Ознакомление работника с табелем рабочего времени
Подборка наиболее важных документов по запросу Ознакомление работника с табелем рабочего времени (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.03.2024 N 88-4599/2024 (УИД 55RS0003-01-2023-003182-92)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) Об установлении факта трудовых отношений; 2) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Факт наличия между сторонами трудовых отношений доказан, в то время как ответчиком не представлены доказательства достижения соглашения о расторжении трудового договора, наличия законного основания для увольнения по инициативе работодателя и соблюдения установленного порядка увольнения.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено.При этом, вопреки доводам кассационной жалобы, как правильно указали суды нижестоящих инстанций, отсутствие в штатном расписании работодателя должности "дворник", не издание приказов о приеме на работу, не ознакомление работника с локальными актами работодателя, отсутствие табеля учета рабочего времени свидетельствует о нарушении работодателем процедуры оформления трудовых отношений, что не может являться основанием для отказа в признании их таковыми.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) Об установлении факта трудовых отношений; 2) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Факт наличия между сторонами трудовых отношений доказан, в то время как ответчиком не представлены доказательства достижения соглашения о расторжении трудового договора, наличия законного основания для увольнения по инициативе работодателя и соблюдения установленного порядка увольнения.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено.При этом, вопреки доводам кассационной жалобы, как правильно указали суды нижестоящих инстанций, отсутствие в штатном расписании работодателя должности "дворник", не издание приказов о приеме на работу, не ознакомление работника с локальными актами работодателя, отсутствие табеля учета рабочего времени свидетельствует о нарушении работодателем процедуры оформления трудовых отношений, что не может являться основанием для отказа в признании их таковыми.
Апелляционное определение Омского областного суда от 25.10.2023 N 33-6619/2023 (УИД 55RS0003-01-2023-003182-92)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) Об установлении факта трудовых отношений; 2) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Факт наличия между сторонами трудовых отношений доказан, в то время как ответчиком не представлены доказательства достижения соглашения о расторжении трудового договора, наличия законного основания для увольнения по инициативе работодателя и соблюдения установленного порядка увольнения.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено.Отсутствие в штатном расписании работодателя должности "дворник", не издание приказов о приеме на работу, не ознакомление работника с локальными актами работодателя, отсутствие табеля учета рабочего времени свидетельствует о нарушении работодателем процедуры оформления трудовых отношений, что не может являться основанием для отказа в признании их таковыми.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) Об установлении факта трудовых отношений; 2) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Факт наличия между сторонами трудовых отношений доказан, в то время как ответчиком не представлены доказательства достижения соглашения о расторжении трудового договора, наличия законного основания для увольнения по инициативе работодателя и соблюдения установленного порядка увольнения.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено.Отсутствие в штатном расписании работодателя должности "дворник", не издание приказов о приеме на работу, не ознакомление работника с локальными актами работодателя, отсутствие табеля учета рабочего времени свидетельствует о нарушении работодателем процедуры оформления трудовых отношений, что не может являться основанием для отказа в признании их таковыми.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как составить положение о табельном учете рабочего времени
(КонсультантПлюс, 2025)4. Как ознакомить работников с положением о табельном учете рабочего времени
(КонсультантПлюс, 2025)4. Как ознакомить работников с положением о табельном учете рабочего времени
Готовое решение: Что нужно знать работодателю о привлечении работника к работе в выходной и праздник
(КонсультантПлюс, 2025)Если у работника по графику сменности выходной, а вам нужно привлечь его в этот день к работе, то оформляйте привлечение так же, как и работников с другим режимом работы. Для работников со сменным графиком не предусмотрено особенностей. В частности, как правило, понадобится оформить письменное согласие работника, издать приказ о привлечении к работе в выходной день, отметить работу в табеле учета рабочего времени. Некоторых работников, например, инвалидов, нужно ознакомить под подпись с правом отказаться работать в выходной день.
(КонсультантПлюс, 2025)Если у работника по графику сменности выходной, а вам нужно привлечь его в этот день к работе, то оформляйте привлечение так же, как и работников с другим режимом работы. Для работников со сменным графиком не предусмотрено особенностей. В частности, как правило, понадобится оформить письменное согласие работника, издать приказ о привлечении к работе в выходной день, отметить работу в табеле учета рабочего времени. Некоторых работников, например, инвалидов, нужно ознакомить под подпись с правом отказаться работать в выходной день.
