Паспорт фасада многоквартирного дома
Подборка наиболее важных документов по запросу Паспорт фасада многоквартирного дома (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 29.04.2025 по делу N 33-5927/2025 (УИД 45RS0009-01-2024-000770-98)
Категория спора: Управление многоквартирными домами.
Требования ТСЖ: Об обязании демонтировать наружный блок кондиционера, размещенный на фасаде многоквартирного дома, восстановить целостность фасада.
Обстоятельства: ТСЖ указало, что решение о размещении блоков кондиционеров на общем имуществе собственниками помещений дома не принималось.
Решение: Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено; 2) О взыскании судебной неустойки - удовлетворено в части.При этом, разрешительная документация, а именно согласование с Департаментом архитектуры и градостроительства и регулирования земельных отношений об изменениях в паспорт фасада МКД и протокол общего собрания собственников помещений МКД о согласии такого использования общего имущества, отсутствует.
Категория спора: Управление многоквартирными домами.
Требования ТСЖ: Об обязании демонтировать наружный блок кондиционера, размещенный на фасаде многоквартирного дома, восстановить целостность фасада.
Обстоятельства: ТСЖ указало, что решение о размещении блоков кондиционеров на общем имуществе собственниками помещений дома не принималось.
Решение: Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено; 2) О взыскании судебной неустойки - удовлетворено в части.При этом, разрешительная документация, а именно согласование с Департаментом архитектуры и градостроительства и регулирования земельных отношений об изменениях в паспорт фасада МКД и протокол общего собрания собственников помещений МКД о согласии такого использования общего имущества, отсутствует.
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Оспаривание актов, решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления: Заявитель (Владелец и др.) не согласен с решением о демонтаже нестационарного торгового объекта
(КонсультантПлюс, 2025)договором с управляющей компанией на установку стационарного торгового объекта на фасаде многоквартирного дома, договором водоснабжения и водоотведения, подтверждающим подключение объекта к соответствующим сетям >>>
(КонсультантПлюс, 2025)договором с управляющей компанией на установку стационарного торгового объекта на фасаде многоквартирного дома, договором водоснабжения и водоотведения, подтверждающим подключение объекта к соответствующим сетям >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как оформить (согласовать) паспорт колористического решения фасада
(КонсультантПлюс, 2025)юрлица, выполняющие функции заказчиков на проведение работ по ремонту объектов жилого фонда Москвы, технических заказчиков работ на объектах жилого или нежилого фонда Москвы по капремонту, благоустройству территорий в рамках госпрограмм г. Москвы или краткосрочного плана реализации региональной программы капремонта общего имущества в многоквартирных домах в Москве.
(КонсультантПлюс, 2025)юрлица, выполняющие функции заказчиков на проведение работ по ремонту объектов жилого фонда Москвы, технических заказчиков работ на объектах жилого или нежилого фонда Москвы по капремонту, благоустройству территорий в рамках госпрограмм г. Москвы или краткосрочного плана реализации региональной программы капремонта общего имущества в многоквартирных домах в Москве.
Статья: Проблема легализации самовольного переустройства или перепланировки жилого помещения с позиции норм муниципального законодательства и судебной практики
(Прощалыгин Р.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)С учетом указанного краткого анализа судебной практики и муниципальных актов представляется, что возникает диссонанс между данными правовыми предписаниями и Жилищным кодексом РФ. Связано это с тем, что согласование перепланировки или переустройства имеет силу правопорождающего юридического факта для соответствующих жилищных правоотношений. Помимо этого, изменение фасада многоквартирного дома путем изменения внешнего вида балкона (лоджии) требует внесения изменений в паспорт фасада здания, что также влечет необходимость обращения в орган местного самоуправления. В соответствии с Постановлением мэрии г. Новосибирска от 3 марта 2021 г. N 647 "О Порядке оформления паспорта фасадов здания, сооружения, нестационарного объекта на территории города Новосибирска" <13> внесение изменений в фасад здания возможно по заявлению заинтересованного лица, с предоставлением необходимых документов в департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска. При этом если сохранение самовольного переустройства и перепланировки возможно на основании судебного решения в силу федерального законодательства, то узаконение самовольного изменения фасада здания на основании судебного решения представляется невозможным в силу императивного характера норм муниципального законодательства о невозможности самовольного изменения фрагментов фасада в районе балкона или лоджии. С учетом этого нормы муниципального законодательства становятся декларативными, так как подавляющее большинство жителей муниципалитетов без каких-либо согласований осуществляют не только остекление балконов и лоджий, но и их внешнюю облицовку. При этом собственнику, решившему осуществить перепланировку или переустройство помещения, необходимо дважды обращаться в орган местного самоуправления для получения согласия на производство указанных действий и за разрешением для внесения изменений в фасад здания или сооружения, так как это разные муниципальные услуги, оказываемые населению.
