Отличия муниципальной службы от государственной
Подборка наиболее важных документов по запросу Отличия муниципальной службы от государственной (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Условия поступления на муниципальную службу в новых регионах Российской Федерации
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)В отличие от государственной службы, применительно к муниципальной в качестве условия здесь прямо не названа необходимость наличия гражданства Российской Федерации, однако это требование вытекает из ст. 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации".
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)В отличие от государственной службы, применительно к муниципальной в качестве условия здесь прямо не названа необходимость наличия гражданства Российской Федерации, однако это требование вытекает из ст. 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Статья: Особенности организации и деятельности органов местной власти в закрытых образованиях в Российской Федерации
(Евдокимов В.Б., Петряев П.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)Подобные сомнения усиливаются теми факторами, что исследуемые органы так же, как и органы государственной власти, выполняют правоохранительные функции и функции административной юрисдикции, в своей работе широко используют метод принуждения, а муниципальная и государственная службы не имеют принципиальных отличий.
(Евдокимов В.Б., Петряев П.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)Подобные сомнения усиливаются теми факторами, что исследуемые органы так же, как и органы государственной власти, выполняют правоохранительные функции и функции административной юрисдикции, в своей работе широко используют метод принуждения, а муниципальная и государственная службы не имеют принципиальных отличий.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Б. считал, что в связи с наличием противоречий между положениями муниципального нормативного правового акта и положениями Закона Костромской области, а также федерального законодательства (Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации") норма определения среднемесячного денежного содержания муниципальных служащих для исчисления пенсии за выслугу лет существенно отличается от установленной нормы определения среднемесячного денежного содержания государственных гражданских служащих Костромской области.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Б. считал, что в связи с наличием противоречий между положениями муниципального нормативного правового акта и положениями Закона Костромской области, а также федерального законодательства (Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации") норма определения среднемесячного денежного содержания муниципальных служащих для исчисления пенсии за выслугу лет существенно отличается от установленной нормы определения среднемесячного денежного содержания государственных гражданских служащих Костромской области.
Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2007 N 12-П
"По делу о проверке конституционности пунктов 9 и 10 статьи 7 Закона Нижегородской области "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области" в связи с жалобой гражданина Н.Д. Пирожкова"3.2. Субъект Российской Федерации, устанавливая - при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей - условия назначения лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (должности муниципальной службы), пенсии за выслугу лет, предоставляемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительно к их трудовой пенсии, вправе определять, периоды какой трудовой деятельности, предшествовавшей государственной гражданской (муниципальной) службе, помимо предусмотренной непосредственно федеральным законодательством, подлежат зачету в стаж, дающий право на такую пенсию, исходя в том числе из своих финансовых возможностей. При этом закрепление в законе субъекта Российской Федерации перечня периодов трудовой деятельности, признаваемой равнозначной государственной гражданской (муниципальной) службе и засчитываемой в соответствующий стаж, отличающегося от установленного на федеральном уровне применительно к определению стажа государственной службы федеральных гражданских служащих, само по себе не может рассматриваться как нарушение требований статьи 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации.
"По делу о проверке конституционности пунктов 9 и 10 статьи 7 Закона Нижегородской области "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области" в связи с жалобой гражданина Н.Д. Пирожкова"3.2. Субъект Российской Федерации, устанавливая - при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей - условия назначения лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (должности муниципальной службы), пенсии за выслугу лет, предоставляемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительно к их трудовой пенсии, вправе определять, периоды какой трудовой деятельности, предшествовавшей государственной гражданской (муниципальной) службе, помимо предусмотренной непосредственно федеральным законодательством, подлежат зачету в стаж, дающий право на такую пенсию, исходя в том числе из своих финансовых возможностей. При этом закрепление в законе субъекта Российской Федерации перечня периодов трудовой деятельности, признаваемой равнозначной государственной гражданской (муниципальной) службе и засчитываемой в соответствующий стаж, отличающегося от установленного на федеральном уровне применительно к определению стажа государственной службы федеральных гражданских служащих, само по себе не может рассматриваться как нарушение требований статьи 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации.
Статья: Взаимосвязь государственной гражданской службы и муниципальной службы: основы и перспективы
(Нестеренко В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)2. Гарифуллина А.Р. Дефицит квалифицированных кадров в органах местного самоуправления: общетеоретические аспекты / А.Р. Гарифуллина, Л.В. Юн // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2020. N 3. С. 3 - 5.
(Нестеренко В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)2. Гарифуллина А.Р. Дефицит квалифицированных кадров в органах местного самоуправления: общетеоретические аспекты / А.Р. Гарифуллина, Л.В. Юн // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2020. N 3. С. 3 - 5.
Статья: Проведение служебной проверки на муниципальной службе
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В отличие от ст. ст. 58, 59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон о государственной службе), Закон о муниципальной службе не содержит в себе требований к обязательному проведению служебной проверки при привлечении муниципального служащего к дисциплинарной ответственности.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В отличие от ст. ст. 58, 59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон о государственной службе), Закон о муниципальной службе не содержит в себе требований к обязательному проведению служебной проверки при привлечении муниципального служащего к дисциплинарной ответственности.