Нормативные акты
Обзор: "Как кадровому специалисту учреждения работать с учетом антикризисных мер"
(КонсультантПлюс, 2025)Законодательно процедура введения простоя не урегулирована. Рекомендуем издать приказ с указанием в том числе причины возникновения простоя и ознакомить с ним работников. О простое нужно проинформировать государственную службу занятости в течение трех рабочих дней после того, как принято решение о его введении. Также заполняйте табель учета рабочего времени. По общему правилу простой необходимо оплатить в размере не менее 2/3 среднего заработка работника.
(КонсультантПлюс, 2025)Законодательно процедура введения простоя не урегулирована. Рекомендуем издать приказ с указанием в том числе причины возникновения простоя и ознакомить с ним работников. О простое нужно проинформировать государственную службу занятости в течение трех рабочих дней после того, как принято решение о его введении. Также заполняйте табель учета рабочего времени. По общему правилу простой необходимо оплатить в размере не менее 2/3 среднего заработка работника.
Обзор: "Как кадровому специалисту работать с учетом антикризисных мер"
(КонсультантПлюс, 2025)Законодательно процедура введения простоя не урегулирована. Рекомендуем издать приказ с указанием в том числе причины возникновения простоя и ознакомить с ним работников. О простое нужно проинформировать государственную службу занятости в течение трех рабочих дней после того, как принято решение о его введении. Также заполняйте табель учета рабочего времени. По общему правилу простой необходимо оплатить в размере не менее 2/3 среднего заработка работника.
(КонсультантПлюс, 2025)Законодательно процедура введения простоя не урегулирована. Рекомендуем издать приказ с указанием в том числе причины возникновения простоя и ознакомить с ним работников. О простое нужно проинформировать государственную службу занятости в течение трех рабочих дней после того, как принято решение о его введении. Также заполняйте табель учета рабочего времени. По общему правилу простой необходимо оплатить в размере не менее 2/3 среднего заработка работника.
Статья: Предоставление мужу ежегодного отпуска во время предоставления жене отпуска по беременности и родам
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 1)6. Время нахождения работника в отпуске отмечается в табеле учета рабочего времени.
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 1)6. Время нахождения работника в отпуске отмечается в табеле учета рабочего времени.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Отсутствие работника на работе может вытекать из акта правоохранительных или иных уполномоченных органов, зафиксировавших факт нахождения работника в любой точке пространства, которое не является его рабочим местом.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Отсутствие работника на работе может вытекать из акта правоохранительных или иных уполномоченных органов, зафиксировавших факт нахождения работника в любой точке пространства, которое не является его рабочим местом.
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Предоставление обществом с ограниченной ответственностью информации об обществеРешением от 10.02.2025 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 28.04.2025 Восьмого арбитражного апелляционного суда, принят отказ от иска в части, производство по делу в данной части прекращено. Исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал ООО Завод "ГПТ" передать Горб Ю.Н. в течение тридцати календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу надлежащим образом заверенные копии документов, связанных с деятельностью общества, а именно: 1) сведения об аффилированных лицах общества по состоянию на дату их предоставления по настоящему требованию; 2) документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе (договоры на приобретение имущества, платежные документы, подтверждающие оплату имущества; документы подтверждающие регистрацию имущества за обществом (при наличии), сведения и документы об обременении имущества по состоянию на дату их предоставления по настоящему требованию; 3) отчет о стоимости имущества должника, подготовленный оценщиком (при наличии) по состоянию на дату их предоставления по настоящему требованию; 4) оборотно-сальдовую ведомость за 2024 год с указанием разбивки по аналитическому учету по следующим счетам и по следующим показателям: 01 (субконто 1 - основные средства), 02 (субконто 1 - основные средства), 04 (субконто 1 - нематериальные