Ответственность экспедитора
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность экспедитора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Транспортная экспедиция: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)2. Споры по инициативе Клиента
(КонсультантПлюс, 2025)2. Споры по инициативе Клиента
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О транспортно-экспедиционной деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)Глава 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЭКСПЕДИТОРА И КЛИЕНТА
(ред. от 07.06.2025)
"О транспортно-экспедиционной деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)Глава 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЭКСПЕДИТОРА И КЛИЕНТА
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)Статья 803. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции
(ред. от 24.06.2025)Статья 803. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Если утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли не по вине экспедитора, его ответственность экспедитора ограничена. Она имеет место в форме возмещения реального ущерба в следующих размерах: за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза; за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части; за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере объявленной ценности; за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Если утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли не по вине экспедитора, его ответственность экспедитора ограничена. Она имеет место в форме возмещения реального ущерба в следующих размерах: за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза; за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части; за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере объявленной ценности; за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.
Путеводитель по сделкам. Транспортная экспедиция. Общая информацияВнимание! В договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрен более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с размером ответственности, установленным Законом N 87-ФЗ или международным договором РФ (п. 1 ст. 11 Закона N 87-ФЗ).
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 803. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 803. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции
Вопрос: Вправе ли организация, оказывающая транспортно-экспедиционные услуги при перевозках грузов всеми видами транспортных средств во внутрироссийском и международном сообщениях и вне территории Российской Федерации, учесть расходы на страхование ответственности экспедитора и должностных лиц в целях налогообложения прибыли?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Вправе ли организация, оказывающая транспортно-экспедиционные услуги при перевозках грузов всеми видами транспортных средств во внутрироссийском и международном сообщениях и вне территории Российской Федерации, учесть расходы на страхование ответственности экспедитора и должностных лиц в целях налогообложения прибыли?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Вправе ли организация, оказывающая транспортно-экспедиционные услуги при перевозках грузов всеми видами транспортных средств во внутрироссийском и международном сообщениях и вне территории Российской Федерации, учесть расходы на страхование ответственности экспедитора и должностных лиц в целях налогообложения прибыли?
Статья: Эволюция добросовестности в Гражданском кодексе как результат работы Высшего Арбитражного Суда
(Ерохова М.А.)
("Закон", 2025, N 1)В 2010 году до Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ дошел интереснейший спор: страховая компания заключила с экспедитором договор, предусматривающий страхование ответственности за утрату груза. Впоследствии груз был похищен, а страховая компания, которая получила страховую премию, отказалась выплачивать страховое возмещение. Экспедитор, рассчитавшись с собственником груза за счет своих средств, обратился в суд с требованием возместить убытки, состоявшие в стоимости утраченного груза. Страховая компания заявила о ничтожности договора страхования как сделки, противоречащей закону, поскольку российское законодательство допускало страхование риска ответственности в случаях, прямо поименованных законом, а про возможность страховать ответственность экспедитора перед собственником груза ничего не говорило. Президиум Суда посчитал недобросовестными действия ответчика, который предложил страхование и принял страховую премию, но, когда наступил страховой случай, отказался исполнять свое обязательство, мотивируя это ничтожностью предложенной им сделки. В этом формально правомерном, но противоречивом поведении состоит недобросовестность страховой компании. Президиум поддержал удовлетворение требования экспедитора <28>.
(Ерохова М.А.)
("Закон", 2025, N 1)В 2010 году до Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ дошел интереснейший спор: страховая компания заключила с экспедитором договор, предусматривающий страхование ответственности за утрату груза. Впоследствии груз был похищен, а страховая компания, которая получила страховую премию, отказалась выплачивать страховое возмещение. Экспедитор, рассчитавшись с собственником груза за счет своих средств, обратился в суд с требованием возместить убытки, состоявшие в стоимости утраченного груза. Страховая компания заявила о ничтожности договора страхования как сделки, противоречащей закону, поскольку российское законодательство допускало страхование риска ответственности в случаях, прямо поименованных законом, а про возможность страховать ответственность экспедитора перед собственником груза ничего не говорило. Президиум Суда посчитал недобросовестными действия ответчика, который предложил страхование и принял страховую премию, но, когда наступил страховой случай, отказался исполнять свое обязательство, мотивируя это ничтожностью предложенной им сделки. В этом формально правомерном, но противоречивом поведении состоит недобросовестность страховой компании. Президиум поддержал удовлетворение требования экспедитора <28>.
Готовое решение: Чем отличается договор перевозки от договора об оказании транспортных услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Например, если признаки заключаемого договора соответствуют положениям гл. 41 ГК РФ о транспортной экспедиции и Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, то не следует называть его договором на оказание курьерских услуг и устранять либо уменьшать ответственность экспедитора, установленную указанным Законом. Если договор курьерских услуг переквалифицируют в экспедиторский, то указанное соглашение об ответственности будет ничтожным в силу п. 2 ст. 11 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности.
(КонсультантПлюс, 2025)Например, если признаки заключаемого договора соответствуют положениям гл. 41 ГК РФ о транспортной экспедиции и Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, то не следует называть его договором на оказание курьерских услуг и устранять либо уменьшать ответственность экспедитора, установленную указанным Законом. Если договор курьерских услуг переквалифицируют в экспедиторский, то указанное соглашение об ответственности будет ничтожным в силу п. 2 ст. 11 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности.
Статья: Будет ли основанием для освобождения от ответственности перевозчика недостача, возникшая в результате хищения или умышленной порчи груза третьими лицами?
(Аржанникова Н.)
("Жилищное право", 2024, N 7)Позиция судов по вопросу освобождения от ответственности
(Аржанникова Н.)
("Жилищное право", 2024, N 7)Позиция судов по вопросу освобождения от ответственности
Статья: К вопросу о систематизации транспортного законодательства о документообороте в условиях цифровизации
(Бажина М.А.)
("Право и бизнес", 2024, N 2)Во-первых, систематизация транспортных документов происходит в рамках отдельного вида транспорта. Тем самым можно утверждать, что существующий документооборот на конкретном виде транспорта является обособленным, не имеющим связи с документооборотом, осуществляющимся на иных видах транспорта. Такая особенность является препятствием для развития смешанных перевозок, так как не соответствует одной из важнейших задач развития смешанных перевозок - "бесшовности" грузовой логистики и перевозок, о которой было заявлено в разделе 2 Паспорта Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации, утвержденной Минтрансом России. В статье 2 проекта N 1179766-7 Федерального закона "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сделаны определенные попытки на пути реализации поставленной цели - создания сквозного обмена документами. Так, в отличие от предыдущих пяти законопроектов <2>, в рассматриваемом документе указывается на перевозку грузов, пассажиров, багажа по единому транспортному документу, который должен оформляться на весь путь следования. Предусмотренный в законопроекте единый транспортный документ можно сравнить с тем, который применяется в мировой экспедиторской практике, а именно с оборотным мультимодальным транспортным коносаментом ФИАТА (Negotiable FIATA Multimodal Transport Bill of Lading, FBL). Значимость такого документа заключается в том, что с его помощью систематизируется документооборот и упорядочиваются отношения между участниками перевозочного процесса. В этом транспортном документе указывается одно лицо - экспедитор, который является ответственным за все расстояние доставки груза от места погрузки до места назначения. Тем самым коносамент ФИАТА подтверждает единую ответственность экспедитора перед клиентом независимо от того, какие третьи лица были привлечены к осуществлению перемещения груза.
(Бажина М.А.)
("Право и бизнес", 2024, N 2)Во-первых, систематизация транспортных документов происходит в рамках отдельного вида транспорта. Тем самым можно утверждать, что существующий документооборот на конкретном виде транспорта является обособленным, не имеющим связи с документооборотом, осуществляющимся на иных видах транспорта. Такая особенность является препятствием для развития смешанных перевозок, так как не соответствует одной из важнейших задач развития смешанных перевозок - "бесшовности" грузовой логистики и перевозок, о которой было заявлено в разделе 2 Паспорта Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации, утвержденной Минтрансом России. В статье 2 проекта N 1179766-7 Федерального закона "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сделаны определенные попытки на пути реализации поставленной цели - создания сквозного обмена документами. Так, в отличие от предыдущих пяти законопроектов <2>, в рассматриваемом документе указывается на перевозку грузов, пассажиров, багажа по единому транспортному документу, который должен оформляться на весь путь следования. Предусмотренный в законопроекте единый транспортный документ можно сравнить с тем, который применяется в мировой экспедиторской практике, а именно с оборотным мультимодальным транспортным коносаментом ФИАТА (Negotiable FIATA Multimodal Transport Bill of Lading, FBL). Значимость такого документа заключается в том, что с его помощью систематизируется документооборот и упорядочиваются отношения между участниками перевозочного процесса. В этом транспортном документе указывается одно лицо - экспедитор, который является ответственным за все расстояние доставки груза от места погрузки до места назначения. Тем самым коносамент ФИАТА подтверждает единую ответственность экспедитора перед клиентом независимо от того, какие третьи лица были привлечены к осуществлению перемещения груза.
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)- при квалификации правоотношения участников спора необходимо исходить из признаков договора, предусмотренных гл. 40, 41 ГК РФ, независимо от наименования договора, названия его сторон и т.п. Согласование сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться, в частности, тем, что по условиям договора клиент не выбирает кандидатуры конкретных перевозчиков, цена оказываемых экспедитором услуг выражена в твердой сумме без выделения расходов на перевозку и сопоставима с рыночными ценами за перевозку соответствующих грузов, экспедитор в документах, связанных с договором, сам характеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например, на сайте экспедитора в сети Интернет, через который заключался договор. 26".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)- при квалификации правоотношения участников спора необходимо исходить из признаков договора, предусмотренных гл. 40, 41 ГК РФ, независимо от наименования договора, названия его сторон и т.п. Согласование сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться, в частности, тем, что по условиям договора клиент не выбирает кандидатуры конкретных перевозчиков, цена оказываемых экспедитором услуг выражена в твердой сумме без выделения расходов на перевозку и сопоставима с рыночными ценами за перевозку соответствующих грузов, экспедитор в документах, связанных с договором, сам характеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например, на сайте экспедитора в сети Интернет, через который заключался договор. 26".