Отличие гчп от концессии
Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие гчп от концессии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое концессионное соглашение
(КонсультантПлюс, 2025)8. Чем концессия отличается от государственно-частного (муниципально-частного) партнерства и аренды публичного имущества
(КонсультантПлюс, 2025)8. Чем концессия отличается от государственно-частного (муниципально-частного) партнерства и аренды публичного имущества
Статья: Практика разрешения споров в сфере государственно-частного партнерства как фактор формирования конкурентной среды (мониторинг судебной практики)
(Скворцов О.Ю., Деркач Н.Г., Голубева В.М., Нам К.И., Чумаченко В.А.)
("Конкурентное право", 2022, N 4; 2023, N 1)При этом сразу необходимо отметить, что сам термин "государственно-частное партнерство" может пониматься в нескольких смыслах: в широком и узком. В широком смысле ГЧП включает в себя в принципе все формы экономического взаимодействия государства и бизнеса <1>. В узком смысле ГЧП представляет собой особую договорную форму ГЧП, предусмотренную Законом о ГЧП, предполагающую, в отличие от концессии, возникновение у частного партнера права собственности на объект инфраструктуры <2>.
(Скворцов О.Ю., Деркач Н.Г., Голубева В.М., Нам К.И., Чумаченко В.А.)
("Конкурентное право", 2022, N 4; 2023, N 1)При этом сразу необходимо отметить, что сам термин "государственно-частное партнерство" может пониматься в нескольких смыслах: в широком и узком. В широком смысле ГЧП включает в себя в принципе все формы экономического взаимодействия государства и бизнеса <1>. В узком смысле ГЧП представляет собой особую договорную форму ГЧП, предусмотренную Законом о ГЧП, предполагающую, в отличие от концессии, возникновение у частного партнера права собственности на объект инфраструктуры <2>.
Статья: Публичные закупки и государственно-частное партнерство как способы удовлетворения публичных нужд: проблемы конкуренции
(Винницкий А.В., Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)2. Критерий источника финансирования. В подготовленной Минэкономразвития России и Центром развития ГЧП методической документации в качестве основного отличия государственно-частного партнерства от публичных закупок названо обязательное финансирование создания объекта частным партнером/концессионером <24>. Такой же вывод вытекает из буквального толкования норм закона (п. 2 ч. 2 ст. 6 Закона "О ГЧП", ч. 1 ст. 3 Закона "О концессионном соглашении").
(Винницкий А.В., Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)2. Критерий источника финансирования. В подготовленной Минэкономразвития России и Центром развития ГЧП методической документации в качестве основного отличия государственно-частного партнерства от публичных закупок названо обязательное финансирование создания объекта частным партнером/концессионером <24>. Такой же вывод вытекает из буквального толкования норм закона (п. 2 ч. 2 ст. 6 Закона "О ГЧП", ч. 1 ст. 3 Закона "О концессионном соглашении").
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Данный подход обусловлен спецификой концессионных соглашений и наличием многочисленных особенностей, отличающих данные соглашения от иных форм государственно-частного партнерства. Для законодательной регламентации концессионных соглашений принят отдельный нормативный правовой акт - Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Данный подход обусловлен спецификой концессионных соглашений и наличием многочисленных особенностей, отличающих данные соглашения от иных форм государственно-частного партнерства. Для законодательной регламентации концессионных соглашений принят отдельный нормативный правовой акт - Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Статья: Концессии и соглашения о публично-частном партнерстве: сравнительный анализ и вопросы права собственности
(Баженов А.Ю.)
("Правосудие/Justice", 2025, N 2)В российской правовой системе, в отличие от некоторых других стран, установлены закрытые перечни объектов, в отношении которых возможно заключение концессионных соглашений и соглашений о публично-частном партнерстве. Как уже было отмечено, данные перечни во многим схожи, но все-таки имеется ряд отличий. Поэтому в отношении некоторых объектов законодательно возможно заключение только определенного вида соглашения ГЧП. Это и будет правовой причиной, обусловливающей использование конкретной договорной конструкции. К правовым причинам также можно отнести некоторые различия в субъектном составе на стороне частного партнера (частным партнером не может быть иностранное лицо, в отличие от большинства концессий); регламентированные особенности проведения процедуры отбора инвестора, заключения соглашения и т.д. Если в отношении конкретного проекта ГЧП в соответствии с законодательством возможно использование обеих форм, далее анализируются экономико-финансовые аспекты проекта с целью выбора оптимального вида соглашения ГЧП.
(Баженов А.Ю.)
("Правосудие/Justice", 2025, N 2)В российской правовой системе, в отличие от некоторых других стран, установлены закрытые перечни объектов, в отношении которых возможно заключение концессионных соглашений и соглашений о публично-частном партнерстве. Как уже было отмечено, данные перечни во многим схожи, но все-таки имеется ряд отличий. Поэтому в отношении некоторых объектов законодательно возможно заключение только определенного вида соглашения ГЧП. Это и будет правовой причиной, обусловливающей использование конкретной договорной конструкции. К правовым причинам также можно отнести некоторые различия в субъектном составе на стороне частного партнера (частным партнером не может быть иностранное лицо, в отличие от большинства концессий); регламентированные особенности проведения процедуры отбора инвестора, заключения соглашения и т.д. Если в отношении конкретного проекта ГЧП в соответствии с законодательством возможно использование обеих форм, далее анализируются экономико-финансовые аспекты проекта с целью выбора оптимального вида соглашения ГЧП.
Статья: Унификация правового регулирования трансграничных сделок на примере соглашений о государственно-частном партнерстве
(Доронина Н.Г.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)Автор статьи демонстрирует новый подход к унификации правового регулирования через международное инвестиционное сотрудничество в форме государственно-частного партнерства. Глобализация мировой экономики находит отражение в усилении масштабности инфраструктурных проектов, возможность реализации которых имеют несколько государств и транснациональных компаний. Эти проекты осуществляются при мощной финансовой поддержке со стороны экономически развитых государств и частных компаний, имеющих сеть подразделений во всем мире и поэтому именуемых транснациональными компаниями. Организационная структура таких проектов основана на международных соглашениях? и управляют ими международные по своей природе организации. Руководство такой деятельностью строится на сочетании публично-правовых и частноправовых методов регулирования. В статье на примере различных договоров между государством и частным бизнесом показано, в чем заключается особенность национально-правового регулирования соглашений о государственно-частном партнерстве и в чем отличие таких соглашений от концессионных и других гражданско-правовых договоров, сторонами в которых являются государство и частный инвестор.
(Доронина Н.Г.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)Автор статьи демонстрирует новый подход к унификации правового регулирования через международное инвестиционное сотрудничество в форме государственно-частного партнерства. Глобализация мировой экономики находит отражение в усилении масштабности инфраструктурных проектов, возможность реализации которых имеют несколько государств и транснациональных компаний. Эти проекты осуществляются при мощной финансовой поддержке со стороны экономически развитых государств и частных компаний, имеющих сеть подразделений во всем мире и поэтому именуемых транснациональными компаниями. Организационная структура таких проектов основана на международных соглашениях? и управляют ими международные по своей природе организации. Руководство такой деятельностью строится на сочетании публично-правовых и частноправовых методов регулирования. В статье на примере различных договоров между государством и частным бизнесом показано, в чем заключается особенность национально-правового регулирования соглашений о государственно-частном партнерстве и в чем отличие таких соглашений от концессионных и других гражданско-правовых договоров, сторонами в которых являются государство и частный инвестор.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Отметим, что аналогичным образом возможно использование механизмов ГЧП в отношении объектов инфраструктуры, обязанность по созданию которых отнесена к публичному субъекту в рамках договора о КРТ. В таком случае, надо полагать, при исполнении данной обязанности публично-правовое образование также вправе использовать всю полноту имеющегося у него публично-правового инструментария. В этом смысле исполнение обязанности по созданию инфраструктуры, лежащей на публичном субъекте по договору о КРТ, не имеет отличий от самостоятельной реализации решения о КРТ. Нужно отметить, что в таком случае лицо, реализующее договор о КРТ, и лицо, реализующее концессионное соглашение или соглашение о государственном (муниципальном) частном партнерстве, могут быть разными. При этом лицо, реализующее договор о КРТ, в общем порядке может участвовать в конкурсе на право заключения соответствующего соглашения, тем самым может принять участие в исполнении обязанности публичного субъекта по созданию инфраструктуры в рамках договора о КРТ.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Отметим, что аналогичным образом возможно использование механизмов ГЧП в отношении объектов инфраструктуры, обязанность по созданию которых отнесена к публичному субъекту в рамках договора о КРТ. В таком случае, надо полагать, при исполнении данной обязанности публично-правовое образование также вправе использовать всю полноту имеющегося у него публично-правового инструментария. В этом смысле исполнение обязанности по созданию инфраструктуры, лежащей на публичном субъекте по договору о КРТ, не имеет отличий от самостоятельной реализации решения о КРТ. Нужно отметить, что в таком случае лицо, реализующее договор о КРТ, и лицо, реализующее концессионное соглашение или соглашение о государственном (муниципальном) частном партнерстве, могут быть разными. При этом лицо, реализующее договор о КРТ, в общем порядке может участвовать в конкурсе на право заключения соответствующего соглашения, тем самым может принять участие в исполнении обязанности публичного субъекта по созданию инфраструктуры в рамках договора о КРТ.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Смысл государственно-частного партнерства заключается в том, что частные предприниматели - инвесторы берут на себя обязательство совершать различные юридические действия, а другая сторона - содействовать совершению этих действий и следовать условиям концессионного договора для целей реализации проекта. Одним из признаков государственно-частного партнерства в форме концессионного договора является участие государства в договоре. Отличительной чертой концессионного договора является то, что он является инструментом частного права - контрактом, на основе которого строятся инвестиционные отношения. Благодаря своим особенностям концессионный договор служит эффективным средством для выполнения публичных (государственных) функций по предоставлению разного рода социальных и коммунальных услуг и одновременно защитой интересов частного инвестора. Достижение баланса публичных и частных интересов на уровне контрактных отношений является основным способом избежать инвестиционных споров. Именно поэтому вопросы унификации концессионных договоров лежат в основе работы Комиссии ООН по праву международной торговли.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Смысл государственно-частного партнерства заключается в том, что частные предприниматели - инвесторы берут на себя обязательство совершать различные юридические действия, а другая сторона - содействовать совершению этих действий и следовать условиям концессионного договора для целей реализации проекта. Одним из признаков государственно-частного партнерства в форме концессионного договора является участие государства в договоре. Отличительной чертой концессионного договора является то, что он является инструментом частного права - контрактом, на основе которого строятся инвестиционные отношения. Благодаря своим особенностям концессионный договор служит эффективным средством для выполнения публичных (государственных) функций по предоставлению разного рода социальных и коммунальных услуг и одновременно защитой интересов частного инвестора. Достижение баланса публичных и частных интересов на уровне контрактных отношений является основным способом избежать инвестиционных споров. Именно поэтому вопросы унификации концессионных договоров лежат в основе работы Комиссии ООН по праву международной торговли.
"Казенные учреждения: бюджетный учет и отчетность: Учебник"
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Для реализации общегосударственных, региональных и муниципальных проектов важное значение приобретает развитие государственно-частного партнерства на основе концессионных соглашений. Во многих странах инфраструктура для предоставления общественных услуг традиционно строилась, управлялась и обслуживалась субъектами государственного сектора.
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Для реализации общегосударственных, региональных и муниципальных проектов важное значение приобретает развитие государственно-частного партнерства на основе концессионных соглашений. Во многих странах инфраструктура для предоставления общественных услуг традиционно строилась, управлялась и обслуживалась субъектами государственного сектора.
Статья: О правовой природе специального инвестиционного контракта
(Алексеев С.С.)
("Право и экономика", 2024, N 4)Инвестор не несет перед публичным образованием непосредственно каких-либо имущественных обязательств, предусмотренных СПИК, как, например, разовые или периодические платежи, передача имущества или части произведенной продукции (за исключением уплаты определенного объема налогов, сборов и страховых взносов в соответствии с налоговым законодательством). Отсутствие непосредственного материального эквивалента в отношениях сторон отличает СПИК от таких договоров инвестиционного характера, как договор концессии, договор государственно-частного партнерства, договор о разделе продукции.
(Алексеев С.С.)
("Право и экономика", 2024, N 4)Инвестор не несет перед публичным образованием непосредственно каких-либо имущественных обязательств, предусмотренных СПИК, как, например, разовые или периодические платежи, передача имущества или части произведенной продукции (за исключением уплаты определенного объема налогов, сборов и страховых взносов в соответствии с налоговым законодательством). Отсутствие непосредственного материального эквивалента в отношениях сторон отличает СПИК от таких договоров инвестиционного характера, как договор концессии, договор государственно-частного партнерства, договор о разделе продукции.
Статья: Муниципально-частное партнерство: проблемы и перспективы
(Абрамова М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 7)<3> Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 29 (часть I). Ст. 4350.
(Абрамова М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 7)<3> Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 29 (часть I). Ст. 4350.
Статья: Институциональные особенности государственно-частного партнерства: современный взгляд
(Смышляев А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)Инвесторы при выборе формы ГЧП руководствуются инвестиционной привлекательностью и правовой защитой проекта. Частный партнер стремится разделить с государством нормативно-правовые, политические и финансовые (коммерческие) риски (через софинансирование, "бюджетное" плечо, гарантию доходности). Наиболее защищенной формой ГЧП в настоящее время является концессионное соглашение.
(Смышляев А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)Инвесторы при выборе формы ГЧП руководствуются инвестиционной привлекательностью и правовой защитой проекта. Частный партнер стремится разделить с государством нормативно-правовые, политические и финансовые (коммерческие) риски (через софинансирование, "бюджетное" плечо, гарантию доходности). Наиболее защищенной формой ГЧП в настоящее время является концессионное соглашение.