Ответственность за неисполнение распоряжения губернатора
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за неисполнение распоряжения губернатора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Верховного Суда РФ от 05.05.2023 N 50-АД23-3-К8
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Решение: Производство по делу прекращено в связи с признанием утратившим силу закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Решение: Производство по делу прекращено в связи с признанием утратившим силу закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Постановление Верховного Суда РФ от 27.04.2023 N 50-АД23-2-К8
Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Решение: Производство по делу прекращено в связи с тем, что положения нормативного правового акта, устанавливающие требования, за неисполнение которых в отношении гражданки возбуждено производство по делу об административном правонарушении, утратили силу.Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Решение: Производство по делу прекращено в связи с тем, что положения нормативного правового акта, устанавливающие требования, за неисполнение которых в отношении гражданки возбуждено производство по делу об административном правонарушении, утратили силу.Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблема "антиковидных" правоограничений в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Например, гражданин Ш., будучи привлечен к административной ответственности за несоблюдение режима самоизоляции, обратился в КС РФ с жалобой на нарушение его конституционных прав распоряжением Губернатора Костромской области от 17.03.2020 N 128-р "О введении режима повышенной готовности с целью недопущения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Костромской области". По мнению Ш., ограничение конституционной свободы передвижения по территории РФ не может устанавливаться нормативным актом субъекта РФ, поэтому неисполнение данного акта не должно влечь за собой административную ответственность в соответствии с федеральным законодательством. Определением КС РФ от 23.07.2020 N 1706-О в принятии обращения Ш. к рассмотрению отказано по причине несоблюдения процессуальных условий допустимости жалобы: Ш. не исчерпал всех внутригосударственных средств судебной защиты.
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Например, гражданин Ш., будучи привлечен к административной ответственности за несоблюдение режима самоизоляции, обратился в КС РФ с жалобой на нарушение его конституционных прав распоряжением Губернатора Костромской области от 17.03.2020 N 128-р "О введении режима повышенной готовности с целью недопущения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Костромской области". По мнению Ш., ограничение конституционной свободы передвижения по территории РФ не может устанавливаться нормативным актом субъекта РФ, поэтому неисполнение данного акта не должно влечь за собой административную ответственность в соответствии с федеральным законодательством. Определением КС РФ от 23.07.2020 N 1706-О в принятии обращения Ш. к рассмотрению отказано по причине несоблюдения процессуальных условий допустимости жалобы: Ш. не исчерпал всех внутригосударственных средств судебной защиты.
"Справочник риелтора"
(Батяев А.А., Дубровская И.А.)
("Жилищное право", 2008, N 1)6.1. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащие исполнение своих обязательств по договору, если оно явилось следствием возникновения обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения договора в результате событий чрезвычайного характера, которые стороны не могли ни предвидеть, ни предусмотреть разумными мерами. К обстоятельствам непреодолимой силы относятся землетрясения, пожары, забастовки, указы Президента РФ, распоряжения и постановления губернатора Санкт-Петербурга и другие события, на которые стороны не могут оказать влияние и за возникновения которых они не несут ответственности.
(Батяев А.А., Дубровская И.А.)
("Жилищное право", 2008, N 1)6.1. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащие исполнение своих обязательств по договору, если оно явилось следствием возникновения обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения договора в результате событий чрезвычайного характера, которые стороны не могли ни предвидеть, ни предусмотреть разумными мерами. К обстоятельствам непреодолимой силы относятся землетрясения, пожары, забастовки, указы Президента РФ, распоряжения и постановления губернатора Санкт-Петербурга и другие события, на которые стороны не могут оказать влияние и за возникновения которых они не несут ответственности.
Нормативные акты
Постановление ЕСПЧ от 01.07.2014
"Дело "Герасимов и другие (Gerasimov and Others) против Российской Федерации" (жалобы N 29920/05, 3553/06, 18876/10, 61186/10, 21176/11, 36112/11, 36426/11, 40841/11, 45381/11, 55929/11, 60822/11) [рус., англ.]43. 2 октября 2012 г. судебный пристав предупредил главу органа-должника об уголовной ответственности в соответствии со статьей 315 УК РФ за неисполнение решения суда.
