Отложенные налоги 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Отложенные налоги 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.03.2024 N 02АП-9908/2023, 02АП-9911/2023 по делу N А28-13001/2020
Требование: Об отмене определения об истребовании бухгалтерской и иной документации, наложении судебной неустойки.
Решение: Определение отменено.Ответчик указывает, что фактически у него отсутствуют все документы, перечисленные в резолютивной части определения суда от 21.11.2023. Доказательств иного нет. Доводы конкурсного управляющего о наличии у ответчика другой документации должника, ему не переданной, основаны на предположении. Обжалуемый судебный акт заведомо неисполним. Из материалов спора не следует, что ответчик уклоняется от предоставления конкурсному управляющему информации, сведений об имуществе, документах должника. Напротив, материалами дела подтверждается представление Бочкаревым Д.А. арбитражному управляющему в ходе процедур банкротства письменных пояснений и исполнение обязанности по передаче всей имеющейся у ответчика документации ООО "Водосервис". Конкурсный управляющий ни доводы ответчика, ни факт передачи всей имеющейся у последнего документации должника не опроверг. По причине отсутствия у должника основных средств, а также расходов на внеоборотные активы карточки счета 01 "Основные средства", 02 "Амортизация основных средств", 08 "Вложения во внеоборотные активы" не заводились, в связи с чем отсутствуют. ООО "Водосервис" применяет упрощенную систему бухгалтерского учета, налогообложения, плательщиком налога на прибыль, НДС не является. Соответственно, у ООО "Водосервис" нет обязанности вести счета 09 "Отложенные налоговые активы", 19 "НДС по приобретенным ценностям", 77 "Отложенные налоговые обязательства" и они не велись, что также подтверждается бухгалтерскими балансами на 31.12.2019, на 31.12.2020. ОСВ не является документом первичного учета, не относится к документам бухгалтерской отчетности и не подтверждает факт наличия задолженности по договору. Конкурсный управляющий, истребуя регистры бухгалтерского учета (карточки счета, ОСВ), не обосновал их актуальность, значимость, наличие в натуре, как и необходимость их наличия. Невозможность проведения мероприятий конкурсного производства ввиду отсутствия испрашиваемых документов не следует из дела.
Требование: Об отмене определения об истребовании бухгалтерской и иной документации, наложении судебной неустойки.
Решение: Определение отменено.Ответчик указывает, что фактически у него отсутствуют все документы, перечисленные в резолютивной части определения суда от 21.11.2023. Доказательств иного нет. Доводы конкурсного управляющего о наличии у ответчика другой документации должника, ему не переданной, основаны на предположении. Обжалуемый судебный акт заведомо неисполним. Из материалов спора не следует, что ответчик уклоняется от предоставления конкурсному управляющему информации, сведений об имуществе, документах должника. Напротив, материалами дела подтверждается представление Бочкаревым Д.А. арбитражному управляющему в ходе процедур банкротства письменных пояснений и исполнение обязанности по передаче всей имеющейся у ответчика документации ООО "Водосервис". Конкурсный управляющий ни доводы ответчика, ни факт передачи всей имеющейся у последнего документации должника не опроверг. По причине отсутствия у должника основных средств, а также расходов на внеоборотные активы карточки счета 01 "Основные средства", 02 "Амортизация основных средств", 08 "Вложения во внеоборотные активы" не заводились, в связи с чем отсутствуют. ООО "Водосервис" применяет упрощенную систему бухгалтерского учета, налогообложения, плательщиком налога на прибыль, НДС не является. Соответственно, у ООО "Водосервис" нет обязанности вести счета 09 "Отложенные налоговые активы", 19 "НДС по приобретенным ценностям", 77 "Отложенные налоговые обязательства" и они не велись, что также подтверждается бухгалтерскими балансами на 31.12.2019, на 31.12.2020. ОСВ не является документом первичного учета, не относится к документам бухгалтерской отчетности и не подтверждает факт наличия задолженности по договору. Конкурсный управляющий, истребуя регистры бухгалтерского учета (карточки счета, ОСВ), не обосновал их актуальность, значимость, наличие в натуре, как и необходимость их наличия. Невозможность проведения мероприятий конкурсного производства ввиду отсутствия испрашиваемых документов не следует из дела.