активы), 05 (субконто 1 - нематериальные активы), 08 (субконто 1 - 3 объекты строительства, субконто 2 - статьи затрат), 10 (субконто 1 - номенклатура), 20 (субконто 1 - подразделение, субконто 2 - статьи затрат), 21 (субконто 1 - номенклатура), 23 (субконто 1 - подразделение, субконто 2 - статьи затрат), 25 (субконто 1 - подразделение, субконто 2 - статьи затрат), 26 (субконто 1 - подразделение, субконто 2 - статьи затрат), 29, 40, 41 (субконто 1 - номенклатура), 43 (субконто 1 - номенклатура), 44, 23 (субконто 1 - подразделение, субконто 2 - статьи затрат), 45, 50 (субконто 1 - статьи движения денежных средств), 51 (субконто 1 - банковские счета, субконто 2 - статьи движения денежных средств), 52, 55, 57 (субконто 1 - банковские счета, субконто 2 - контрагент), 58 (субконто 1 - контрагент), 60 (субконто 1 - контрагент, субконто 2 - договор), 62 (субконто 1 - контрагент, субконто 2 - договор), 63 (субконто 1 - контрагент, субконто 2 - договор), 66, 67 (субконто 1 - контрагент, субконто 2 - договор), 70 (субконто 1 - сотрудник), 71 (субконто 1 - сотрудник), 73 (субконто 1 - сотрудник), 75, 76 (субконто 1 - контрагент, субконто 2 - договор), 82, 83 (субконто 1 - номенклатура, субконто 2 - содержание проводки), 84 (субконто 1 - направление использования прибыли), 86, 90 (субконто 1 - номенклатурные группы), 91 (субконто 1 - подразделение, субконто 2 - статьи затрат/дохода), 99 и по забалансовым счетам 001 (субконто 1 - контрагент, субконто 2 - основные средства), 002 (субконто 1 - контрагент, субконто 2 - номенклатура), 005, 007 (субконто 1 - контрагент, субконто 2 - договор), 011, по состоянию на дату предоставления указанных документов по настоящему требованию; 5) выписки по движению денежных средств по счетам в банках с 28.09.2023 по дату предоставления указанных документов по настоящему требованию; 6) аудиторские заключения и отчеты ревизора (ревизионных комиссий), составленные за 2024 год по состоянию на дату предоставления указанных документов по настоящему требованию; 7) расчет страховых взносов общества за I, II, III кварталы 2024 года; 8) формы ЕФС-1, КНД 1151162 за период с января по ноябрь 2024 года; 9) налоговую декларацию по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость за I, II, III кварталы 2024 года, 10) книги покупок и продаж за I, II, III кварталы 2024 года; 11) авансовые отчеты за I, II, III кварталы 2024 года; 12) главную бухгалтерскую книгу; архив электронной базы данных 1-С по состоянию на дату предоставления указанных сведений по настоящему требованию; 13) учетную политику в целях налогового учета за периоды 2023 - 2024 годы; 14) акты инвентаризации, составленные по результатам 2023 года (годовая инвентаризация); 15) документы по всем заключенным гражданско-правовым сделкам, заключенным с юридическими лицами, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями за период с 29.09.2023 по дату предоставления указанных документов по настоящему требованию, включая договоры и дополнительные соглашения к ним; документы об исполнении договоров (акты оказания услуг, товарные накладные, универсальные передаточные документы, счета на оплату, платежные документы об оплате), 16) табели учета рабочего времени за период с 2019 года по дату предоставления указанных документов по настоящему требованию; 17) штатное расписание за период с 2023 года по дату предоставления указанных документов по настоящему требованию, 18) локальные нормативные акты общества, касающиеся оплаты труда и стимулирования. 19) сведения об обучении сотрудников общества в период с мая по июль 2022 года (в течение 23 дней (248 часов)), по программе подготовки специалистов по повышению операционной эффективности и производительности труда "Эксперт PRO", проводимого компанией общество с ограниченной ответственностью "Национальный фонд повышения производительности" (далее - ООО "Национальный фонд повышения производительности"), в том числе, но не ограничиваясь: табели учета рабочего времени на сотрудников (24 человека), проходивших обучение; сведения о необходимости проведения данного обучения и экономическом эффекте по результатом проведенного обучения (при наличии); документы, подтверждающие фактическое оказание образовательных услуг ООО "Национальный фонд повышения производительности", об оплате указанных услуг обществом; - приказы по личному составу (кадровые приказы) с подтверждением об ознакомлении за спорный период времени, в отношении лиц, проходивших обучение, расчеты о начислении заработной платы за период обучения, ведомость выплаты заработной платы (иные документы о выплате зарплаты), иные кадровые документы, заявления работников на обучение, трудовые договоры с данными работниками, со всеми дополнительными соглашениями, их должностные инструкции; сведения об аттестации работников, "бланки оценки, отображающие результаты изменений", "оценки уровня понимания и владения инструментами эффективности", учебные материалы к проводимому курсу обучения (при наличии). 