Отрешение президента
Подборка наиболее важных документов по запросу Отрешение президента (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Беспощадная непреложность рецепции: был ли заимствован институт президентства в России?
(Брикульский И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Простейшее внедрение В.М. Полтерович называет шоковой терапией, которая редко приводит к успеху, внедряя лишь формальные правила взаимодействия акторов, оставляя широкие возможности для чрезмерно самостоятельного поведения института, которое будет отличаться от задуманного, а также риски для его использования в интересах узких политических групп. На наш взгляд, президентство в России является результатом такой "шоковой терапии" - реакцией на социально-политический кризис. Необходимая инфраструктура для внедрения модели сильного президента не создавалась. Поскольку отсутствовала и стратегия поэтапного внедрения и уравновешивания, властные институты не успели адаптироваться к новым конституционно-политическим условиям и не создали должный противовес президенту. Как результат, даже полномочия Верховного Совета по отрешению президента от должности в 1993 г. не сработали в момент, когда глава государства обрел достаточную институциональную силу. Точно так же ни один властный институт не смог сопротивляться увеличению срока президентских полномочий с последующим устранением ограничений на избрание.
(Брикульский И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Простейшее внедрение В.М. Полтерович называет шоковой терапией, которая редко приводит к успеху, внедряя лишь формальные правила взаимодействия акторов, оставляя широкие возможности для чрезмерно самостоятельного поведения института, которое будет отличаться от задуманного, а также риски для его использования в интересах узких политических групп. На наш взгляд, президентство в России является результатом такой "шоковой терапии" - реакцией на социально-политический кризис. Необходимая инфраструктура для внедрения модели сильного президента не создавалась. Поскольку отсутствовала и стратегия поэтапного внедрения и уравновешивания, властные институты не успели адаптироваться к новым конституционно-политическим условиям и не создали должный противовес президенту. Как результат, даже полномочия Верховного Совета по отрешению президента от должности в 1993 г. не сработали в момент, когда глава государства обрел достаточную институциональную силу. Точно так же ни один властный институт не смог сопротивляться увеличению срока президентских полномочий с последующим устранением ограничений на избрание.
Статья: Конституционно-правовые проблемы функционирования института российского президентства
(Мамедов В.А.)
("Юрист", 2024, N 10)Так, согласно обновленным конституционным положениям, Совет Федерации в государственном механизме остается органом, который в значительной мере формируется исключительно Президентом РФ (ст. 95 Конституции РФ). При отсутствии каких-либо правовых требований к кандидатам лично президентом назначаются тридцать сенаторов (ранее было 17) <11>, при этом семь из них могут быть назначены пожизненно, в данное число не входят бывшие президенты. Если принимать во внимание, что высшие должностные лица субъектов Федерации назначались по представлению президента, это свидетельствует об усилении его влияния на функционирование Совета Федерации, что существенно затрудняет инициирование процедуры отрешения президента от должности. В этой связи справедливо возникает вопрос: зачем Российской Федерации иметь собственное представительство, поскольку она сама по себе не является субъектом Федерации, - согласно Конституции это федеративное государство и из них состоит? Таким образом, введение пропрезидентского представительства в Совете Федерации не исключает злоупотреблений и дает возможность оказывать президентским представителям прямое влияние на принятие решений Советом Федерации.
(Мамедов В.А.)