(Прощалыгин Р.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)С учетом указанного краткого анализа судебной практики и муниципальных актов представляется, что возникает диссонанс между данными правовыми предписаниями и Жилищным кодексом РФ. Связано это с тем, что согласование перепланировки или переустройства имеет силу правопорождающего юридического факта для соответствующих жилищных правоотношений. Помимо этого, изменение фасада многоквартирного дома путем изменения внешнего вида балкона (лоджии) требует внесения изменений в паспорт фасада здания, что также влечет необходимость обращения в орган местного самоуправления. В соответствии с Постановлением мэрии г. Новосибирска от 3 марта 2021 г. N 647 "О Порядке оформления паспорта фасадов здания, сооружения, нестационарного объекта на территории города Новосибирска" <13> внесение изменений в фасад здания возможно по заявлению заинтересованного лица, с предоставлением необходимых документов в департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска. При этом если сохранение самовольного переустройства и перепланировки возможно на основании судебного решения в силу федерального законодательства, то узаконение самовольного изменения фасада здания на основании судебного решения представляется невозможным в силу императивного характера норм муниципального законодательства о невозможности самовольного изменения фрагментов фасада в районе балкона или лоджии. С учетом этого нормы муниципального законодательства становятся декларативными, так как подавляющее большинство жителей муниципалитетов без каких-либо согласований осуществляют не только остекление балконов и лоджий, но и их внешнюю облицовку. При этом собственнику, решившему осуществить перепланировку или переустройство помещения, необходимо дважды обращаться в орган местного самоуправления для получения согласия на производство указанных действий и за разрешением для внесения изменений в фасад здания или сооружения, так как это разные муниципальные услуги, оказываемые населению.
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 23.10.2018 N АКПИ18-865
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 3.5.1 и 4.2.3.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170>Б.О., Воронежская региональная общественная организация инвалидов "Импульс" (далее также - ВРООИ "Импульс") обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 3.5.1 и 4.2.3.13 Правил, ссылаясь на их противоречие пункту 25 части 1 статьи 16, статье 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 1, 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", пункту 1.1 Правил. Требование мотивировано тем, что оспариваемые положения возлагают на них как долевых владельцев здания многоквартирного дома (г. "<...>") не предусмотренную законом обязанность по утверждению в органах местного самоуправления проектов указателей наименования улиц и окраске фасада здания согласно утвержденному в органах местного самоуправления колерному паспорту, нарушая их право на свободное определение цвета, в который они намерены окрасить его.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 3.5.1 и 4.2.3.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170>Б.О., Воронежская региональная общественная организация инвалидов "Импульс" (далее также - ВРООИ "Импульс") обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 3.5.1 и 4.2.3.13 Правил, ссылаясь на их противоречие пункту 25 части 1 статьи 16, статье 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 1, 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", пункту 1.1 Правил. Требование мотивировано тем, что оспариваемые положения возлагают на них как долевых владельцев здания многоквартирного дома (г. "<...>") не предусмотренную законом обязанность по утверждению в органах местного самоуправления проектов указателей наименования улиц и окраске фасада здания согласно утвержденному в органах местного самоуправления колерному паспорту, нарушая их право на свободное определение цвета, в который они намерены окрасить его.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 31.01.2019 N АПЛ18-618
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 23.10.2018 N АКПИ18-865, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 3.5.1 и 4.2.3.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170>Б., Воронежская региональная общественная организация инвалидов "Импульс" (далее также - ВРООИ "Импульс") обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просили признать не действующими со дня принятия пункты 3.5.1 и 4.2.3.13 Правил. В обоснование заявления административные истцы ссылались на то, что оспариваемые нормы не соответствуют пункту 25 части 1 статьи 16, статье 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 1, 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", пункту 1.1 Правил. По их мнению, указанные положения возлагают на них как долевых владельцев здания многоквартирного дома (г. Воронеж, пл. Ленина, д. 8) не предусмотренную законом обязанность по утверждению в органах местного самоуправления проектов указателей наименования улиц и окраске фасада здания согласно утвержденному в органах местного самоуправления колерному паспорту, нарушая их право на свободное определение цвета, в который они намерены окрасить его.