20) сведения о сделках, планируемых заключить в рамках плана модернизации цеха по переработке гофрокартона на 2024, 2025 годы, включая приобретение и установку автоматической 3-х красочной линии по производству гофроящиков Shinko SA-618FT, зоны укладки продукции для линии Shinko SA618FT, автоматической машины для обвязки пачек для линии Shinko SA-618FT, автоматической высокоскоростной фальцевально-склеивающей линии Rito JH1450F-PCW и заключение кредитного соглашения (Овердрафт) между Обществом и Банком ВТБ (ПАО) с расчетным лимитом овердрафта до 70 000 000 руб. на срок до 24 месяцев со сроком транша 60 дней, в том числе, но не ограничиваясь: проекты договоров (сделок), которые планируется заключить в рамках указанных вопросов (включая, договоры на поставку оборудования); договоры (сделки), заключенные на сегодняшний день в рамках указанных вопросов (включая, договоры на поставку оборудования); технические характеристики оборудования, приобретенного на сегодняшний день и предлагаемого для приобретения; сведения о контрагентах в рамках указанных вопросов; инвестиционный проект в рамках указанных вопросов с расчетами окупаемости вложений и сроках такой окупаемости, расчетами прибыли от указанных вложений и сведениями об их эффективности и рентабельности, сведениями по исследованию рынка (при наличии); расчет доставки оборудования, услуг монтажа, сопутствующих расходов, расчет окупаемости данного оборудования, расчет инвестиционной стоимости проекта (при наличии); анализ рынка, удовлетворенностей потребностей действующих и перспективных клиентов (при наличии); иную аналитику, проведенную (проводимую) по данным вопросам, на наличие которой ссылался генеральный директор общества на годовом собрании участников 29.04.2024 (при наличии), 21) документы и сведения о произведенной модернизации, замене, приобретении нового оборудования общества в 2024 году, включая сведения о том, на какой стадии находится такая модернизация (приобретение и установка оборудования), 22) заверенные надлежащим образом протоколы общих собраний участников общества за период его существования с N 1 по N 49, за исключением предоставленных по акту от 06.10.2023 протоколов от 07.06.2020 N 41, от 23.08.2021 N 42, от 24.08.2021 N 43, от 05.05.2022 N 46 и имеющихся у участника протоколов от 12.03.2024 N 48 и от 29.04.2024 N 49, осуществить передачу истребуемых документов в части пунктов 3 - 5, 7, 8, 9, 13, 14 путем направления в отсканированном виде по адресу электронной почты участника либо на магнитном или ином цифровом носителе в виде электронных образов документов, сканированных документов в общедоступных форматах .pdf, .jpeg, либо в виде ссылки на загруженные в облачное хранилище, осуществить передачу истребуемых документов в части пунктов 1 - 2, 6, 10 - 12, 15 - 22 в виде надлежащим образом заверенных ответственным лицом копий на бумажном носителе. С ООО Завод "ГПТ" в пользу Горб Ю.Н. взыскана денежная сумма (астрент) в случае нарушения сроков исполнения решения суда по передаче документации начиная с 1-го дня, следующего за днем наступления срока исполнения решения в размере 5 000 руб. за каждый день просрочки до момента его фактического исполнения в полном объеме. С ООО Завод "ГПТ" в пользу Горб Ю.Н. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Статья: Инвалид трудится в обычном режиме: положены ему сверхурочные?
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 5)Суды отклонили доводы работодателя о том, что работник с условиями договора, предусматривающего 40-часовую рабочую неделю, ознакомлен и согласен, а к сверхурочной работе он не привлекался, поскольку инвалидность установлена в 2018 г., до этого времени условия трудового договора соответствовали положениям действующего законодательства. После установления инвалидности работодателем не исполнена обязанность по установлению для работника сокращенной рабочей недели, исходя из 35 часов в неделю, что подтверждается табелями учета рабочего времени, согласно которым работник трудился 40 часов в неделю.
