Ответственность экспедитора за просрочку
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность экспедитора за просрочку (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2024 N 20АП-3226/2024, 20АП-3568/2024 по делу N А09-9933/2023
Требование: О взыскании денежных средств в размере понесенных экспедитором в интересах клиента расходов, штрафа.
Решение: Требование удовлетворено в части.В данном случае судом установлено, что предусмотренный договором размер неустойки для клиента является завышенным (0,5% в день или 182,5% в год), что значительно превышает размер ответственности экспедитора за нарушение сроков доставки груза (0,1% (пункт 4.16 договора)).
Требование: О взыскании денежных средств в размере понесенных экспедитором в интересах клиента расходов, штрафа.
Решение: Требование удовлетворено в части.В данном случае судом установлено, что предусмотренный договором размер неустойки для клиента является завышенным (0,5% в день или 182,5% в год), что значительно превышает размер ответственности экспедитора за нарушение сроков доставки груза (0,1% (пункт 4.16 договора)).
Перспективы и риски арбитражного спора: Страхование имущества, страхование ответственности, страхование предпринимательского риска, личное страхование: Страхователь хочет взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами за нарушение сроков выплаты страхового возмещения по договору страхования имущества или ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)Сторонами заключен договор страхования имущества (в том числе недвижимого или движимого имущества, грузов, товаров в обороте, урожая сельскохозяйственных культур и т.п.) или ответственности (в том числе перевозчиков/экспедиторов и т.п.). Страхователем уплачена страховая премия или страховые взносы в установленные сроки. Наступил страховой случай. О страховом случае Страхователь уведомил Страховщика. Страховщик нарушил срок выплаты страхового возмещения.
(КонсультантПлюс, 2025)Сторонами заключен договор страхования имущества (в том числе недвижимого или движимого имущества, грузов, товаров в обороте, урожая сельскохозяйственных культур и т.п.) или ответственности (в том числе перевозчиков/экспедиторов и т.п.). Страхователем уплачена страховая премия или страховые взносы в установленные сроки. Наступил страховой случай. О страховом случае Страхователь уведомил Страховщика. Страховщик нарушил срок выплаты страхового возмещения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 9. Основания и размер ответственности экспедитора за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 9. Основания и размер ответственности экспедитора за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению обязательной для исполнения договора информации. В случае если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент уплачивает экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере десяти процентов суммы этих расходов. Также клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере одной десятой процента вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению обязательной для исполнения договора информации. В случае если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент уплачивает экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере десяти процентов суммы этих расходов. Также клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере одной десятой процента вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О транспортно-экспедиционной деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)Статья 9. Основания и размер ответственности экспедитора за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции
(ред. от 07.06.2025)
"О транспортно-экспедиционной деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)Статья 9. Основания и размер ответственности экспедитора за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- за неисполнение экспедитором обязанностей передавать уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскные мероприятия, по их требованию находящийся у него груз для проверки или изъятия, обеспечивать предоставление указанным органам помещений (при наличии) для проведения оперативно-разыскных мероприятий или обеспечивать прием, передачу и сохранность информации об экспедиционных услугах с использованием баз данных и технических средств, находящихся на территории РФ (повышенная ответственность предусмотрена за повторное совершение правонарушения);
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- за неисполнение экспедитором обязанностей передавать уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскные мероприятия, по их требованию находящийся у него груз для проверки или изъятия, обеспечивать предоставление указанным органам помещений (при наличии) для проведения оперативно-разыскных мероприятий или обеспечивать прием, передачу и сохранность информации об экспедиционных услугах с использованием баз данных и технических средств, находящихся на территории РФ (повышенная ответственность предусмотрена за повторное совершение правонарушения);
Статья: Непростая логистика (анализ проблем и споров)
(Митрахович А.)
("Трудовое право", 2023, N 5)По нашему мнению, продовольственной компании следует взыскивать убытки с экспедитора, с которым непосредственно был заключен договор транспортной экспедиции, в рамках определенной договором ответственности, поскольку очевидно, что сроки все уже нарушены.
(Митрахович А.)
