Отсутствие товара на рынке
Подборка наиболее важных документов по запросу Отсутствие товара на рынке (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 34 Закона N 44-ФЗРиски, связанные с тем, что товар отсутствует на рынке, попал под действие экономических санкций и т.д., несут участники закупок >>>
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 24 "Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона" Федерального закона "О персональных данных""Поскольку материалами дела подтвержден факт нарушения ответчиком прав истца, выразившегося в неправомерной обработке персональных данных истца в целях продвижения товаров и услуг на рынке в отсутствие соответствующего согласия, вывод суда об отсутствии оснований для взыскании компенсации морального вреда постановлен с нарушением вышеназванных норм материального права, не соответствует обстоятельствам дела, в связи с чем, решение суда в данной части подлежит отмене на основании п. 3 ч. 1, п. 1, 3 ч. 2, ч. 3 ст. 330 ГПК РФ с принятием нового решения о частичном удовлетворении требований."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Может ли заказчик закупить иностранный товар в отсутствие на рынке производителей из РФ и ЕАЭС?
("Вестник Института госзакупок", 2025, N 5)"Вестник Института госзакупок", 2025, N 5
("Вестник Института госзакупок", 2025, N 5)"Вестник Института госзакупок", 2025, N 5
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Обзор: "Обзор судебной практики в связи с антикризисными мерами"
(КонсультантПлюс, 2025)Суд взыскал штраф с поставщика за недопоставку товара по контракту, заключенному по Закону N 44-ФЗ. Поставщик объяснял невозможность поставки товара в полном объеме форс-мажором, под которым подразумевал экономические санкции. Суд в т.ч. указал, что на момент заключения контракта поставщик располагал сведениями о возможных проблемах с поставкой товара. Принимая участие в аукционе и предлагая к поставке товар иностранного происхождения, участники закупок несут риски, связанные с отсутствием товара на рынке, его попаданием под санкции. Т.к. контракт не исполнен полностью, суд не установил оснований для списания штрафа по Правилам N 783.
(КонсультантПлюс, 2025)Суд взыскал штраф с поставщика за недопоставку товара по контракту, заключенному по Закону N 44-ФЗ. Поставщик объяснял невозможность поставки товара в полном объеме форс-мажором, под которым подразумевал экономические санкции. Суд в т.ч. указал, что на момент заключения контракта поставщик располагал сведениями о возможных проблемах с поставкой товара. Принимая участие в аукционе и предлагая к поставке товар иностранного происхождения, участники закупок несут риски, связанные с отсутствием товара на рынке, его попаданием под санкции. Т.к. контракт не исполнен полностью, суд не установил оснований для списания штрафа по Правилам N 783.
Статья: Форс-мажорная трансформация закупочных отношений и ее последствия
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 4)В то же время есть список событий, которые в силу прямого указания п. 3 ст. 401 ГК РФ к обстоятельствам непреодолимой силы отнесены быть не могут, а именно: отсутствие у должника необходимых денежных средств; отсутствие на рынке нужных товаров; нарушение обязательства контрагентом должника; неправомерные действия представителя должника; обстоятельства, прямо указанные в договоре (ограничительная оговорка).
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 4)В то же время есть список событий, которые в силу прямого указания п. 3 ст. 401 ГК РФ к обстоятельствам непреодолимой силы отнесены быть не могут, а именно: отсутствие у должника необходимых денежных средств; отсутствие на рынке нужных товаров; нарушение обязательства контрагентом должника; неправомерные действия представителя должника; обстоятельства, прямо указанные в договоре (ограничительная оговорка).
"Правовое регулирование государственного контроля за экономической концентрацией: монография"
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Учитывая вышеизложенное, в том числе упомянутые положения Приказа ФАС России N 220, под состоянием конкуренции можно понимать совокупность сложившихся на товарном рынке и существующих в течение длительного периода времени обстоятельств, характеризующих возможности одного или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке оказывать влияние на общие условия обращения товаров на рынке, или отсутствие таких возможностей. Иными словами, состояние конкуренции является своеобразным показателем, демонстрирующим наличие или отсутствие рыночной власти у хозяйствующих субъектов (одного или нескольких) на товарном рынке.
