Отмена смертной казни
Подборка наиболее важных документов по запросу Отмена смертной казни (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 10 Конституции РФ"В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2009 г. N 1344-О-Р содержится официальное разъяснение названного постановления. В нем, в частности, отмечено, что Российская Федерация связана требованием статьи 18 Венской конвенции о праве международных договоров не предпринимать действий, которые лишили бы подписанный ею Протокол N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод его объекта и цели, до тех пор, пока она официально не выразит свое намерение не быть его участником. Поскольку основным обязательством по Протоколу N 6 является полная отмена смертной казни, включая изъятие из законодательства данного вида наказания за все преступления, за исключением "действий, совершенных во время войны или при неизбежной угрозе войны", и отказ от его применения за тем же исключением, в России с 16 апреля 1997 г. смертная казнь применяться не может, т.е. наказание в виде смертной казни не должно ни назначаться, ни исполняться (пункт 4.3). Выполнение обязательства не лишать Протокол N 6 - как подписанный, но не ратифицированный международный договор - его объекта и цели возлагается на государство в целом. Если органы, представляющие какую-либо из ветвей государственной власти, допускают отклонение от этого обязательства, его соблюдение может быть обеспечено другими ветвями власти - исходя из принципа разделения властей и принципа согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, гарантируемого Президентом Российской Федерации (статья 10, часть 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации), с тем чтобы выполнение государством в целом своих обязательств оставалось в рамках статьи 18 Венской конвенции о праве международных договоров (пункт 5). Поскольку Протокол N 6 до сих пор не ратифицирован, он как таковой не может рассматриваться в качестве нормативного правового акта, непосредственно отменяющего в Российской Федерации смертную казнь в смысле статьи 20 (часть 2) Конституции Российской Федерации. При этом в федеральном законодательстве сохраняются положения, предусматривающие данный вид наказания и, соответственно, процедуры его назначения и исполнения (пункт 6)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отмена смертной казни в юридическом дискурсе позднеимперской России
(Туманова А.С., Мамцев Р.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)"Российский юридический журнал", 2024, N 1
(Туманова А.С., Мамцев Р.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)"Российский юридический журнал", 2024, N 1
Статья: Условия и правила назначения наказания в виде смертной казни
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. 20 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. 20 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 1 (2019)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)6. Ничто в настоящей статье не может служить основанием для отсрочки или недопущения отмены смертной казни каким-либо участвующим в настоящем Пакте государством.".
(подготовлен Верховным Судом РФ)6. Ничто в настоящей статье не может служить основанием для отсрочки или недопущения отмены смертной казни каким-либо участвующим в настоящем Пакте государством.".
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Статья: Совершенствование норм об уголовной ответственности за государственную измену, шпионаж и сопряженные с ними преступления (научно-практический комментарий к Федеральному закону "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 28 декабря 2024 года N 510-ФЗ)
(Ермолович Я.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 4)Следует отметить, что размер наказания в виде лишения свободы на определенный срок в ч. 3 ст. 279 УК РФ такой же, как и в ч. 1 этой статьи, поэтому не очень ясны основания дифференциации уголовной ответственности организатора вооруженного мятежа, который будет нести одинаковую ответственность как при наличии отягчающих признаков, так и без них, с учетом того что пожизненное лишение свободы применяется российскими судами крайне редко <6>, а установление минимального срока ограничения свободы в один год в ч. 3 ст. 279 УК РФ и возможность назначения штрафа в виде дополнительного наказания не соответствуют характеру и степени общественной опасности этого преступления, особенно повлекшего умышленное причинение смерти человеку. В этой связи необходимо также отметить, что санкция ч. 3 ст. 279 УК РФ мягче санкции ч. 2 ст. 105 УК РФ, которая предусматривает возможность назначения смертной казни за убийство при отягчающих обстоятельствах, т.е. установлена более строгая ответственность за совершение общеуголовного преступления. Как уже отмечалось, санкция ч. 3 ст. 279 УК РФ конструировалась по аналогии с ч. 3 ст. 205 УК РФ и сконструированной на ее основе ч. 3 ст. 281 УК РФ. В свое время это объяснялось тем, что Россия приняла на себя обязательства по отмене смертной казни, поэтому во все вновь вводимые составы преступлений это наказание не включалось. Пленум Верховного Суда Российской Федерации отмечает по этому поводу, что в случае, если террористический акт повлек умышленное причинение смерти человеку (либо двум и более лицам), содеянное охватывается п. "б" ч. 3 ст. 205 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 105 УК РФ не требует <7>. Однако с учетом изменившейся международной обстановки ввиду того, что Россия покинула Совет Европы в 2022 г., а неприменение института смертной казни основано на решении Конституционного Суда Российской Федерации, ссылающегося на ч. 2 ст. 20 Конституции России, где говорится о том, что смертная казнь носит временный характер и применяется впредь до ее отмены, т.е. лишь в течение определенного переходного периода, предусмотренного для реализации цели, закрепленной в ст. 20 Конституции России, правовых оснований для ее неприменения в настоящее время нет. Поскольку такими условиями для упразднения смертной казни или окончания переходного периода, на наш взгляд, является отсутствие преступлений, за которые предусмотрена смертная казнь, а ст. 20 Конституции России направлена на охрану жизни не только преступников, но и потерпевших. Пока такие преступления продолжают совершаться, существует угроза жизни граждан России, отсутствуют и основания для неприменения смертной казни и ее исключения из уголовного законодательства. По этим же причинам и в прошлом, в период существования СССР, возобновлялось применение ранее отмененной смертной казни, которая также декларировалась в уголовном законодательстве как временная мера, применяемая вплоть до ее отмены.