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 46 "Взыскание задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В отношении общества проводилась проверка за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, по результатам которой был составлен акт от 12.12.2018 и вынесено решение от 01.10.2020 о привлечении общества к ответственности. Суд отметил, что акт по проверке составлен с соблюдением срока, установленного ст. 100 НК РФ, то есть до 12.12.2018. Получив 28.01.2019 акт проверки, общество представило возражения от 28.02.2019 и от 19.03.2019, по итогам рассмотрения которых налоговый орган принял решение от 13.03.2019 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в период до 12.04.2019. Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля отражены в дополнении от 07.05.2019 к акту проверки, которое направлено налогоплательщику 16.05.2019. Возражения налогоплательщика на дополнение к акту проверки рассмотрены налоговым органом 18.06.2019, и принято решение от 19.06.2019 о продлении срока рассмотрения материалов проверки до 19.07.2019. Рассмотрение материалов проверки состоялось 19.07.2019, однако впоследствии неоднократно откладывалось в связи с поступлением ответов на запросы инспекции, направленные в ходе проверки, с которыми должен был ознакомиться налогоплательщик. Таким образом, материалы налоговой проверки фактически рассматривались с 18.06.2019 по 01.10.2020 (дата вынесения решения по результатам проверки). Суд пришел к выводу, что рассмотрение материалов проверки в течение полутора лет было обусловлено необходимостью обеспечения прав и законных интересов проверяемого налогоплательщика, при этом само по себе нарушение длительности проведения налоговой проверки не имеет юридического значения для оценки возможности взыскания задолженности по налогам. Налоговым органом не принимались меры принудительного взыскания налоговой задолженности, предусмотренные ст. ст. 46 и 47 НК РФ. Исходя из даты обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки (31.03.2021), суд пришел к выводу, что предельный двухлетний срок на взыскание налоговой задолженности в судебном порядке налоговым органом не пропущен.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В отношении общества проводилась проверка за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, по результатам которой был составлен акт от 12.12.2018 и вынесено решение от 01.10.2020 о привлечении общества к ответственности. Суд отметил, что акт по проверке составлен с соблюдением срока, установленного ст. 100 НК РФ, то есть до 12.12.2018. Получив 28.01.2019 акт проверки, общество представило возражения от 28.02.2019 и от 19.03.2019, по итогам рассмотрения которых налоговый орган принял решение от 13.03.2019 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в период до 12.04.2019. Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля отражены в дополнении от 07.05.2019 к акту проверки, которое направлено налогоплательщику 16.05.2019. Возражения налогоплательщика на дополнение к акту проверки рассмотрены налоговым органом 18.06.2019, и принято решение от 19.06.2019 о продлении срока рассмотрения материалов проверки до 19.07.2019. Рассмотрение материалов проверки состоялось 19.07.2019, однако впоследствии неоднократно откладывалось в связи с поступлением ответов на запросы инспекции, направленные в ходе проверки, с которыми должен был ознакомиться налогоплательщик. Таким образом, материалы налоговой проверки фактически рассматривались с 18.06.2019 по 01.10.2020 (дата вынесения решения по результатам проверки). Суд пришел к выводу, что рассмотрение материалов проверки в течение полутора лет было обусловлено необходимостью обеспечения прав и законных интересов проверяемого налогоплательщика, при этом само по себе нарушение длительности проведения налоговой проверки не имеет юридического значения для оценки возможности взыскания задолженности по налогам. Налоговым органом не принимались меры принудительного взыскания налоговой задолженности, предусмотренные ст. ст. 46 и 47 НК РФ. Исходя из даты обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки (31.03.2021), суд пришел к выводу, что предельный двухлетний срок на взыскание налоговой задолженности в судебном порядке налоговым органом не пропущен.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как применять ПБУ 18/02 при возникновении постоянных и временных разниц между бухгалтерским и налоговым учетом
(КонсультантПлюс, 2025)результаты операций не учитываются при определении бухгалтерской прибыли (убытка), но формируют совокупный финансовый результат и (или) показатели капитала. Примерами таких операций являются: переоценка ОС и НМА, курсовые разницы по зарубежной деятельности, получение вкладов в уставный капитал и в имущество общества (Информационное сообщение Минфина России от 28.12.2018 N ИС-учет-13, п. 6 Рекомендации Р-102/2019-КпР "Порядок учета налога на прибыль", п. п. 1, 2, 3 Рекомендации Р-123/2020-КпР "Отложенный налог на прибыль по полученным от собственников активам").
(КонсультантПлюс, 2025)результаты операций не учитываются при определении бухгалтерской прибыли (убытка), но формируют совокупный финансовый результат и (или) показатели капитала. Примерами таких операций являются: переоценка ОС и НМА, курсовые разницы по зарубежной деятельности, получение вкладов в уставный капитал и в имущество общества (Информационное сообщение Минфина России от 28.12.2018 N ИС-учет-13, п. 6 Рекомендации Р-102/2019-КпР "Порядок учета налога на прибыль", п. п. 1, 2, 3 Рекомендации Р-123/2020-КпР "Отложенный налог на прибыль по полученным от собственников активам").
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)- на счетах 84, 83 - в части операций, не включаемых в бухгалтерскую прибыль (убыток) (переоценка ОС, поступление имущественных вкладов от учредителей). Эти суммы отражаются в нижней части отчета о финансовых результатах в качестве статьи, уменьшающей (увеличивающей) чистую прибыль (убыток) при формировании совокупного финансового результата периода (Рекомендации БМЦ Р-102/2019-КпР "Порядок учета налога на прибыль" и Р-123/2020-КпР "Отложенный налог на прибыль по полученным от собственников активам").
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)- на счетах 84, 83 - в части операций, не включаемых в бухгалтерскую прибыль (убыток) (переоценка ОС, поступление имущественных вкладов от учредителей). Эти суммы отражаются в нижней части отчета о финансовых результатах в качестве статьи, уменьшающей (увеличивающей) чистую прибыль (убыток) при формировании совокупного финансового результата периода (Рекомендации БМЦ Р-102/2019-КпР "Порядок учета налога на прибыль" и Р-123/2020-КпР "Отложенный налог на прибыль по полученным от собственников активам").
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)уменьшение НДС отложенного по долгосрочным договорам строительного подряда при отнесении признанной суммы расчетов с дебиторами по доходам к предъявлению по мере завершения этапов работ (работ) по долгосрочному договору строительного подряда на расчеты с дебиторами по доходам от реализации отражается по дебету счета 030304831 "Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость" и кредиту 030304731 "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость";
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)уменьшение НДС отложенного по долгосрочным договорам строительного подряда при отнесении признанной суммы расчетов с дебиторами по доходам к предъявлению по мере завершения этапов работ (работ) по долгосрочному договору строительного подряда на расчеты с дебиторами по доходам от реализации отражается по дебету счета 030304831 "Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость" и кредиту 030304731 "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость";
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)В отчете о финансовых результатах отражается информация о суммарном изменении отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, признанных в бухгалтерском учете в соответствии с требованиями ПБУ 18/02, за отчетный период. Данные показатели формы N 2 за 2021 год в связи с переходом на ФСБУ 6/2020 не затрагиваются (изменяются только остатки по счетам 01, 84, 09, 77), поэтому пересчет показателей ОФР "Себестоимость продаж", "Отложенный налог на прибыль" не производится.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)В отчете о финансовых результатах отражается информация о суммарном изменении отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, признанных в бухгалтерском учете в соответствии с требованиями ПБУ 18/02, за отчетный период. Данные показатели формы N 2 за 2021 год в связи с переходом на ФСБУ 6/2020 не затрагиваются (изменяются только остатки по счетам 01, 84, 09, 77), поэтому пересчет показателей ОФР "Себестоимость продаж", "Отложенный налог на прибыль" не производится.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Согласно п. 15 ПБУ 18/02 под отложенным налоговым обязательством (ОНО) понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. По мере уменьшения или полного погашения налогооблагаемых временных разниц согласно п. 18 ПБУ 18/02 будут уменьшаться или полностью погашаться отложенные налоговые обязательства.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Согласно п. 15 ПБУ 18/02 под отложенным налоговым обязательством (ОНО) понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. По мере уменьшения или полного погашения налогооблагаемых временных разниц согласно п. 18 ПБУ 18/02 будут уменьшаться или полностью погашаться отложенные налоговые обязательства.