Статья: Направления совершенствования муниципальной службы в связи с провозглашением принципа единства системы публичной власти
(Аленина И.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)Действующая система источников, определяющих правовое положение муниципальных служащих, отличается многоуровневостью и включает в себя, наряду с правовыми актами федеральных органов власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также муниципальные правовые акты. Федеральный закон N 25-ФЗ относит к компетенции субъектов Российской Федерации: урегулирование вопросов формирования реестра должностей муниципальной службы; определение соотношения должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации; установление классных чинов муниципальных служащих и порядка их присвоения, дополнительных отпусков, структуры денежного содержания, порядка исчисления стажа муниципальной службы, порядка проверки сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, порядка создания комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов, применения дисциплинарных взысканий за правонарушения коррупционной направленности; утверждение типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, а также типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих.
(Аленина И.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)Действующая система источников, определяющих правовое положение муниципальных служащих, отличается многоуровневостью и включает в себя, наряду с правовыми актами федеральных органов власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также муниципальные правовые акты. Федеральный закон N 25-ФЗ относит к компетенции субъектов Российской Федерации: урегулирование вопросов формирования реестра должностей муниципальной службы; определение соотношения должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации; установление классных чинов муниципальных служащих и порядка их присвоения, дополнительных отпусков, структуры денежного содержания, порядка исчисления стажа муниципальной службы, порядка проверки сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, порядка создания комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов, применения дисциплинарных взысканий за правонарушения коррупционной направленности; утверждение типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, а также типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих.
"Взаимодействие принципов адвокатской деятельности и гражданского процессуального права как фактор повышения эффективности судебной защиты: монография"
(Федина А.С.)
("Проспект", 2024)Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, экспертной (в том числе в органах и учреждениях Федеральной палаты адвокатов и адвокатских палат субъектов Российской Федерации, а также в адвокатских образованиях), а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности (статья 2 Закона об адвокатуре). Источником данного запрета является определение адвоката в качестве одного из участников осуществления правосудия.
(Федина А.С.)
("Проспект", 2024)Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, экспертной (в том числе в органах и учреждениях Федеральной палаты адвокатов и адвокатских палат субъектов Российской Федерации, а также в адвокатских образованиях), а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности (статья 2 Закона об адвокатуре). Источником данного запрета является определение адвоката в качестве одного из участников осуществления правосудия.
Статья: Служебная дисциплина муниципальных служащих: теоретические аспекты и несовершенство правового регулирования
(Яхина О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)5. Служебная дисциплина муниципальных служащих имеет общие черты со служебной дисциплиной государственных служащих, различия проявляются в нормативной основе, в виде правоотношений. Следует отметить, что служебная дисциплина муниципальных служащих урегулирована менее тщательно, чем аналогичная категория института государственной службы, в связи с чем законодательство нуждается в совершенствовании. Служебная дисциплина муниципальных служащих - это моноподынститут муниципальной службы и не имеет видов, в отличие от служебной дисциплины государственных служащих, где отдельно выделяют служебную дисциплину государственных гражданских служащих, сотрудников полиции, таможенных органов, военнослужащих и т.д.
(Яхина О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)5. Служебная дисциплина муниципальных служащих имеет общие черты со служебной дисциплиной государственных служащих, различия проявляются в нормативной основе, в виде правоотношений. Следует отметить, что служебная дисциплина муниципальных служащих урегулирована менее тщательно, чем аналогичная категория института государственной службы, в связи с чем законодательство нуждается в совершенствовании. Служебная дисциплина муниципальных служащих - это моноподынститут муниципальной службы и не имеет видов, в отличие от служебной дисциплины государственных служащих, где отдельно выделяют служебную дисциплину государственных гражданских служащих, сотрудников полиции, таможенных органов, военнослужащих и т.д.
Статья: Кадровый резерв муниципальной службы: актуальные проблемы формирования и возможные пути их разрешения
(Кутько В.В., Нестеренко В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)Также в свете повышенного внимания государства к развитию молодежной политики следует обратить внимание на недостаток молодых специалистов и, как следствие, необходимость включения в кадровый резерв муниципальной службы представителей молодого поколения. Это предложение достаточно ценно и с той позиции, что в современных реалиях молодежь инициативна, отличается способностью к принятию управленческих решений и их эффективной реализации, что в первую очередь важно для муниципального служащего.
(Кутько В.В., Нестеренко В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)Также в свете повышенного внимания государства к развитию молодежной политики следует обратить внимание на недостаток молодых специалистов и, как следствие, необходимость включения в кадровый резерв муниципальной службы представителей молодого поколения. Это предложение достаточно ценно и с той позиции, что в современных реалиях молодежь инициативна, отличается способностью к принятию управленческих решений и их эффективной реализации, что в первую очередь важно для муниципального служащего.
