Ответ на обращения граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответ на обращения граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо управляющей организации не привлекают к ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ за непредоставление письменного ответа на обращение гражданина
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо управляющей организации не привлекают к ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ за непредоставление письменного ответа на обращение гражданина
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Признание должностным лицом для целей привлечения к административной ответственности лица, представляющего орган власти, учреждение, предприятие
(КонсультантПлюс, 2025)Не признают должностным лицом органа власти для целей привлечения к административной ответственности специалиста, который только подготавливает ответы на обращения граждан, но не уполномочен должностной инструкцией принимать решения по ним
(КонсультантПлюс, 2025)Не признают должностным лицом органа власти для целей привлечения к административной ответственности специалиста, который только подготавливает ответы на обращения граждан, но не уполномочен должностной инструкцией принимать решения по ним
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как гражданин может обратиться в органы власти?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Рассмотрение обращений граждан, в том числе анонимных
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Рассмотрение обращений граждан, в том числе анонимных
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
(ред. от 28.12.2024)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
Статья: Анализ и оценка нормативно-правового регулирования эффективности страховых продуктов, предлагаемых для граждан в Российской Федерации
(Цыганов А.А., Языков А.Д.)
("Банковское право", 2023, N 3)- ответ заявителю. Также законодательство предусматривает достаточно жесткие и обязательные сроки для ответа на обращения граждан со стороны страховщиков <28>. Если это обращение сделано в рамках процедуры урегулирования спора при обращении к Финансовому уполномоченному, то сроки рассмотрения и обязательность ответа приобретают юридическую значимость.
(Цыганов А.А., Языков А.Д.)
("Банковское право", 2023, N 3)- ответ заявителю. Также законодательство предусматривает достаточно жесткие и обязательные сроки для ответа на обращения граждан со стороны страховщиков <28>. Если это обращение сделано в рамках процедуры урегулирования спора при обращении к Финансовому уполномоченному, то сроки рассмотрения и обязательность ответа приобретают юридическую значимость.
Статья: Жалобы в Банк России
("Официальный сайт Банка России", 2024)Ответ: С 1 июля 2024 года все банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, бюро кредитных историй и другие финансовые организации обязаны рассматривать обращения граждан и отвечать на них в течение 15 рабочих дней (в некоторых случаях срок могут продлить, но не более чем на 10 рабочих дней).
("Официальный сайт Банка России", 2024)Ответ: С 1 июля 2024 года все банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, бюро кредитных историй и другие финансовые организации обязаны рассматривать обращения граждан и отвечать на них в течение 15 рабочих дней (в некоторых случаях срок могут продлить, но не более чем на 10 рабочих дней).
Статья: Иск к нотариусу о компенсации морального вреда: проблемы доказывания
(Катукова С.Ю.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 9)Нотариус, как показывает судебная практика, может быть привлечен к административной ответственности и на этом основании стать ответчиком по иску о компенсации морального вреда. Речь идет о распространении на нотариусов положений Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Следствием такого допущения является привлечение нотариуса к ответственности по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) за несоблюдение 30-дневного срока ответа на обращение гражданина (ст. 12 Закона N 59-ФЗ), а впоследствии суды удовлетворяют иски о компенсации морального вреда за нарушение конституционного права граждан на обращение. Так, суд взыскал с нотариуса компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей (истец просил суд о взыскании в его пользу 20 000 рублей) и указал в решении, что до этого нотариус был привлечен к ответственности по статье 5.59 КоАП РФ. При этом без внимания остались возражения нотариуса, указавшего, что никаких доказательств нравственных переживаний истец не представил. В судебном решении отмечено: "...любое неправомерное действие (бездействие) государственного органа, должностного лица вызывает у потерпевшего нравственные страдания различной степени и лишает его полностью или частично психического благополучия" <4>. Распространение на нотариусов автоматически статуса и границ ответственности должностных лиц является по меньшей мере спорным, на что указывается отдельными авторами <5>. Однако и в приведенном случае нет прямой связи между иском о компенсации морального вреда и ошибочными (незаконными) нотариальными актами.