"Дело "Герасимов и другие (Gerasimov and Others) против Российской Федерации" (жалобы N 29920/05, 3553/06, 18876/10, 61186/10, 21176/11, 36112/11, 36426/11, 40841/11, 45381/11, 55929/11, 60822/11) [рус., англ.]43. 2 октября 2012 г. судебный пристав предупредил главу органа-должника об уголовной ответственности в соответствии со статьей 315 УК РФ за неисполнение решения суда.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 N 100
(ред. от 23.04.2025)
"Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга"7.10. Лица, на которых возложено исполнение правовых и организационных актов Губернатора и Правительства Санкт-Петербурга, несут ответственность за их неисполнение в соответствии с действующим законодательством.
(ред. от 23.04.2025)
"Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга"7.10. Лица, на которых возложено исполнение правовых и организационных актов Губернатора и Правительства Санкт-Петербурга, несут ответственность за их неисполнение в соответствии с действующим законодательством.
"Защита прав владельцев недвижимости при реконструкции и реновации"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Ильин Б.В., Кальгина А.А.)
("Юстицинформ", 2019)Так как оспариваемое распоряжение противоречит действующему законодательству и нарушает законные права и интересы истца, его требования были удовлетворены и распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 04.10.2001 N 919-ра признано недействительным (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.12.2002 N А56-30505/01).
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Ильин Б.В., Кальгина А.А.)
("Юстицинформ", 2019)Так как оспариваемое распоряжение противоречит действующему законодательству и нарушает законные права и интересы истца, его требования были удовлетворены и распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 04.10.2001 N 919-ра признано недействительным (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.12.2002 N А56-30505/01).
Тематический выпуск: Справочник риелтора
(Батяев А.А., Дубровская И.А.)
("Горячая линия бухгалтера", 2008, N 2)6.1. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, если оно явилось следствием возникновения обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения договора в результате событий чрезвычайного характера, которые стороны не могли ни предвидеть, ни предусмотреть разумными мерами. К обстоятельствам непреодолимой силы относятся землетрясения, пожары, забастовки, указы Президента РФ, распоряжения и постановления губернатора Санкт-Петербурга и другие события, на которые стороны не могут оказать влияние и за возникновения которых они не несут ответственности.
(Батяев А.А., Дубровская И.А.)
("Горячая линия бухгалтера", 2008, N 2)6.1. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, если оно явилось следствием возникновения обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения договора в результате событий чрезвычайного характера, которые стороны не могли ни предвидеть, ни предусмотреть разумными мерами. К обстоятельствам непреодолимой силы относятся землетрясения, пожары, забастовки, указы Президента РФ, распоряжения и постановления губернатора Санкт-Петербурга и другие события, на которые стороны не могут оказать влияние и за возникновения которых они не несут ответственности.
Статья: Правовая политика в сфере земского самоуправления во второй половине XIX в.
(Корсакова С.В.)
("История государства и права", 2010, N 12)Статья 6 рассматриваемого Положения провозгласила самостоятельность земских учреждений, хотя также с некоторыми ограничениями. С одной стороны, деятельность их была ограничена пределами вверенной им территории, а с другой - они не должны были вмешиваться в решение вопросов, находящихся в компетенции других государственных или общественных учреждений. Постановление, вынесенное за рамки юрисдикции земств, признавалось недействительным по ст. 7 Положения 1864 г. Земские учреждения несли ответственность за превышение власти, противозаконные действия, неисполнение законных требований "местных начальств", "неправильное распоряжение хозяйственными делами" и любой другой ущерб, причиненный гражданам или организациям.
(Корсакова С.В.)
("История государства и права", 2010, N 12)Статья 6 рассматриваемого Положения провозгласила самостоятельность земских учреждений, хотя также с некоторыми ограничениями. С одной стороны, деятельность их была ограничена пределами вверенной им территории, а с другой - они не должны были вмешиваться в решение вопросов, находящихся в компетенции других государственных или общественных учреждений. Постановление, вынесенное за рамки юрисдикции земств, признавалось недействительным по ст. 7 Положения 1864 г. Земские учреждения несли ответственность за превышение власти, противозаконные действия, неисполнение законных требований "местных начальств", "неправильное распоряжение хозяйственными делами" и любой другой ущерб, причиненный гражданам или организациям.