Ответственность за нарушение СОУТ
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за нарушение СОУТ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры с участием руководителя и (или) участника юрлица: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо организации (Организация) обжалует привлечение к ответственности за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо организации (Организация) обжалует привлечение к ответственности за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Специальная оценка условий труда1.4. Какая ответственность предусмотрена за нарушение норм о специальной оценке условий труда
Вопрос: Как рассчитывается штраф за непроведение специальной оценки условий труда?
(Консультация эксперта, 2025)Согласно позиции Минтруда России административная ответственность за нарушение порядка проведения СОУТ в организации устанавливается независимо от количества рабочих мест, в отношении которых была проведена указанная процедура (Письмо от 22.02.2022 N 15-1/ООГ-341).
(Консультация эксперта, 2025)Согласно позиции Минтруда России административная ответственность за нарушение порядка проведения СОУТ в организации устанавливается независимо от количества рабочих мест, в отношении которых была проведена указанная процедура (Письмо от 22.02.2022 N 15-1/ООГ-341).
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"19. По части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ подлежат квалификации непроведение или нарушение установленного порядка проведения работодателем на рабочих местах специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда (пункт 1 части 2 статьи 4, статья 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон "О специальной оценке условий труда").
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"19. По части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ подлежат квалификации непроведение или нарушение установленного порядка проведения работодателем на рабочих местах специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда (пункт 1 части 2 статьи 4, статья 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон "О специальной оценке условий труда").
Вопрос: Достаточно ли включить в трудовой договор информацию об условиях труда на рабочем месте и не знакомить работника с результатами СОУТ? Надо ли повторно проводить СОУТ, если численность занятых на рабочем месте увеличилась?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2025)Обратите внимание! Нарушение работодателем порядка проведения СОУТ на рабочих местах или ее непроведение влечет привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2025)Обратите внимание! Нарушение работодателем порядка проведения СОУТ на рабочих местах или ее непроведение влечет привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Готовое решение: По какому коду КОСГУ и КВР отразить расходы на санитарно-эпидемиологические услуги
(КонсультантПлюс, 2025)Расходы на измерение параметров микроклимата на рабочих местах относите на коды КОСГУ и КВР по общим правилам при проведении специальной оценки условий труда.
(КонсультантПлюс, 2025)Расходы на измерение параметров микроклимата на рабочих местах относите на коды КОСГУ и КВР по общим правилам при проведении специальной оценки условий труда.
Вопрос: Какие штрафы предусмотрены за непроведение СОУТ, неуказание в трудовых договорах условий труда, неустановление дня выдачи зарплаты, неизвещение каждого работника о составных частях зарплаты?
(Консультация эксперта, 2025)Как рассчитывается штраф за непроведение специальной оценки условий труда?
(Консультация эксперта, 2025)Как рассчитывается штраф за непроведение специальной оценки условий труда?
Готовое решение: К каким видам ответственности может быть привлечен работник
(КонсультантПлюс, 2025)Административная ответственность за нарушения требований охраны труда предусмотрена ст. 5.27.1 КоАП РФ. Наказать по ней могут, в частности, за отсутствие положения о СУОТ в организации, нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда, нарушение порядка обучения по электробезопасности неэлектротехнического персонала, допуск водителя к работе без прохождения периодического медосмотра либо при наличии медицинских противопоказаний.
(КонсультантПлюс, 2025)Административная ответственность за нарушения требований охраны труда предусмотрена ст. 5.27.1 КоАП РФ. Наказать по ней могут, в частности, за отсутствие положения о СУОТ в организации, нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда, нарушение порядка обучения по электробезопасности неэлектротехнического персонала, допуск водителя к работе без прохождения периодического медосмотра либо при наличии медицинских противопоказаний.
Статья: Что ждет работодателей за нарушение норм трудового законодательства
(Кудрявцев Е.)
("Трудовое право", 2022, N 2)Также отметим, что нарушением является не только непроведение специальной оценки условий труда, но и нарушение процедуры. Приведем пример: компания будет подвергнута наказанию, при неознакомлении сотрудников с результатами проверки (такой вывод сделан из п. 19 Постановления N 45). Ответственность наступает согласно положениям ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Но если компания не исполняет вытекающие в связи со специальной оценкой обязанности, но прямо к ней не относящиеся, нарушение квалифицируется по ч. 1 ст. 5.27.1. При этом санкции чуть мягче. Данное нарушение не длящееся (п. 20 Постановления).
(Кудрявцев Е.)
("Трудовое право", 2022, N 2)Также отметим, что нарушением является не только непроведение специальной оценки условий труда, но и нарушение процедуры. Приведем пример: компания будет подвергнута наказанию, при неознакомлении сотрудников с результатами проверки (такой вывод сделан из п. 19 Постановления N 45). Ответственность наступает согласно положениям ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Но если компания не исполняет вытекающие в связи со специальной оценкой обязанности, но прямо к ней не относящиеся, нарушение квалифицируется по ч. 1 ст. 5.27.1. При этом санкции чуть мягче. Данное нарушение не длящееся (п. 20 Постановления).
Статья: Штрафы, налагаемые на работодателя за нарушения норм охраны труда, выплаты з/п и т.д. Обзор практики
(Мариновская В.)
("Трудовое право", 2023, NN 4, 5)Статья будет интересна для руководителей компаний, кадровых служб, индивидуальных предпринимателей. Цель нашей статьи - проанализировав судебную практику, выяснить, какие штрафы могут налагаться на работодателя за нарушения норм охраны труда, узнать, при каких условиях суд может встать на сторону организации, почему суды не признают необоснованным привлечение к ответственности работодателя на примере реальных дел.
(Мариновская В.)
("Трудовое право", 2023, NN 4, 5)Статья будет интересна для руководителей компаний, кадровых служб, индивидуальных предпринимателей. Цель нашей статьи - проанализировав судебную практику, выяснить, какие штрафы могут налагаться на работодателя за нарушения норм охраны труда, узнать, при каких условиях суд может встать на сторону организации, почему суды не признают необоснованным привлечение к ответственности работодателя на примере реальных дел.
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Приказом Минтруда России от 08.07.2016 N 350н утвержден Административный регламент предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда.
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Приказом Минтруда России от 08.07.2016 N 350н утвержден Административный регламент предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда.
Вопрос: Организация передает персональные данные работников (СНИЛС) сторонней организации для проведения СОУТ. Нужно ли организации получать от сторонней организации документ-подтверждение об удалении/уничтожении персональных данных?
(Консультация эксперта, 2023)Таким образом, из анализа вышеуказанных норм следует, что организация (работодатель), передающая персональные данные своих работников (СНИЛС) сторонней организации для проведения СОУТ, обязана обеспечить их уничтожение в течение 30 дней после завершения процедуры СОУТ. Уничтожение персональных данных осуществляется в общем случае оформлением соответствующего акта. Тем самым организация (работодатель) вправе предусмотреть в договоре об оказании услуг по проведению СОУТ условие о представлении акта об уничтожении персональных данных своих работников.
(Консультация эксперта, 2023)Таким образом, из анализа вышеуказанных норм следует, что организация (работодатель), передающая персональные данные своих работников (СНИЛС) сторонней организации для проведения СОУТ, обязана обеспечить их уничтожение в течение 30 дней после завершения процедуры СОУТ. Уничтожение персональных данных осуществляется в общем случае оформлением соответствующего акта. Тем самым организация (работодатель) вправе предусмотреть в договоре об оказании услуг по проведению СОУТ условие о представлении акта об уничтожении персональных данных своих работников.