(Катукова С.Ю.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 9)Нотариус, как показывает судебная практика, может быть привлечен к административной ответственности и на этом основании стать ответчиком по иску о компенсации морального вреда. Речь идет о распространении на нотариусов положений Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Следствием такого допущения является привлечение нотариуса к ответственности по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) за несоблюдение 30-дневного срока ответа на обращение гражданина (ст. 12 Закона N 59-ФЗ), а впоследствии суды удовлетворяют иски о компенсации морального вреда за нарушение конституционного права граждан на обращение. Так, суд взыскал с нотариуса компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей (истец просил суд о взыскании в его пользу 20 000 рублей) и указал в решении, что до этого нотариус был привлечен к ответственности по статье 5.59 КоАП РФ. При этом без внимания остались возражения нотариуса, указавшего, что никаких доказательств нравственных переживаний истец не представил. В судебном решении отмечено: "...любое неправомерное действие (бездействие) государственного органа, должностного лица вызывает у потерпевшего нравственные страдания различной степени и лишает его полностью или частично психического благополучия" <4>. Распространение на нотариусов автоматически статуса и границ ответственности должностных лиц является по меньшей мере спорным, на что указывается отдельными авторами <5>. Однако и в приведенном случае нет прямой связи между иском о компенсации морального вреда и ошибочными (незаконными) нотариальными актами.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Вместе с тем п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 распространил действие КАС РФ на требования об оспаривании ответов, данных органами публичной власти и должностными лицами в ответ на обращения граждан, кроме случаев, когда такие ответы приобрели характер актов, обладающих нормативными свойствами, в частности при доведении их содержания до сведения подведомственных органов и (или) организаций либо при их размещении на официальном сайте соответствующего органа власти.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Вместе с тем п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 распространил действие КАС РФ на требования об оспаривании ответов, данных органами публичной власти и должностными лицами в ответ на обращения граждан, кроме случаев, когда такие ответы приобрели характер актов, обладающих нормативными свойствами, в частности при доведении их содержания до сведения подведомственных органов и (или) организаций либо при их размещении на официальном сайте соответствующего органа власти.
Статья: Цифровизация деятельности органов единой системы публичной власти (на примере Курской области)
(Гаврилов А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)В то же время реализация этих правовых актов связана с рядом проблем. Остро стоит вопрос повсеместного подключения к сети Интернет. Население недостаточно информируется о возможности получения необходимых документов при помощи цифровых ресурсов без личного присутствия, а "...на сегодняшний день нет полного подробного разъяснения такого порядка" <2>. Имеют место проблемы правового регулирования процесса цифровизации <3>. Проблемы регионального уровня отражены в разделе 4 Стратегии цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, государственного управления Курской области на период с 2021 по 2024 г. Выделяется проблема неоптимальности, перегруженности процессов предоставления государственных и муниципальных услуг. К этому относятся избыточное количество документов, требуемых для получения услуг, несогласованность действий между ведомствами, ведущая к повторным обращениям граждан, нехватка специалистов в МФЦ и госучреждениях, особенно в сельских районах Курской области. Отсутствие регулярного обучения сотрудников работе с цифровыми инструментами. Недостаточная активность граждан. Так, в 2024 г. только 18,6% взрослого населения Курской области были зарегистрированы на портале госуслуг. При этом центры обслуживания распределены неравномерно - 1 центр на 11,7 тыс. жителей, что ниже среднероссийских показателей. Многие жители региона по-прежнему недостаточно информированы о возможностях и процедурах взаимодействия с органами власти. Решения также требует вопрос низкого уровня подготовки населения, особенно старшего поколения, к использованию цифровых сервисов. Решение этого вопроса необходимо потому, что "современные политические системы нуждаются в хорошо информированных гражданах, способных участвовать в публичной жизни активно и эффективно" <4>. Острой остается и проблема формальности ответов на обращения граждан. Поэтому работа по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг, их модернизация и развитая автоматизированная деятельность органов публичной власти являются весьма актуальными. Все вышесказанное требует, в частности, разработки четких регламентов работы с социальными сетями.
(Гаврилов А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)В то же время реализация этих правовых актов связана с рядом проблем. Остро стоит вопрос повсеместного подключения к сети Интернет. Население недостаточно информируется о возможности получения необходимых документов при помощи цифровых ресурсов без личного присутствия, а "...на сегодняшний день нет полного подробного разъяснения такого порядка" <2>. Имеют место проблемы правового регулирования процесса цифровизации <3>. Проблемы регионального уровня отражены в разделе 4 Стратегии цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, государственного управления Курской области на период с 2021 по 2024 г. Выделяется проблема неоптимальности, перегруженности процессов предоставления государственных и муниципальных услуг. К этому относятся избыточное количество документов, требуемых для получения услуг, несогласованность действий между ведомствами, ведущая к повторным обращениям граждан, нехватка специалистов в МФЦ и госучреждениях, особенно в сельских районах Курской области. Отсутствие регулярного обучения сотрудников работе с цифровыми инструментами. Недостаточная активность граждан. Так, в 2024 г. только 18,6% взрослого населения Курской области были зарегистрированы на портале госуслуг. При этом центры обслуживания распределены неравномерно - 1 центр на 11,7 тыс. жителей, что ниже среднероссийских показателей. Многие жители региона по-прежнему недостаточно информированы о возможностях и процедурах взаимодействия с органами власти. Решения также требует вопрос низкого уровня подготовки населения, особенно старшего поколения, к использованию цифровых сервисов. Решение этого вопроса необходимо потому, что "современные политические системы нуждаются в хорошо информированных гражданах, способных участвовать в публичной жизни активно и эффективно" <4>. Острой остается и проблема формальности ответов на обращения граждан. Поэтому работа по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг, их модернизация и развитая автоматизированная деятельность органов публичной власти являются весьма актуальными. Все вышесказанное требует, в частности, разработки четких регламентов работы с социальными сетями.
