Ответственность работодатель водитель медосмотр
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность работодатель водитель медосмотр (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Предрейсовые медицинские осмотры водителей
(КонсультантПлюс, 2025)3. Ответственность работодателя за допуск водителя к управлению автомобилем без предрейсового медосмотра
(КонсультантПлюс, 2025)3. Ответственность работодателя за допуск водителя к управлению автомобилем без предрейсового медосмотра
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 17.08.2023 по делу N 88-19626/2023 (УИД 68RS0003-01-2022-001513-05)
Категория спора: Причинение вреда жизни и здоровью.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: После произошедшего ДТП истец был ограничен в движении, находясь на стационарном и амбулаторном лечении, не мог вести привычный образ жизни, работать, перенес две операции, истцу установлена вторая группа инвалидности; однако в действиях истца установлено наличие грубой неосторожности.
Решение: Удовлетворено в части.Постановлением по делу об административном правонарушении от 30.08.2021 Б., являясь генеральным директором ООО "АНТАРЕС" привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, за нарушение требований обеспечения безопасности перевозок грузов автомобильным транспортом, а именно, являясь должностным лицом ООО "АНТАРЕС" допустил осуществление перевозок грузов N г.р.з. N под управлением Е., с нарушением требований о прохождении предрейсового медицинского осмотра водителем ТС. Б. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей (л.д. 23). Непрохождение Е. предрейсового медицинского осмотра и отсутствие путевого листа и карты водителя, вопреки доводам апелляционной жалобы, свидетельствует о допущенных работодателем нарушениях действующего законодательства, и не могут являться доказательством нахождения Е. в отпуске без содержания в день ДТП.
Категория спора: Причинение вреда жизни и здоровью.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: После произошедшего ДТП истец был ограничен в движении, находясь на стационарном и амбулаторном лечении, не мог вести привычный образ жизни, работать, перенес две операции, истцу установлена вторая группа инвалидности; однако в действиях истца установлено наличие грубой неосторожности.
Решение: Удовлетворено в части.Постановлением по делу об административном правонарушении от 30.08.2021 Б., являясь генеральным директором ООО "АНТАРЕС" привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, за нарушение требований обеспечения безопасности перевозок грузов автомобильным транспортом, а именно, являясь должностным лицом ООО "АНТАРЕС" допустил осуществление перевозок грузов N г.р.з. N под управлением Е., с нарушением требований о прохождении предрейсового медицинского осмотра водителем ТС. Б. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей (л.д. 23). Непрохождение Е. предрейсового медицинского осмотра и отсутствие путевого листа и карты водителя, вопреки доводам апелляционной жалобы, свидетельствует о допущенных работодателем нарушениях действующего законодательства, и не могут являться доказательством нахождения Е. в отпуске без содержания в день ДТП.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перспективы правового регулирования труда лиц, работающих посредством интернет-платформ на основе геолокации
(Романовская Н.А.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)Однако структура правоотношений, возникающих при осуществлении труда посредством интернет-платформ, делает неочевидным ответ на вопрос, кого следует считать в этих отношениях работодателем. С одной стороны, алгоритмический контроль реализует платформа. Поэтому большинство специалистов в области трудового права полагают, что работодателем следует признать оператора платформы <29>. С другой стороны, отдельные полномочия работодателя выполняют компании - партнеры оператора платформы: они в том числе размещают вакансии, осуществляют "прием на работу", обеспечивают прохождение водителями такси необходимых медосмотров и техническое обслуживание автомобиля. В связи с этим в литературе высказывается мнение, что работодателем является организация-партнер, а сама платформа - это средство выполнения работы <30>. Существует и третья точка зрения: по мнению О.В. Чесалиной, и оператор платформы, и компания-партнер должны выступать в качестве коллективного работодателя и нести перед исполнителем солидарную ответственность <31>.
(Романовская Н.А.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)Однако структура правоотношений, возникающих при осуществлении труда посредством интернет-платформ, делает неочевидным ответ на вопрос, кого следует считать в этих отношениях работодателем. С одной стороны, алгоритмический контроль реализует платформа. Поэтому большинство специалистов в области трудового права полагают, что работодателем следует признать оператора платформы <29>. С другой стороны, отдельные полномочия работодателя выполняют компании - партнеры оператора платформы: они в том числе размещают вакансии, осуществляют "прием на работу", обеспечивают прохождение водителями такси необходимых медосмотров и техническое обслуживание автомобиля. В связи с этим в литературе высказывается мнение, что работодателем является организация-партнер, а сама платформа - это средство выполнения работы <30>. Существует и третья точка зрения: по мнению О.В. Чесалиной, и оператор платформы, и компания-партнер должны выступать в качестве коллективного работодателя и нести перед исполнителем солидарную ответственность <31>.