(Ермолович Я.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 4)Следует отметить, что размер наказания в виде лишения свободы на определенный срок в ч. 3 ст. 279 УК РФ такой же, как и в ч. 1 этой статьи, поэтому не очень ясны основания дифференциации уголовной ответственности организатора вооруженного мятежа, который будет нести одинаковую ответственность как при наличии отягчающих признаков, так и без них, с учетом того что пожизненное лишение свободы применяется российскими судами крайне редко <6>, а установление минимального срока ограничения свободы в один год в ч. 3 ст. 279 УК РФ и возможность назначения штрафа в виде дополнительного наказания не соответствуют характеру и степени общественной опасности этого преступления, особенно повлекшего умышленное причинение смерти человеку. В этой связи необходимо также отметить, что санкция ч. 3 ст. 279 УК РФ мягче санкции ч. 2 ст. 105 УК РФ, которая предусматривает возможность назначения смертной казни за убийство при отягчающих обстоятельствах, т.е. установлена более строгая ответственность за совершение общеуголовного преступления. Как уже отмечалось, санкция ч. 3 ст. 279 УК РФ конструировалась по аналогии с ч. 3 ст. 205 УК РФ и сконструированной на ее основе ч. 3 ст. 281 УК РФ. В свое время это объяснялось тем, что Россия приняла на себя обязательства по отмене смертной казни, поэтому во все вновь вводимые составы преступлений это наказание не включалось. Пленум Верховного Суда Российской Федерации отмечает по этому поводу, что в случае, если террористический акт повлек умышленное причинение смерти человеку (либо двум и более лицам), содеянное охватывается п. "б" ч. 3 ст. 205 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 105 УК РФ не требует <7>. Однако с учетом изменившейся международной обстановки ввиду того, что Россия покинула Совет Европы в 2022 г., а неприменение института смертной казни основано на решении Конституционного Суда Российской Федерации, ссылающегося на ч. 2 ст. 20 Конституции России, где говорится о том, что смертная казнь носит временный характер и применяется впредь до ее отмены, т.е. лишь в течение определенного переходного периода, предусмотренного для реализации цели, закрепленной в ст. 20 Конституции России, правовых оснований для ее неприменения в настоящее время нет. Поскольку такими условиями для упразднения смертной казни или окончания переходного периода, на наш взгляд, является отсутствие преступлений, за которые предусмотрена смертная казнь, а ст. 20 Конституции России направлена на охрану жизни не только преступников, но и потерпевших. Пока такие преступления продолжают совершаться, существует угроза жизни граждан России, отсутствуют и основания для неприменения смертной казни и ее исключения из уголовного законодательства. По этим же причинам и в прошлом, в период существования СССР, возобновлялось применение ранее отмененной смертной казни, которая также декларировалась в уголовном законодательстве как временная мера, применяемая вплоть до ее отмены.
Статья: Понятие и характеристика права на жизнь
(Смоляков П.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Хотя с 01.01.2010 суды с участием присяжных заседателей действуют на всей территории страны, исходя из Определения Конституционного Суда РФ от 19.11.2009 N 1344-О-Р смертная казнь, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей, все равно не назначается. Суд определил, что в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, носящей временный характер ("впредь до ее отмены").
(Смоляков П.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Хотя с 01.01.2010 суды с участием присяжных заседателей действуют на всей территории страны, исходя из Определения Конституционного Суда РФ от 19.11.2009 N 1344-О-Р смертная казнь, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей, все равно не назначается. Суд определил, что в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, носящей временный характер ("впредь до ее отмены").