Статья: ПБУ 18/02: Основы применения балансового метода
(Оломская Е.В., Аксентьев А.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 20)<10> Пример "схлопывания" временных разниц представлен в статье: Маврицкая Е. Инструкция для новой редакции ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", которую необходимо применять с 2020 года // Бухонлайн. 25 февраля 2020. URL: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2019/10/15088.
(Оломская Е.В., Аксентьев А.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 20)<10> Пример "схлопывания" временных разниц представлен в статье: Маврицкая Е. Инструкция для новой редакции ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", которую необходимо применять с 2020 года // Бухонлайн. 25 февраля 2020. URL: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2019/10/15088.
Статья: Рекомендация Р-157/2024-КпР "Фактическое наличие инвентаризируемых объектов"
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 23.01.2024)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2024)Пересчет временных разниц путем сравнения балансовой стоимости активов и обязательств с их стоимостью, принимаемой для целей налогообложения
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 23.01.2024)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2024)Пересчет временных разниц путем сравнения балансовой стоимости активов и обязательств с их стоимостью, принимаемой для целей налогообложения
Готовое решение: Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)в составе показателя "отложенный налог на прибыль организаций" с кодом 2412 или, в случае существенности вычета, в составе отдельного показателя "инвестиционный налоговый вычет" с кодом 2413 приведите разность между величинами возникшего и использованного в отчетном периоде инвестиционного налогового вычета.
(КонсультантПлюс, 2025)в составе показателя "отложенный налог на прибыль организаций" с кодом 2412 или, в случае существенности вычета, в составе отдельного показателя "инвестиционный налоговый вычет" с кодом 2413 приведите разность между величинами возникшего и использованного в отчетном периоде инвестиционного налогового вычета.
Статья: Директор на больничном в период проверок. Анализ поведения юрслужб фирм и проверяющих органов
(Жукова А.)
("Трудовое право", 2021, N 1)Рассмотрение материалов налоговой проверки в отсутствие самого налогоплательщика, заявившего ходатайство об отложении, не нарушает права компании на участие в ходе налоговой проверки и на дачу пояснений по рассматриваемым материалам, если извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки вручено лично ее руководителю. При этом ходатайство об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с болезнью единоличного исполнительного органа не подлежит удовлетворению, если из листов нетрудоспособности следует, что руководитель открыл больничный за несколько дней до даты рассмотрения материалов налоговой проверки (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2019 N 07АП-5759/18(2), оставлено в силе Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.02.2020 N Ф04-7275/2019).
(Жукова А.)
("Трудовое право", 2021, N 1)Рассмотрение материалов налоговой проверки в отсутствие самого налогоплательщика, заявившего ходатайство об отложении, не нарушает права компании на участие в ходе налоговой проверки и на дачу пояснений по рассматриваемым материалам, если извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки вручено лично ее руководителю. При этом ходатайство об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с болезнью единоличного исполнительного органа не подлежит удовлетворению, если из листов нетрудоспособности следует, что руководитель открыл больничный за несколько дней до даты рассмотрения материалов налоговой проверки (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2019 N 07АП-5759/18(2), оставлено в силе Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.02.2020 N Ф04-7275/2019).
