Ответственность за недостоверные сведения о доходах
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за недостоверные сведения о доходах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 226 "Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган установил, что общество производило выплаты на счета физических лиц, принятых им на работу в качестве разнорабочих по договорам гражданско-правового характера, с основанием платежа "денежное вознаграждение" и "заработная плата", но не начисляло НДФЛ на указанные выплаты. Налоговый орган доначислил обществу НДФЛ. Общество полагало, что спорные выплаты физическим лицам НДФЛ не облагаются, поскольку являются займами, срок возврата которых еще не наступил. Проанализировав доказательства, в том числе свидетельские показания, реестры ПАО "Сбербанк", сведения о миграционном учете иностранных граждан из УФМС России, уведомления общества о приеме на работу, суд пришел к выводу, что спорные выплаты являлись заработной платой, а не займами, составляют доходы физических лиц и подлежат включению в налоговую базу по НДФЛ, общество неправомерно занизило налоговую базу по НДФЛ. Поскольку общество не представило сведения по форме 2-НДФЛ на указанных работников по гражданско-правовым договорам, оно правомерно привлечено к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ. Поскольку общество представило инспекции расчеты по 6-НДФЛ с недостоверными сведениями (без указания доходов данных работников), оно обоснованно привлечено к ответственности по п. 1 ст. 126.1 НК РФ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган установил, что общество производило выплаты на счета физических лиц, принятых им на работу в качестве разнорабочих по договорам гражданско-правового характера, с основанием платежа "денежное вознаграждение" и "заработная плата", но не начисляло НДФЛ на указанные выплаты. Налоговый орган доначислил обществу НДФЛ. Общество полагало, что спорные выплаты физическим лицам НДФЛ не облагаются, поскольку являются займами, срок возврата которых еще не наступил. Проанализировав доказательства, в том числе свидетельские показания, реестры ПАО "Сбербанк", сведения о миграционном учете иностранных граждан из УФМС России, уведомления общества о приеме на работу, суд пришел к выводу, что спорные выплаты являлись заработной платой, а не займами, составляют доходы физических лиц и подлежат включению в налоговую базу по НДФЛ, общество неправомерно занизило налоговую базу по НДФЛ. Поскольку общество не представило сведения по форме 2-НДФЛ на указанных работников по гражданско-правовым договорам, оно правомерно привлечено к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ. Поскольку общество представило инспекции расчеты по 6-НДФЛ с недостоверными сведениями (без указания доходов данных работников), оно обоснованно привлечено к ответственности по п. 1 ст. 126.1 НК РФ.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Дисциплинарная ответственность госслужащих
(КонсультантПлюс, 2025)...Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что факт представления неполных и недостоверных сведений о доходах... является грубым нарушением служебной дисциплины, в связи с чем при наложении дисциплинарного взыскания должен быть соблюден порядок привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности.
(КонсультантПлюс, 2025)...Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что факт представления неполных и недостоверных сведений о доходах... является грубым нарушением служебной дисциплины, в связи с чем при наложении дисциплинарного взыскания должен быть соблюден порядок привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Антикоррупционные стандарты в отношении публичных должностных лиц: применение субъектами Российской Федерации опережающего правового регулирования
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 2)Помимо муниципального уровня, данный подход применятся к сенаторам РФ и депутатам Государственной Думы, к которым в случае нарушения ими антикоррупционных ограничений может быть применено: предупреждение; освобождение от должности в Совете Федерации, Государственной Думе, за исключением должности члена комитета Совета Федерации (Государственной Думы), без прекращения полномочий сенатора РФ или депутата Государственной Думы с лишением права занимать должности до прекращения срока их полномочий (ч. 1 ст. 10.1 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", введенная Федеральным законом от 27.12.2018 N 561-ФЗ). При этом в данном регулировании отсутствуют недостатки, имеющиеся для муниципальных депутатов, так как меры ответственности не ограничены только случаем представления недостоверных и неполных сведений о доходах.
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 2)Помимо муниципального уровня, данный подход применятся к сенаторам РФ и депутатам Государственной Думы, к которым в случае нарушения ими антикоррупционных ограничений может быть применено: предупреждение; освобождение от должности в Совете Федерации, Государственной Думе, за исключением должности члена комитета Совета Федерации (Государственной Думы), без прекращения полномочий сенатора РФ или депутата Государственной Думы с лишением права занимать должности до прекращения срока их полномочий (ч. 1 ст. 10.1 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", введенная Федеральным законом от 27.12.2018 N 561-ФЗ). При этом в данном регулировании отсутствуют недостатки, имеющиеся для муниципальных депутатов, так как меры ответственности не ограничены только случаем представления недостоверных и неполных сведений о доходах.
