Отличие налога от сБора
Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие налога от сБора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1 "Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах" НК РФ"Суд обоснованно отклонил ссылки заявителя на позицию Минфина России, изложенную в письмах от 03.04.2020 N 03-11-11/26872, от 11.11.2019 N 03-11-11/86794, от 20.04.2017 N 03-11-11/23918, от 29.07.2016 N 03-11-06/2/44819, поскольку письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и в силу статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации не являются нормативными правовыми актами о налогах и сборах, обязательными к применению налогоплательщиками. В названных письмах указано, что данные разъяснения не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письмах."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель. Что нужно знать о налогах
(КонсультантПлюс, 2025)В чем отличие налога от сбора
(КонсультантПлюс, 2025)В чем отличие налога от сбора
Путеводитель. Что учреждению нужно знать о налогах
(КонсультантПлюс, 2025)В чем отличие налога от сбора
(КонсультантПлюс, 2025)В чем отличие налога от сбора
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Статья: Понятие и признаки способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
(Барыкин М.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Автором рассмотрены существенные признаки способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, позволяющие отличить указанные способы обеспечения от иных схожих правовых явлений. Автором предложена собственная доктринальная дефиниция способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
(Барыкин М.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Автором рассмотрены существенные признаки способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, позволяющие отличить указанные способы обеспечения от иных схожих правовых явлений. Автором предложена собственная доктринальная дефиниция способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Вопрос: Об НДС при предоставлении казенным учреждением права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении земельного участка, находящегося в собственности субъекта РФ.
(Письмо Минфина России от 18.07.2025 N 03-07-11/69992)Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
(Письмо Минфина России от 18.07.2025 N 03-07-11/69992)Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Статья: Фискальные меры стимулирования импортозамещения программного обеспечения
(Гузанова М.М.)
("Финансовое право", 2025, N 8)Вопрос о квалификации предлагаемого платежа требует комплексного анализа его обязательных признаков, установленных налоговым законодательством. Согласно п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ, налоги и сборы устанавливаются исключительно федеральными законами и обладают определенными характеристиками: обязательность, индивидуальная безвозмездность, денежная форма, целевое назначение поступлений. В отличие от налогов, сборы предполагают предоставление плательщику возмездного определенного юридически значимого действия со стороны государства или муниципального образования.
(Гузанова М.М.)
("Финансовое право", 2025, N 8)Вопрос о квалификации предлагаемого платежа требует комплексного анализа его обязательных признаков, установленных налоговым законодательством. Согласно п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ, налоги и сборы устанавливаются исключительно федеральными законами и обладают определенными характеристиками: обязательность, индивидуальная безвозмездность, денежная форма, целевое назначение поступлений. В отличие от налогов, сборы предполагают предоставление плательщику возмездного определенного юридически значимого действия со стороны государства или муниципального образования.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)5. В чем состоит отличие рентного налога от сбора?
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)5. В чем состоит отличие рентного налога от сбора?
Статья: О неналоговых платежах в Российской Федерации
(Сухарев А.Н., Смирнов С.Н.)
("Финансы", 2025, N 2)Неналоговые платежи очень часто по своей природе соответствуют сборам, устанавливаемым законодательством Российской Федерации о налогах и сборах [1, гл. 2]. В отличие от налогов, сборы предполагают, что их уплата связана с предоставлением плательщику юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений или лицензий. В этом плане сбор представляет собой форму покрытия расходов публичной власти за предоставление определенных услуг. Таким образом, сбор, в отличие от налога, носит целевой характер в покрытии затрат. Неналоговые платежи обычно выполняют то же предназначение, что налоги и сборы. Они являются механизмом покрытия затрат, которые в силу экономической целесообразности или правовых установлений не включаются в частные затраты (издержки).
(Сухарев А.Н., Смирнов С.Н.)
("Финансы", 2025, N 2)Неналоговые платежи очень часто по своей природе соответствуют сборам, устанавливаемым законодательством Российской Федерации о налогах и сборах [1, гл. 2]. В отличие от налогов, сборы предполагают, что их уплата связана с предоставлением плательщику юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений или лицензий. В этом плане сбор представляет собой форму покрытия расходов публичной власти за предоставление определенных услуг. Таким образом, сбор, в отличие от налога, носит целевой характер в покрытии затрат. Неналоговые платежи обычно выполняют то же предназначение, что налоги и сборы. Они являются механизмом покрытия затрат, которые в силу экономической целесообразности или правовых установлений не включаются в частные затраты (издержки).