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 5)Суды отклонили доводы работодателя о том, что работник с условиями договора, предусматривающего 40-часовую рабочую неделю, ознакомлен и согласен, а к сверхурочной работе он не привлекался, поскольку инвалидность установлена в 2018 г., до этого времени условия трудового договора соответствовали положениям действующего законодательства. После установления инвалидности работодателем не исполнена обязанность по установлению для работника сокращенной рабочей недели, исходя из 35 часов в неделю, что подтверждается табелями учета рабочего времени, согласно которым работник трудился 40 часов в неделю.
Вопрос: Как оформить направление работника на семинар?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Для направления работника на семинар работодателю следует издать приказ о его направлении в произвольной форме и ознакомить с ним работника под подпись. В табель учета рабочего времени соответствующая запись вносится в зависимости от формы организации семинара. При направлении в другой регион работнику полагается оплата командировочных расходов.
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Для направления работника на семинар работодателю следует издать приказ о его направлении в произвольной форме и ознакомить с ним работника под подпись. В табель учета рабочего времени соответствующая запись вносится в зависимости от формы организации семинара. При направлении в другой регион работнику полагается оплата командировочных расходов.
Статья: Разные отпуска в связи со свадьбой
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 9)5. Ознакомление работника с данным приказом (распоряжением) под подпись.
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 9)5. Ознакомление работника с данным приказом (распоряжением) под подпись.
Статья: Два ответа СФР о льготном пенсионном стаже медработников (комментарий к Письмам СФР от 12.09.2024 N МС-25-20/43351, от 12.09.2024 N МС-25-20/43368)
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2024, N 22)Отметим, что даже если работодатель не указывал в отчетности о стаже коды льгот, то при обращении сотрудника за назначением досрочной пенсии СФР, скорее всего, направит работодателю уведомление о представлении подтверждающих документов для обоснования права на льготный пенсионный стаж, который просит учесть обратившийся за пенсией медработник. Фонд захочет, в частности, ознакомиться с уставом организации, лицензией, положением о ее медицинском структурном подразделении, штатным расписанием организации, должностными инструкциями и личными карточками работников медицинского подразделения, с приказами, документами по начислению зарплаты и табелями учета рабочего времени.
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2024, N 22)Отметим, что даже если работодатель не указывал в отчетности о стаже коды льгот, то при обращении сотрудника за назначением досрочной пенсии СФР, скорее всего, направит работодателю уведомление о представлении подтверждающих документов для обоснования права на льготный пенсионный стаж, который просит учесть обратившийся за пенсией медработник. Фонд захочет, в частности, ознакомиться с уставом организации, лицензией, положением о ее медицинском структурном подразделении, штатным расписанием организации, должностными инструкциями и личными карточками работников медицинского подразделения, с приказами, документами по начислению зарплаты и табелями учета рабочего времени.
Готовое решение: Как в г. Москве оформить нерабочие дни и привлечь к работе с 28 октября по 7 ноября 2021 г.
(КонсультантПлюс, 2022)Дни с 28 октября по 7 ноября 2021 г. включительно являются нерабочими, при этом за работниками сохраняется зарплата (п. п. 1, 2 Указа Президента РФ от 20.10.2021 N 595, п. 40 Указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ). Вы можете дополнительно довести до них эту информацию, например путем издания соответствующего приказа и ознакомления с ним ваших работников.
(КонсультантПлюс, 2022)Дни с 28 октября по 7 ноября 2021 г. включительно являются нерабочими, при этом за работниками сохраняется зарплата (п. п. 1, 2 Указа Президента РФ от 20.10.2021 N 595, п. 40 Указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ). Вы можете дополнительно довести до них эту информацию, например путем издания соответствующего приказа и ознакомления с ним ваших работников.
Вопрос: Как оформить и вести учет рабочего времени разъездных работников на основании показаний GPS-трекеров?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Работодателю следует внести изменения в ЛНА, издать приказ о введении в действие соответствующей системы учета рабочего времени, уведомить и ознакомить работников с вносимыми изменениями в установленном порядке.
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Работодателю следует внести изменения в ЛНА, издать приказ о введении в действие соответствующей системы учета рабочего времени, уведомить и ознакомить работников с вносимыми изменениями в установленном порядке.