Отраслевой функциональный орган
Подборка наиболее важных документов по запросу Отраслевой функциональный орган (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Командировка муниципальных служащих
(КонсультантПлюс, 2025)Расходы, связанные со служебными командировками муниципальных служащих администрации, возмещаются территориальным, отраслевым (функциональным) органом в пределах средств, предусмотренных на содержание соответствующего органа (распоряжение Администрации города...); расходы, связанные со служебными командировками работников администрации, не являющихся муниципальными служащими, возмещаются в пределах средств, предусмотренных в смете доходов и расходов на содержание органа местного самоуправления (распоряжение Главы Администрации города...).
(КонсультантПлюс, 2025)Расходы, связанные со служебными командировками муниципальных служащих администрации, возмещаются территориальным, отраслевым (функциональным) органом в пределах средств, предусмотренных на содержание соответствующего органа (распоряжение Администрации города...); расходы, связанные со служебными командировками работников администрации, не являющихся муниципальными служащими, возмещаются в пределах средств, предусмотренных в смете доходов и расходов на содержание органа местного самоуправления (распоряжение Главы Администрации города...).
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 37 "Местная администрация" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Таким образом, из системного толкования ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, вышеуказанных пунктов Положения следует, что Управление муниципальным имуществом является органом, входящим в вертикальную структуру администрации, с ограниченным кругом полномочий. Управление муниципальным имуществом является отраслевым (функциональным) органом структуры администрации, а не самостоятельным органом местного самоуправления."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Муниципальные программы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 4.2 Порядка разработки программ ГО Подольск проект Перечня формируется Управлением по экономике и конкурентной политике Администрации городского округа Подольск в соответствии с законодательством РФ, поручениями Губернатора Московской области и Правительства Московской области, а также предложениями отраслевых (функциональных) органов Администрации городского округа Подольск.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 4.2 Порядка разработки программ ГО Подольск проект Перечня формируется Управлением по экономике и конкурентной политике Администрации городского округа Подольск в соответствии с законодательством РФ, поручениями Губернатора Московской области и Правительства Московской области, а также предложениями отраслевых (функциональных) органов Администрации городского округа Подольск.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Вместе с тем на практике во многих муниципальных образованиях давно сложилось так, что даже при отсутствии необходимых правовых актов, наделяющих муниципальные учреждения и предприятия контрольными полномочиями, де-факто последние осуществляют муниципальный контроль. Эта мера являлась вынужденной в условиях недостаточности ресурсов органов местного самоуправления <1>. Во многих муниципальных актах муниципальные учреждения, осуществляющие муниципальный контроль, указаны как подразделения местной администрации. Например, согласно п. 1 Положения о муниципальном казенном учреждении "Управление административно-технической инспекции Администрации города Махачкалы" указанное учреждение "является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа..." <2>. В городе Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа органом, осуществляющим муниципальный контроль от имени администрации города, названо муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Лабытнанги" <3>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Вместе с тем на практике во многих муниципальных образованиях давно сложилось так, что даже при отсутствии необходимых правовых актов, наделяющих муниципальные учреждения и предприятия контрольными полномочиями, де-факто последние осуществляют муниципальный контроль. Эта мера являлась вынужденной в условиях недостаточности ресурсов органов местного самоуправления <1>. Во многих муниципальных актах муниципальные учреждения, осуществляющие муниципальный контроль, указаны как подразделения местной администрации. Например, согласно п. 1 Положения о муниципальном казенном учреждении "Управление административно-технической инспекции Администрации города Махачкалы" указанное учреждение "является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа..." <2>. В городе Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа органом, осуществляющим муниципальный контроль от имени администрации города, названо муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Лабытнанги" <3>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"19. В структуре местной администрации могут быть сформированы отраслевые (функциональные) органы местной администрации.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"19. В структуре местной администрации могут быть сформированы отраслевые (функциональные) органы местной администрации.
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)3) местные администрации либо входящие в их структуру и уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отраслевые (функциональные) или территориальные органы (далее - муниципальные органы охраны объектов культурного наследия).