Статья: Неналоговые платежи бюджетной системы Российской Федерации
(Таирова С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 12)Конституционный Суд Российской Федерации <12> отмечает, что сбор в отличие от налога имеет возмездный характер и является взносом, уплата которого плательщиком выступает одним из условий совершения в его отношении государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление отдельных прав или выдачу разрешений (лицензий).
(Таирова С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 12)Конституционный Суд Российской Федерации <12> отмечает, что сбор в отличие от налога имеет возмездный характер и является взносом, уплата которого плательщиком выступает одним из условий совершения в его отношении государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление отдельных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Вопрос: О включении сумм НДС при отражении в счетах стоимости материальных ресурсов, оборудования и эксплуатации машин и механизмов (без учета оплаты труда машинистов) на объекте культурного наследия.
(Письмо Минфина России от 09.09.2025 N 03-07-11/87791)Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
(Письмо Минфина России от 09.09.2025 N 03-07-11/87791)Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Ни с доктринальной, ни с формально-юридической позиции с такой оценкой нельзя согласиться. За перечислением признаков все же должен следовать вывод о квалификации явления. А его нет. С практической же позиции важно то, что принципы установления налогов и сборов хорошо проработаны, а вот каковы принципы подобных "фискальных клонов"? Если КС РФ допускает, что при делегировании полномочий законодатель может и не устанавливать максимальный размер ставки, но должен установить критерии его определения, то где же четкий ориентир, позволяющий дать конституционно-правовую оценку этих критериев? Его попросту нет, потому что природа "клонов" (их устойчивые отличия от налогов и сборов) неизвестна.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Ни с доктринальной, ни с формально-юридической позиции с такой оценкой нельзя согласиться. За перечислением признаков все же должен следовать вывод о квалификации явления. А его нет. С практической же позиции важно то, что принципы установления налогов и сборов хорошо проработаны, а вот каковы принципы подобных "фискальных клонов"? Если КС РФ допускает, что при делегировании полномочий законодатель может и не устанавливать максимальный размер ставки, но должен установить критерии его определения, то где же четкий ориентир, позволяющий дать конституционно-правовую оценку этих критериев? Его попросту нет, потому что природа "клонов" (их устойчивые отличия от налогов и сборов) неизвестна.
Статья: Патентные пошлины как вид квазиналога
(Сапрыкина О.С.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 5)Здесь представляется целесообразным выделить основное отличие сбора от налога (притом что согласно вышеупомянутой ст. 8 НК РФ оба платежа имеют обязательный характер), которое заключается в наличии в случае уплаты сбора встречного предоставления определенного права плательщику либо в выдаче ему соответствующей лицензии либо разрешения (в рассматриваемом случае - совершение Роспатентом юридически значимых действий по осуществлению экспертиз поданной потенциальным патентообладателем заявки и иных действий, входящих в соответствующую процедуру получения данного документа).
(Сапрыкина О.С.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 5)Здесь представляется целесообразным выделить основное отличие сбора от налога (притом что согласно вышеупомянутой ст. 8 НК РФ оба платежа имеют обязательный характер), которое заключается в наличии в случае уплаты сбора встречного предоставления определенного права плательщику либо в выдаче ему соответствующей лицензии либо разрешения (в рассматриваемом случае - совершение Роспатентом юридически значимых действий по осуществлению экспертиз поданной потенциальным патентообладателем заявки и иных действий, входящих в соответствующую процедуру получения данного документа).
Статья: Система обязательных платежей в Российской Федерации: переосмысление и уточнение элементов
(Изотов Ю.Г.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)Другим отличием налогов от сборов и пошлин является момент уплаты. Так, налог уплачивается после того, как сформировался его источник. Например, налог на прибыль уплачивается организацией после того, как эта прибыль получена. Сборы и пошлины уплачиваются перед тем, как плательщику будет предоставлено право или государственный орган осуществит в отношении его юридически значимые действия.
(Изотов Ю.Г.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)Другим отличием налогов от сборов и пошлин является момент уплаты. Так, налог уплачивается после того, как сформировался его источник. Например, налог на прибыль уплачивается организацией после того, как эта прибыль получена. Сборы и пошлины уплачиваются перед тем, как плательщику будет предоставлено право или государственный орган осуществит в отношении его юридически значимые действия.