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Правительством Российской Федерации были утверждены меры поддержки предпринимателей в целях минимизации негативных последствий, связанных с распространением коронавирусной инфекции. В их числе отложение сроков предоставления отчетности и уплаты установленных налогов и сборов.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Правительством Российской Федерации были утверждены меры поддержки предпринимателей в целях минимизации негативных последствий, связанных с распространением коронавирусной инфекции. В их числе отложение сроков предоставления отчетности и уплаты установленных налогов и сборов.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 3)В бухгалтерской отчетности за 2020 год в качестве сравнительных приводятся скорректированные данные за 2019 год. Для целей корректировки сравнительных данных организация определяет сумму (суммы) ОНА и (или) ОНО по состоянию на начало 2019 года. Сумма отложенного налога на прибыль за 2019 год, представляемая в отчете о финансовых результатах за 2020 год в качестве сравнительного показателя, определяется как изменение сумм ОНА и (или) ОНО за 2019 год, рассчитанных по новым правилам.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 3)В бухгалтерской отчетности за 2020 год в качестве сравнительных приводятся скорректированные данные за 2019 год. Для целей корректировки сравнительных данных организация определяет сумму (суммы) ОНА и (или) ОНО по состоянию на начало 2019 года. Сумма отложенного налога на прибыль за 2019 год, представляемая в отчете о финансовых результатах за 2020 год в качестве сравнительного показателя, определяется как изменение сумм ОНА и (или) ОНО за 2019 год, рассчитанных по новым правилам.
Статья: Специальные меры, предпринимаемые государствами БРИКС в сфере правового регулирования налога на добавленную стоимость в связи с распространением новой коронавирусной инфекции
(Гладун Е.Ф.)
("Финансовое право", 2021, N 9)Российская Федерация также выступила с пакетом мер, облегчающих положение налогоплательщиков в условиях пандемии. В сфере налогообложения добавленной стоимости введена отсрочка подачи налоговой декларации по НДС за I квартал 2020 г. - срок подачи отчетности с 25 апреля отложен до 15 мая. Безусловно важным решением становится отмена НДС для трудоемкой отрасли ресторанов и кафе с выручкой не более 2 млрд руб. с сохранением за ними права на уплату пониженной ставки страховых взносов в размере 15% даже в том случае, если численность персонала компании вырастет до 1 500 человек. В остальном порядок подачи деклараций и уплаты НДС остается неизменным.
(Гладун Е.Ф.)
("Финансовое право", 2021, N 9)Российская Федерация также выступила с пакетом мер, облегчающих положение налогоплательщиков в условиях пандемии. В сфере налогообложения добавленной стоимости введена отсрочка подачи налоговой декларации по НДС за I квартал 2020 г. - срок подачи отчетности с 25 апреля отложен до 15 мая. Безусловно важным решением становится отмена НДС для трудоемкой отрасли ресторанов и кафе с выручкой не более 2 млрд руб. с сохранением за ними права на уплату пониженной ставки страховых взносов в размере 15% даже в том случае, если численность персонала компании вырастет до 1 500 человек. В остальном порядок подачи деклараций и уплаты НДС остается неизменным.
