Отличие аудита от контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие аудита от контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Каковы обязанности оператора персональных данных
(КонсультантПлюс, 2025)На практике отличие внутреннего контроля от аудита в том, что внутренний контроль обычно проводится силами самой организации, поскольку его проведение - это обязанность лица, ответственного за организацию обработки персональных данных в организации (п. 1 ч. 4 ст. 22.1 Закона о персональных данных). Для проведения аудита, как правило, привлекают специализированную организацию. Для этого необходимо заключить с этой организацией договор оказания услуг.
(КонсультантПлюс, 2025)На практике отличие внутреннего контроля от аудита в том, что внутренний контроль обычно проводится силами самой организации, поскольку его проведение - это обязанность лица, ответственного за организацию обработки персональных данных в организации (п. 1 ч. 4 ст. 22.1 Закона о персональных данных). Для проведения аудита, как правило, привлекают специализированную организацию. Для этого необходимо заключить с этой организацией договор оказания услуг.
Статья: Управление качеством аудита бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями МСА
(Лосева Н.А.)
("Аудитор", 2023, N 10)Рассмотренные положения и требования нового Международного стандарта управления качеством МСК 1 демонстрируют новые подходы к определению понятия "система управления качеством аудиторских услуг в аудиторской организации", к содержанию его компонентов, построению системы управления качеством в аудиторской организации и ее функционированию, а также ее принципиальные отличия от системы контроля качества аудиторских услуг в аудиторской организации согласно МСКК 1.
(Лосева Н.А.)
("Аудитор", 2023, N 10)Рассмотренные положения и требования нового Международного стандарта управления качеством МСК 1 демонстрируют новые подходы к определению понятия "система управления качеством аудиторских услуг в аудиторской организации", к содержанию его компонентов, построению системы управления качеством в аудиторской организации и ее функционированию, а также ее принципиальные отличия от системы контроля качества аудиторских услуг в аудиторской организации согласно МСКК 1.
Нормативные акты
"Международный стандарт аудита 610 (пересмотренный, 2013 г.) "Использование работы внутренних аудиторов"
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н)
(ред. от 16.10.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)A10. Применение систематического и упорядоченного подхода к планированию, выполнению, надзору, проверке и документальному оформлению мероприятий отличает деятельность службы внутреннего аудита от деятельности других средств контроля по мониторингу, которые могут применяться в организации.
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н)
(ред. от 16.10.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)A10. Применение систематического и упорядоченного подхода к планированию, выполнению, надзору, проверке и документальному оформлению мероприятий отличает деятельность службы внутреннего аудита от деятельности других средств контроля по мониторингу, которые могут применяться в организации.
"Международный стандарт аудита 540 (пересмотренный) "Аудит оценочных значений и соответствующего раскрытия информации"
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 30.12.2020 N 335н)
(ред. от 16.10.2023)A39. Руководство может разработать и внедрить особые средства контроля в отношении моделей, используемых для расчета оценочных значений, независимо от того, является ли модель его собственной или внешней. Когда модель как таковая повышает уровень сложности или субъективности, как, например, модель ожидаемых кредитных убытков или модель справедливой стоимости с использованием исходных данных уровня 3, средства контроля в отношении такой сложности или субъективности с большей вероятностью могут быть определены как имеющие значение для аудита. Когда модели отличаются сложностью, средства контроля за целостностью исходных данных также, по всей вероятности, будут идентифицированы как средства контроля в соответствии с МСА 315 (пересмотренным, 2019 г.). Факторы, которые аудитору может быть целесообразно рассмотреть в ходе получения понимания модели и соответствующих выявленных средств контроля, включают следующее:
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 30.12.2020 N 335н)
(ред. от 16.10.2023)A39. Руководство может разработать и внедрить особые средства контроля в отношении моделей, используемых для расчета оценочных значений, независимо от того, является ли модель его собственной или внешней. Когда модель как таковая повышает уровень сложности или субъективности, как, например, модель ожидаемых кредитных убытков или модель справедливой стоимости с использованием исходных данных уровня 3, средства контроля в отношении такой сложности или субъективности с большей вероятностью могут быть определены как имеющие значение для аудита. Когда модели отличаются сложностью, средства контроля за целостностью исходных данных также, по всей вероятности, будут идентифицированы как средства контроля в соответствии с МСА 315 (пересмотренным, 2019 г.). Факторы, которые аудитору может быть целесообразно рассмотреть в ходе получения понимания модели и соответствующих выявленных средств контроля, включают следующее:
Статья: Таможенный аудит как вспомогательный инструмент таможенного контроля после выпуска товаров: правовое регулирование в России и ЕАЭС
(Зенкина А.Д., Трегубов А.Н., Левинская Е.В.)
