Отрицательный трансферт
Подборка наиболее важных документов по запросу Отрицательный трансферт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Забайкальского краевого суда от 21.10.2024 по делу N 7-12-141/2024 (УИД 75RS0001-02-2024-003809-14)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.
Решение: Удовлетворено.Доводы жалобы об отсутствии достаточных денежных средств, а также о том, что исполнение решения суда осуществляется в соответствии с планом мероприятий, направленных на повышение уровня прикрытия территории Забайкальского края подразделениями пожарной охраны, разработанным во исполнение Указа Президента Российской Федерации N 198 от 26.04.2019 и предполагающим реализацию данных мероприятий в 2024 - 2026 г.г., а с учетом письма МЧС России от 15.12.2023 - с 2025 по 2027 г.г., в том числе, за счет межбюджетного трансферта, запрошенного письмом от 30.05.2024 в Минфине России, на которое дан отрицательный ответ от 07.06.2024 (т. 2 л.д. 8-17, т. 1 л.д. 11-29), не служат основанием для освобождения Правительства от административной ответственности по делу, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют о принятии Правительством, как должником по исполнительному производству, исчерпывающих мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа в установленный срок.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.
Решение: Удовлетворено.Доводы жалобы об отсутствии достаточных денежных средств, а также о том, что исполнение решения суда осуществляется в соответствии с планом мероприятий, направленных на повышение уровня прикрытия территории Забайкальского края подразделениями пожарной охраны, разработанным во исполнение Указа Президента Российской Федерации N 198 от 26.04.2019 и предполагающим реализацию данных мероприятий в 2024 - 2026 г.г., а с учетом письма МЧС России от 15.12.2023 - с 2025 по 2027 г.г., в том числе, за счет межбюджетного трансферта, запрошенного письмом от 30.05.2024 в Минфине России, на которое дан отрицательный ответ от 07.06.2024 (т. 2 л.д. 8-17, т. 1 л.д. 11-29), не служат основанием для освобождения Правительства от административной ответственности по делу, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют о принятии Правительством, как должником по исполнительному производству, исчерпывающих мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа в установленный срок.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу об отрицательных субсидиях
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Исходя из данных таблицы, к 2027 г. еще в одном субъекте РФ не будет отрицательных трансфертов (в Астраханской области). Динамика изменения количества субъектов РФ, в которых присутствуют отрицательные трансферты, свидетельствует о снижении доходов в местных бюджетах.
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Исходя из данных таблицы, к 2027 г. еще в одном субъекте РФ не будет отрицательных трансфертов (в Астраханской области). Динамика изменения количества субъектов РФ, в которых присутствуют отрицательные трансферты, свидетельствует о снижении доходов в местных бюджетах.
Статья: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" как национальный проект развития местного самоуправления: история трансформации и прогнозы
(Диденко А.Н., Бабичев И.В.)
("Местное право", 2024, N 2)Доходы местных бюджетов не предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ, возникающих в связи с исполнением органами государственной власти субъекта РФ полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, переданным данных органам государственной власти законом субъекта РФ и по его усмотрению. Статья 65 Федерального закона N 131-ФЗ и статья 140 БК РФ предоставляют возможность субъектам РФ изымать средства в виде субсидий только из бюджетов наиболее обеспеченных муниципальных образований путем их перечисления в бюджеты субъектов РФ ("отрицательный трансферт") для последующего выравнивания уровня расчетной обеспеченности других муниципальных образований.
(Диденко А.Н., Бабичев И.В.)
("Местное право", 2024, N 2)Доходы местных бюджетов не предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ, возникающих в связи с исполнением органами государственной власти субъекта РФ полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, переданным данных органам государственной власти законом субъекта РФ и по его усмотрению. Статья 65 Федерального закона N 131-ФЗ и статья 140 БК РФ предоставляют возможность субъектам РФ изымать средства в виде субсидий только из бюджетов наиболее обеспеченных муниципальных образований путем их перечисления в бюджеты субъектов РФ ("отрицательный трансферт") для последующего выравнивания уровня расчетной обеспеченности других муниципальных образований.
Нормативные акты
"Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2026 год и период 2027 и 2028 годов"
(утв. Банком России)Нормативное регулирование кредитного риска и риска ликвидности <3> учитывается банками при ценообразовании своих продуктов как корректировки - положительные и отрицательные - банковских трансфертных ставок <4> и влияет на структуру банковских активов и обязательств.
(утв. Банком России)Нормативное регулирование кредитного риска и риска ликвидности <3> учитывается банками при ценообразовании своих продуктов как корректировки - положительные и отрицательные - банковских трансфертных ставок <4> и влияет на структуру банковских активов и обязательств.
Приказ Росстата от 18.05.2023 N 233
"Об утверждении Официальной статистической методологии построения нефинансовых счетов сектора домашних хозяйств в Системе национальных счетов Российской Федерации"Сбережение - балансирующая статья, перенесенная из счета использования располагаемого дохода. Сбережение характеризует ту часть располагаемого дохода, которая не использована на конечное потребление и предназначена для приобретения нефинансовых или финансовых активов. Если сбережение имеет отрицательную величину, то оно характеризует стоимость, на которую расходы на конечное потребление превышают располагаемый доход. Это превышение должно быть профинансировано путем реализации активов или принятия новых обязательств.
"Об утверждении Официальной статистической методологии построения нефинансовых счетов сектора домашних хозяйств в Системе национальных счетов Российской Федерации"Сбережение - балансирующая статья, перенесенная из счета использования располагаемого дохода. Сбережение характеризует ту часть располагаемого дохода, которая не использована на конечное потребление и предназначена для приобретения нефинансовых или финансовых активов. Если сбережение имеет отрицательную величину, то оно характеризует стоимость, на которую расходы на конечное потребление превышают располагаемый доход. Это превышение должно быть профинансировано путем реализации активов или принятия новых обязательств.
Статья: Факторы, детерминирующие высокую дотационность региональных бюджетов России
(Таштамиров М.Р.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 9)Полученные коэффициенты парной корреляции Пирсона по второй группе-модели социально-экономических факторов менее однозначные в сравнении с первой. Денежные доходы населения имеют самую сильную прямую связь с дотационностью регионов, что говорит о росте, скорее, доходов населения от дотаций, нежели наоборот. Рост рабочей силы депрессивных регионов, как и потребительские расходы населения, тоже положительно сказывается на увеличении подушевой дотационности. Отрицательная корреляция прослеживается по показателям уровня безработицы (-0,9574) и уровня бедности населения (-0,7871). Как и в случае с доходами населения, перечисленные два показателя скорее являются следствием наращивания дотаций в депрессивные регионы, нежели их причиной. Очевидно, что рост трансфертов сказывается на снижении уровня бедности и росте занятости по причине создания новых рабочих мест и повышении общего благосостояния граждан.
(Таштамиров М.Р.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 9)Полученные коэффициенты парной корреляции Пирсона по второй группе-модели социально-экономических факторов менее однозначные в сравнении с первой. Денежные доходы населения имеют самую сильную прямую связь с дотационностью регионов, что говорит о росте, скорее, доходов населения от дотаций, нежели наоборот. Рост рабочей силы депрессивных регионов, как и потребительские расходы населения, тоже положительно сказывается на увеличении подушевой дотационности. Отрицательная корреляция прослеживается по показателям уровня безработицы (-0,9574) и уровня бедности населения (-0,7871). Как и в случае с доходами населения, перечисленные два показателя скорее являются следствием наращивания дотаций в депрессивные регионы, нежели их причиной. Очевидно, что рост трансфертов сказывается на снижении уровня бедности и росте занятости по причине создания новых рабочих мест и повышении общего благосостояния граждан.
Статья: Потенциал, ограничения и направления исследований внутрирегиональной (местной) бюджетной децентрализации в федеральной политике регионального развития
(Тимушев Е.Н.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 1)Неэффективность современной модели бюджетной децентрализации в России во многом обусловлена негативными эффектами, сопровождающими экономики с ресурсной зависимостью (повышенной волатильностью, высокой ролью неподконтрольных внешних факторов и потребностью в доходной централизации), а также высоким уровнем межрегиональной дифференциации. В данной работе показано, что им сопутствуют уникальные проблемы в сфере межбюджетных отношений и бюджетной децентрализации, появляющиеся именно в отмеченных условиях. Во-первых, поглощение стабилизирующей функцией межбюджетных трансфертов других немаловажных задач их применения, что обусловливает смещение баланса положительных и отрицательных эффектов трансфертов. Во-вторых, высокие риски отказа от широкого межбюджетного перераспределения, вызывающие неиспользование выгод налоговой децентрализации. В-третьих, снижение качества управления в общественной сфере вследствие вынужденного ограничения местных бюджетных полномочий.
(Тимушев Е.Н.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 1)Неэффективность современной модели бюджетной децентрализации в России во многом обусловлена негативными эффектами, сопровождающими экономики с ресурсной зависимостью (повышенной волатильностью, высокой ролью неподконтрольных внешних факторов и потребностью в доходной централизации), а также высоким уровнем межрегиональной дифференциации. В данной работе показано, что им сопутствуют уникальные проблемы в сфере межбюджетных отношений и бюджетной децентрализации, появляющиеся именно в отмеченных условиях. Во-первых, поглощение стабилизирующей функцией межбюджетных трансфертов других немаловажных задач их применения, что обусловливает смещение баланса положительных и отрицательных эффектов трансфертов. Во-вторых, высокие риски отказа от широкого межбюджетного перераспределения, вызывающие неиспользование выгод налоговой децентрализации. В-третьих, снижение качества управления в общественной сфере вследствие вынужденного ограничения местных бюджетных полномочий.
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Отрицательно повлияли на рост доходов бюджета неналоговые платежи, которые снизились за два года на 1 058 млрд руб., их доля в общей структуре доходов бюджета уменьшилась на 0,67%, темп снижения составил 15,74%.
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Отрицательно повлияли на рост доходов бюджета неналоговые платежи, которые снизились за два года на 1 058 млрд руб., их доля в общей структуре доходов бюджета уменьшилась на 0,67%, темп снижения составил 15,74%.
Статья: Доклад Счетной палаты Российской Федерации "Анализ эффективности реализации программ индивидуальных планов развития территорий с низким уровнем социально-экономического развития"
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 1)Также Чувашской Республикой указано на наличие вероятности срыва сроков реализации мероприятий ИПР регионов и недостижения целевых показателей их результативности в связи с внесением поправок в статью 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предполагающих с 2024 года замену иных межбюджетных трансфертов на субсидии. Указанное потребует внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие предоставление и использование бюджетных средств, и в случае задержки с их внесением может отрицательно сказаться на реализации ИПР регионов. При этом 2024 год является заключительным годом их реализации.
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 1)Также Чувашской Республикой указано на наличие вероятности срыва сроков реализации мероприятий ИПР регионов и недостижения целевых показателей их результативности в связи с внесением поправок в статью 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предполагающих с 2024 года замену иных межбюджетных трансфертов на субсидии. Указанное потребует внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие предоставление и использование бюджетных средств, и в случае задержки с их внесением может отрицательно сказаться на реализации ИПР регионов. При этом 2024 год является заключительным годом их реализации.
Статья: Правовые проблемы организации муниципального аудита в России
(Абрамова Н.Е., Лисицин П.Е.)
("Финансовое право", 2020, N 12)Возникает вопрос и с порядком финансового обеспечения деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, принявшего полномочия по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. В настоящее время БК РФ предусматривает единственный случай предоставления межбюджетного трансферта из местных бюджетов в региональные (механизм "отрицательного трансферта", ст. 142.2). При таких обстоятельствах, согласно позиции Минфина России <13>, финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации по исполнению переданных ему полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля должно осуществляться за счет средств регионального бюджета.
(Абрамова Н.Е., Лисицин П.Е.)
("Финансовое право", 2020, N 12)Возникает вопрос и с порядком финансового обеспечения деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, принявшего полномочия по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. В настоящее время БК РФ предусматривает единственный случай предоставления межбюджетного трансферта из местных бюджетов в региональные (механизм "отрицательного трансферта", ст. 142.2). При таких обстоятельствах, согласно позиции Минфина России <13>, финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации по исполнению переданных ему полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля должно осуществляться за счет средств регионального бюджета.
Статья: Обзор ряда научных публикаций и судебных решений в части законодательных новаций по налогу на имущество организаций
(Балакин Р.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 12)В статье И.Ю. Арлашкина [20] рассматриваются применяемые в России инструменты межбюджетного регулирования с позиции их возможного влияния на экономический рост в регионах. В исследовании сравнивается влияние налоговых и трансфертных инструментов на экономический рост на современном этапе развития межбюджетных отношений в России в динамике (с 2005 года). В результате исследования показано, что основными инструментами стимулирования регионального экономического роста являются целевые трансферты (прежде всего капитальные) и децентрализация налогов на доход (прежде всего налога на прибыль организаций). Децентрализация имущественных налогов, вероятнее всего, не оказала существенного влияния на экономический рост в регионах, а отрицательное влияние выравнивающих дотаций сглаживается встроенными в методику их распределения ограничениями.
(Балакин Р.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 12)В статье И.Ю. Арлашкина [20] рассматриваются применяемые в России инструменты межбюджетного регулирования с позиции их возможного влияния на экономический рост в регионах. В исследовании сравнивается влияние налоговых и трансфертных инструментов на экономический рост на современном этапе развития межбюджетных отношений в России в динамике (с 2005 года). В результате исследования показано, что основными инструментами стимулирования регионального экономического роста являются целевые трансферты (прежде всего капитальные) и децентрализация налогов на доход (прежде всего налога на прибыль организаций). Децентрализация имущественных налогов, вероятнее всего, не оказала существенного влияния на экономический рост в регионах, а отрицательное влияние выравнивающих дотаций сглаживается встроенными в методику их распределения ограничениями.
