Отмена налогов и сБоров
Подборка наиболее важных документов по запросу Отмена налогов и сБоров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 5 "Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени" НК РФ"Распространение действия оспариваемого решения, предоставляющего налоговую льготу и улучшающего положение определенной категории налогоплательщиков, на налоговые периоды 2020 - 2022 годов соответствует пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1 "Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах" НК РФ"То обстоятельство, что законодательством внесены изменения в подпункт 12 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ не влечет автоматического изменения порядка и сроков исчисления и уплаты налогов, в том числе и спорного, поскольку согласно пункту 7 статьи 1 НК РФ внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О порядке отмены налогов, сборов, страховых взносов; о постановке физлиц на учет в налоговых органах, снятии их с учета, а также присвоении и применении ИНН.
(Письмо Минфина России от 31.03.2025 N 03-02-08/31501)Вопрос: О порядке отмены налогов, сборов, страховых взносов; о постановке физлиц на учет в налоговых органах, снятии их с учета, а также присвоении и применении ИНН.
(Письмо Минфина России от 31.03.2025 N 03-02-08/31501)Вопрос: О порядке отмены налогов, сборов, страховых взносов; о постановке физлиц на учет в налоговых органах, снятии их с учета, а также присвоении и применении ИНН.
Вопрос: О разъяснении положений законодательства в части отмены налогов (сборов, страховых взносов), а также об обязанности по их уплате и последствиях ее неисполнения.
(Письмо Минфина России от 08.02.2024 N 03-02-08/10559)Вопрос: О разъяснении положений законодательства в части отмены налогов (сборов, страховых взносов), а также об обязанности по их уплате и последствиях ее неисполнения.
(Письмо Минфина России от 08.02.2024 N 03-02-08/10559)Вопрос: О разъяснении положений законодательства в части отмены налогов (сборов, страховых взносов), а также об обязанности по их уплате и последствиях ее неисполнения.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"ДОХОДЫ ОТ ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И ПЕРЕРАСЧЕТОВ ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"ДОХОДЫ ОТ ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И ПЕРЕРАСЧЕТОВ ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ
Вопрос: Об обязанностях по уплате налогов, сборов, страховых взносов и порядке отмены в РФ конкретного налога (сбора).
(Письмо Минфина России от 21.10.2024 N 03-02-08/101817)Вопрос: Об обязанностях по уплате налогов, сборов, страховых взносов и порядке отмены в РФ конкретного налога (сбора).
(Письмо Минфина России от 21.10.2024 N 03-02-08/101817)Вопрос: Об обязанностях по уплате налогов, сборов, страховых взносов и порядке отмены в РФ конкретного налога (сбора).
Вопрос: О порядке отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
(Письмо Минфина России от 23.06.2025 N 03-02-08/61085)Вопрос: О порядке отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
(Письмо Минфина России от 23.06.2025 N 03-02-08/61085)Вопрос: О порядке отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Статья: Вступление в силу нормативных актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. п. 4, 5 ст. 5 НК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. п. 4, 5 ст. 5 НК РФ).
Готовое решение: Что нужно знать о ЕНП и ЕНС организациям и ИП
(КонсультантПлюс, 2025)отменой (в том числе частичной) зачета средств в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога, сбора, страхового взноса по заявлению об отмене либо в связи отсутствием на ЕНС необходимых средств - не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи заявления об отмене, или в день возникновения задолженности. Ранее зачтенные средства признаются ЕНП последовательно начиная с наиболее ранних сроков уплаты налога (сбора, страхового взноса), в счет уплаты которого осуществлен зачет. В случае совпадения этих сроков зачтенные средства признаются ЕНП в порядке возрастания суммы начиная с меньшей;
(КонсультантПлюс, 2025)отменой (в том числе частичной) зачета средств в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога, сбора, страхового взноса по заявлению об отмене либо в связи отсутствием на ЕНС необходимых средств - не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи заявления об отмене, или в день возникновения задолженности. Ранее зачтенные средства признаются ЕНП последовательно начиная с наиболее ранних сроков уплаты налога (сбора, страхового взноса), в счет уплаты которого осуществлен зачет. В случае совпадения этих сроков зачтенные средства признаются ЕНП в порядке возрастания суммы начиная с меньшей;
Статья: Неналоговые платежи бюджетной системы Российской Федерации
(Таирова С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 12)Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам являются неотъемлемой составляющей процесса уплаты налогов и сборов. Соответственно, в условиях сохранения наименования группы платежей в существующем виде они могут быть отнесены как к налоговым, так и к неналоговым платежам.