Статья: Лицо, уплатившее налог за налогоплательщика, не вправе уточнить основание и тип платежа
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 37)По мнению инспекции, в результате действий конкурсного управляющего по преждевременному распределению денежных средств нарушен принцип соразмерного погашения требований кредиторов. Налоговому органу причинены убытки в виде недополученных в бюджет денежных средств, поскольку на данный момент у должника отсутствует имущество, за счет которого возможно погасить требования кредиторов. Суды нижестоящих инстанций исходили из того, что действия конкурсного управляющего по распределению денежных средств соответствовали требованиям ст. 142 Закона РФ "О банкротстве". Оснований для резервирования денежных средств применительно к п. 6 ст. 142 Закона РФ "О банкротстве" у управляющего не имелось, поскольку между ним и налоговым органом отсутствовали какие-либо разногласия относительно состава и размера требований. На момент включения требований инспекции в реестр у должника имелись активы, за счет которых конкурсный управляющий планировал производить гашение реестра. На дату рассмотрения обоснованности заявления налогового органа формирование конкурсной массы не завершено (признано доказанным наличие оснований для привлечения контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности), в связи с чем возможность удовлетворения требований кредиторов не утрачена. Инспекцией не доказана причинно-следственная связь между действиями конкурсного управляющего по распределению денежных средств и возможными убытками налоговой. СКЭС не согласилась с актами нижестоящих судов. Получив 14.01.2020 на счет должника денежные средства и зная о дате рассмотрения и размере требования инспекции (23.01.2020), любой разумный управляющий в целях реализации принципа соразмерного удовлетворения требований кредиторов отложил бы принятие решения о погашении третьей очереди реестра или применительно к п. 6 ст. 142 Закона РФ "О банкротстве" зарезервировал бы денежные средства в размере, достаточном для соразмерного погашения требования налогового органа. Вместо этого конкурсный управляющий в период с 22.01.2020 по 02.02.2020 (то есть в том числе и после принятия определения о включении задолженности перед инспекцией) осуществил погашение требований кредиторов, включенных в реестр по состоянию на 16.01.2020. Подобные действия управляющего нельзя признать отвечающими стандартам добросовестности и разумности. Тот факт, что управляющий планировал погасить требования налогового органа за счет иных активов должника, не опровергает неразумность его поведения. Выводы судов нижестоящих инстанций о надлежащем исполнении конкурсным управляющим своих обязанностей являются ошибочными. Жалоба инспекции о признании незаконными действий (бездействия) конкурсного управляющего, выразившихся в нарушении соразмерности удовлетворения требований, подлежала удовлетворению.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 37)По мнению инспекции, в результате действий конкурсного управляющего по преждевременному распределению денежных средств нарушен принцип соразмерного погашения требований кредиторов. Налоговому органу причинены убытки в виде недополученных в бюджет денежных средств, поскольку на данный момент у должника отсутствует имущество, за счет которого возможно погасить требования кредиторов. Суды нижестоящих инстанций исходили из того, что действия конкурсного управляющего по распределению денежных средств соответствовали требованиям ст. 142 Закона РФ "О банкротстве". Оснований для резервирования денежных средств применительно к п. 6 ст. 142 Закона РФ "О банкротстве" у управляющего не имелось, поскольку между ним и налоговым органом отсутствовали какие-либо разногласия относительно состава и размера требований. На момент включения требований инспекции в реестр у должника имелись активы, за счет которых конкурсный управляющий планировал производить гашение реестра. На дату рассмотрения обоснованности заявления налогового органа формирование конкурсной массы не завершено (признано доказанным наличие оснований для привлечения контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности), в связи с чем возможность удовлетворения требований кредиторов не утрачена. Инспекцией не доказана причинно-следственная связь между действиями конкурсного управляющего по распределению денежных средств и возможными убытками налоговой. СКЭС не согласилась с актами нижестоящих судов. Получив 14.01.2020 на счет должника денежные средства и зная о дате рассмотрения и размере требования инспекции (23.01.2020), любой разумный управляющий в целях реализации принципа соразмерного удовлетворения требований кредиторов отложил бы принятие решения о погашении третьей очереди реестра или применительно к п. 6 ст. 142 Закона РФ "О банкротстве" зарезервировал бы денежные средства в размере, достаточном для соразмерного погашения требования налогового органа. Вместо этого конкурсный управляющий в период с 22.01.2020 по 02.02.2020 (то есть в том числе и после принятия определения о включении задолженности перед инспекцией) осуществил погашение требований кредиторов, включенных в реестр по состоянию на 16.01.2020. Подобные действия управляющего нельзя признать отвечающими стандартам добросовестности и разумности. Тот факт, что управляющий планировал погасить требования налогового органа за счет иных активов должника, не опровергает неразумность его поведения. Выводы судов нижестоящих инстанций о надлежащем исполнении конкурсным управляющим своих обязанностей являются ошибочными. Жалоба инспекции о признании незаконными действий (бездействия) конкурсного управляющего, выразившихся в нарушении соразмерности удовлетворения требований, подлежала удовлетворению.