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)3) местные администрации либо входящие в их структуру и уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отраслевые (функциональные) или территориальные органы (далее - муниципальные органы охраны объектов культурного наследия).
Статья: Актуальные проблемы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций
(Волков А.М.)
("Право и бизнес", 2024, N 4)Стоит отметить, что отраслевые и функциональные органы власти, а также муниципалитеты федерального и регионального уровней могут инициировать экспериментальные правовые режимы исключительно в сфере предоставления публичных услуг и осуществления контрольно-надзорных функций с применением цифровых технологий, но не в области цифровых инноваций в целом.
(Волков А.М.)
("Право и бизнес", 2024, N 4)Стоит отметить, что отраслевые и функциональные органы власти, а также муниципалитеты федерального и регионального уровней могут инициировать экспериментальные правовые режимы исключительно в сфере предоставления публичных услуг и осуществления контрольно-надзорных функций с применением цифровых технологий, но не в области цифровых инноваций в целом.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)местной администрацией либо входящим в ее структуру и уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отраслевым (функциональным) или территориальным органом - в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, находящегося в собственности муниципального образования.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)местной администрацией либо входящим в ее структуру и уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отраслевым (функциональным) или территориальным органом - в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, находящегося в собственности муниципального образования.
Статья: Развитие конституционного принципа участия органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)По аналогии с данным положением предлагается рассмотреть вопрос о включении в ст. 19 Федерального закона N 131-ФЗ пункта, предусматривающего возможность включения в закон субъекта РФ положения о передаче отдельных государственных полномочий субъекта РФ для осуществления органам местного самоуправления обязательных для исполнения указаний, в том числе требование о согласовании руководителей отраслевых (функциональных) органов местной администрации, которые осуществляют такие полномочия. При этом сами такие случаи предлагается определить в отраслевых федеральных законах. К числу значимых сфер в данном случае следует, например, отнести реализацию полномочий организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществлению мероприятий в области охраны труда и т.д.
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)По аналогии с данным положением предлагается рассмотреть вопрос о включении в ст. 19 Федерального закона N 131-ФЗ пункта, предусматривающего возможность включения в закон субъекта РФ положения о передаче отдельных государственных полномочий субъекта РФ для осуществления органам местного самоуправления обязательных для исполнения указаний, в том числе требование о согласовании руководителей отраслевых (функциональных) органов местной администрации, которые осуществляют такие полномочия. При этом сами такие случаи предлагается определить в отраслевых федеральных законах. К числу значимых сфер в данном случае следует, например, отнести реализацию полномочий организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществлению мероприятий в области охраны труда и т.д.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Для уровня местного самоуправления структура местной администрации утверждается решением муниципального представительного органа власти. Так предусматривал прежний Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", аналогично сказано и в новом Федеральном законе 2022 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти": структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации; в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) органы местной администрации.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Для уровня местного самоуправления структура местной администрации утверждается решением муниципального представительного органа власти. Так предусматривал прежний Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", аналогично сказано и в новом Федеральном законе 2022 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти": структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации; в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) органы местной администрации.
Статья: Публичная администрация в России: понятие, система и структура
(Стахов А.И., Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Структура муниципальных органов публичной администрации (местной администрации) определяется уставом муниципального образования <41>. Например, в структуру администрации города Екатеринбурга входят: глава администрации города, его первый заместитель, заместители, отраслевые (функциональные) органы (департаменты, управления, комитеты и отделы), осуществляющие полномочия по управлению отраслями местного хозяйства и социальной сферы, главы администраций районов и территориальные органы (администрации районов), а также коллегия <42>. В структуре администрации муниципального образования города Сочи административно-публичные полномочия реализуют: глава города, его заместители, территориальные органы (внутригородские администрации районов) и отраслевые (функциональные) органы: департаменты, управления и отделы <43>. В данном случае как в структуре органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и в структуре местных администраций прослеживается многообразие по видам, наименованиям структурных органов с особенностями реализацией ими функциональных полномочий.
