Ответственность ликвидатора при ликвидации ООО
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность ликвидатора при ликвидации ООО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Исключение из ЕГРЮЛ и ликвидация юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)"...Публичное акционерное общество... [кредитор исключенного юрлица - ред.] обратилось в Арбитражный суд... к ликвидатору общества с ограниченной ответственностью... [исключенное юрлицо - ред.] о взыскании убытков...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Публичное акционерное общество... [кредитор исключенного юрлица - ред.] обратилось в Арбитражный суд... к ликвидатору общества с ограниченной ответственностью... [исключенное юрлицо - ред.] о взыскании убытков...
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Смена ликвидатора
(КонсультантПлюс, 2025)"...Финансовый управляющий имуществом... обратился... с заявлением... о признании незаконным бездействия Межрайонной ИФНС... выразившегося в невнесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи об истечении срока ликвидации общества с ограниченной ответственностью... и обязании регистрирующий орган в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов внести в ЕГРЮЛ запись об истечении срока ликвидации ООО... и смене ликвидатора на директора.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Финансовый управляющий имуществом... обратился... с заявлением... о признании незаконным бездействия Межрайонной ИФНС... выразившегося в невнесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи об истечении срока ликвидации общества с ограниченной ответственностью... и обязании регистрирующий орган в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов внести в ЕГРЮЛ запись об истечении срока ликвидации ООО... и смене ликвидатора на директора.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Ликвидация общества с ограниченной ответственностью18. Ответственность ликвидатора общества с ограниченной ответственностью
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@
(ред. от 25.07.2025)
"Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2020 N 59872)¦ ¦ 2 - формирование ликвидационной комиссии/назначение ликвидатора <1>
(ред. от 25.07.2025)
"Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2020 N 59872)¦ ¦ 2 - формирование ликвидационной комиссии/назначение ликвидатора <1>
<Письмо> ФНС России от 28.12.2024 N КВ-4-14/14787@
"О направлении обзора судебной практики"
(вместе с "Обзором судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2024)")Пунктом 102 Требований установлено, что в пункте 2 "Причина представления заявления (уведомления)" заявления по форме N Р15016 в поле, состоящем из одного знакоместа, проставляется соответствующее цифровое значение: 1 (принятие решения о ликвидации юридического лица), 2 (формирование ликвидационной комиссии/назначение ликвидатора), 3 (принятие решения о ликвидации юридического лица и формирование ликвидационной комиссии/назначение ликвидатора), 4 (составление промежуточного ликвидационного баланса), 5 (продление срока ликвидации общества с ограниченной ответственностью), 6 (принятие решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица) или 7 (завершение ликвидации юридического лица).
"О направлении обзора судебной практики"
(вместе с "Обзором судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2024)")Пунктом 102 Требований установлено, что в пункте 2 "Причина представления заявления (уведомления)" заявления по форме N Р15016 в поле, состоящем из одного знакоместа, проставляется соответствующее цифровое значение: 1 (принятие решения о ликвидации юридического лица), 2 (формирование ликвидационной комиссии/назначение ликвидатора), 3 (принятие решения о ликвидации юридического лица и формирование ликвидационной комиссии/назначение ликвидатора), 4 (составление промежуточного ликвидационного баланса), 5 (продление срока ликвидации общества с ограниченной ответственностью), 6 (принятие решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица) или 7 (завершение ликвидации юридического лица).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью"
(том 2)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)3. Пункт 3 ст. 57 Закона об ООО содержит правило о переходе полномочий по управлению ликвидируемым обществом с ограниченной ответственностью с момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора). В частности, о том, что с этого момента к такой комиссии (ликвидатору) "переходят все полномочия по управлению делами общества".
(том 2)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)3. Пункт 3 ст. 57 Закона об ООО содержит правило о переходе полномочий по управлению ликвидируемым обществом с ограниченной ответственностью с момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора). В частности, о том, что с этого момента к такой комиссии (ликвидатору) "переходят все полномочия по управлению делами общества".
Статья: Препарирование института субсидиарной ответственности при административной ликвидации должника
(Соболев С.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 6)Если, например, у банка в силу ст. 855 ГК РФ имеется обязанность по списанию денежных средств в определенной очередности, то у другого лица, очевидно, имеется право требовать соответствующего распределения денежных средств, принадлежащих должнику <36>. Таким лицом, по-видимому, должен стать кредитор, который остался без удовлетворения. Более того, существуют вполне обоснованные причины для применения по аналогии ст. 64 ГК РФ, которая регулирует ситуацию распределения денежных средств при ликвидации должника, в рамках рассмотрения требования о привлечении к субсидиарной ответственности по п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО. Ведь если ликвидация состоялась по инициативе налогового органа, то ликвидатором, на наш взгляд, должен презюмироваться единоличный исполнительный орган должника, который по своей инициативе не реализовал процедуру ликвидации должника и распределения его имущества в соответствии с законом (см. подробнее о возможности применения ст. 64 ГК РФ ниже).