(Таирова С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 12)Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам являются неотъемлемой составляющей процесса уплаты налогов и сборов. Соответственно, в условиях сохранения наименования группы платежей в существующем виде они могут быть отнесены как к налоговым, так и к неналоговым платежам.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Наличие разъяснения финансового, налогового, иного уполномоченного органа государственной власти согласно ч. 3 ст. 111 НК РФ является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения и, соответственно, привлечение к налоговой ответственности, за исключением случая, если такие письменные разъяснения или мотивированное мнение налогового органа были основаны на неполной или недостоверной информации, поступившей от налогоплательщика <1>. Пункты 3, 4 ст. 5 НК РФ устанавливают, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу, а акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Таким образом, в ст. 111 НК РФ государство закрепило механизм защиты добросовестного налогоплательщика от непоследовательного поведения налоговых органов <2>, что, по сути, является одним из механизмов по предотвращению ситуаций эстоппель <3> в налоговых правоотношениях, способом защиты законных ожиданий налогоплательщика <4>.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Наличие разъяснения финансового, налогового, иного уполномоченного органа государственной власти согласно ч. 3 ст. 111 НК РФ является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения и, соответственно, привлечение к налоговой ответственности, за исключением случая, если такие письменные разъяснения или мотивированное мнение налогового органа были основаны на неполной или недостоверной информации, поступившей от налогоплательщика <1>. Пункты 3, 4 ст. 5 НК РФ устанавливают, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу, а акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Таким образом, в ст. 111 НК РФ государство закрепило механизм защиты добросовестного налогоплательщика от непоследовательного поведения налоговых органов <2>, что, по сути, является одним из механизмов по предотвращению ситуаций эстоппель <3> в налоговых правоотношениях, способом защиты законных ожиданий налогоплательщика <4>.
Вопрос: Об отмене налогов, сборов и об исполнении налогоплательщиком обязанности по их уплате.
(Письмо Минфина России от 28.04.2023 N 03-02-07/39497)Вопрос: Об отмене налогов, сборов и об исполнении налогоплательщиком обязанности по их уплате.
(Письмо Минфина России от 28.04.2023 N 03-02-07/39497)Вопрос: Об отмене налогов, сборов и об исполнении налогоплательщиком обязанности по их уплате.
Статья: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" как национальный проект развития местного самоуправления: история трансформации и прогнозы
(Диденко А.Н., Бабичев И.В.)
("Местное право", 2024, N 2)Законопроектом устанавливаются всего 27 неотъемлемых полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Большая часть таких полномочий относится к формально-правовой стороне и с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения как раз не связана (например, принятие устава муниципального образования; издание муниципальных правовых актов; установление официальных символов муниципального образования; исполнение бюджета муниципального образования; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального образования; осуществление муниципального контроля; организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума; осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд и т.п.).
(Диденко А.Н., Бабичев И.В.)
("Местное право", 2024, N 2)Законопроектом устанавливаются всего 27 неотъемлемых полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Большая часть таких полномочий относится к формально-правовой стороне и с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения как раз не связана (например, принятие устава муниципального образования; издание муниципальных правовых актов; установление официальных символов муниципального образования; исполнение бюджета муниципального образования; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального образования; осуществление муниципального контроля; организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума; осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд и т.п.).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В любом случае описанный выше порядок введения налога (сбора) исключает вступление в силу соответствующего нормативного правового акта с обратной силой. Однако это ограничение, имеющее конституционно-правовую основу, не касается так называемого отрицательного нормотворческого действия - отмены налога или сбора. Действительно, согласно п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В любом случае описанный выше порядок введения налога (сбора) исключает вступление в силу соответствующего нормативного правового акта с обратной силой. Однако это ограничение, имеющее конституционно-правовую основу, не касается так называемого отрицательного нормотворческого действия - отмены налога или сбора. Действительно, согласно п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Статья: Институт налоговой обязанности в системе налогового права: актуальные проблемы
(Лютова О.И.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)В развитие предложенного К.С. Бельским подхода к пониманию сущности и содержания налоговой системы Е.Ю. Грачева указывает на необходимость ее дополнения таким элементом, как принципы построения налоговой системы, которые должны применяться при регулировании существенных условий налогообложения: порядка установления, введения, изменения, отмены налогов и сборов, порядка распределения налогов и сборов между бюджетами разных уровней и государственных внебюджетных фондов, прав и обязанностей налогоплательщиков, организации отчетности субъектов налоговых правоотношений и т.д. <16>.
(Лютова О.И.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)В развитие предложенного К.С. Бельским подхода к пониманию сущности и содержания налоговой системы Е.Ю. Грачева указывает на необходимость ее дополнения таким элементом, как принципы построения налоговой системы, которые должны применяться при регулировании существенных условий налогообложения: порядка установления, введения, изменения, отмены налогов и сборов, порядка распределения налогов и сборов между бюджетами разных уровней и государственных внебюджетных фондов, прав и обязанностей налогоплательщиков, организации отчетности субъектов налоговых правоотношений и т.д. <16>.