("Таможенное дело", 2023, N 4)Однако при анализе других фундаментальных нормативных правовых актов, а именно Договора о ЕАЭС <3> и Таможенного кодекса ЕАЭС <4>, термин "таможенный контроль с применением методов аудита", указанный в Киотской конвенции <5> стандарта 6.6, или термины, похожие по значению, например "посттаможенный аудит" (досл. Post-clearance audit), упоминаемый в рекомендациях Всемирной таможенной организации по посттаможенному аудиту <6>, или "таможенный аудит", как указано в российском законодательстве, а именно в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 г. <7>, не упоминаются, а вместо них используется термин "таможенная проверка" как форма таможенного контроля после выпуска товаров, которая значительно отличается по сущности и значению от вышепредставленных категорий.
(Зенкина А.Д., Трегубов А.Н., Левинская Е.В.)
("Таможенное дело", 2023, N 4)Однако при анализе других фундаментальных нормативных правовых актов, а именно Договора о ЕАЭС <3> и Таможенного кодекса ЕАЭС <4>, термин "таможенный контроль с применением методов аудита", указанный в Киотской конвенции <5> стандарта 6.6, или термины, похожие по значению, например "посттаможенный аудит" (досл. Post-clearance audit), упоминаемый в рекомендациях Всемирной таможенной организации по посттаможенному аудиту <6>, или "таможенный аудит", как указано в российском законодательстве, а именно в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 г. <7>, не упоминаются, а вместо них используется термин "таможенная проверка" как форма таможенного контроля после выпуска товаров, которая значительно отличается по сущности и значению от вышепредставленных категорий.
Статья: Новые правовые механизмы таможенного контроля: сущность, юридическая природа, перспективы введения
(Бакаева О.Ю.)
("Таможенное дело", 2022, N 3)В отличие от таможенного мониторинга, таможенный аудит проводится не таможенными органами, а организациями-аудиторами. В данной связи он в полной мере не может быть признан элементом таможенного контроля, поскольку исходя из толкования положений п. 1 и 6 ст. 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль есть деятельность таможенных органов и их должностных лиц. В подпункте 41 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС прямо устанавливается, что он представляет собой совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании. Никакие иные субъекты таможенный контроль проводить не могут.
(Бакаева О.Ю.)
("Таможенное дело", 2022, N 3)В отличие от таможенного мониторинга, таможенный аудит проводится не таможенными органами, а организациями-аудиторами. В данной связи он в полной мере не может быть признан элементом таможенного контроля, поскольку исходя из толкования положений п. 1 и 6 ст. 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль есть деятельность таможенных органов и их должностных лиц. В подпункте 41 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС прямо устанавливается, что он представляет собой совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании. Никакие иные субъекты таможенный контроль проводить не могут.
Вопрос: Об определении прибыли (убытка) КИК по данным ее финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год, в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 07.07.2025 N 03-12-12/2/65857)2) в случае, если в соответствии с личным законом контролируемой иностранной компании ее финансовая отчетность не подлежит обязательному аудиту, определение прибыли (убытка) такой контролируемой иностранной компании в целях Кодекса осуществляется на основании финансовой отчетности, аудит которой проведен в соответствии с международными стандартами аудита.
(Письмо Минфина России от 07.07.2025 N 03-12-12/2/65857)2) в случае, если в соответствии с личным законом контролируемой иностранной компании ее финансовая отчетность не подлежит обязательному аудиту, определение прибыли (убытка) такой контролируемой иностранной компании в целях Кодекса осуществляется на основании финансовой отчетности, аудит которой проведен в соответствии с международными стандартами аудита.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью"
(том 2)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)1(2). Внешний аудит общества с ограниченной ответственностью необходимо отличать от внутреннего контроля, осуществляемого ревизионной комиссией (ревизором) общества в целях проверки его финансово-хозяйственной деятельности <1>. Эти функции ревизионной комиссии (ревизора) могут исполняться аудитором, не связанным имущественными интересами с обществом, членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, с лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, членами коллегиального исполнительного органа общества и участниками общества (п. 6 ст. 32 Закона об ООО). Выполняя функции внутреннего контроля, такой аудитор тем не менее не теряет статуса именно внешнего аудитора, хотя в литературе его иногда характеризуют как "внутреннего аудитора" <2>, что не вполне корректно.
(том 2)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)1(2). Внешний аудит общества с ограниченной ответственностью необходимо отличать от внутреннего контроля, осуществляемого ревизионной комиссией (ревизором) общества в целях проверки его финансово-хозяйственной деятельности <1>. Эти функции ревизионной комиссии (ревизора) могут исполняться аудитором, не связанным имущественными интересами с обществом, членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, с лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, членами коллегиального исполнительного органа общества и участниками общества (п. 6 ст. 32 Закона об ООО). Выполняя функции внутреннего контроля, такой аудитор тем не менее не теряет статуса именно внешнего аудитора, хотя в литературе его иногда характеризуют как "внутреннего аудитора" <2>, что не вполне корректно.
"Контроль за деятельностью акционерного общества: правовое регулирование: монография"
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)На федеральном уровне внутренний контроль закреплен в пункте 1 статьи 19 Федерального закона N 402-ФЗ от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) <201>, согласно которой экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. В Информации Минфина России от 26.12.2013 N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности" (далее - Информация Минфина N ПЗ-11/2013) <202> указано, что внутренний контроль - это процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект эффективен и результативен в своей деятельности, своевременно предоставляет достоверную бухгалтерскую отчетность, а также соблюдает применимое законодательство; он должен обеспечивать предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета и отчетности <203>. По мнению С.Н. Поленовой, в данном определении происходит смешение понятий "внутренний контроль деятельности организации" и "внутренний контроль в сфере бухгалтерского учета", поскольку не уточнено, о каких именно отклонениях от правил и процедур идет речь <204>. Исходя из Положения об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах (утв. Банком России 16.12.2003 N 242-П) <205> внутренний контроль представляет собой деятельность, осуществляемую кредитной организацией (ее органами управления, подразделениями и служащими) и направленную на достижение определенных целей, а именно: эффективности и результативности ведения хозяйственной деятельности, в том числе при управлении банковскими рисками; достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления различных видов отчетности, а также информационной безопасности; соблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций, учредительных и внутренних документов кредитной организации; исключения вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также своевременного представления в соответствии с законодательством РФ сведений в органы государственной власти и Банк России. В 2014 году в указанное Положение Банк России внес изменения: обязал все кредитные организации иметь два подразделения, осуществляющих контроль, - службу внутреннего контроля и службу внутреннего аудита <206>. Система внутреннего контроля больше нацелена на анализ нарушений законодательства, выявление различных несоответствий, а также их устранение. Служба внутреннего аудита занимается выявлением и прогнозированием рисков, минимизацией их последствий. Из этого следует, что работа указанных служб во времени также отличается: внутренний контроль осуществляется в режиме реального времени, а внутренний аудит нацелен на будущее. Рассматривая понятие эффективности осуществления внутреннего контроля в банках, мы презюмируем, что такими же критериями следует руководствоваться и иным формам организации хозяйственной деятельности, поскольку банки являются коммерческими юридическими лицами. Так, эффективность осуществления внутреннего контроля - это постоянный элемент деятельности банка по всем направлениям, включающий различные формы оптимизации затрат на ключевых элементах бизнес-модели при помощи различных технологий, в том числе банковских информационных технологий и технологий менеджмента, когда оптимизация затрат является условием дальнейшего развития организации <207>. Таким образом, оптимизация затрат является одним из условий успешного развития бизнеса.
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)На федеральном уровне внутренний контроль закреплен в пункте 1 статьи 19 Федерального закона N 402-ФЗ от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) <201>, согласно которой экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. В Информации Минфина России от 26.12.2013 N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности" (далее - Информация Минфина N ПЗ-11/2013) <202> указано, что внутренний контроль - это процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект эффективен и результативен в своей деятельности, своевременно предоставляет достоверную бухгалтерскую отчетность, а также соблюдает применимое законодательство; он должен обеспечивать предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета и отчетности <203>. По мнению С.Н. Поленовой, в данном определении происходит смешение понятий "внутренний контроль деятельности организации" и "внутренний контроль в сфере бухгалтерского учета", поскольку не уточнено, о каких именно отклонениях от правил и процедур идет речь <204>. Исходя из Положения об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах (утв. Банком России 16.12.2003 N 242-П) <205> внутренний контроль представляет собой деятельность, осуществляемую кредитной организацией (ее органами управления, подразделениями и служащими) и направленную на достижение определенных целей, а именно: эффективности и результативности ведения хозяйственной деятельности, в том числе при управлении банковскими рисками; достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления различных видов отчетности, а также информационной безопасности; соблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций, учредительных и внутренних документов кредитной организации; исключения вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также своевременного представления в соответствии с законодательством РФ сведений в органы государственной власти и Банк России. В 2014 году в указанное Положение Банк России внес изменения: обязал все кредитные организации иметь два подразделения, осуществляющих контроль, - службу внутреннего контроля и службу внутреннего аудита <206>. Система внутреннего контроля больше нацелена на анализ нарушений законодательства, выявление различных несоответствий, а также их устранение. Служба внутреннего аудита занимается выявлением и прогнозированием рисков, минимизацией их последствий. Из этого следует, что работа указанных служб во времени также отличается: внутренний контроль осуществляется в режиме реального времени, а внутренний аудит нацелен на будущее. Рассматривая понятие эффективности осуществления внутреннего контроля в банках, мы презюмируем, что такими же критериями следует руководствоваться и иным формам организации хозяйственной деятельности, поскольку банки являются коммерческими юридическими лицами. Так, эффективность осуществления внутреннего контроля - это постоянный элемент деятельности банка по всем направлениям, включающий различные формы оптимизации затрат на ключевых элементах бизнес-модели при помощи различных технологий, в том числе банковских информационных технологий и технологий менеджмента, когда оптимизация затрат является условием дальнейшего развития организации <207>. Таким образом, оптимизация затрат является одним из условий успешного развития бизнеса.