Статья: Уголовно-правовые и процессуальные вопросы смертной казни
(Цоколова О.И.)
("Российский следователь", 2025, N 7)История объявления в России моратория на смертную казнь известна. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., в ст. 20 содержит положения о временном характере применения смертной казни в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни. Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 724 "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы" содержит ссылку на рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы <9>. Правительству Российской Федерации предписывалось в месячный срок подготовить проект федерального закона о присоединении к Протоколу N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (ЕТС N 114) <10>. Протокол N 6 Россией подписан 16 апреля 1997 г. <11>, но до настоящего времени не ратифицирован <12>. Более того, Резолюцией Комитета министров Совета Европы от 23 марта 2022 г. "приостановлена" подпись нашей страны под конвенциями и протоколами СЕ, которые не были ратифицированы <13>.
(Цоколова О.И.)
("Российский следователь", 2025, N 7)История объявления в России моратория на смертную казнь известна. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., в ст. 20 содержит положения о временном характере применения смертной казни в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни. Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 724 "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы" содержит ссылку на рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы <9>. Правительству Российской Федерации предписывалось в месячный срок подготовить проект федерального закона о присоединении к Протоколу N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (ЕТС N 114) <10>. Протокол N 6 Россией подписан 16 апреля 1997 г. <11>, но до настоящего времени не ратифицирован <12>. Более того, Резолюцией Комитета министров Совета Европы от 23 марта 2022 г. "приостановлена" подпись нашей страны под конвенциями и протоколами СЕ, которые не были ратифицированы <13>.
Статья: Налогообложение Китая как инструмент национальной фискально-бюджетной политики
(Жильцова Ю.В., Васильева А.Е.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 1)В Китае выработан высокий уровень налоговой дисциплины, как норма, юридические и физические лица не уклоняются от обязанности уплаты налогов и сборов. Но стоит отметить, что смертная казнь за налоговые преступления отменена не так давно: чуть более десяти лет назад. За налоговые преступления предусмотрено четыре вида основных наказаний: от заключения на один месяц и вплоть до пожизненного, а иностранцы депортируются из Китая принудительно. Меры административной ответственности представлены крупными штрафами и пенями.
(Жильцова Ю.В., Васильева А.Е.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 1)В Китае выработан высокий уровень налоговой дисциплины, как норма, юридические и физические лица не уклоняются от обязанности уплаты налогов и сборов. Но стоит отметить, что смертная казнь за налоговые преступления отменена не так давно: чуть более десяти лет назад. За налоговые преступления предусмотрено четыре вида основных наказаний: от заключения на один месяц и вплоть до пожизненного, а иностранцы депортируются из Китая принудительно. Меры административной ответственности представлены крупными штрафами и пенями.
Статья: Правовые основания неприменения смертной казни
(Звечаровский И.Э.)
("Законность", 2025, N 2)Процесс формирования судов присяжных в России завершился тем, что с 1 января 2010 г. такой суд стал функционировать в Чеченской Республике. В связи с этим названное правовое основание неприменения смертной казни, казалось бы, утратило силу. Между тем незадолго до этого, 19 ноября 2009 г., Определением Конституционного Суда РФ N 1344-О-Р режим неприменения смертной казни был продлен и продлен на неопределенное время: "Положения пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П в системе действующего правового регулирования, на основе которого в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер ("впредь до ее отмены") и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, т.е. на реализацию цели, закрепленной статьей 20 (часть 2) Конституции Российской Федерации, означают, что исполнение данного Постановления в части, касающейся введения суда с участием присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации, не открывает возможность применения смертной казни (курсив мой. - И.З.), в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей".
(Звечаровский И.Э.)
("Законность", 2025, N 2)Процесс формирования судов присяжных в России завершился тем, что с 1 января 2010 г. такой суд стал функционировать в Чеченской Республике. В связи с этим названное правовое основание неприменения смертной казни, казалось бы, утратило силу. Между тем незадолго до этого, 19 ноября 2009 г., Определением Конституционного Суда РФ N 1344-О-Р режим неприменения смертной казни был продлен и продлен на неопределенное время: "Положения пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П в системе действующего правового регулирования, на основе которого в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер ("впредь до ее отмены") и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, т.е. на реализацию цели, закрепленной статьей 20 (часть 2) Конституции Российской Федерации, означают, что исполнение данного Постановления в части, касающейся введения суда с участием присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации, не открывает возможность применения смертной казни (курсив мой. - И.З.), в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей".