Отличие дилера от дистрибьютора
Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие дилера от дистрибьютора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2018 год: Статья 429.1 "Рамочный договор" ГК РФ
(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")Суд, отказывая в удовлетворении требований общества к другому обществу о взыскании убытков в виде реального ущерба и убытков в виде упущенной выгоды, разъяснил, что дилерский договор гражданским законодательством Российской Федерации не предусмотрен, не поименован и его конструкция не урегулирована законом или иными правовыми актами. Круг обязательств по дилерскому договору каждый раз определяется сторонами, следовательно, содержание и правовое регулирование дилерских договоров могут отличаться. В настоящем деле конструкция дилерского договора позволяет сделать вывод о том, что данное соглашение направлено на организацию системы сбыта и продвижения товаров (автомобилей) и услуг по их сервисному обслуживанию с возложением на дилера обязанностей по приобретению у дистрибьютора товаров (автомобилей) и осуществлению дистрибьюции, продвижению и послепродажному сервисному обслуживанию этого товара.
(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")Суд, отказывая в удовлетворении требований общества к другому обществу о взыскании убытков в виде реального ущерба и убытков в виде упущенной выгоды, разъяснил, что дилерский договор гражданским законодательством Российской Федерации не предусмотрен, не поименован и его конструкция не урегулирована законом или иными правовыми актами. Круг обязательств по дилерскому договору каждый раз определяется сторонами, следовательно, содержание и правовое регулирование дилерских договоров могут отличаться. В настоящем деле конструкция дилерского договора позволяет сделать вывод о том, что данное соглашение направлено на организацию системы сбыта и продвижения товаров (автомобилей) и услуг по их сервисному обслуживанию с возложением на дилера обязанностей по приобретению у дистрибьютора товаров (автомобилей) и осуществлению дистрибьюции, продвижению и послепродажному сервисному обслуживанию этого товара.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дилерский договор
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как упоминается в юридической литературе, основным отличием дилерского договора от дистрибьюторского договора является специфика его субъектного состава: субъектами дистрибьюторского договора, как правило, являются поставщик - производитель товаров и профессиональный дистрибьютор, обладающий соответствующими логистическими возможностями, наработанными каналами товарораспределения, торговой сетью и т.д.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как упоминается в юридической литературе, основным отличием дилерского договора от дистрибьюторского договора является специфика его субъектного состава: субъектами дистрибьюторского договора, как правило, являются поставщик - производитель товаров и профессиональный дистрибьютор, обладающий соответствующими логистическими возможностями, наработанными каналами товарораспределения, торговой сетью и т.д.
Статья: О правомерности требования к предоставлению дилерских соглашений участниками закупок по Закону N 223-ФЗ
(Милонаец О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 10)Суды не выделяют дилерские соглашения в самостоятельный вид, а оценивают сделку по ее содержанию, признакам и элементам, которые свойственны тем или иным правовым конструкциям, чтобы определить применимый закон или аналогию закона. Вот ряд условий, отличающих дилерский договор от договора поставки и других, схожих с ним:
(Милонаец О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 10)Суды не выделяют дилерские соглашения в самостоятельный вид, а оценивают сделку по ее содержанию, признакам и элементам, которые свойственны тем или иным правовым конструкциям, чтобы определить применимый закон или аналогию закона. Вот ряд условий, отличающих дилерский договор от договора поставки и других, схожих с ним:
Нормативные акты
"ГОСТ 31551-2012. Межгосударственный стандарт. Оборудование сваебойное. Общие требования безопасности"
(введен в действие Приказом Росстандарта от 23.11.2012 N 1135-ст)7.2.2. Вся информация, касающаяся безопасности людей, должна быть напечатана шрифтом, заметно отличающимся от остального текста.
(введен в действие Приказом Росстандарта от 23.11.2012 N 1135-ст)7.2.2. Вся информация, касающаяся безопасности людей, должна быть напечатана шрифтом, заметно отличающимся от остального текста.
Решение Татарстанского УФАС России от 22.11.2019 N 04-04/17412
О включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.- товар по позиции N 1 заявки отсутствует на складе изготовителя, а также у дилеров и дистрибьюторов данного завода. Взамен готовы поставить иной светильник, который будет отличаться от заявленных характеристик по температуре свечения, а также диапазону свечения;
О включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.- товар по позиции N 1 заявки отсутствует на складе изготовителя, а также у дилеров и дистрибьюторов данного завода. Взамен готовы поставить иной светильник, который будет отличаться от заявленных характеристик по температуре свечения, а также диапазону свечения;
Статья: Расширение бизнеса на "упрощенке"
(Шафранская М.)
("Практическая бухгалтерия", 2007, N 9)Дистрибьюторское соглашение отличается от агентского соглашения еще и тем, что заключаемые в его рамках контракты являются истинными договорами купли-продажи, с помощью которых оптовик покупает продукцию от своего собственного имени.
(Шафранская М.)
("Практическая бухгалтерия", 2007, N 9)Дистрибьюторское соглашение отличается от агентского соглашения еще и тем, что заключаемые в его рамках контракты являются истинными договорами купли-продажи, с помощью которых оптовик покупает продукцию от своего собственного имени.
"Договорное право в международном обороте"
(Вилкова Н.Г.)
("Статут", 2004)Типовой дистрибьюторский контракт МТП предназначен для взаимоотношений сторон в международных коммерческих отношениях, когда дистрибьюторы выступают в роли покупателей - оптовых торговцев и импортеров и организуют размещение товаров на договорной территории (в этом их отличие от дилеров, которые реализуют товары на уровне розничной торговли). Дистрибьютор - не посредник или брокер, он покупает товары для перепродажи от своего имени и за свой счет. В его функции входит продвижение и/или организация размещения товаров на соответствующей территории в течение согласованного периода. Важно отметить, что в обязанности поставщика товаров входит предоставление дистрибьютору согласованного положения на соответствующей территории (исключительного, преимущественного или иного). Естественно, что необходимые условия для сотрудничества могут быть разработаны при наличии длительных договорных связей между сторонами, поскольку такие отношения не могут быть эпизодическими. Важными при этом являются и правила о недопущении конкуренции. Отличительной чертой данной формы договорных отношений является размещение товаров, снабженных товарными знаками.
(Вилкова Н.Г.)
("Статут", 2004)Типовой дистрибьюторский контракт МТП предназначен для взаимоотношений сторон в международных коммерческих отношениях, когда дистрибьюторы выступают в роли покупателей - оптовых торговцев и импортеров и организуют размещение товаров на договорной территории (в этом их отличие от дилеров, которые реализуют товары на уровне розничной торговли). Дистрибьютор - не посредник или брокер, он покупает товары для перепродажи от своего имени и за свой счет. В его функции входит продвижение и/или организация размещения товаров на соответствующей территории в течение согласованного периода. Важно отметить, что в обязанности поставщика товаров входит предоставление дистрибьютору согласованного положения на соответствующей территории (исключительного, преимущественного или иного). Естественно, что необходимые условия для сотрудничества могут быть разработаны при наличии длительных договорных связей между сторонами, поскольку такие отношения не могут быть эпизодическими. Важными при этом являются и правила о недопущении конкуренции. Отличительной чертой данной формы договорных отношений является размещение товаров, снабженных товарными знаками.
Статья: Дистрибьюторский договор: трудности квалификации
(Шоломова Е.В.)
("Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 8)Согласно рекомендациям Международной торговой палаты (далее - МТП) Типовой дистрибьюторский контракт МТП <3> предназначен для регулирования взаимоотношений сторон в международных коммерческих отношениях, когда дистрибьюторы выступают в роли покупателей - оптовых торговцев и импортеров и организуют размещение товаров на договорной территории (в этом их отличие от дилеров, которые реализуют товары на уровне розничной торговли). Дистрибьютор не посредник или брокер, он покупает товары для перепродажи от своего имени и за свой счет. В его функции входят продвижение и (или) организация размещения товаров на соответствующей территории в течение согласованного периода.
(Шоломова Е.В.)
("Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 8)Согласно рекомендациям Международной торговой палаты (далее - МТП) Типовой дистрибьюторский контракт МТП <3> предназначен для регулирования взаимоотношений сторон в международных коммерческих отношениях, когда дистрибьюторы выступают в роли покупателей - оптовых торговцев и импортеров и организуют размещение товаров на договорной территории (в этом их отличие от дилеров, которые реализуют товары на уровне розничной торговли). Дистрибьютор не посредник или брокер, он покупает товары для перепродажи от своего имени и за свой счет. В его функции входят продвижение и (или) организация размещения товаров на соответствующей территории в течение согласованного периода.
Статья: Дистрибьюция, лицензирование, франчайзинг: некоторые вопросы современной практики
(Рыкова И.В.)
("Торговое право", 2012, N 11)5) дистрибьюторский договор и следующие за ним дилерские договоры не требуют государственной регистрации, в отличие от лицензионного договора и последующих сублицензионных договоров, которые требуют обязательной государственной регистрации, что безусловно означает дополнительные расходы и время на ожидание окончания процедуры регистрации.