"Правовое регулирование новых видов предпринимательской деятельности: практическое пособие"
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)Комплаенс-служба (служба внутреннего контроля) является линейной службой по осуществлению контроля за рисками наряду с главным управляющим рисками и службой внутреннего аудита. При этом функциональные задачи комплаенс-службы существенно отличаются от функционала главного управляющего рисками и службы внутреннего аудита. Основное отличие здесь заключается в целях и объеме задач, выполняемых данными различными контрольными подразделениями.
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)Комплаенс-служба (служба внутреннего контроля) является линейной службой по осуществлению контроля за рисками наряду с главным управляющим рисками и службой внутреннего аудита. При этом функциональные задачи комплаенс-службы существенно отличаются от функционала главного управляющего рисками и службы внутреннего аудита. Основное отличие здесь заключается в целях и объеме задач, выполняемых данными различными контрольными подразделениями.
Статья: Нефинансовая отчетность как инструмент стратегического управления и контроля предприятия в условиях бережливого производства
(Клычова Г.С., Салахутдинова Э.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 2)Методологический подход к анализу нефинансовой отчетности включает совокупные методы, направленные на проверку точности данных, их полноты и соответствия установленным стандартам. В отличие от узкоспециализированного аудита, данный процесс фокусируется на выявлении связей между нефинансовыми показателями: сравнивает текущие данные с историческими периодами, плановыми значениями, отраслевыми нормативами и финансовой информацией [14, 15].
(Клычова Г.С., Салахутдинова Э.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 2)Методологический подход к анализу нефинансовой отчетности включает совокупные методы, направленные на проверку точности данных, их полноты и соответствия установленным стандартам. В отличие от узкоспециализированного аудита, данный процесс фокусируется на выявлении связей между нефинансовыми показателями: сравнивает текущие данные с историческими периодами, плановыми значениями, отраслевыми нормативами и финансовой информацией [14, 15].
Статья: Общественный финансовый контроль в социальной сфере: особенности правоприменения
(Забралова О.С.)
("Финансовое право", 2023, N 3)С.В. Степашин указывает на то, что общественный финансовый контроль осуществляется от имени общества и является независимым контролем за использованием органами власти публичных ресурсов <5>. Исходя из приведенных определений, приходим к выводу, что основным отличием данного контроля является субъектный состав, представленный институтами гражданского общества. Кроме того, следует иметь в виду и специальных субъектов в лице профессиональных союзов или каких-либо уполномоченных органов власти, осуществляющих проверку соблюдения законных прав и интересов лиц, застрахованных на случай наступления неблагоприятных последствий (несчастный случай на производстве, приобретение профессиональных заболеваний и пр. <6>).
(Забралова О.С.)
("Финансовое право", 2023, N 3)С.В. Степашин указывает на то, что общественный финансовый контроль осуществляется от имени общества и является независимым контролем за использованием органами власти публичных ресурсов <5>. Исходя из приведенных определений, приходим к выводу, что основным отличием данного контроля является субъектный состав, представленный институтами гражданского общества. Кроме того, следует иметь в виду и специальных субъектов в лице профессиональных союзов или каких-либо уполномоченных органов власти, осуществляющих проверку соблюдения законных прав и интересов лиц, застрахованных на случай наступления неблагоприятных последствий (несчастный случай на производстве, приобретение профессиональных заболеваний и пр. <6>).
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Установлено, что алгоритм организации и проведения контрольных мероприятий в рамках государственного финансового контроля определен множеством разнообразных нормативных правовых актов: Бюджетный кодекс Российской Федерации, Закон N 41-ФЗ, Закон N 6-ФЗ, стандартами государственного аудита Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, стандартами различных министерств и ведомств. Представленный массив актов, в отличие от единого и унифицированного ИНТОСАИ, не систематизирован и хаотичен, что приводит к проблемам правоприменения, а также дублированию полномочий.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Установлено, что алгоритм организации и проведения контрольных мероприятий в рамках государственного финансового контроля определен множеством разнообразных нормативных правовых актов: Бюджетный кодекс Российской Федерации, Закон N 41-ФЗ, Закон N 6-ФЗ, стандартами государственного аудита Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, стандартами различных министерств и ведомств. Представленный массив актов, в отличие от единого и унифицированного ИНТОСАИ, не систематизирован и хаотичен, что приводит к проблемам правоприменения, а также дублированию полномочий.