охраны окружающей среды.
Решение: Требование удовлетворено в части.При данных обстоятельствах, в рассматриваемом случае, установив отсутствие данных у Росгидромета о фоновых концентрациях в воде водного объекта, суд обоснованно посчитал возможным применить значения отобранных проб, исследованных лабораторией, являющейся лицензиатом Росгиромета. При этом оснований для применения при расчете ПДК в природных водах рыбохозяйственного значения суд верно не усмотрел.
Требование: О взыскании денежных средств в счет возмещения вреда, причиненного водному объекту, как объекту охраны окружающей среды.
Решение: Требование удовлетворено в части.При данных обстоятельствах, в рассматриваемом случае, установив отсутствие данных у Росгидромета о фоновых концентрациях в воде водного объекта, суд обоснованно посчитал возможным применить значения отобранных проб, исследованных лабораторией, являющейся лицензиатом Росгиромета. При этом оснований для применения при расчете ПДК в природных водах рыбохозяйственного значения суд верно не усмотрел.
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2024 N 19АП-619/2024 по делу N А36-7339/2022
Требование: О взыскании ущерба, причиненного водному объекту.
Решение: В удовлетворении требования отказано.В связи с чем, на основании совокупности представленных в материалы дела доказательств, само по себе превышение ПДК в контактном резервуаре, учитывая последующие данные природных вод, в том числе как 500 м ниже точки сброса, где отклонения от установленных норм отсутствуют, и показатели проб по течению 500 м выше точки сброса а сами показатели практически идентичны по составу (отклонение указанных показателей незначительное), свидетельствует о правомерности позиции, что сами по себе результаты проб в контактном резервуаре при незавершении процесса очистки, с учетом технологического процесса с достоверностью не подтверждают факт причинения вреда водному объекту.
Требование: О взыскании ущерба, причиненного водному объекту.
Решение: В удовлетворении требования отказано.В связи с чем, на основании совокупности представленных в материалы дела доказательств, само по себе превышение ПДК в контактном резервуаре, учитывая последующие данные природных вод, в том числе как 500 м ниже точки сброса, где отклонения от установленных норм отсутствуют, и показатели проб по течению 500 м выше точки сброса а сами показатели практически идентичны по составу (отклонение указанных показателей незначительное), свидетельствует о правомерности позиции, что сами по себе результаты проб в контактном резервуаре при незавершении процесса очистки, с учетом технологического процесса с достоверностью не подтверждают факт причинения вреда водному объекту.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Выявление признаков вреда, причиненного водному объекту в результате сброса сточных вод
(Кочемировский В.А., Мохоров Д.А., Фогель А.А.)
("Экологическое право", 2023, N 3)Характерным примером такой коллизии являются многочисленные предприятия горнодобывающей промышленности. Значительное содержание в какой-либо местности (в недрах) полезного ископаемого само по себе дает высокое содержание в воде природных источников некоторых условно вредных веществ. В случае если загрязнение воды вызвано естественным фоном местности, принудительная очистка воды до норм ПДК может дать обратный эффект: привести к разрушению устойчивого природного биоценоза, сформировавшегося на местности в течение длительного времени.
(Кочемировский В.А., Мохоров Д.А., Фогель А.А.)
("Экологическое право", 2023, N 3)Характерным примером такой коллизии являются многочисленные предприятия горнодобывающей промышленности. Значительное содержание в какой-либо местности (в недрах) полезного ископаемого само по себе дает высокое содержание в воде природных источников некоторых условно вредных веществ. В случае если загрязнение воды вызвано естественным фоном местности, принудительная очистка воды до норм ПДК может дать обратный эффект: привести к разрушению устойчивого природного биоценоза, сформировавшегося на местности в течение длительного времени.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Правила разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 208.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Правила разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 208.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 15.05.2025 N 652
"Об утверждении Правил разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения"1. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. N 208 "Об утверждении Правил разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 12, ст. 1287).
"Об утверждении Правил разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения"1. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. N 208 "Об утверждении Правил разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 12, ст. 1287).
Постановление Правительства РФ от 28.05.2025 N 735
"Об утверждении пределов допустимых концентраций и условий сброса вредных веществ в исключительной экономической зоне Российской Федерации"
(вместе с "Условиями сброса вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации разрешен только в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений")4. При сбросе вредных веществ, образующихся в процессе нормальной эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений (включая буровые суда и платформы), в исключительной экономической зоне Российской Федерации должны учитываться рыбохозяйственное значение акватории, обеспечение экологического равновесия, а также природно-климатические особенности, наиболее эффективные технологии, нормативы предельно допустимых вредных воздействий и предельно допустимых концентраций вредных веществ в морских водах и соответствие требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, международным конвенциям и соглашениям, участником которых является Российская Федерация.