(Рыкова И.В.)
("Торговое право", 2012, N 11)5) дистрибьюторский договор и следующие за ним дилерские договоры не требуют государственной регистрации, в отличие от лицензионного договора и последующих сублицензионных договоров, которые требуют обязательной государственной регистрации, что безусловно означает дополнительные расходы и время на ожидание окончания процедуры регистрации.
"Расходы на рекламу: Практическое пособие"
(Невешкина Е.В., Прошина М.Г., Соснаускене О.И.)
("Дашков и К", 2010)Не подлежит сомнению, что при эффективной рекламной политике, приводящей к росту объемов продаж, доходы возрастают и у дилера, и у дистрибьютора. Однако именно дистрибьютор имеет возможность рекламировать производимые и передаваемые им для реализации товары наиболее эффективно. Связано это с тем, что в отличие от дилера дистрибьютор может координировать рекламные акции и проводить рекламную политику централизованно. Подобная рекламная кампания приводит к снижению общих издержек на рекламу. Единая рекламная политика позволяет не разрабатывать рекламные мероприятия в отдельности для каждой точки сбыта продукции, кроме того, заказы на рекламную продукцию в этом случае делаются в более крупных объемах, что позволяет по сложившейся практике снижать стоимость рекламной продукции за счет скидок.
(Невешкина Е.В., Прошина М.Г., Соснаускене О.И.)
("Дашков и К", 2010)Не подлежит сомнению, что при эффективной рекламной политике, приводящей к росту объемов продаж, доходы возрастают и у дилера, и у дистрибьютора. Однако именно дистрибьютор имеет возможность рекламировать производимые и передаваемые им для реализации товары наиболее эффективно. Связано это с тем, что в отличие от дилера дистрибьютор может координировать рекламные акции и проводить рекламную политику централизованно. Подобная рекламная кампания приводит к снижению общих издержек на рекламу. Единая рекламная политика позволяет не разрабатывать рекламные мероприятия в отдельности для каждой точки сбыта продукции, кроме того, заказы на рекламную продукцию в этом случае делаются в более крупных объемах, что позволяет по сложившейся практике снижать стоимость рекламной продукции за счет скидок.
Статья: Смешанный торговый контракт (договор)
(Зинковский М.А.)
("Современное право", 2013, N 1)С точки зрения правоприменительной договорной практики указанное обязательство является сложноструктурированным договором, где основной акцент сделан на единичное присутствие дилера (дистрибьютора) конкретного производителя или поставщика брендовых товаров.
(Зинковский М.А.)
("Современное право", 2013, N 1)С точки зрения правоприменительной договорной практики указанное обязательство является сложноструктурированным договором, где основной акцент сделан на единичное присутствие дилера (дистрибьютора) конкретного производителя или поставщика брендовых товаров.
Статья: Ответственность изготовителя, импортера и дилера в спорах с потребителями. Комментарий к Определению Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 20.02.2018 N 14-КГ17-31
(Томсинов А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2018, N 10)В отношении покупателя наиболее логичной позицией выглядит признание его права на выбор ответчика. Однако содержание его требований должно отличаться. От другого дилера покупатель сможет потребовать только безвозмездного устранения недостатков товара (если в договоре между изготовителем/дистрибьютором и этим дилером имеется по смыслу ст. 430 ГК РФ обязательство производить ремонт в пользу круга конечных покупателей, купивших транспортное средство у любого из авторизованных дилеров), а к собственному продавцу сможет заявить не только такое требование, но и иные требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ, а также убытки. Возможно и разделение требований, т.е. обращение к другому дилеру для ремонта, а к продавцу - для возмещения иных убытков, причиненных поставкой товаров ненадлежащего качества: например, расходов на демонтаж и транспортировку оборудования, упущенной выгоды от невозможности использовать товар в период от поломки до получения его из ремонта.
(Томсинов А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2018, N 10)В отношении покупателя наиболее логичной позицией выглядит признание его права на выбор ответчика. Однако содержание его требований должно отличаться. От другого дилера покупатель сможет потребовать только безвозмездного устранения недостатков товара (если в договоре между изготовителем/дистрибьютором и этим дилером имеется по смыслу ст. 430 ГК РФ обязательство производить ремонт в пользу круга конечных покупателей, купивших транспортное средство у любого из авторизованных дилеров), а к собственному продавцу сможет заявить не только такое требование, но и иные требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ, а также убытки. Возможно и разделение требований, т.е. обращение к другому дилеру для ремонта, а к продавцу - для возмещения иных убытков, причиненных поставкой товаров ненадлежащего качества: например, расходов на демонтаж и транспортировку оборудования, упущенной выгоды от невозможности использовать товар в период от поломки до получения его из ремонта.
Статья: Историко-правовые предпосылки развития обособленного торгового (коммерческого) права в различных правовых системах: опыт сравнительного анализа
(Казачкова З.М., Амвросова О.Н.)
("Предпринимательское право", 2009, N 1)Дух торгового (коммерческого) права детерминирован нацеленностью на получение прибыли, модифицирован присутствием специальных субъектов коммерческой деятельности (дилеры, трейдеры, экспортно-импортные фирмы, дистрибьюторские фирмы, брокеры, посреднические организации).
(Казачкова З.М., Амвросова О.Н.)
("Предпринимательское право", 2009, N 1)Дух торгового (коммерческого) права детерминирован нацеленностью на получение прибыли, модифицирован присутствием специальных субъектов коммерческой деятельности (дилеры, трейдеры, экспортно-импортные фирмы, дистрибьюторские фирмы, брокеры, посреднические организации).
Статья: Немодельные договоры в современной правовой системе России
(Одегнал Е.А., Анучкина А.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2014, N 9)В силу того что дистрибьюторские договоры широко распространены и перспективны, в законодательстве следует закрепить определение, предмет, существенные условия и ответственность по дистрибьюторскому договору, то есть создать его модель. Без надлежащей правовой регламентации дистрибьюторский договор затруднительно отличить от другого немодельного договора - дилерского, который применительно к товару (но не к ценным бумагам) предполагает реализацию продукции неким посредником и очень схож с договором комиссии, но с определенными ограничениями, в том числе по территории продаж и по выбору контрагентов дилером. Позиция В.М. Мозгова о необходимости введения в ГК РФ главы, посвященной дистрибьюторским договорам, на наш взгляд, объективна, и ее воплощение в правовом регулировании способно гармонизировать товарооборот, привести его к определенности и единству. При этом следует учесть, что появление в ГК РФ главы о дистрибьюторском договоре не должно нарушить логичную структуру ч. 2 ГК РФ.
(Одегнал Е.А., Анучкина А.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2014, N 9)В силу того что дистрибьюторские договоры широко распространены и перспективны, в законодательстве следует закрепить определение, предмет, существенные условия и ответственность по дистрибьюторскому договору, то есть создать его модель. Без надлежащей правовой регламентации дистрибьюторский договор затруднительно отличить от другого немодельного договора - дилерского, который применительно к товару (но не к ценным бумагам) предполагает реализацию продукции неким посредником и очень схож с договором комиссии, но с определенными ограничениями, в том числе по территории продаж и по выбору контрагентов дилером. Позиция В.М. Мозгова о необходимости введения в ГК РФ главы, посвященной дистрибьюторским договорам, на наш взгляд, объективна, и ее воплощение в правовом регулировании способно гармонизировать товарооборот, привести его к определенности и единству. При этом следует учесть, что появление в ГК РФ главы о дистрибьюторском договоре не должно нарушить логичную структуру ч. 2 ГК РФ.
"Товарный оборот. Право. Практика. Тенденции регулирования"
(Метелева Ю.А.)
("Юриспруденция", 2008)Дистрибьюторы и дилеры осуществляют сбыт товаров на основе договора купли-продажи. Они обладают правом собственности на продаваемый товар, поэтому принимают на себя основные коммерческие риски. Доход этих посредников образуется за счет разницы цен покупки и продажи товара. Отличие дистрибьюторов от дилеров состоит прежде всего в том, какое место в товаропроводящей сети они занимают. Обычно дистрибьютор - более крупный оптовик, чем дилер, соответственно он ближе стоит к производителю, за ним в сбытовой цепочке следует дилер. Дилер ближе к конечному потребителю товара.
(Метелева Ю.А.)
("Юриспруденция", 2008)Дистрибьюторы и дилеры осуществляют сбыт товаров на основе договора купли-продажи. Они обладают правом собственности на продаваемый товар, поэтому принимают на себя основные коммерческие риски. Доход этих посредников образуется за счет разницы цен покупки и продажи товара. Отличие дистрибьюторов от дилеров состоит прежде всего в том, какое место в товаропроводящей сети они занимают. Обычно дистрибьютор - более крупный оптовик, чем дилер, соответственно он ближе стоит к производителю, за ним в сбытовой цепочке следует дилер. Дилер ближе к конечному потребителю товара.