Интервью: Кто, когда и как должен определять НДФЛ-базу по РК
("Главная книга", 2025, N 6)- Полагаю, если организация не определяет отдельно налоговую базу по зарплате и по РК, она может быть привлечена к налоговой ответственности по ст. 126.1 НК РФ за недостоверность представленных сведений о доходах физлиц и данных в расчете 6-НДФЛ. Причем штраф в размере 500 руб. применяется за каждый отчетный период и за год, когда в 6-НДФЛ не были выделены отдельно выплаты и НДФЛ с РК (по отдельным КБК).
("Главная книга", 2025, N 6)- Полагаю, если организация не определяет отдельно налоговую базу по зарплате и по РК, она может быть привлечена к налоговой ответственности по ст. 126.1 НК РФ за недостоверность представленных сведений о доходах физлиц и данных в расчете 6-НДФЛ. Причем штраф в размере 500 руб. применяется за каждый отчетный период и за год, когда в 6-НДФЛ не были выделены отдельно выплаты и НДФЛ с РК (по отдельным КБК).
Нормативные акты
"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что факт представления неполных и недостоверных сведений о доходах за 2009 - 2011 годы является грубым нарушением служебной дисциплины, в связи с чем при наложении дисциплинарного взыскания должен быть соблюден порядок привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что факт представления неполных и недостоверных сведений о доходах за 2009 - 2011 годы является грубым нарушением служебной дисциплины, в связи с чем при наложении дисциплинарного взыскания должен быть соблюден порядок привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности.
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)Перечень сведений, которые в обязательном порядке должны представляться налогоплательщиком в этих целях, в силу пункта 3 статьи 105.16 НК РФ, ограничен четырьмя группами информации: календарный год, к которому относится уведомление, предметы сделок, сведения об их участниках, сумма полученных по сделкам доходов и (или) произведенных расходов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)Перечень сведений, которые в обязательном порядке должны представляться налогоплательщиком в этих целях, в силу пункта 3 статьи 105.16 НК РФ, ограничен четырьмя группами информации: календарный год, к которому относится уведомление, предметы сделок, сведения об их участниках, сумма полученных по сделкам доходов и (или) произведенных расходов.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)4. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения, - ст. 119.2.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)4. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения, - ст. 119.2.
Вопрос: Как произвести перерасчет НДФЛ с доходов работников при занижении налоговой базы в связи с неправомерно предоставленными вычетами, счетными ошибками, пересчетом зарплаты за прошлый период?
(Консультация эксперта, 2025)Представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных НК РФ, содержащих недостоверные сведения, если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126.2 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения (ст. 126.1 НК РФ). К недостоверным сведениям относятся, в частности, неверное указание сумм доходов, налогов и налоговых вычетов (Письмо ФНС России от 09.12.2016 N СА-4-9/23659@).
(Консультация эксперта, 2025)Представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных НК РФ, содержащих недостоверные сведения, если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126.2 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения (ст. 126.1 НК РФ). К недостоверным сведениям относятся, в частности, неверное указание сумм доходов, налогов и налоговых вычетов (Письмо ФНС России от 09.12.2016 N СА-4-9/23659@).
Вопрос: О налогообложении недвижимого имущества и транспортных средств; об НДФЛ при дарении; о плате за пользование природными ресурсами; о декларировании доходов и расходов сенаторов и депутатов Госдумы РФ.
(Письмо Минфина России от 30.04.2025 N 03-05-06-01/43860)При этом согласно статье 10 Федерального закона N 3-ФЗ в случае представления сенатором, депутатом заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера к сенатору, депутату может быть применена одна из мер ответственности, установленных указанной статьей.
(Письмо Минфина России от 30.04.2025 N 03-05-06-01/43860)При этом согласно статье 10 Федерального закона N 3-ФЗ в случае представления сенатором, депутатом заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера к сенатору, депутату может быть применена одна из мер ответственности, установленных указанной статьей.