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 23.10.2018 N АКПИ18-865, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 3.5.1 и 4.2.3.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170>Б., Воронежская региональная общественная организация инвалидов "Импульс" (далее также - ВРООИ "Импульс") обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просили признать не действующими со дня принятия пункты 3.5.1 и 4.2.3.13 Правил. В обоснование заявления административные истцы ссылались на то, что оспариваемые нормы не соответствуют пункту 25 части 1 статьи 16, статье 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 1, 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", пункту 1.1 Правил. По их мнению, указанные положения возлагают на них как долевых владельцев здания многоквартирного дома (г. Воронеж, пл. Ленина, д. 8) не предусмотренную законом обязанность по утверждению в органах местного самоуправления проектов указателей наименования улиц и окраске фасада здания согласно утвержденному в органах местного самоуправления колерному паспорту, нарушая их право на свободное определение цвета, в который они намерены окрасить его.
Вопрос: Является ли остекление балкона в квартире переустройством или перепланировкой, требующими получения соответствующего разрешения?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: Согласно ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение границ и (или) площади такого помещения, и (или) образование новых помещений, в том числе в случаях, предусмотренных ст. 40 ЖК РФ, и (или) изменение его внутренней планировки (в том числе без изменения границ и (или) площади помещения). В результате перепланировки помещения также могут быть изменены границы и (или) площадь смежных помещений. Перепланировка влечет за собой необходимость внесения изменений в сведения ЕГРН о границах и (или) площади помещения (помещений) или осуществления государственного кадастрового учета образованных помещений и государственной регистрации права на образованные помещения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: Согласно ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение границ и (или) площади такого помещения, и (или) образование новых помещений, в том числе в случаях, предусмотренных ст. 40 ЖК РФ, и (или) изменение его внутренней планировки (в том числе без изменения границ и (или) площади помещения). В результате перепланировки помещения также могут быть изменены границы и (или) площадь смежных помещений. Перепланировка влечет за собой необходимость внесения изменений в сведения ЕГРН о границах и (или) площади помещения (помещений) или осуществления государственного кадастрового учета образованных помещений и государственной регистрации права на образованные помещения.
Статья: Требования УК к собственнику нежилого помещения на первом этаже жилого дома по восстановлению или ремонту фасада. Судебная практика
(Мариновская В.)
("Жилищное право", 2024, N 8)- необходимость соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию, не может быть поставлена в зависимость от волеизъявления собственников помещений в МКД;
(Мариновская В.)
("Жилищное право", 2024, N 8)- необходимость соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию, не может быть поставлена в зависимость от волеизъявления собственников помещений в МКД;
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Во-первых, самовольное изменение фасада здания путем остекления и облицовки внешнего ограждения балкона или лоджии должно рассматриваться как самовольная перепланировка. Следует расширить нормативные предписания ст. 25 ЖК РФ о том, что рассматривать в качестве перепланировки или переустройства помещения необходимо работы, требующие не только внесения изменений в технический паспорт помещения, но и внесения изменений в паспорт фасада здания. Подобное расширенное толкование переустройства или перепланировки поможет решить проблему уже существующего самовольного остекления и облицовки лоджий и балконов путем возможности их узаконивания на основании судебного решения, вопреки существующим императивным предписаниям органов местного самоуправления. В муниципальных актах устанавливаются нормы, как правило исключающие возможность признания законными самовольных переустройства или перепланировки балкона (лоджии) в случае изменения фасада многоквартирного дома.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Во-первых, самовольное изменение фасада здания путем остекления и облицовки внешнего ограждения балкона или лоджии должно рассматриваться как самовольная перепланировка. Следует расширить нормативные предписания ст. 25 ЖК РФ о том, что рассматривать в качестве перепланировки или переустройства помещения необходимо работы, требующие не только внесения изменений в технический паспорт помещения, но и внесения изменений в паспорт фасада здания. Подобное расширенное толкование переустройства или перепланировки поможет решить проблему уже существующего самовольного остекления и облицовки лоджий и балконов путем возможности их узаконивания на основании судебного решения, вопреки существующим императивным предписаниям органов местного самоуправления. В муниципальных актах устанавливаются нормы, как правило исключающие возможность признания законными самовольных переустройства или перепланировки балкона (лоджии) в случае изменения фасада многоквартирного дома.
