Ответственность за нарушение миграционного учета
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за нарушение миграционного учета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Увеличение численности мигрантов на территории Российской Федерации как фактор, влияющий на оперативную обстановку в местах лишения свободы
(Глотов И.И.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Правительство Российской Федерации относит совершенствование миграционной сферы к основным политически важным приоритетам, развитие которых напрямую коррелирует со строительством социального, правового и демократического государства. Однако не стоит забывать о том, что существует незаконная миграция, которая идет вразрез с идеями руководства страны. Под ней понимается противозаконное проникновение в чужую страну с целью осуществления трудовой деятельности, временного или постоянного проживания. Установить количество лиц, которые пересекли границу незаконно, невозможно, однако в 2022 г. число осужденных по ст. 322 Уголовного кодекса России (далее - УК РФ) составило 1 163 человека <13>. (АППГ - 950 человек.). Согласно Указу Президента от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" важнейшими задачами в рамках стратегических и национальных приоритетов страны являются: обеспечение государственной и общественной безопасности, противодействие незаконной миграции, усиление контроля над миграционными потоками, социальная и культурная адаптация, экономическая интеграция мигрантов. Стоит отметить, что Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность не только за пересечение границы без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию (выезда из Российской Федерации) либо без надлежащего разрешения (ст. 322 УК РФ), но и за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в России или незаконного транзитного проезда через территорию РФ (ст. 322.1 УК РФ). Сотрудниками полиции, подразделениями по вопросам миграции нередко проводятся плановые и внеплановые проверки на объектах торговли, строительства, производства, а также предприятий общественного питания, в результате которых удается привлекать к ответственности не только нелегальных мигрантов, но и организаторов, способствовавших незаконному пересечению границы РФ. Важно сказать, что нередки случаи, когда именно работодатель выступает по совместительству организатором незаконного въезда иностранцев в Россию, а в дальнейшем использует их как дешевую рабочую силу <14>. Данная ситуация неприемлема для правового государства, она идет вразрез со всеми законодательными и моральными нормами. По сути своей, недобросовестный работодатель ставит мигранта в зависимое от себя положение, а работник может только подчиниться, так как не знает способов защиты своих интересов. Иногда данные отношения отягчаются изъятием документов и регулярным применением физической силы <15>.
(Глотов И.И.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Правительство Российской Федерации относит совершенствование миграционной сферы к основным политически важным приоритетам, развитие которых напрямую коррелирует со строительством социального, правового и демократического государства. Однако не стоит забывать о том, что существует незаконная миграция, которая идет вразрез с идеями руководства страны. Под ней понимается противозаконное проникновение в чужую страну с целью осуществления трудовой деятельности, временного или постоянного проживания. Установить количество лиц, которые пересекли границу незаконно, невозможно, однако в 2022 г. число осужденных по ст. 322 Уголовного кодекса России (далее - УК РФ) составило 1 163 человека <13>. (АППГ - 950 человек.). Согласно Указу Президента от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" важнейшими задачами в рамках стратегических и национальных приоритетов страны являются: обеспечение государственной и общественной безопасности, противодействие незаконной миграции, усиление контроля над миграционными потоками, социальная и культурная адаптация, экономическая интеграция мигрантов. Стоит отметить, что Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность не только за пересечение границы без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию (выезда из Российской Федерации) либо без надлежащего разрешения (ст. 322 УК РФ), но и за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в России или незаконного транзитного проезда через территорию РФ (ст. 322.1 УК РФ). Сотрудниками полиции, подразделениями по вопросам миграции нередко проводятся плановые и внеплановые проверки на объектах торговли, строительства, производства, а также предприятий общественного питания, в результате которых удается привлекать к ответственности не только нелегальных мигрантов, но и организаторов, способствовавших незаконному пересечению границы РФ. Важно сказать, что нередки случаи, когда именно работодатель выступает по совместительству организатором незаконного въезда иностранцев в Россию, а в дальнейшем использует их как дешевую рабочую силу <14>. Данная ситуация неприемлема для правового государства, она идет вразрез со всеми законодательными и моральными нормами. По сути своей, недобросовестный работодатель ставит мигранта в зависимое от себя положение, а работник может только подчиниться, так как не знает способов защиты своих интересов. Иногда данные отношения отягчаются изъятием документов и регулярным применением физической силы <15>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"Глава 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
(ред. от 31.07.2025)
"О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"Глава 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Обзор: "Основные изменения в УК РФ в 2024 году"
(КонсультантПлюс, 2024)С 9 ноября 2024 года ужесточили ответственность за преступления, совершаемые нелегальными мигрантами, и за преступления в сфере миграции
(КонсультантПлюс, 2024)С 9 ноября 2024 года ужесточили ответственность за преступления, совершаемые нелегальными мигрантами, и за преступления в сфере миграции
Статья: Незаконная миграция: причины, последствия и пути преодоления
(Торбенко С.Д.)
("Миграционное право", 2024, N 2)На фоне еще развивающейся правовой базы для регулирования пребывания мигрантов в России появилось большое количество нелегальных мигрантов, которые работали на стройках, в сфере обслуживания и других отраслях экономики. Они жили в непригодных для жилья условиях и часто становились жертвами эксплуатации со стороны работодателей. В ответ на это Правительство России начало бороться с нелегальной миграцией. Были приняты законы, которые ужесточили ответственность за незаконное пересечение границы и трудоустройство нелегальных мигрантов. Были созданы специальные органы, которые занимались выявлением и депортацией нелегальных мигрантов.
(Торбенко С.Д.)
("Миграционное право", 2024, N 2)На фоне еще развивающейся правовой базы для регулирования пребывания мигрантов в России появилось большое количество нелегальных мигрантов, которые работали на стройках, в сфере обслуживания и других отраслях экономики. Они жили в непригодных для жилья условиях и часто становились жертвами эксплуатации со стороны работодателей. В ответ на это Правительство России начало бороться с нелегальной миграцией. Были приняты законы, которые ужесточили ответственность за незаконное пересечение границы и трудоустройство нелегальных мигрантов. Были созданы специальные органы, которые занимались выявлением и депортацией нелегальных мигрантов.