Готовое решение: Какая ответственность предусмотрена за представление недостоверных сведений в налоговый орган
(КонсультантПлюс, 2025)За заведомо недостоверные сведения о сделках, об обязательствах, имуществе, финансовом положении в бухгалтерской отчетности отдельных финансовых организаций грозит уголовная ответственность - штраф от 500 000 до 1 000 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период от двух до четырех лет либо принудительные работы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до четырех лет (с лишением права занимать должности или заниматься деятельностью на срок до трех лет). В случае совершения правонарушения группой лиц по предварительному сговору или организованной группой предусмотрено более строгое наказание (ст. 172.1 УК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)За заведомо недостоверные сведения о сделках, об обязательствах, имуществе, финансовом положении в бухгалтерской отчетности отдельных финансовых организаций грозит уголовная ответственность - штраф от 500 000 до 1 000 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период от двух до четырех лет либо принудительные работы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до четырех лет (с лишением права занимать должности или заниматься деятельностью на срок до трех лет). В случае совершения правонарушения группой лиц по предварительному сговору или организованной группой предусмотрено более строгое наказание (ст. 172.1 УК РФ).
Статья: Некоторые аспекты процедуры привлечения сотрудников уголовно-исполнительной системы к ответственности за коррупционные правонарушения
(Румянцев Н.В., Гарная О.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 3)В ходе проверки был установлен факт предоставления недостоверной и неполной информации в представленных им сведениях о доходах за 2016 - 2018 гг. За совершенное коррупционное правонарушение принято решение о применении к Н. меры юридической ответственности. Приказом начальника ГУФСИН России по Ростовской области от 5 сентября 2019 г. Н. уволен со службы в УИС в связи с утратой доверия, о чем в адрес истца направлено уведомление об увольнении от 6 сентября 2019 г.
(Румянцев Н.В., Гарная О.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 3)В ходе проверки был установлен факт предоставления недостоверной и неполной информации в представленных им сведениях о доходах за 2016 - 2018 гг. За совершенное коррупционное правонарушение принято решение о применении к Н. меры юридической ответственности. Приказом начальника ГУФСИН России по Ростовской области от 5 сентября 2019 г. Н. уволен со службы в УИС в связи с утратой доверия, о чем в адрес истца направлено уведомление об увольнении от 6 сентября 2019 г.
Вопрос: Работник в течение года переходит на работу из головной организации в дочернее общество. Сумма доходов по предыдущему месту работы превысила 5 млн руб. Вправе ли дочернее общество сразу применять к доходам такого работника ставку НДФЛ в размере 15%?
(Консультация эксперта, 2024)Использование налоговым агентом налоговой ставки исходя из суммы доходов, полученных физическим лицом от других налоговых агентов, будет нарушать установленный порядок исчисления налога, может приводить к излишнему удержанию НДФЛ налоговым агентом, создавать риски привлечения налогового агента к ответственности за представление в налоговый орган документов, содержащих недостоверные сведения (ст. 126.1 НК РФ).
(Консультация эксперта, 2024)Использование налоговым агентом налоговой ставки исходя из суммы доходов, полученных физическим лицом от других налоговых агентов, будет нарушать установленный порядок исчисления налога, может приводить к излишнему удержанию НДФЛ налоговым агентом, создавать риски привлечения налогового агента к ответственности за представление в налоговый орган документов, содержащих недостоверные сведения (ст. 126.1 НК РФ).
Статья: К проблеме увольнения по утрате доверия с государственной службы
(Куракин А.В., Косенкова Н.Г., Попова О.В.)
("Современное право", 2024, N 1)До сих пор непонятно, как оценивать малозначительное коррупционное правонарушение, что значит предоставление неполных и недостоверных сведений о доходах и расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Насколько они должны быть неполными и недостоверными и почему именно так следует расценивать данную ситуацию? Есть письмо Минтруда от 15.04.2022 N 28-6/10/П-2479 "Об актуализации Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции". В нем представлены типичные или понятные обоснования для применения дисциплинарного взыскания, основанием действия которых являются коррупционные правонарушения. Однако всех вопросов данный документ не решает, огромного количества спорных служебных ситуаций, касающихся обозначенной проблемы, в Обзоре просто нет. Как видится, в деле применения такого дисциплинарного взыскания, как увольнение в связи с утратой доверия, достаточно много "серых" моментов, субъективных оценок оснований для применения обозначенного взыскания, что является недопустимым.