(Стахов А.И., Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Структура муниципальных органов публичной администрации (местной администрации) определяется уставом муниципального образования <41>. Например, в структуру администрации города Екатеринбурга входят: глава администрации города, его первый заместитель, заместители, отраслевые (функциональные) органы (департаменты, управления, комитеты и отделы), осуществляющие полномочия по управлению отраслями местного хозяйства и социальной сферы, главы администраций районов и территориальные органы (администрации районов), а также коллегия <42>. В структуре администрации муниципального образования города Сочи административно-публичные полномочия реализуют: глава города, его заместители, территориальные органы (внутригородские администрации районов) и отраслевые (функциональные) органы: департаменты, управления и отделы <43>. В данном случае как в структуре органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и в структуре местных администраций прослеживается многообразие по видам, наименованиям структурных органов с особенностями реализацией ими функциональных полномочий.
Статья: Общественно значимая информация: проблемы терминологии в российском законодательстве
(Мотрович И.Д., Васильева Н.Л.)
("Административное право и процесс", 2022, N 10)Поиск ответа на обозначенный вопрос осложняется тем, что рассматриваемый нами термин используется в подзаконных и муниципальных правовых актах. Например, в г. Южно-Сахалинске под общественно значимой информацией понимается информация, предназначенная для неопределенного круга лиц и являющаяся общедоступной, созданная структурными подразделениями аппарата и отраслевыми (функциональными) органами администрации города, а также муниципальными учреждениями и предприятиями при осуществлении своей деятельности в пределах полномочий органов местного самоуправления и иных полномочий, предусмотренных федеральным законодательством и направленных на создание комфортной жизнедеятельности населения городского округа, распространяемая в том числе через средства массовой информации и иными способами в соответствии с порядком, утвержденным постановлением администрации г. Южно-Сахалинска <11>.
(Мотрович И.Д., Васильева Н.Л.)
("Административное право и процесс", 2022, N 10)Поиск ответа на обозначенный вопрос осложняется тем, что рассматриваемый нами термин используется в подзаконных и муниципальных правовых актах. Например, в г. Южно-Сахалинске под общественно значимой информацией понимается информация, предназначенная для неопределенного круга лиц и являющаяся общедоступной, созданная структурными подразделениями аппарата и отраслевыми (функциональными) органами администрации города, а также муниципальными учреждениями и предприятиями при осуществлении своей деятельности в пределах полномочий органов местного самоуправления и иных полномочий, предусмотренных федеральным законодательством и направленных на создание комфортной жизнедеятельности населения городского округа, распространяемая в том числе через средства массовой информации и иными способами в соответствии с порядком, утвержденным постановлением администрации г. Южно-Сахалинска <11>.
Статья: Некоторые аспекты правового статуса органов местного самоуправления в конкурентной среде на товарных рынках Российской Федерации
(Ефимцева Т.В., Петров В.И.)
("Конкурентное право", 2021, N 1)Объект налогообложения по налогу на добавленную стоимость при получении отраслевым (функциональным) органом платы по таким договорам отсутствует, поскольку средства, полученные по вышеуказанным договорам, не являются доходом отраслевого (функционального) органа и не могут использоваться им по собственному усмотрению, а являются доходом бюджета муниципального образования. Аналогичная позиция приведена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации <8> от 19 марта 2014 г. N ВАС-1255/14 по делу N А71-15069/2012.
(Ефимцева Т.В., Петров В.И.)
("Конкурентное право", 2021, N 1)Объект налогообложения по налогу на добавленную стоимость при получении отраслевым (функциональным) органом платы по таким договорам отсутствует, поскольку средства, полученные по вышеуказанным договорам, не являются доходом отраслевого (функционального) органа и не могут использоваться им по собственному усмотрению, а являются доходом бюджета муниципального образования. Аналогичная позиция приведена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации <8> от 19 марта 2014 г. N ВАС-1255/14 по делу N А71-15069/2012.