"Об утверждении пределов допустимых концентраций и условий сброса вредных веществ в исключительной экономической зоне Российской Федерации"
(вместе с "Условиями сброса вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации разрешен только в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений")4. При сбросе вредных веществ, образующихся в процессе нормальной эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений (включая буровые суда и платформы), в исключительной экономической зоне Российской Федерации должны учитываться рыбохозяйственное значение акватории, обеспечение экологического равновесия, а также природно-климатические особенности, наиболее эффективные технологии, нормативы предельно допустимых вредных воздействий и предельно допустимых концентраций вредных веществ в морских водах и соответствие требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, международным конвенциям и соглашениям, участником которых является Российская Федерация.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- нормативы качества окружающей среды (в данном случае - указанных водных объектов и воды в них), в частности уровни предельно допустимых концентраций веществ и микроорганизмов (ПДК);
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- нормативы качества окружающей среды (в данном случае - указанных водных объектов и воды в них), в частности уровни предельно допустимых концентраций веществ и микроорганизмов (ПДК);
Статья: Состояние экологического законодательства о нормативах качества окружающей среды
(Андреева Е.М.)
("Экологическое право", 2020, N 6)В зависимости от компонента природной среды можно выделить нормативы качества атмосферного воздуха; нормативы вод поверхностных водных объектов; нормативы вод подземных водных объектов; нормативы почв (земель). Основой для данной классификации является вышеуказанное Постановление Правительства Российской Федерации. Примечательно, что в него не включены нормативы качества продуктов питания. В зависимости от воздействующего фактора рассматриваемые нормативы можно разделить на 1) нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций; 2) нормативы, установленные для физических показателей состояния окружающей среды, в том числе показателей уровней радиоактивности; 3) нормативы для биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других используемых как индикаторы качества окружающей среды организмов. Этот вид классификации следует из Федерального закона N 7-ФЗ. В качестве примечания отметим, что перечень нормативов качества окружающей среды не исчерпывающий. Так, в 2014 г. в Закон введен еще один вид нормативов качества - технологические показатели. К сожалению, они не были включены в установленный ст. 20 общий перечень данных нормативов, тем не менее упоминаются в текстах других статей и активно применяются. Рассмотрим последнюю классификацию подробнее.
(Андреева Е.М.)
("Экологическое право", 2020, N 6)В зависимости от компонента природной среды можно выделить нормативы качества атмосферного воздуха; нормативы вод поверхностных водных объектов; нормативы вод подземных водных объектов; нормативы почв (земель). Основой для данной классификации является вышеуказанное Постановление Правительства Российской Федерации. Примечательно, что в него не включены нормативы качества продуктов питания. В зависимости от воздействующего фактора рассматриваемые нормативы можно разделить на 1) нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций; 2) нормативы, установленные для физических показателей состояния окружающей среды, в том числе показателей уровней радиоактивности; 3) нормативы для биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других используемых как индикаторы качества окружающей среды организмов. Этот вид классификации следует из Федерального закона N 7-ФЗ. В качестве примечания отметим, что перечень нормативов качества окружающей среды не исчерпывающий. Так, в 2014 г. в Закон введен еще один вид нормативов качества - технологические показатели. К сожалению, они не были включены в установленный ст. 20 общий перечень данных нормативов, тем не менее упоминаются в текстах других статей и активно применяются. Рассмотрим последнюю классификацию подробнее.
Готовое решение: Как разработать проект нормативов допустимых сбросов
(КонсультантПлюс, 2025)Нормативы определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды (п. 1 ст. 22 Закона об охране окружающей среды).
(КонсультантПлюс, 2025)Нормативы определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды (п. 1 ст. 22 Закона об охране окружающей среды).
Статья: Проблемные вопросы возмещения экологического вреда: замечания на полях Обзора судебной практики Верховного Суда РФ
(Позднякова П.В.)
("Закон", 2023, N 10)Верховный Суд РФ поясняет в Обзоре <27>, что само по себе превышение ПДК в фоновой пробе свидетельствует о загрязненности объекта и что сброс природопользователя усугубляет эту загрязненность. Реализация этого положения фактически приводит к тому, что государственному органу для того, чтобы добиться удовлетворения иска о возмещении экологического вреда, необходимо предпринимать все меньше усилий и собирать все меньше доказательств, подтверждающих действительное состояние природного объекта.
(Позднякова П.В.)
("Закон", 2023, N 10)Верховный Суд РФ поясняет в Обзоре <27>, что само по себе превышение ПДК в фоновой пробе свидетельствует о загрязненности объекта и что сброс природопользователя усугубляет эту загрязненность. Реализация этого положения фактически приводит к тому, что государственному органу для того, чтобы добиться удовлетворения иска о возмещении экологического вреда, необходимо предпринимать все меньше усилий и собирать все меньше доказательств, подтверждающих действительное состояние природного объекта.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)ВК РФ запрещает при эксплуатации таких систем, являющихся по своей правовой природе природно-антропогенными объектами, сброс в водные объекты сточных вод, не соответствующих установленным нормативам допустимого воздействия на водные объекты, нормативам предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологическим нормативам. Кроме того, не допускается сброс в водные объекты сточных вод, содержащих возбудителей инфекционных заболеваний, а также загрязняющие вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)ВК РФ запрещает при эксплуатации таких систем, являющихся по своей правовой природе природно-антропогенными объектами, сброс в водные объекты сточных вод, не соответствующих установленным нормативам допустимого воздействия на водные объекты, нормативам предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологическим нормативам. Кроме того, не допускается сброс в водные объекты сточных вод, содержащих возбудителей инфекционных заболеваний, а также загрязняющие вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.