(Куракин А.В., Косенкова Н.Г., Попова О.В.)
("Современное право", 2024, N 1)До сих пор непонятно, как оценивать малозначительное коррупционное правонарушение, что значит предоставление неполных и недостоверных сведений о доходах и расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Насколько они должны быть неполными и недостоверными и почему именно так следует расценивать данную ситуацию? Есть письмо Минтруда от 15.04.2022 N 28-6/10/П-2479 "Об актуализации Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции". В нем представлены типичные или понятные обоснования для применения дисциплинарного взыскания, основанием действия которых являются коррупционные правонарушения. Однако всех вопросов данный документ не решает, огромного количества спорных служебных ситуаций, касающихся обозначенной проблемы, в Обзоре просто нет. Как видится, в деле применения такого дисциплинарного взыскания, как увольнение в связи с утратой доверия, достаточно много "серых" моментов, субъективных оценок оснований для применения обозначенного взыскания, что является недопустимым.
Статья: Комментарий к ст. 151 ГК РФ (компенсация морального вреда)
(Громов А.А., Старцева Ю.В.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 1)Так, при определении размера компенсации по делам о защите чести, достоинства или деловой репутации гражданина учитываются в том числе такие обстоятельства, как личность истца, его общественное положение, занимаемая должность, состояние здоровья <155>. В данном случае отмечается, что штрафная функция гражданско-правовой ответственности может проявляться достаточно явно. Объясняется это тем, что лицо, распространившее недостоверные сведения о знаменитой личности, вероятнее всего, преследовало цель увеличения своих доходов <156>.
(Громов А.А., Старцева Ю.В.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 1)Так, при определении размера компенсации по делам о защите чести, достоинства или деловой репутации гражданина учитываются в том числе такие обстоятельства, как личность истца, его общественное положение, занимаемая должность, состояние здоровья <155>. В данном случае отмечается, что штрафная функция гражданско-правовой ответственности может проявляться достаточно явно. Объясняется это тем, что лицо, распространившее недостоверные сведения о знаменитой личности, вероятнее всего, преследовало цель увеличения своих доходов <156>.
Готовое решение: Как к федеральным гражданским служащим применить дисциплинарное взыскание за коррупционное правонарушение
(КонсультантПлюс, 2025)При серьезных правонарушениях гражданского служащего можно уволить в связи с утратой доверия. К таким правонарушениям относятся случаи, предусмотренные ст. 59.2 Закона о государственной гражданской службе. Например, он представил заведомо недостоверные сведения о своих (супруги (супруга) и несовершеннолетних детей) доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. По некоторым основаниям этой нормы (к примеру, за непредставление таких сведений) при соблюдении определенных условий гражданский служащий освобождается от ответственности. Однако учтите: если гражданский служащий не представил такие сведения при поступлении на гражданскую службу и при этом вопреки закону был назначен на должность, нарушение не предполагает его увольнения в связи с утратой доверия (ч. 6.1, 6.2 ст. 20, ч. 3, 4 ст. 20.1, ч. 2 ст. 59.1, ст. 59.2 Закона о государственной гражданской службе, Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.2020 N 14-П, п. 10 Обзора практики Конституционного Суда РФ за второй квартал 2020 г., п. 30 Обзора практики Конституционного Суда РФ за 2020 г.).
(КонсультантПлюс, 2025)При серьезных правонарушениях гражданского служащего можно уволить в связи с утратой доверия. К таким правонарушениям относятся случаи, предусмотренные ст. 59.2 Закона о государственной гражданской службе. Например, он представил заведомо недостоверные сведения о своих (супруги (супруга) и несовершеннолетних детей) доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. По некоторым основаниям этой нормы (к примеру, за непредставление таких сведений) при соблюдении определенных условий гражданский служащий освобождается от ответственности. Однако учтите: если гражданский служащий не представил такие сведения при поступлении на гражданскую службу и при этом вопреки закону был назначен на должность, нарушение не предполагает его увольнения в связи с утратой доверия (ч. 6.1, 6.2 ст. 20, ч. 3, 4 ст. 20.1, ч. 2 ст. 59.1, ст. 59.2 Закона о государственной гражданской службе, Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.2020 N 14-П, п. 10 Обзора практики Конституционного Суда РФ за второй квартал 2020 г., п. 30 Обзора практики Конституционного Суда РФ за 2020 г.).