Вопрос: Какие требования необходимо соблюдать при установке кондиционера?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 6.11.3 ГОСТ Р 56192-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования", утв. Приказом Госстандарта от 27.10.2014 N 1444-ст (далее - ГОСТ Р 56192-2014), установлена обязанность по подготовке на фасад многоквартирного дома паспорта фасада, который является частью технической документации. Согласно п. п. 6.11.4, 6.11.5 ГОСТ Р 56192-2014 полученные согласования (требования) должны быть включены в техническую документацию многоквартирного дома, при необходимости внесены изменения в инструкцию по эксплуатации и (или) в паспорт фасада дома. Установка дополнительного оборудования, элементов и конструкций (кондиционеров, навесов, козырьков, элементов декора и др.) производится на основании полученного разрешения и согласования с органами местного самоуправления, на землях которого расположен многоквартирный дом.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 6.11.3 ГОСТ Р 56192-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования", утв. Приказом Госстандарта от 27.10.2014 N 1444-ст (далее - ГОСТ Р 56192-2014), установлена обязанность по подготовке на фасад многоквартирного дома паспорта фасада, который является частью технической документации. Согласно п. п. 6.11.4, 6.11.5 ГОСТ Р 56192-2014 полученные согласования (требования) должны быть включены в техническую документацию многоквартирного дома, при необходимости внесены изменения в инструкцию по эксплуатации и (или) в паспорт фасада дома. Установка дополнительного оборудования, элементов и конструкций (кондиционеров, навесов, козырьков, элементов декора и др.) производится на основании полученного разрешения и согласования с органами местного самоуправления, на землях которого расположен многоквартирный дом.
Статья: Спор о признании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме незаконными (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- Перепланировка в Помещении Ответчика согласована со всеми компетентными органами. Об этом свидетельствуют выписка из ЕГРН/выписка из технического паспорта БТИ/поэтажный план/проектная документация перепланировки/техническое заключение/экспертное заключение и акт санитарно-эпидемиологической экспертизы о соответствии проекта перепланировки, переустройства и переоборудования помещения требованиям санитарных норм/документы о согласовании изменения архитектуры фасада помещения/решение о согласовании переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме/акт обследования технического состояния помещения/акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме/другие документы.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- Перепланировка в Помещении Ответчика согласована со всеми компетентными органами. Об этом свидетельствуют выписка из ЕГРН/выписка из технического паспорта БТИ/поэтажный план/проектная документация перепланировки/техническое заключение/экспертное заключение и акт санитарно-эпидемиологической экспертизы о соответствии проекта перепланировки, переустройства и переоборудования помещения требованиям санитарных норм/документы о согласовании изменения архитектуры фасада помещения/решение о согласовании переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме/акт обследования технического состояния помещения/акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме/другие документы.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за апрель 2023 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 6)Если на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома принято решение о согласовании установки дверного проема и двери в коридоре общего пользования и в общем собрании приняло участие 95,14% собственников, то суду при рассмотрении иска о приведении помещения в первоначальное положение необходимо выявить правовую природу принятого общим собранием решения относительно судьбы общего имущества (влекло ли оно уменьшение общего имущества многоквартирного дома), установить, являлись ли произведенные работы перепланировкой, переустройством или реконструкцией, предусмотрено ли возведение перегородки с дверным блоком проектом дома, являлась ли установка перегородки с дверным блоком изменением конфигурации помещения (межквартирного коридора на втором этаже), относящегося к общему имуществу многоквартирного дома, требующим внесения его в технический паспорт помещения многоквартирного дома, и является ли ее установка фактическим присоединением части общего имущества к квартирам ответчиков.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 6)Если на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома принято решение о согласовании установки дверного проема и двери в коридоре общего пользования и в общем собрании приняло участие 95,14% собственников, то суду при рассмотрении иска о приведении помещения в первоначальное положение необходимо выявить правовую природу принятого общим собранием решения относительно судьбы общего имущества (влекло ли оно уменьшение общего имущества многоквартирного дома), установить, являлись ли произведенные работы перепланировкой, переустройством или реконструкцией, предусмотрено ли возведение перегородки с дверным блоком проектом дома, являлась ли установка перегородки с дверным блоком изменением конфигурации помещения (межквартирного коридора на втором этаже), относящегося к общему имуществу многоквартирного дома, требующим внесения его в технический паспорт помещения многоквартирного дома, и является ли ее установка фактическим присоединением части общего имущества к квартирам ответчиков.