Отличие голосования от референдума



Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие голосования от референдума (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Общероссийское голосование - новелла 2020 г.?
(Слободчикова С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)
Национальную самобытность нового вида голосования подтверждает процедурная компонента. Так, инициатива проведения общероссийского голосования принадлежит исключительно Президенту РФ <6>, в отличие от инициативы проведения федерального референдума как наиболее схожего вида голосования <7>. Согласно действующему федеральному законодательству глава государства не может быть инициатором проведения референдума. Реализация подобной инициативы принадлежит гражданам, которым в течение двух месяцев нужно успеть создать инициативную группу, состоящую из региональных подгрупп, зарегистрированных более чем в половине субъектов РФ. Вместе с тем, если в субъекте РФ зарегистрирована региональная подгруппа, то другим инициаторам нельзя регистрировать в этом же субъекте свою региональную подгруппу с тем же по смыслу или содержанию вопросом референдума. Существует вероятность, что ни один из инициаторов не успеет зарегистрировать региональные подгруппы более чем в половине субъектов и реализовать инициативу проведения референдума. В правовых реалиях подобная ситуация возникла при реализации инициативы проведения федерального референдума о недопущении повышения пенсионного возраста. В свою очередь, правовое наполнение общероссийского голосования подобную конъюнктуру исключает.
Статья: Непосредственная демократия "ad hoc": к вопросу об экстраординарных формах прямого народовластия
(Убасев В.В.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)
Говоря о предпосылках создания рассматриваемого правового механизма, Н.А. Боброва указывает, что "без проведения Общероссийского голосования нельзя было обойтись потому, что было очевидно фактическое вторжение поправок в главы 1, 2 и 9 Конституции при формальной нетронутости их текста, т.к. эти главы являются "неприкасаемыми" по причине отсутствия Конституционного Собрания и нежелательности "настоящего" референдума по Закону о референдуме, имеющему более жесткие требования к признанию его состоявшимся, чем требования, предъявляемые к всероссийскому голосованию" [7, с. 70]. При этом важно, что Общероссийское голосование является по своей сути чрезвычайно близким правовым механизмом и к федеральному референдуму, и к Всенародному голосованию, предусмотренному Указом N 1633, хотя они оба и представляются самостоятельными, экстраординарными по своей природе формами непосредственного народного волеизъявления [8]. Говоря о таких правовых институтах, И.А. Старостина указывает, что в избирательной практике могут проектироваться и использоваться иные формы голосования, приближенные по своим характеристикам к референдуму, но отличающиеся наименованием [9]. При этом нельзя забывать и про сущностные отличия. Так, например, кворум для принятия решения, в случае с Всенародным и Общероссийским голосованиями, стал своеобразным "камнем преткновения" в вопросе о возможности проведения референдума, вследствие чего и были приняты решения об учреждении новых институциональных форм непосредственной демократии - как в 1993, так и в 2020 годах [10, 11]. И.В. Игнатушко, например, рассматривает возникновение таких специфических институтов прямой демократии как вполне закономерные черты развития правовой системы современной России [12]. Данная позиция представляется вполне логичной и при этом не противоречит ни одной из иных указанных точек зрения, в том числе может существовать как в контексте объективной необходимости создания "особых" институтов непосредственной демократии для столь же особых мероприятий, коими являются конституционные реформы, так и в контексте мнения, что их разработка нужна была исключительно для обхода норм действующего законодательства о референдуме и является элементом применения в наивысшей степени значительного административного ресурса.
показать больше документов

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
В отличие от агитации информирование не имеет цели побудить голосовать за определенного кандидата, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос.
Постановление Конституционного Суда РФ от 15.04.2014 N 11-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом Законодательного Собрания Владимирской области"
Между тем - в отличие от прежнего законодательного регулирования - положения пункта 1 статьи 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в ныне действующей редакции исключают проведение досрочного голосования на выборах в случаях, не предусмотренных данным пунктом, равно как и установление возможности проведения досрочного голосования законом о конкретных выборах, любым другим законом, поскольку таковые не должны противоречить названному Федеральному закону, как это прямо закреплено пунктом 6 его статьи 1. При этом данные законоположения в части, не допускающей использование института досрочного голосования в иных, помимо предусмотренных им и весьма ограниченных, случаях, императивным образом препятствуют организации досрочного голосования по другим основаниям, чем ограничивают активное избирательное право тех граждан, которые по уважительным причинам не могут в день голосования прибыть на свой избирательный участок, причем это ограничение в системе действующего правового регулирования во многих случаях не компенсируется иными установленными избирательным законодательством гарантиями права на участие в выборах в качестве избирателя и способно подтолкнуть гражданина к отказу от участия в голосовании, если по таким причинам, как отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья, он не сможет присутствовать в день голосования на территории соответствующего избирательного округа (на избирательном участке).
показать больше документов