Статья: Некоторые вопросы совершенствования законодательства субъектов РФ по вопросам муниципальной службы
(Кожевников О.А., Чуклин А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)Общие подходы к направлениям правового регулирования муниципальной службы в субъектах РФ закреплены в Федеральном законе от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" <4> (далее - Закон N 25-ФЗ). Нельзя не отметить, на наш взгляд, самый существенный недостаток указанного акта - это отсутствие четкого нормативного разделения объема компетенции правового регулирования между федеральным и региональным законодателем в области муниципальной службы. В отличие от положений Закона N 131-ФЗ, где в ст. 5 и 6 достаточно определенно разведены полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления, что, безусловно, влияет на системность законодательства о местном самоуправлении, в Законе N 25-ФЗ федеральный законодатель ограничился лишь установлением в ст. 4 основных принципов муниципальной службы, не предусмотрев разграничений законотворческих полномочий между уровнями государственной власти. При таком подходе органы государственной власти фактически наделяются правом самостоятельно устанавливать объем своих полномочий в области местного самоуправления, что существенно увеличивает возможности произвольного расширения государственных начал в муниципальной сфере.
(Кожевников О.А., Чуклин А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)Общие подходы к направлениям правового регулирования муниципальной службы в субъектах РФ закреплены в Федеральном законе от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" <4> (далее - Закон N 25-ФЗ). Нельзя не отметить, на наш взгляд, самый существенный недостаток указанного акта - это отсутствие четкого нормативного разделения объема компетенции правового регулирования между федеральным и региональным законодателем в области муниципальной службы. В отличие от положений Закона N 131-ФЗ, где в ст. 5 и 6 достаточно определенно разведены полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления, что, безусловно, влияет на системность законодательства о местном самоуправлении, в Законе N 25-ФЗ федеральный законодатель ограничился лишь установлением в ст. 4 основных принципов муниципальной службы, не предусмотрев разграничений законотворческих полномочий между уровнями государственной власти. При таком подходе органы государственной власти фактически наделяются правом самостоятельно устанавливать объем своих полномочий в области местного самоуправления, что существенно увеличивает возможности произвольного расширения государственных начал в муниципальной сфере.
Статья: Закон об "обнулении" сроков полномочий губернаторов: что ждет российский федерализм и местное самоуправление
(Гриценко Е., Кряжков В., Брежнев О., Лексин И., Малютин Н.)
("Закон", 2021, N 12)Брежнев Олег, заведующий кафедрой конституционного и гражданского права Курской академии государственной и муниципальной службы, доктор юридических наук, профессор.
(Гриценко Е., Кряжков В., Брежнев О., Лексин И., Малютин Н.)
("Закон", 2021, N 12)Брежнев Олег, заведующий кафедрой конституционного и гражданского права Курской академии государственной и муниципальной службы, доктор юридических наук, профессор.
Статья: Состояние правового регулирования института ротации государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и муниципальных служащих
(Попова Н.Ф.)
("Современное право", 2025, N 8)Анализируя состояние правового регулирования государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, автор показывает, что это регулирование отличается разной степенью проработанности. Рассматривается также регламентация института ротации на муниципальной службе. Автор указывает, что ни федеральное, ни региональное законодательство не содержит норм о ротации муниципальных служащих. Однако на практике она осуществляется в соответствии с муниципальными актами в крупных муниципальных образованиях, таких как городское поселение и муниципальный район. Формулируются предложения по совершенствованию законодательства по рассматриваемому вопросу.
(Попова Н.Ф.)
("Современное право", 2025, N 8)Анализируя состояние правового регулирования государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, автор показывает, что это регулирование отличается разной степенью проработанности. Рассматривается также регламентация института ротации на муниципальной службе. Автор указывает, что ни федеральное, ни региональное законодательство не содержит норм о ротации муниципальных служащих. Однако на практике она осуществляется в соответствии с муниципальными актами в крупных муниципальных образованиях, таких как городское поселение и муниципальный район. Формулируются предложения по совершенствованию законодательства по рассматриваемому вопросу.
Статья: Государственная политика и правовое регулирование целевого обучения
(Лашевич Г.А.)
("Конкурентное право", 2024, N 2)Для начала рассмотрим Постановление N 1076. В данном Постановлении были утверждены Правила заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, а также типовая форма договора о целевом приеме и типовая форма договора о целевом обучении. Стоит отметить, что правила, закрепленные в данном положении, не распространялись на отношения, связанные с заключением договоров о целевом обучении, предусматривающих обязательства последующего прохождения государственной службы или муниципальной службы после окончания обучения.
(Лашевич Г.А.)
("Конкурентное право", 2024, N 2)Для начала рассмотрим Постановление N 1076. В данном Постановлении были утверждены Правила заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, а также типовая форма договора о целевом приеме и типовая форма договора о целевом обучении. Стоит отметить, что правила, закрепленные в данном положении, не распространялись на отношения, связанные с заключением договоров о целевом обучении, предусматривающих обязательства последующего прохождения государственной службы или муниципальной службы после окончания обучения.