Отобрание ребенка органами опеки

Подборка наиболее важных документов по запросу Отобрание ребенка органами опеки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Административное отобрание детей из семьи: состояние и развитие законодательства
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)
В XX в. в российском семейном праве была заложена установка на отказ от признания "родительской власти" над детьми, и в советский период в его развитие допускалось публичное прекращение семейных связей между родителями и детьми. В действовавших в тот период кодексах устанавливалась возможность судебного лишения родительских прав (ст. ст. 153, 154 Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР; ст. 33 Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г.; ст. 59 Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г.), а также "отобрания" детей без лишения родительских прав. Нормы, прекращающие или ограничивающие право родителя на личное воспитание ребенка в судебном порядке, находят отражение и в СК РФ (ст. ст. 69 - 71, 73 - 75). Кроме того, ст. 77 СК РФ предусматривает административный порядок немедленного отобрания ребенка органами опеки и попечительства (далее - органы опеки) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, применение которого нередко воспринимается общественностью негативно, обсуждается в СМИ, по-разному оценивается специалистами. В связи с этим позволим себе определить основные проблемы реализации норм ст. 77 СК РФ и пути их решения, провести ее сравнение с положениями проекта федерального закона N 157281-8 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <4>.
Статья: Юридическая ответственность родителей за злоупотребление своими правами и неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязанностей
(Матвеева Н.А.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 2)
Примерами отобрания ребенка у его собственных родителей являются случаи обнаружения так называемых детей-маугли <6>. Так, в 2019 г. в одной из московских квартир среди груды мусора была обнаружена 5-летняя девочка, мать которой не только содержала ребенка в антисанитарных условиях, но и не предоставляла питание и не выводила на прогулку. Аналогичные случаи вскоре были зафиксированы в подмосковных Балашихе и Мытищах <7> и других регионах страны. Во всех случаях была признана непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью, в связи с чем на основании ст. 77 СК РФ орган опеки и попечительства осуществил немедленное отобрание детей у родителей (одного из них). Данная мера ответственности применяется в том числе и к другим лицам, на попечении которых находится ребенок. В соответствии с п. 2 ст. 77 СК РФ при отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Нормативные акты

"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 31.07.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023)
Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
"Обзор практики рассмотрения судами в 2012 - 2014 годах дел о взыскании задолженности по выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), за счет казны субъекта Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)
в 2001 году Р. был ограничен в родительских правах в отношении несовершеннолетней, поскольку, разрешая вопрос о лишении его и матери А. родительских прав, суд, не установив достаточных оснований для удовлетворения этого иска, принял решение об отобрании детей и передаче их на попечение органам опеки и попечительства, что в силу статьи 73 СК РФ является ограничением родительских прав. До момента принятия оспариваемого прокурором распоряжения данное решение суда отменено не было, поэтому последствия ограничения в родительских правах продолжали действовать.