("Трудовое право", 2023, N 5)По нашему мнению, продовольственной компании следует взыскивать убытки с экспедитора, с которым непосредственно был заключен договор транспортной экспедиции, в рамках определенной договором ответственности, поскольку очевидно, что сроки все уже нарушены.
Статья: Исполнение обязательства ненадлежащему лицу
(Петрановский И.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, NN 4, 5)На наш взгляд, не переходя к анализу отдельных фактических обстоятельств этого спора, можно сказать, что в таком деле надлежит логически выделять следующие элементы правовых отношений. Необходимо понимать правильное основание ответственности. Она наступает не за выдачу груза ненадлежащему лицу, а за объективную невозможность исполнения, возникшую по вине должника в соответствии со ст. 416 ГК РФ. Объективная невозможность исполнения обязательства наступила в результате того, что груз уже не мог быть передан ни в соответствующий срок, ни после наступления срока в период просрочки. За такую объективную невозможность исполнения обязательства отвечает экспедитор, поскольку он утратил груз. Иными словами, передача груза ненадлежащему лицу прекратила основное регулятивное обязательство передать груз, но за прекращение такого обязательства отвечает экспедитор. Если бы груз был не индивидуально-определенным, а родовым, то основное регулятивное обязательство не прекращалось бы, и тогда основанием ответственности являлось бы опять же не неисполнение ненадлежащему лицу, а неисполнение основного регулятивного обязательства.
(Петрановский И.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, NN 4, 5)На наш взгляд, не переходя к анализу отдельных фактических обстоятельств этого спора, можно сказать, что в таком деле надлежит логически выделять следующие элементы правовых отношений. Необходимо понимать правильное основание ответственности. Она наступает не за выдачу груза ненадлежащему лицу, а за объективную невозможность исполнения, возникшую по вине должника в соответствии со ст. 416 ГК РФ. Объективная невозможность исполнения обязательства наступила в результате того, что груз уже не мог быть передан ни в соответствующий срок, ни после наступления срока в период просрочки. За такую объективную невозможность исполнения обязательства отвечает экспедитор, поскольку он утратил груз. Иными словами, передача груза ненадлежащему лицу прекратила основное регулятивное обязательство передать груз, но за прекращение такого обязательства отвечает экспедитор. Если бы груз был не индивидуально-определенным, а родовым, то основное регулятивное обязательство не прекращалось бы, и тогда основанием ответственности являлось бы опять же не неисполнение ненадлежащему лицу, а неисполнение основного регулятивного обязательства.
Статья: Оговорки в договоре трансграничного коммерческого представительства
(Михайлова Л.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10)Агент может запросить возмещения расходов на основании существующего торгового обычая. В деле Anglo Overseas Transport Ltd v. Titan Industrial Corp (UK) Ltd <10> были представлены убедительные доказательства, что на лондонском рынке грузовых перевозок существует разумный обычай, согласно которому если экспедитор забронирует место на борту судна для товаров своего принципала и это место не будет занято, то он будет нести личную ответственность перед судовладельцем за этот груз. Места, зарезервированные агентами, остались незаполненными из-за несвоевременной доставки товаров. Суд постановил, что агент имеет право на возмещение расходов, которые он произвел в связи с осуществлением этой сделки. В деле Bayliffe v. Butterworth <11> суд указал, что т.к. принципал осведомлен о соответствующем обычае, то он обязан возместить своему брокеру суммы, уплаченные им другому брокеру на ливерпульской фондовой бирже в отношении некоторых акций, которые он должен был продать. Другой брокер вышел на рынок для покупки соответствующих акций и взял с первого разницу в цене. Согласно обычаю брокеры отвечают друг перед другом за обязательства, заключенные между ними от имени третьих лиц, и по этой причине первый брокер удовлетворил требование второго. Поэтому принципал был обязан возместить ущерб своему брокеру.
