Отличие реконструкции от строительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие реконструкции от строительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 38 "Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" Градостроительного кодекса РФОтличие состоит лишь в различии предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в данном случае по классу опасности таких объектов, что соответствует положениям статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 48 "Архитектурно-строительное проектирование" Градостроительного кодекса РФ"Отличительной особенностью объектов ИЖС является то, что при их строительстве, реконструкции не требуется подготовка проектной документации (такая документация может быть подготовлена по инициативе застройщика). Исключение составляют объекты ИЖС, сметная стоимость строительства которых в соответствии с действующим законодательством подлежит проверке на предмет достоверности ее определения (часть 2 статьи 8.3, часть 1, 3, 3.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Создание нового объекта недвижимости: публичное и гражданское законодательство
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2022, N 4)Даже высшие судебные инстанции расходятся во мнении по этому вопросу. Например, ВАС РФ не согласился с решениями трех нижестоящих инстанций, которые указали, что реконструкция представляет собой изменение параметров ОКС, а не создание нового объекта, и констатировал, что реконструкция не исключает создание нового объекта недвижимого имущества, с иными индивидуально-определенными характеристиками <12>. ВС РФ делает прямо противоположный вывод, в соответствии с которым новые объекты недвижимости при осуществлении реконструкции существующих объектов недвижимости не создаются <13>. С выводом ВС РФ согласиться невозможно, что же касается Президиума ВАС РФ, то его позиция изложена предельно корректно. Действительно, в отличие от строительства, реконструкция лишь "не исключает" создание нового объекта недвижимости. Несмотря на то, что по завершении реконструкции, так же как и по завершении строительства, выдается разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, для застройщика само по себе разрешение на ввод интереса не представляет. Оно ему нужно лишь для целей постановки на кадастровый учет и регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости по правилам ч. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ. Для постановки на кадастровый учет нового объекта недвижимости в разделе Реестра недвижимости "Кадастр недвижимости" должны быть отражены новые основные характеристики созданного объекта. Применительно к зданию это прежде всего высота, площадь и площадь застройки. То есть вопрос создания нового объекта недвижимости, а не нового ОКС в результате реконструкции должен решаться в контексте Закона N 218-ФЗ.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2022, N 4)Даже высшие судебные инстанции расходятся во мнении по этому вопросу. Например, ВАС РФ не согласился с решениями трех нижестоящих инстанций, которые указали, что реконструкция представляет собой изменение параметров ОКС, а не создание нового объекта, и констатировал, что реконструкция не исключает создание нового объекта недвижимого имущества, с иными индивидуально-определенными характеристиками <12>. ВС РФ делает прямо противоположный вывод, в соответствии с которым новые объекты недвижимости при осуществлении реконструкции существующих объектов недвижимости не создаются <13>. С выводом ВС РФ согласиться невозможно, что же касается Президиума ВАС РФ, то его позиция изложена предельно корректно. Действительно, в отличие от строительства, реконструкция лишь "не исключает" создание нового объекта недвижимости. Несмотря на то, что по завершении реконструкции, так же как и по завершении строительства, выдается разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, для застройщика само по себе разрешение на ввод интереса не представляет. Оно ему нужно лишь для целей постановки на кадастровый учет и регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости по правилам ч. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ. Для постановки на кадастровый учет нового объекта недвижимости в разделе Реестра недвижимости "Кадастр недвижимости" должны быть отражены новые основные характеристики созданного объекта. Применительно к зданию это прежде всего высота, площадь и площадь застройки. То есть вопрос создания нового объекта недвижимости, а не нового ОКС в результате реконструкции должен решаться в контексте Закона N 218-ФЗ.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)13) строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);
(ред. от 31.07.2025)13) строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);
"ГОСТ Р 58179-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Инжиниринг в строительстве. Термины и определения"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 16.07.2018 N 416-ст)строительство: Создание зданий, строений, сооружений, в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства.
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 16.07.2018 N 416-ст)строительство: Создание зданий, строений, сооружений, в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства.
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)Если вернуться к определению реконструкции (см. предыдущий пункт Комментария), то мы увидим, что критериями реконструкции (в отличие от других строительных работ, например капитального ремонта) как раз и являются "изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема)", т.е. строительные работы лишь постольку относятся к реконструкции, поскольку отвечают этим признакам. Таким образом, можно прийти к выводу, что любая строительная деятельность, которая влечет изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), с одной стороны, по этому основанию должна быть признана реконструкцией, а с другой стороны, результат такой реконструкции при наличии указанных в п. 1 ст. 222 ГК признаков может быть признан СП.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)Если вернуться к определению реконструкции (см. предыдущий пункт Комментария), то мы увидим, что критериями реконструкции (в отличие от других строительных работ, например капитального ремонта) как раз и являются "изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема)", т.е. строительные работы лишь постольку относятся к реконструкции, поскольку отвечают этим признакам. Таким образом, можно прийти к выводу, что любая строительная деятельность, которая влечет изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), с одной стороны, по этому основанию должна быть признана реконструкцией, а с другой стороны, результат такой реконструкции при наличии указанных в п. 1 ст. 222 ГК признаков может быть признан СП.
Статья: Параметрирование строительства: модернизация регулирования и проблемы устранения избыточных ограничений
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2020, N 6)В-пятых, положения градостроительных регламентов отдельных муниципальных образований о возможности закрепления документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции), отличающихся от параметров, ранее установленных градостроительным регламентом, не соответствуют законодательству и, по нашему мнению, подрывают иерархию градостроительной документации; обусловлены намеренным закреплением в правилах землепользования и застройки чрезмерно строгих параметров разрешенного строительства; по сути, устанавливают механизм их вынужденной выборочной корректировки в обход надлежащей процедуры; содержат коррупциогенные факторы.
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2020, N 6)В-пятых, положения градостроительных регламентов отдельных муниципальных образований о возможности закрепления документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции), отличающихся от параметров, ранее установленных градостроительным регламентом, не соответствуют законодательству и, по нашему мнению, подрывают иерархию градостроительной документации; обусловлены намеренным закреплением в правилах землепользования и застройки чрезмерно строгих параметров разрешенного строительства; по сути, устанавливают механизм их вынужденной выборочной корректировки в обход надлежащей процедуры; содержат коррупциогенные факторы.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В отличие от строительства или реконструкции в результате проведения работ по капитальному ремонту не возникает новая вещь. Кроме того, проведение капитального ремонта с 2011 года не требует прохождения экспертизы <1> проектной документации (п. 3 ст. 49 ГрК РФ), получения разрешения на строительство (пп. 4.1 п. 17 ст. 51 ГрК РФ) и, соответственно, ввода в эксплуатацию нового объекта.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В отличие от строительства или реконструкции в результате проведения работ по капитальному ремонту не возникает новая вещь. Кроме того, проведение капитального ремонта с 2011 года не требует прохождения экспертизы <1> проектной документации (п. 3 ст. 49 ГрК РФ), получения разрешения на строительство (пп. 4.1 п. 17 ст. 51 ГрК РФ) и, соответственно, ввода в эксплуатацию нового объекта.