Статья: Налоговый или доходный потенциал - выбор региона
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Экономическое развитие страны зависит прежде всего от состояния доходной части бюджетов территорий, в том числе их налогового потенциала. Однако до сих пор в России сохраняется понятийно-терминологическая проблема - отсутствуют законодательно закрепленные унифицированные понятия доходного и налогового потенциалов региона, муниципалитета, что влияет на прозрачность <1> выделения трансфертов на уровне прежде всего местных органов власти, затрудняет сравнительный анализ и оценку налоговых усилий властей в развитии своих территорий. Отсутствие единого понятия и понимания особой значимости потенциала в процессе выделения трансфертов позволяет министерствам финансов ряда регионов не размещать данные о потенциале своих муниципалитетов на официальных сайтах. В итоге сложно подтвердить соблюдение либо несоблюдение формульного подхода властями при распределении трансфертов <2>. Непрозрачное выделение дотаций создает отрицательные бюджетные стимулы у местных органов власти (уменьшается мотивация к развитию экономики своих территорий), снижает их подотчетность (обязательство предъявлять отчет по использованию полномочий) перед вышестоящими органами и обществом, способствует негативному отношению населения к бюджетному процессу.
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Экономическое развитие страны зависит прежде всего от состояния доходной части бюджетов территорий, в том числе их налогового потенциала. Однако до сих пор в России сохраняется понятийно-терминологическая проблема - отсутствуют законодательно закрепленные унифицированные понятия доходного и налогового потенциалов региона, муниципалитета, что влияет на прозрачность <1> выделения трансфертов на уровне прежде всего местных органов власти, затрудняет сравнительный анализ и оценку налоговых усилий властей в развитии своих территорий. Отсутствие единого понятия и понимания особой значимости потенциала в процессе выделения трансфертов позволяет министерствам финансов ряда регионов не размещать данные о потенциале своих муниципалитетов на официальных сайтах. В итоге сложно подтвердить соблюдение либо несоблюдение формульного подхода властями при распределении трансфертов <2>. Непрозрачное выделение дотаций создает отрицательные бюджетные стимулы у местных органов власти (уменьшается мотивация к развитию экономики своих территорий), снижает их подотчетность (обязательство предъявлять отчет по использованию полномочий) перед вышестоящими органами и обществом, способствует негативному отношению населения к бюджетному процессу.
Статья: Правовое регулирование межбюджетных субсидий как доходов бюджета
(Тимерханова А.А., Цареградская Ю.К.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Рассмотрев различные классификации доходов бюджета, можно сделать вывод, что субсидии, как и другие межбюджетные трансферты, относятся к доходам бюджета, обладая при этом особыми характеристиками, отличающими их от других доходов. В частности, к таким признакам относятся: целевой характер (за исключением отрицательных субсидий) и возвратность (в случае наличия неиспользованных остатков бюджетных средств).
(Тимерханова А.А., Цареградская Ю.К.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Рассмотрев различные классификации доходов бюджета, можно сделать вывод, что субсидии, как и другие межбюджетные трансферты, относятся к доходам бюджета, обладая при этом особыми характеристиками, отличающими их от других доходов. В частности, к таким признакам относятся: целевой характер (за исключением отрицательных субсидий) и возвратность (в случае наличия неиспользованных остатков бюджетных средств).
Статья: Сбалансированность региональных бюджетов: тенденции правового регулирования
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Специалисты, определяя положительные стороны "модельного" бюджета, его ориентированность на повышение объективности и транспарентности распределения межбюджетных трансфертов, в качестве отрицательного момента отмечают, что "модельный" бюджет "не дает точной оценки достаточных объемов ресурсов, необходимых для полного исполнения полномочий органами государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления" <20>. В этой связи стоит согласиться с теми авторами, которые обосновывают необходимость совершенствования Методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в целях максимального учета объективных удорожающих условий, налогового потенциала конкретной территории <21>, иных индивидуальных особенностей регионов и факторов, оказывающих влияние на рост расходов их бюджетов <22>.
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Специалисты, определяя положительные стороны "модельного" бюджета, его ориентированность на повышение объективности и транспарентности распределения межбюджетных трансфертов, в качестве отрицательного момента отмечают, что "модельный" бюджет "не дает точной оценки достаточных объемов ресурсов, необходимых для полного исполнения полномочий органами государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления" <20>. В этой связи стоит согласиться с теми авторами, которые обосновывают необходимость совершенствования Методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в целях максимального учета объективных удорожающих условий, налогового потенциала конкретной территории <21>, иных индивидуальных особенностей регионов и факторов, оказывающих влияние на рост расходов их бюджетов <22>.