Отсутствие кассового чека у потребителя

Подборка наиболее важных документов по запросу Отсутствие кассового чека у потребителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 25.06.2024 N 88-5085/2024 (УИД 28RS0004-01-2022-008146-65)
Категория спора: 1) Хранение; 2) Причинение морального вреда, защита чести, достоинства и деловой репутации.
Требования поклажедателя: 1) О взыскании убытков, связанных с хранением; 2) О взыскании штрафа; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Доказательств в подтверждение заключения договора хранения принадлежащего истцу автомобиля представлено не было, исполнение обязательств хранителя предполагает передачу ему вещи для хранения поклажедателем, между тем такие обстоятельства не установлены.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя - отказано; 2) О возмещении транспортных расходов - отказано.
Разрешая спор и принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что между сторонами был заключен договор хранения транспортного средства, в результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по которому истцу были причинены убытки и моральный вред. При этом принял во внимание показания свидетелей, указав на невозможность применения в данном случае последствий несоблюдения сторонами письменной формы договора хранения, предусмотренных пунктом 1 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации, и применив к спорным правоотношениям по аналогии закона положения пункта 5 статьи 18 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1"О защите прав потребителей", предусматривающие, что отсутствие у потребителя кассового или товарного чека, чека безналичной оплаты услуг либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 30.06.2023 по делу N 88-15278/2023 (УИД 37MS0020-01-2021-002531-84)
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании штрафа; 2) О взыскании убытков.
Обстоятельства: Ответчик не обеспечил сохранность автомобиля истца при выполнении ремонтных работ.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
Из разъяснений пункта 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", следует, что отсутствие у потребителя кассового или товарного чека, чека безналичной оплаты услуг либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером). В подтверждение факта заключения договора и его условий потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Готовое решение: Обязательно ли наличие кассового чека для возврата товара, купленного в розницу
(КонсультантПлюс, 2025)
Если потребитель возвращает товар, вы вправе потребовать от него документ, который подтверждает факт и условия покупки, в частности оплату (как правило, это кассовый чек). Отсутствие кассового чека не является основанием для отказа потребителю в возврате товара, не лишает его права ссылаться на другие доказательства покупки, в том числе на свидетельские показания (п. 5 ст. 18, п. 1 ст. 25, п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей, ст. 493 ГК РФ).
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении непродовольственного товара надлежащего качества (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)
Согласно п. 1 ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", утверждается Правительством РФ.

Нормативные акты

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 08.08.2024)
"О защите прав потребителей"
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018)
Согласно п. 1 ст. 25 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе в течение четырнадцати дней, не считая дня покупки, обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. При этом обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.