(Михайлова Л.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10)Агент может запросить возмещения расходов на основании существующего торгового обычая. В деле Anglo Overseas Transport Ltd v. Titan Industrial Corp (UK) Ltd <10> были представлены убедительные доказательства, что на лондонском рынке грузовых перевозок существует разумный обычай, согласно которому если экспедитор забронирует место на борту судна для товаров своего принципала и это место не будет занято, то он будет нести личную ответственность перед судовладельцем за этот груз. Места, зарезервированные агентами, остались незаполненными из-за несвоевременной доставки товаров. Суд постановил, что агент имеет право на возмещение расходов, которые он произвел в связи с осуществлением этой сделки. В деле Bayliffe v. Butterworth <11> суд указал, что т.к. принципал осведомлен о соответствующем обычае, то он обязан возместить своему брокеру суммы, уплаченные им другому брокеру на ливерпульской фондовой бирже в отношении некоторых акций, которые он должен был продать. Другой брокер вышел на рынок для покупки соответствующих акций и взял с первого разницу в цене. Согласно обычаю брокеры отвечают друг перед другом за обязательства, заключенные между ними от имени третьих лиц, и по этой причине первый брокер удовлетворил требование второго. Поэтому принципал был обязан возместить ущерб своему брокеру.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)3. Пункт 3 предусматривает право экспедитора не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей (п. 4 ст. 3 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности). Поскольку в этом случае речь идет о просрочке кредитора, экспедитор не будет нести ответственность за нарушение договора. Вместе с тем отказ от исполнения обязанностей до предоставления необходимой информации и документов - право, а не обязанность экспедитора. Он может начать исполнение поручения и в случае, если не предоставлены необходимые документы или информация.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)3. Пункт 3 предусматривает право экспедитора не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей (п. 4 ст. 3 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности). Поскольку в этом случае речь идет о просрочке кредитора, экспедитор не будет нести ответственность за нарушение договора. Вместе с тем отказ от исполнения обязанностей до предоставления необходимой информации и документов - право, а не обязанность экспедитора. Он может начать исполнение поручения и в случае, если не предоставлены необходимые документы или информация.
Статья: Страхование риска ответственности экспедитора: преимущества и недостатки
(Никишина В.В., Миннуллина К.А., Татаринова Е.П.)
("Транспортное право", 2021, N 3)До внесения поправок, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, экспедитор мог застраховать ответственность только в предусмотренных законом случаях, но в Федеральном законе "О транспортно-экспедиционной деятельности" не содержалось соответствующих положений <2>. Соответственно, экспедитор мог застраховать свою ответственность и без данных нововведений - по общим основаниям ответственности за причинение вреда. Тем не менее возникали проблемы со штрафами, например за просрочку доставки, или другой договорной ответственностью, поскольку необходимо было полагаться на судебную практику, которая допускала страхование ответственности экспедитора, однако это не было закреплено на законодательном уровне <3>.
(Никишина В.В., Миннуллина К.А., Татаринова Е.П.)
("Транспортное право", 2021, N 3)До внесения поправок, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, экспедитор мог застраховать ответственность только в предусмотренных законом случаях, но в Федеральном законе "О транспортно-экспедиционной деятельности" не содержалось соответствующих положений <2>. Соответственно, экспедитор мог застраховать свою ответственность и без данных нововведений - по общим основаниям ответственности за причинение вреда. Тем не менее возникали проблемы со штрафами, например за просрочку доставки, или другой договорной ответственностью, поскольку необходимо было полагаться на судебную практику, которая допускала страхование ответственности экспедитора, однако это не было закреплено на законодательном уровне <3>.
Статья: Правовая природа и ответственность сторон узлового соглашения
(Левушкин А.Н., Кузьмина И.К.)
("Транспортное право", 2023, N 3)Перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз, вправе предъявить требование о возмещении убытков к перевозчику другого вида транспорта или осуществляющей перевалку грузов организации, по вине которых допущена просрочка. В данном нормативном акте всего лишь одна статья, регламентирующая только возмещение убытков перевозчиком другому перевозчику вследствие просрочки доставки грузов. "В состав убытков в транспортных обязательствах включаются реальный ущерб и упущенная выгода" <7>.
(Левушкин А.Н., Кузьмина И.К.)