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Учитывая вышеизложенное, в том числе упомянутые положения Приказа ФАС России N 220, под состоянием конкуренции можно понимать совокупность сложившихся на товарном рынке и существующих в течение длительного периода времени обстоятельств, характеризующих возможности одного или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке оказывать влияние на общие условия обращения товаров на рынке, или отсутствие таких возможностей. Иными словами, состояние конкуренции является своеобразным показателем, демонстрирующим наличие или отсутствие рыночной власти у хозяйствующих субъектов (одного или нескольких) на товарном рынке.
Готовое решение: Предоставление национального режима при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)направляйте запросы о предоставлении ценовой информации по ряду товаров не менее чем трем субъектам деятельности в сфере промышленности, данные о которых есть в ГИСП (https://www.gisp.gov.ru/gisplk/). Если в этой системе содержится информация о менее чем трех указанных субъектах, сделайте следующее. Направьте запрос также поставщикам, которые отвечают двум условиям: сведения о них (в том числе о поставляемых ими товарах) есть в ЕИС в реестре контрактов и они поставляют происходящие из стран ЕАЭС товары, идентичные товарам, которые требуются вам (при их отсутствии - однородные товары). Если вы не получили такую информацию, применяйте метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) и используйте иную информацию о ценах, предусмотренную ч. 5 ст. 22 Закона N 44-ФЗ (п. 11.4 Информационного письма Минфина России от 31.01.2025 N 24-01-06/8697).
(КонсультантПлюс, 2025)направляйте запросы о предоставлении ценовой информации по ряду товаров не менее чем трем субъектам деятельности в сфере промышленности, данные о которых есть в ГИСП (https://www.gisp.gov.ru/gisplk/). Если в этой системе содержится информация о менее чем трех указанных субъектах, сделайте следующее. Направьте запрос также поставщикам, которые отвечают двум условиям: сведения о них (в том числе о поставляемых ими товарах) есть в ЕИС в реестре контрактов и они поставляют происходящие из стран ЕАЭС товары, идентичные товарам, которые требуются вам (при их отсутствии - однородные товары). Если вы не получили такую информацию, применяйте метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) и используйте иную информацию о ценах, предусмотренную ч. 5 ст. 22 Закона N 44-ФЗ (п. 11.4 Информационного письма Минфина России от 31.01.2025 N 24-01-06/8697).
Статья: Выполнение субъектами права принципов ESG в области корпоративного управления
(Максуров А.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Изначально концепция устойчивого развития субъектов предпринимательства не могла возникнуть при отсутствии товара и развитого конкурентного рынка по его купле-продаже (обмену), т.е. происхождение концепта устойчивого развития можно проследить с момента появления близкого к современному товарооборота, именно в этот момент, но не ранее, как ошибочно полагает ряд исследователей. В связи с этим мы критически оцениваем высказывания, по сути приравнивающие следование принципам устойчивого развития к нематериальным активам, причем в том смысле, что первоначально все подобные нематериальные активы признавались таковыми посредством привилегий, дарованных высшими государственными лицами государства - монархами и королями, а эти привилегии носили индивидуально-определенный, несистемный, периодический характер <11>. Мы полагаем, что в данном случае автор смотрит на вопрос излишне широко и имеет в виду не все нематериальные активы, а лишь отдельные объекты интеллектуальных прав (например, объекты, не связанные с товарными знаками); только в таком случае его замечание может быть справедливым, поскольку его слова относятся (в части гражданского права) лишь к объектам авторского права и т.п., но не ко всем нематериальным активам как отдельной правовой категории <12>.
(Максуров А.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Изначально концепция устойчивого развития субъектов предпринимательства не могла возникнуть при отсутствии товара и развитого конкурентного рынка по его купле-продаже (обмену), т.е. происхождение концепта устойчивого развития можно проследить с момента появления близкого к современному товарооборота, именно в этот момент, но не ранее, как ошибочно полагает ряд исследователей. В связи с этим мы критически оцениваем высказывания, по сути приравнивающие следование принципам устойчивого развития к нематериальным активам, причем в том смысле, что первоначально все подобные нематериальные активы признавались таковыми посредством привилегий, дарованных высшими государственными лицами государства - монархами и королями, а эти привилегии носили индивидуально-определенный, несистемный, периодический характер <11>. Мы полагаем, что в данном случае автор смотрит на вопрос излишне широко и имеет в виду не все нематериальные активы, а лишь отдельные объекты интеллектуальных прав (например, объекты, не связанные с товарными знаками); только в таком случае его замечание может быть справедливым, поскольку его слова относятся (в части гражданского права) лишь к объектам авторского права и т.п., но не ко всем нематериальным активам как отдельной правовой категории <12>.