(Соболев С.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 6)Если, например, у банка в силу ст. 855 ГК РФ имеется обязанность по списанию денежных средств в определенной очередности, то у другого лица, очевидно, имеется право требовать соответствующего распределения денежных средств, принадлежащих должнику <36>. Таким лицом, по-видимому, должен стать кредитор, который остался без удовлетворения. Более того, существуют вполне обоснованные причины для применения по аналогии ст. 64 ГК РФ, которая регулирует ситуацию распределения денежных средств при ликвидации должника, в рамках рассмотрения требования о привлечении к субсидиарной ответственности по п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО. Ведь если ликвидация состоялась по инициативе налогового органа, то ликвидатором, на наш взгляд, должен презюмироваться единоличный исполнительный орган должника, который по своей инициативе не реализовал процедуру ликвидации должника и распределения его имущества в соответствии с законом (см. подробнее о возможности применения ст. 64 ГК РФ ниже).
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Ликвидация акционерного общества.
Откажут ли в регистрации ликвидации АО (отменят ли ее), если ликвидационный баланс подан с неполными данными о кредиторской задолженности перед бюджетом и кредиторами
(КонсультантПлюс, 2025)"...Закрытое акционерное общество "Вектор-Инвест" (далее - ЗАО "Вектор-Инвест", кредитор) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - инспекция, регистрирующий орган) с привлечением ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "Автомиг" (далее - ООО "Автомиг", общество) Сучкова Сергея Викторовича о признании незаконным решения от 13.09.2010 о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Автомиг" в связи с его ликвидацией, недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - реестр) от 13.09.2010 за государственным регистрационным номером 2104205499033 государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Автомиг".
Откажут ли в регистрации ликвидации АО (отменят ли ее), если ликвидационный баланс подан с неполными данными о кредиторской задолженности перед бюджетом и кредиторами
(КонсультантПлюс, 2025)"...Закрытое акционерное общество "Вектор-Инвест" (далее - ЗАО "Вектор-Инвест", кредитор) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - инспекция, регистрирующий орган) с привлечением ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "Автомиг" (далее - ООО "Автомиг", общество) Сучкова Сергея Викторовича о признании незаконным решения от 13.09.2010 о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Автомиг" в связи с его ликвидацией, недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - реестр) от 13.09.2010 за государственным регистрационным номером 2104205499033 государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Автомиг".
Готовое решение: В каком порядке добровольно ликвидируется организация в форме ООО
(КонсультантПлюс, 2025)Ликвидатор ООО и члены ликвидационной комиссии несут гражданско-правовую ответственность за убытки, причиненные участникам ликвидируемого ООО или его кредиторам, в обычном порядке.
(КонсультантПлюс, 2025)Ликвидатор ООО и члены ликвидационной комиссии несут гражданско-правовую ответственность за убытки, причиненные участникам ликвидируемого ООО или его кредиторам, в обычном порядке.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью"
(том 1)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)- в виде субсидиарной ответственности за неподачу (несвоевременную подачу) заявления о банкротстве (ст. ст. 9, 61.12 Закона о банкротстве <1>). В этом случае к субсидиарной ответственности прежде всего привлекается лицо (лица), имеющее право без доверенности действовать от имени общества с ограниченной ответственностью, а также ликвидатор и члены ликвидационной комиссии. К числу лиц, которые могут подпасть под субсидиарную ответственность, относится контролирующее лицо в определенных случаях (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ N 53), в том числе признаваемое таковым по признаку аффилированности. Здесь указанный п. 13 Постановления Пленума ВС РФ N 53 содержит специальное правило о том, что "участники корпорации... являющиеся контролирующими лицами по признаку аффилированности между собой, обладающие в совокупности количеством голосов, необходимым для созыва собрания коллегиального органа должника, не совершившие надлежащие действия для решения вопроса об обращении в суд с заявлением о банкротстве, несут субсидиарную ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника о банкротстве солидарно, если хотя бы один из них не мог не знать о нахождении должника в таком состоянии, при котором на стороне его руководителя, ликвидационной комиссии возникла обязанность по обращению в суд с заявлением о банкротстве, и о неисполнении этой обязанности";
(том 1)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)- в виде субсидиарной ответственности за неподачу (несвоевременную подачу) заявления о банкротстве (ст. ст. 9, 61.12 Закона о банкротстве <1>). В этом случае к субсидиарной ответственности прежде всего привлекается лицо (лица), имеющее право без доверенности действовать от имени общества с ограниченной ответственностью, а также ликвидатор и члены ликвидационной комиссии. К числу лиц, которые могут подпасть под субсидиарную ответственность, относится контролирующее лицо в определенных случаях (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ N 53), в том числе признаваемое таковым по признаку аффилированности. Здесь указанный п. 13 Постановления Пленума ВС РФ N 53 содержит специальное правило о том, что "участники корпорации... являющиеся контролирующими лицами по признаку аффилированности между собой, обладающие в совокупности количеством голосов, необходимым для созыва собрания коллегиального органа должника, не совершившие надлежащие действия для решения вопроса об обращении в суд с заявлением о банкротстве, несут субсидиарную ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника о банкротстве солидарно, если хотя бы один из них не мог не знать о нахождении должника в таком состоянии, при котором на стороне его руководителя, ликвидационной комиссии возникла обязанность по обращению в суд с заявлением о банкротстве, и о неисполнении этой обязанности";
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Ликвидация акционерного общества.
