Отличие прямых и косвенных налогов
Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие прямых и косвенных налогов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Прямые, косвенные и иные федеральные налоги и их влияние на сущность налоговой системы России
(Бобринев Р.В.)
("Финансовое право", 2023, NN 11, 12)Вместе с тем присущее косвенным налогам свойство перелагаемости не позволяет юридическим налогоплательщикам, совершающим облагаемые косвенными налогами обменные операции, уменьшать свои обязательства по прямым налогам за счет умаления налоговой базы по ним на суммы, выплаченные в составе цены приобретенной продукции косвенных налоговых платежей. Эта особенность косвенных налогов является важнейшим практическим следствием деления налогов на прямые и косвенные <15>. В отличие от косвенных, прямые налоги, как правило, уменьшают налогооблагаемую прибыль у организаций и облагаемые доходы у физических лиц.
(Бобринев Р.В.)
("Финансовое право", 2023, NN 11, 12)Вместе с тем присущее косвенным налогам свойство перелагаемости не позволяет юридическим налогоплательщикам, совершающим облагаемые косвенными налогами обменные операции, уменьшать свои обязательства по прямым налогам за счет умаления налоговой базы по ним на суммы, выплаченные в составе цены приобретенной продукции косвенных налоговых платежей. Эта особенность косвенных налогов является важнейшим практическим следствием деления налогов на прямые и косвенные <15>. В отличие от косвенных, прямые налоги, как правило, уменьшают налогооблагаемую прибыль у организаций и облагаемые доходы у физических лиц.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)3. В чем состоит отличие прямых налогов от косвенных налогов?
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)3. В чем состоит отличие прямых налогов от косвенных налогов?
Статья: Разработка инвестиционного кодекса в развитии конституционного принципа экономической солидарности
(Белицкая А.В.)
("Юрист", 2023, N 12)В качестве инвестиционных стимулов государство уже в действующем законодательстве предлагает как меры стабилизации условий ведения бизнеса, так и определенные меры государственной поддержки инвесторов, прямые и/или косвенные, в виде различных налоговых льгот, льгот по аренде государственного имущества, бюджетных субсидий, грантов, льготных кредитов, консультационной и информационной поддержки и т.д. Представляется, что систематизация инвестиционных стимулов на уровне кодекса, который традиционно признается чуть выше федеральных законов в иерархии нормативных правовых актов, отличается высокой степенью обобщенности <19>, будет свидетельствовать о серьезности намерений государства в отношении сотрудничества с частным инвестором. Кроме того, такая систематизация будет способствовать транспарентности и ясности в отношении всех возможных мер государственной поддержки, которые может получить инвестор в тех или иных условиях, и возможности их сочетания.
(Белицкая А.В.)
("Юрист", 2023, N 12)В качестве инвестиционных стимулов государство уже в действующем законодательстве предлагает как меры стабилизации условий ведения бизнеса, так и определенные меры государственной поддержки инвесторов, прямые и/или косвенные, в виде различных налоговых льгот, льгот по аренде государственного имущества, бюджетных субсидий, грантов, льготных кредитов, консультационной и информационной поддержки и т.д. Представляется, что систематизация инвестиционных стимулов на уровне кодекса, который традиционно признается чуть выше федеральных законов в иерархии нормативных правовых актов, отличается высокой степенью обобщенности <19>, будет свидетельствовать о серьезности намерений государства в отношении сотрудничества с частным инвестором. Кроме того, такая систематизация будет способствовать транспарентности и ясности в отношении всех возможных мер государственной поддержки, которые может получить инвестор в тех или иных условиях, и возможности их сочетания.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Таким образом, способом противодействия недобросовестному поведению налогоплательщика по уклонению от уплаты налогов посредством злоупотребления налоговыми нормами выступают Антиуклонительные правила. Определения понятия "злоупотребление налоговыми нормами" в разных странах отличаются, но при этом обобщающими характеристиками для такого недобросовестного поведения являются: факт получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды; отсутствие бизнес-цели сделки или недостаточное экономическое содержание сделки, что служит основанием для отказа в применении сопутствующей налоговой льготы; отсутствие добросовестности при планировании сделок; искажение (прямое или косвенное) применения налоговых норм (включая искажение сведений о фактах хозяйственной жизни) <1>.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Таким образом, способом противодействия недобросовестному поведению налогоплательщика по уклонению от уплаты налогов посредством злоупотребления налоговыми нормами выступают Антиуклонительные правила. Определения понятия "злоупотребление налоговыми нормами" в разных странах отличаются, но при этом обобщающими характеристиками для такого недобросовестного поведения являются: факт получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды; отсутствие бизнес-цели сделки или недостаточное экономическое содержание сделки, что служит основанием для отказа в применении сопутствующей налоговой льготы; отсутствие добросовестности при планировании сделок; искажение (прямое или косвенное) применения налоговых норм (включая искажение сведений о фактах хозяйственной жизни) <1>.
Статья: Гармонизация косвенных налогов в Европейском союзе: общие положения
(Пономарева К.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)Политическая воля к гармонизации косвенных налогов в Европе, в отличие от прямых, была изначально четко выражена. Косвенные налоги незамедлительно оказывают влияние на свободную торговлю, поэтому государства-члены напрямую наделяют союзного законодателя полномочиями по гармонизации этих налогов.
(Пономарева К.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)Политическая воля к гармонизации косвенных налогов в Европе, в отличие от прямых, была изначально четко выражена. Косвенные налоги незамедлительно оказывают влияние на свободную торговлю, поэтому государства-члены напрямую наделяют союзного законодателя полномочиями по гармонизации этих налогов.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации доначисленный в результате налоговой проверки налог на прибыль и пени?..
(Консультация эксперта, 2025)Налоговый кодекс РФ разрешает налогоплательщику самостоятельно определять перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией, закрепив его в учетной политике (п. 1 ст. 318 НК РФ). Механизм распределения затрат на прямые и косвенные должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом. При этом налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам, только если нет реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам, применив экономически обоснованные показатели (Письмо Минфина России от 05.09.2018 N 03-03-06/1/63428). Позицию Минфина России поддерживает и Конституционный Суд РФ (см. Определение от 25.04.2019 N 876-О). В случае неправомерного признания прямых расходов косвенными может быть занижен налог на прибыль, ведь согласно п. 2 ст. 318 НК РФ в отличие от косвенных расходов прямые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль не сразу, а по мере реализации готовой продукции, в стоимости которой они учтены.
(Консультация эксперта, 2025)Налоговый кодекс РФ разрешает налогоплательщику самостоятельно определять перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией, закрепив его в учетной политике (п. 1 ст. 318 НК РФ). Механизм распределения затрат на прямые и косвенные должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом. При этом налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам, только если нет реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам, применив экономически обоснованные показатели (Письмо Минфина России от 05.09.2018 N 03-03-06/1/63428). Позицию Минфина России поддерживает и Конституционный Суд РФ (см. Определение от 25.04.2019 N 876-О). В случае неправомерного признания прямых расходов косвенными может быть занижен налог на прибыль, ведь согласно п. 2 ст. 318 НК РФ в отличие от косвенных расходов прямые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль не сразу, а по мере реализации готовой продукции, в стоимости которой они учтены.
Статья: Подоходный налог: аргументы против прогрессии
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)<8> Озеров И.Х. Главнейшие течения в развитии прямого обложения в Германии. СПб., 1899. С. 68.
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)<8> Озеров И.Х. Главнейшие течения в развитии прямого обложения в Германии. СПб., 1899. С. 68.