Ответственность учредителя по долгам бюджетного учреждения



Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность учредителя по долгам бюджетного учреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Бюджет сельского поселения
(КонсультантПлюс, 2025)
Сельские поселения не несут субсидиарную ответственность по долгам бюджетных учреждений, учредителем которых является муниципальный район
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Правовые формы реализации гражданской правосубъектности государства
(Суханов Е.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 1)
<19> Бесперспективность организационно-правовой формы унитарного предприятия в рыночных условиях и "желательность ее постепенной замены другими видами коммерческих организаций, в том числе хозяйственными обществами со 100%-ным или иным решающим участием публично-правовых образований в их имуществе", отмечалась в Концепции развития гражданского законодательства РФ (см.: Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации / вступ. ст. А.Л. Маковского. М., 2009. С. 66). Подтверждением этого стало признание неконституционности п. 5 ст. 123.22 ГК РФ, исключающего субсидиарную ответственность собственника-учредителя муниципального бюджетного учреждения по долгам последнего (см. Постановление КС РФ от 12 мая 2020 г. N 23-П по делу о проверке конституционности п. 5 ст. 123.22 ГК РФ). Подробнее см.: Суханов Е.А. Еще раз о юридических лицах - несобственниках // Правоведение. 2017. N 3.
Статья: Развитие системы юридических лиц в Гражданском кодексе РФ 1994 года
(Суханов Е.А.)
("Закон", 2025, N 1)
Под учреждениями с советских времен стали понимать не классический вид унитарных юридических лиц - собственников своего имущества (модель германского Anstalt), а госбюджетные организации, имеющие самостоятельную смету (ст. 24 ГК РСФСР 1964 года), т.е. организации, основанные на праве оперативного управления и не являющиеся собственниками, а финансируемые своими учредителями, создавшими их для осуществления управленческих, социально-культурных и иных некоммерческих общественно полезных функций (п. 1 ст. 120 ГК РФ 1994 года и п. 1 ст. 123.21 ГК РФ в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ). В 2006 году по сугубо фискальным соображениям государственные и муниципальные учреждения были разделены на три вида: казенные, бюджетные и автономные (п. 1 ст. 123.22 ГК РФ) <22>, в зависимости от объема (объектов) и характера имущественной ответственности учредителей (публичных собственников) по долгам созданных ими учреждений. С этого времени учредители бюджетных и автономных учреждений (остающиеся собственниками их имущества, определяющими их хозяйственную деятельность) перестали нести субсидиарную ответственность по долгам своих учреждений при недостатке у них денежных средств (за исключением ответственности за вред, причиненный учреждениями жизни и здоровью граждан), хотя такая ответственность сохранилась для учредителей частных учреждений (п. 2 ст. 123.23 ГК РФ). При этом первоначальная редакция п. 2 ст. 120 ГК РФ 1994 года не предусматривала столь важных различий в статусе и имущественной ответственности частных, государственных и муниципальных учреждений и их учредителей-собственников.
показать больше документов

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 12.05.2020 N 23-П
"По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Лысьва-теплоэнерго"
Таким образом, объектом взыскания фактически может быть лишь то имущество, которое учредитель муниципального бюджетного учреждения не посчитал нужным включить в соответствующий перечень. Это свидетельствует о том, что в правовом регулировании ответственности муниципальных бюджетных учреждений по своим долгам объем гарантий для их кредиторов сужен (с момента появления такого вида учреждений). Данное обстоятельство требует от контрагентов должной степени осмотрительности еще при вступлении в гражданско-правовые отношения с субъектами, специфика правового статуса которых не позволяет в полной мере прибегнуть к институту субсидиарной ответственности и предполагает возможность использовать существующие способы обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств.
<Письмо> Минфина России от 16.05.2011 N 12-08-22/1959
"Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"
Помимо субсидий на оказание услуг бюджетным и автономным учреждениям могут быть предоставлены субсидии на иные цели (абзац второй части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Примером таких субсидий могут являться гранты, субсидии на капитальный ремонт имущества, закрепленного за бюджетными и автономными учреждениями, субсидии на погашение кредиторской задолженности этих учреждений (несмотря на то, что субсидиарная ответственность учредителя по долгам бюджетных и автономных учреждений исключена, учредитель вправе оказать помощь подведомственным учреждениям для расчетов с кредиторами) и другие.
показать больше документов