("Юрист", 2024, N 10)Так, согласно обновленным конституционным положениям, Совет Федерации в государственном механизме остается органом, который в значительной мере формируется исключительно Президентом РФ (ст. 95 Конституции РФ). При отсутствии каких-либо правовых требований к кандидатам лично президентом назначаются тридцать сенаторов (ранее было 17) <11>, при этом семь из них могут быть назначены пожизненно, в данное число не входят бывшие президенты. Если принимать во внимание, что высшие должностные лица субъектов Федерации назначались по представлению президента, это свидетельствует об усилении его влияния на функционирование Совета Федерации, что существенно затрудняет инициирование процедуры отрешения президента от должности. В этой связи справедливо возникает вопрос: зачем Российской Федерации иметь собственное представительство, поскольку она сама по себе не является субъектом Федерации, - согласно Конституции это федеративное государство и из них состоит? Таким образом, введение пропрезидентского представительства в Совете Федерации не исключает злоупотреблений и дает возможность оказывать президентским представителям прямое влияние на принятие решений Советом Федерации.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа соответственно сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа соответственно сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ
"О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа соответственно сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
"О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа соответственно сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
Статья: Конституционно-правовая ответственность Правительства Российской Федерации: развитие и современное состояние
(Хагба Е.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4)4. Выражение недоверия Правительству РФ или отказ в доверии к нему со стороны Государственной Думы. Это является формой правительственной ответственности перед парламентом. Данную меру можно назвать санкцией лишь в том случае, если к этому юридическому факту добавится решение Президента РФ, который имеет право либо отправить Правительство РФ в отставку, либо распустить Государственную Думу. На первый взгляд может сложиться впечатление о том, что президент находится в абсолютно беспроигрышной ситуации, однако это не совсем так. Несомненно, вотум недоверия правительству является серьезным способом воздействия нижней палаты парламента на правительство. И для президента, который хотя и обладает альтернативной возможностью роспуска Государственной Думы, такое последствие не очень желательно, так как есть вероятность усиления политической роли оппонентов в новом созыве Государственной Думы. Здесь следует упомянуть, что нормативно введены ограничения на инициирование процедуры недоверия к правительству. Ограничения касаются срока после избрания Государственной Думы до выражения недоверия правительству (1 год), периода от начала процедуры отрешения Президента РФ от должности до окончательного принятия решения по этому вопросу и других оснований, указанных в ч. 6 ст. 117 Конституции РФ <21>.
(Хагба Е.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4)4. Выражение недоверия Правительству РФ или отказ в доверии к нему со стороны Государственной Думы. Это является формой правительственной ответственности перед парламентом. Данную меру можно назвать санкцией лишь в том случае, если к этому юридическому факту добавится решение Президента РФ, который имеет право либо отправить Правительство РФ в отставку, либо распустить Государственную Думу. На первый взгляд может сложиться впечатление о том, что президент находится в абсолютно беспроигрышной ситуации, однако это не совсем так. Несомненно, вотум недоверия правительству является серьезным способом воздействия нижней палаты парламента на правительство. И для президента, который хотя и обладает альтернативной возможностью роспуска Государственной Думы, такое последствие не очень желательно, так как есть вероятность усиления политической роли оппонентов в новом созыве Государственной Думы. Здесь следует упомянуть, что нормативно введены ограничения на инициирование процедуры недоверия к правительству. Ограничения касаются срока после избрания Государственной Думы до выражения недоверия правительству (1 год), периода от начала процедуры отрешения Президента РФ от должности до окончательного принятия решения по этому вопросу и других оснований, указанных в ч. 6 ст. 117 Конституции РФ <21>.
Статья: Конституционная реформа в Кыргызстане: объективные тенденции и факторы
(Арабаев А.А., Анисов Р.А., Береналиева А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)В Конституции КР были закреплены нормы, которые устанавливают юридическую ответственность Президента. Так, Конституция в ст. 72 предусматривает привлечение Президента к уголовной ответственности после отрешения его от должности. При этом основаниями для отрешения Президента от должности могут быть: а) нарушение Конституции и законов; б) незаконное вмешательство в полномочия Жогорку Кенеша; в) незаконное вмешательство в деятельность органов судебной власти.
(Арабаев А.А., Анисов Р.А., Береналиева А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)В Конституции КР были закреплены нормы, которые устанавливают юридическую ответственность Президента. Так, Конституция в ст. 72 предусматривает привлечение Президента к уголовной ответственности после отрешения его от должности. При этом основаниями для отрешения Президента от должности могут быть: а) нарушение Конституции и законов; б) незаконное вмешательство в полномочия Жогорку Кенеша; в) незаконное вмешательство в деятельность органов судебной власти.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Особенно сложно может быть Президенту в ситуации, когда политические противники понуждают его к отставке, обвиняют в противоправных действиях, которые являются основанием для отрешения Президента от должности. В этой связи он может пойти на создание общественного движения в свою поддержку, т.е. так или иначе затеять кампанию по укреплению своих позиций. И тем не менее это не позволяет воспринимать Президента как представителя каких-то политических сил, он призван оставаться представителем народа страны.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Особенно сложно может быть Президенту в ситуации, когда политические противники понуждают его к отставке, обвиняют в противоправных действиях, которые являются основанием для отрешения Президента от должности. В этой связи он может пойти на создание общественного движения в свою поддержку, т.е. так или иначе затеять кампанию по укреплению своих позиций. И тем не менее это не позволяет воспринимать Президента как представителя каких-то политических сил, он призван оставаться представителем народа страны.