("Транспортное право", 2023, N 3)Перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз, вправе предъявить требование о возмещении убытков к перевозчику другого вида транспорта или осуществляющей перевалку грузов организации, по вине которых допущена просрочка. В данном нормативном акте всего лишь одна статья, регламентирующая только возмещение убытков перевозчиком другому перевозчику вследствие просрочки доставки грузов. "В состав убытков в транспортных обязательствах включаются реальный ущерб и упущенная выгода" <7>.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за май 2022 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 7)1. Обязанность экспедитора возместить реальный ущерб установлена императивной нормой Закона о транспортно-экспедиционной деятельности <6>, поэтому стороны не вправе по своему усмотрению ограничить размер ответственности экспедитора.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 7)1. Обязанность экспедитора возместить реальный ущерб установлена императивной нормой Закона о транспортно-экспедиционной деятельности <6>, поэтому стороны не вправе по своему усмотрению ограничить размер ответственности экспедитора.
Статья: Если сроки доставки нарушены
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 4)Судебная практика. Суд отказал во взыскании с перевозчика понесенных убытков, поскольку истец (заказчик) не доказал причинно-следственную связь между просрочкой доставки и понесенными убытками. Заказчик ссылался на то, что в результате понес дополнительные расходы в сумме 32 600 руб. на организацию дополнительного транспорта со склада для экстренной поставки 10 тонн груза, дополнительную комплектацию отгрузки 19 тонн груза и внеплановую организацию по приемке 10 тонн товара на складе под ответственное хранение. В подтверждение убытков истец сослался на поручение экспедитору, счет на оплату и платежное поручение, но дата поручения была 15.05.2019, а договор транспортных услуг датирован 16.05.2019. В счете на оплату не было указания на названное поручение, потому суд не смог установить принадлежность счета к соответствующему поручению экспедитора.
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 4)Судебная практика. Суд отказал во взыскании с перевозчика понесенных убытков, поскольку истец (заказчик) не доказал причинно-следственную связь между просрочкой доставки и понесенными убытками. Заказчик ссылался на то, что в результате понес дополнительные расходы в сумме 32 600 руб. на организацию дополнительного транспорта со склада для экстренной поставки 10 тонн груза, дополнительную комплектацию отгрузки 19 тонн груза и внеплановую организацию по приемке 10 тонн товара на складе под ответственное хранение. В подтверждение убытков истец сослался на поручение экспедитору, счет на оплату и платежное поручение, но дата поручения была 15.05.2019, а договор транспортных услуг датирован 16.05.2019. В счете на оплату не было указания на названное поручение, потому суд не смог установить принадлежность счета к соответствующему поручению экспедитора.
Статья: К вопросу о корректировке понятия договора транспортной экспедиции (статья 801 ГК РФ)
(Анциферов А.В.)
("Транспортное право", 2024, N 4)Проблемы практического характера уже сейчас возникают у транспортно-экспедиционных организаций, которые оказывают услуги по доставке посылок и вводят в своей деятельности услуги почты и услуги, связанные с перевозкой груза. Однако больше всего на практике пострадают клиенты таких служб доставки, перед которыми возникает выбор правового института, устанавливающего правила об ответственности курьера за утрату либо несвоевременную доставку посылок и корреспонденции.
(Анциферов А.В.)
("Транспортное право", 2024, N 4)Проблемы практического характера уже сейчас возникают у транспортно-экспедиционных организаций, которые оказывают услуги по доставке посылок и вводят в своей деятельности услуги почты и услуги, связанные с перевозкой груза. Однако больше всего на практике пострадают клиенты таких служб доставки, перед которыми возникает выбор правового института, устанавливающего правила об ответственности курьера за утрату либо несвоевременную доставку посылок и корреспонденции.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за февраль 2022 г.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 4)Основанием для применения ст. 333 ГК РФ может служить только явная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств. Произвольное, немотивированное и необоснованное снижение размера неустойки не должно приводить к освобождению должника от предусмотренной законом ответственности за просрочку исполнения обязательства.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 4)Основанием для применения ст. 333 ГК РФ может служить только явная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств. Произвольное, немотивированное и необоснованное снижение размера неустойки не должно приводить к освобождению должника от предусмотренной законом ответственности за просрочку исполнения обязательства.