"Параллельный импорт и исчерпание исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудничество в сфере развития национальной промышленности и импортозамещение: монография"
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Действительно, подобные форматы дифференциации режимов исчерпания прав в зависимости от модификаций и категорий товаров видятся своего рода компромиссными решениями. Однако, как представляется, необходимость достижения компромиссов здесь сама по себе сомнительна. Если предположить, что волевым решением многих стран, в том числе в рамках региональных организаций сотрудничества, будет введение международного принципа исчерпания прав, то самым большим риском здесь видится закрытие производств на неугодных правообладателям рынках. Действительно, на первый взгляд те рынки и те юрисдикции, компетентные органы государственной власти которых предусматривают на законодательном или правоприменительном уровне международный принцип исчерпания прав, будут обеспечены более доступными по цене товарами, при этом негативными последствиями могут стать потеря рабочих мест (ввиду закрытия или сокращения/ограничения производственных объектов), осложненная логистика, отсутствие адаптированных для рынка версий товаров, отсутствие переводов документации на соответствующий язык и возможные иные последствия. Однако, как видится, у любого государства при наличии политической воли имеются организационные, инфраструктурные инструменты сдерживания такого исхода правообладателей, производителей с рынка, а также решения обозначенных проблем. Таким инструментом может быть установление специальных налоговых режимов, льготных организационных условий деятельности иностранных компаний на национальном рынке и даже, в определенных случаях и определенных объемах, субсидирование такой деятельности (например, в целях содействия открытию производств). В качестве мер содействия и мотивации иностранных компаний организовывать новые и не останавливать действующие производственные процессы могут быть и льготы при проведении патентных процедур, регистрации средств индивидуализации и др.
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Действительно, подобные форматы дифференциации режимов исчерпания прав в зависимости от модификаций и категорий товаров видятся своего рода компромиссными решениями. Однако, как представляется, необходимость достижения компромиссов здесь сама по себе сомнительна. Если предположить, что волевым решением многих стран, в том числе в рамках региональных организаций сотрудничества, будет введение международного принципа исчерпания прав, то самым большим риском здесь видится закрытие производств на неугодных правообладателям рынках. Действительно, на первый взгляд те рынки и те юрисдикции, компетентные органы государственной власти которых предусматривают на законодательном или правоприменительном уровне международный принцип исчерпания прав, будут обеспечены более доступными по цене товарами, при этом негативными последствиями могут стать потеря рабочих мест (ввиду закрытия или сокращения/ограничения производственных объектов), осложненная логистика, отсутствие адаптированных для рынка версий товаров, отсутствие переводов документации на соответствующий язык и возможные иные последствия. Однако, как видится, у любого государства при наличии политической воли имеются организационные, инфраструктурные инструменты сдерживания такого исхода правообладателей, производителей с рынка, а также решения обозначенных проблем. Таким инструментом может быть установление специальных налоговых режимов, льготных организационных условий деятельности иностранных компаний на национальном рынке и даже, в определенных случаях и определенных объемах, субсидирование такой деятельности (например, в целях содействия открытию производств). В качестве мер содействия и мотивации иностранных компаний организовывать новые и не останавливать действующие производственные процессы могут быть и льготы при проведении патентных процедур, регистрации средств индивидуализации и др.
Статья: Комментарий к Определению ВС РФ от 06.12.2022 N 305-ЭС22-16483
(Тимонина И.И.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 1)Обратите внимание! К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
(Тимонина И.И.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 1)Обратите внимание! К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Готовое решение: Какие обстоятельства относятся к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) и какие последствия они влекут
(КонсультантПлюс, 2025)Так, в судебной практике есть пример, когда обстоятельством непреодолимой силы было признано введение санкций в отношении покупателя (прямой запрет на поставки ему товаров из ЕС), запрет на поставку в Россию товаров, в число которых входит комплект товара, необходимый покупателю по договору. Это и привело к отсутствию на рынке товаров, нужных для исполнения договора (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2023 N 09АП-41366/2023-ГК).
(КонсультантПлюс, 2025)Так, в судебной практике есть пример, когда обстоятельством непреодолимой силы было признано введение санкций в отношении покупателя (прямой запрет на поставки ему товаров из ЕС), запрет на поставку в Россию товаров, в число которых входит комплект товара, необходимый покупателю по договору. Это и привело к отсутствию на рынке товаров, нужных для исполнения договора (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2023 N 09АП-41366/2023-ГК).