Типовая ситуация: Водители: квалификационные требования, прием на работу, трудовой договор
(Издательство "Главная книга", 2025)управление легковым автомобилем, принадлежащим работодателю;
(Издательство "Главная книга", 2025)управление легковым автомобилем, принадлежащим работодателю;
Нормативные акты
<Письмо> Роспотребнадзора от 30.01.2007 N 0100/806-07-32
"О медицинском освидетельствовании иностранных граждан"В ряде субъектов Российской Федерации не определены конкретные лечебно-профилактические учреждения, ответственные за выдачу медицинских справок иностранным гражданам.
"О медицинском освидетельствовании иностранных граждан"В ряде субъектов Российской Федерации не определены конкретные лечебно-профилактические учреждения, ответственные за выдачу медицинских справок иностранным гражданам.
Вопрос: Каков порядок организации и проведения предварительных медосмотров водителей?
(Консультация эксперта, 2025)Ответственность за допуск водителя к работе без прохождения предварительного медосмотра либо при наличии медицинских противопоказаний
(Консультация эксперта, 2025)Ответственность за допуск водителя к работе без прохождения предварительного медосмотра либо при наличии медицинских противопоказаний
Статья: Прием на работу водителя: все, что нужно знать работодателю
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 1)Ну и, конечно, для организаций, планирующих использовать не только легковые автомобили и не только для собственных нужд, возникает необходимость проведения многих других организационных мероприятий, таких как организация проведения послесменных (послерейсовых) медицинских осмотров, назначение лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, оснащение транспортных средств тахографами и др.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 1)Ну и, конечно, для организаций, планирующих использовать не только легковые автомобили и не только для собственных нужд, возникает необходимость проведения многих других организационных мероприятий, таких как организация проведения послесменных (послерейсовых) медицинских осмотров, назначение лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, оснащение транспортных средств тахографами и др.
Статья: Комментарий к Письму Федеральной службы по труду и занятости от 21.03.2025 N ПГ/04365-6-1 <Нужно ли курьерам проходить предрейсовые медосмотры?>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 8)Таким образом, сотрудники (в т.ч. курьеры), которые не являются водителями, но иногда используют служебный транспорт, не обязаны проходить предрейсовый медицинский осмотр. Но для безопасности работодатель может проводить такие осмотры с согласия работника.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 8)Таким образом, сотрудники (в т.ч. курьеры), которые не являются водителями, но иногда используют служебный транспорт, не обязаны проходить предрейсовый медицинский осмотр. Но для безопасности работодатель может проводить такие осмотры с согласия работника.
Статья: Медосмотры-2025. Памятка работодателю
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 9)Кроме этого, определены наказания для отдельных типов компаний и должностей. Так, например, если профессиональный перевозчик нарушает требование о медосмотрах в отношении водителей, то бизнес может быть привлечен к ответственности по статье 12.31.1 КоАП РФ. Для компаний размер штрафа составляет от 30 000 рублей, для сотрудника, который несет ответственность за выпуск водителей на линию, размер наказания равен 5 000 рублей. Возможны штрафы и по другим статьям КоАП РФ.
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 9)Кроме этого, определены наказания для отдельных типов компаний и должностей. Так, например, если профессиональный перевозчик нарушает требование о медосмотрах в отношении водителей, то бизнес может быть привлечен к ответственности по статье 12.31.1 КоАП РФ. Для компаний размер штрафа составляет от 30 000 рублей, для сотрудника, который несет ответственность за выпуск водителей на линию, размер наказания равен 5 000 рублей. Возможны штрафы и по другим статьям КоАП РФ.
"Предупреждение фактов управления транспортным средством в состоянии опьянения на этапах получения, приостановления, прекращения и возобновления права на управление транспортным средством: монография"
(Баканов К.С., Бурцев А.А.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2021)Направление работодателем на внеочередное обязательное МО в нашей системе не имеет смысла, так как профессиональные водители проходят профилактические осмотры раз в два года. Вместе с тем в случае, если со стороны работодателя имеются обоснованные подозрения наличия медицинских противопоказаний, например отрицательные результаты предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров или уклонение от них, соответствующая информация может передаваться в подразделения Госавтоинспекции.
(Баканов К.С., Бурцев А.А.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2021)Направление работодателем на внеочередное обязательное МО в нашей системе не имеет смысла, так как профессиональные водители проходят профилактические осмотры раз в два года. Вместе с тем в случае, если со стороны работодателя имеются обоснованные подозрения наличия медицинских противопоказаний, например отрицательные результаты предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров или уклонение от них, соответствующая информация может передаваться в подразделения Госавтоинспекции.