Статья: Некоторые аспекты реализации принципа федерализма в правовом регулировании административной ответственности (на примере субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа)
(Зокиров Т.З.)
("Российский следователь", 2023, N 4)Закон Корякского автономного округа от 27 февраля 2003 г. N 198-оз "Об административных правонарушениях" <23> (далее - Закон Корякского АО N 198-оз) неверно определял должностных лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях. Так, ст. 39 Закона Корякского АО N 198-оз (в ред. от 15.11.2003) члены избирательных комиссий и комиссий референдума с правом решающего голоса наделены полномочием по составлению протоколов по ст. 21 "Нарушение сроков и порядка представления ответов на обращения граждан в органы местного самоуправления Корякского АО", хотя к деятельности избиркомов эта статья отношения не имела. При этом действовала ст. 19 "Умышленное или неосторожное повреждение или уничтожение документации, относящейся к выборам (референдуму)", протоколы по которой, исходя из ст. 39, никто не был вправе составлять. Эта ошибка была исправлена более чем через полтора года действия Закона Корякского АО N 198-оз <24>.
(Зокиров Т.З.)
("Российский следователь", 2023, N 4)Закон Корякского автономного округа от 27 февраля 2003 г. N 198-оз "Об административных правонарушениях" <23> (далее - Закон Корякского АО N 198-оз) неверно определял должностных лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях. Так, ст. 39 Закона Корякского АО N 198-оз (в ред. от 15.11.2003) члены избирательных комиссий и комиссий референдума с правом решающего голоса наделены полномочием по составлению протоколов по ст. 21 "Нарушение сроков и порядка представления ответов на обращения граждан в органы местного самоуправления Корякского АО", хотя к деятельности избиркомов эта статья отношения не имела. При этом действовала ст. 19 "Умышленное или неосторожное повреждение или уничтожение документации, относящейся к выборам (референдуму)", протоколы по которой, исходя из ст. 39, никто не был вправе составлять. Эта ошибка была исправлена более чем через полтора года действия Закона Корякского АО N 198-оз <24>.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)К числу полномочий СК РФ относится рассмотрение обращений граждан, содержащих сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам и жалобы на действия (бездействие) следователей. Ответы на обращения граждан должны быть мотивированными.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)К числу полномочий СК РФ относится рассмотрение обращений граждан, содержащих сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам и жалобы на действия (бездействие) следователей. Ответы на обращения граждан должны быть мотивированными.
Статья: Какие документы запросит Роскомнадзор на проверке по персданным
(Жижерина Ю., Снежкина Т.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 4)Также Роскомнадзор часто проверяет, как оператор персональных данных соблюдает права субъектов персональных данных в части взаимодействия с ними. В этих целях он может запросить копии обращений от граждан по вопросам уточнения, удаления, уничтожения персональных данных, копии ответов оператора и принятые меры по обращениям граждан с приложением копий документов о принятых мерах. Чтобы было проще подобрать документы для проверки, рекомендуем завести журнал, в котором можно регистрировать обращения по вопросам обработки персональных данных и кратко отражать, какие меры и когда были приняты оператором в ответ на обращения граждан.
(Жижерина Ю., Снежкина Т.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 4)Также Роскомнадзор часто проверяет, как оператор персональных данных соблюдает права субъектов персональных данных в части взаимодействия с ними. В этих целях он может запросить копии обращений от граждан по вопросам уточнения, удаления, уничтожения персональных данных, копии ответов оператора и принятые меры по обращениям граждан с приложением копий документов о принятых мерах. Чтобы было проще подобрать документы для проверки, рекомендуем завести журнал, в котором можно регистрировать обращения по вопросам обработки персональных данных и кратко отражать, какие меры и когда были приняты оператором в ответ на обращения граждан.