Признают ли запись о регистрации ликвидации недействительной, если АО представило в регистрирующий орган ликвидационный баланс с неполными сведениями
(КонсультантПлюс, 2025)"...Общество с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Аир Консул", общество с ограниченной ответственностью "Нур-1" обратились в суд с заявлением (с учетом уточнения) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, Садыкову Равилю Мансуровичу - ликвидатору общества с ограниченной ответственностью "Нефтедорсервис" о признании недействительной записи, внесенной 11.02.2014 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан в Единый государственный реестр юридических лиц, за государственным регистрационным номером 2141690093059 о регистрации прекращения деятельности юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Нефтедорсервис"; об обязании Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан аннулировать запись, внесенную 11.02.2014 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан в Единый государственный реестр юридических лиц, за государственным регистрационным номером 2141690093059, о регистрации прекращения деятельности юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Нефтедорсервис"; о признании незаконными действий ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "Нефтедорсервис" Садыкова Равиля Мансуровича, выразившихся: в невключении в промежуточный ликвидационный баланс требований общества с ограниченной ответственностью "ЧОО "Аир Консул"; требований общества с ограниченной ответственностью "Нур-1"; в невозврате обществу с ограниченной ответственностью "Нур-1" техники (перечисленной в заявлении), переданной на ответственное хранение обществу с ограниченной ответственностью "Нефтедорсервис" на основании договора N 1 АР/1/2012 от 17.05.2012; в предоставлении в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан заведомо недостоверных сведений о размере кредиторской задолженности общества с ограниченной ответственностью "Нефтедорсервис"; в невыполнении обязанности по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "Нефтедорсервис" несостоятельным должником (банкротом).
Признают ли запись о регистрации ликвидации недействительной, если АО представило в регистрирующий орган ликвидационный баланс с неполными сведениями
(КонсультантПлюс, 2025)"...Общество с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Аир Консул", общество с ограниченной ответственностью "Нур-1" обратились в суд с заявлением (с учетом уточнения) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, Садыкову Равилю Мансуровичу - ликвидатору общества с ограниченной ответственностью "Нефтедорсервис" о признании недействительной записи, внесенной 11.02.2014 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан в Единый государственный реестр юридических лиц, за государственным регистрационным номером 2141690093059 о регистрации прекращения деятельности юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Нефтедорсервис"; об обязании Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан аннулировать запись, внесенную 11.02.2014 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан в Единый государственный реестр юридических лиц, за государственным регистрационным номером 2141690093059, о регистрации прекращения деятельности юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Нефтедорсервис"; о признании незаконными действий ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "Нефтедорсервис" Садыкова Равиля Мансуровича, выразившихся: в невключении в промежуточный ликвидационный баланс требований общества с ограниченной ответственностью "ЧОО "Аир Консул"; требований общества с ограниченной ответственностью "Нур-1"; в невозврате обществу с ограниченной ответственностью "Нур-1" техники (перечисленной в заявлении), переданной на ответственное хранение обществу с ограниченной ответственностью "Нефтедорсервис" на основании договора N 1 АР/1/2012 от 17.05.2012; в предоставлении в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан заведомо недостоверных сведений о размере кредиторской задолженности общества с ограниченной ответственностью "Нефтедорсервис"; в невыполнении обязанности по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "Нефтедорсервис" несостоятельным должником (банкротом).