Отличие 44 и 223
Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие 44 и 223 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Закон 223-ФЗ, в отличие от Закона 44-ФЗ, не определяет сроки внесения изменений в извещение и документацию о закупке.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Закон 223-ФЗ, в отличие от Закона 44-ФЗ, не определяет сроки внесения изменений в извещение и документацию о закупке.
Статья: Ключевые споры в сфере строительства за 2020 год
(Юрчик В.В.)
("Арбитражные споры", 2021, N 2)ВС РФ не согласился с доводами судов нижестоящих инстанций, указав, что Закон N 223-ФЗ и Закон N 44-ФЗ регулируют совершенно разные правоотношения, более того, заключение по ним контрактов основано на различных принципах. В отличие от Закона N 44-ФЗ Закон N 223-ФЗ предполагает заключение контрактов на основе юридического равноправия между субъектами отношений, автономии воли и имущественной самостоятельности.
(Юрчик В.В.)
("Арбитражные споры", 2021, N 2)ВС РФ не согласился с доводами судов нижестоящих инстанций, указав, что Закон N 223-ФЗ и Закон N 44-ФЗ регулируют совершенно разные правоотношения, более того, заключение по ним контрактов основано на различных принципах. В отличие от Закона N 44-ФЗ Закон N 223-ФЗ предполагает заключение контрактов на основе юридического равноправия между субъектами отношений, автономии воли и имущественной самостоятельности.
Нормативные акты
"Концепция развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности"
(утв. решением президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 25.12.2020 N 34)Принятие нормативных правовых актов по вопросам применения электронного документооборота в сфере закупок, в том числе в части взаимодействия единой информационной системы ЕИС в сфере закупок с иными информационными системами, осуществляется в установленном порядке с учетом требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ. В рамках контрольно-надзорной деятельности документы могут быть истребованы различными федеральными органами исполнительной власти в рамках своих полномочий. При этом требования к форме и форматам документов могут отличаться, что приводит к разнообразию технических и организационных решений и снижает заинтересованность хозяйствующих субъектов применять цифровые технологии.
(утв. решением президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 25.12.2020 N 34)Принятие нормативных правовых актов по вопросам применения электронного документооборота в сфере закупок, в том числе в части взаимодействия единой информационной системы ЕИС в сфере закупок с иными информационными системами, осуществляется в установленном порядке с учетом требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ. В рамках контрольно-надзорной деятельности документы могут быть истребованы различными федеральными органами исполнительной власти в рамках своих полномочий. При этом требования к форме и форматам документов могут отличаться, что приводит к разнообразию технических и организационных решений и снижает заинтересованность хозяйствующих субъектов применять цифровые технологии.
<Письмо> Минобрнауки России от 21.10.2020 N МН-5/20371
"О направлении информации"
(вместе с <Письмом> Минфина России от 19.06.2020 N 12-11-17/53528 "О предоставлении разъяснений")В отличие от приведенных норм Федерального закона N 44-ФЗ и Федерального закона N 223-ФЗ потребителем результата по договору о сетевой форме является обучающийся, а не образовательная организация, реализующая образовательную программу.
"О направлении информации"
(вместе с <Письмом> Минфина России от 19.06.2020 N 12-11-17/53528 "О предоставлении разъяснений")В отличие от приведенных норм Федерального закона N 44-ФЗ и Федерального закона N 223-ФЗ потребителем результата по договору о сетевой форме является обучающийся, а не образовательная организация, реализующая образовательную программу.
Статья: Динамика договора в корпоративных закупках
(Джафаров Ш.М.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 12)В отличие от Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <4> закупка в порядке ее осуществления отдельными видами юридических лиц по Федеральному закону N 223-ФЗ регламентирована гораздо более лояльными требованиями законодателя. Главным образом это обусловлено отсутствием возможности привести две системы к "единому правовому знаменателю" в силу разнообразия заказчиков, их организационно-правовых форм, а также целей деятельности, объемов и источников финансирования <5>. Указанная диспозитивность находит свое отражение в том числе в динамике условий договора по Федеральному закону N 223-ФЗ во времени. В частности, Федеральный закон N 223-ФЗ не ограничивает заказчика в возможности вносить изменения в уже заключенные по итогам закупочных процедур договора (ч. 5 ст. 4, ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона N 223-ФЗ), а также устанавливать условия, которые могут дополнительно обременять поставщика уже в процессе исполнения договора.
(Джафаров Ш.М.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 12)В отличие от Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <4> закупка в порядке ее осуществления отдельными видами юридических лиц по Федеральному закону N 223-ФЗ регламентирована гораздо более лояльными требованиями законодателя. Главным образом это обусловлено отсутствием возможности привести две системы к "единому правовому знаменателю" в силу разнообразия заказчиков, их организационно-правовых форм, а также целей деятельности, объемов и источников финансирования <5>. Указанная диспозитивность находит свое отражение в том числе в динамике условий договора по Федеральному закону N 223-ФЗ во времени. В частности, Федеральный закон N 223-ФЗ не ограничивает заказчика в возможности вносить изменения в уже заключенные по итогам закупочных процедур договора (ч. 5 ст. 4, ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона N 223-ФЗ), а также устанавливать условия, которые могут дополнительно обременять поставщика уже в процессе исполнения договора.
"Корпоративная конфликтология: монография"
(Осипенко О.В.)
("Статут", 2022)Эксперты, анализируя текущую ситуацию в данной сфере, в том числе должностные лица, представляющие ФАС, время от времени выявляют разного рода приемы, позволяющие обойти требования как Федеральных законов N 44-ФЗ <1> и N 223-ФЗ <2>, так и внутренних документов сугубо частных компаний, имеющих "свободные" положения о проведении тендеров. В их числе: предельно жесткая детализация условий конкурсов и аукционов; требования доказать профессиональную компетентность или наличие материальных ресурсов (в отличие от первой, напротив, "размытые"); "фильтры", связанные с репутационной составляющей потенциального контрагента; включение в тендерное предложение "разномастных" позиций, к которым в условиях сужения специализации компаний среднего масштаба априори трудно адаптироваться; "маленькие хитрости" на тему сроков, места публикации объявлений и резюмирующих мероприятие критериев выявления победителя; наконец, манипуляции со схемой поставки единственным поставщиком.
(Осипенко О.В.)
("Статут", 2022)Эксперты, анализируя текущую ситуацию в данной сфере, в том числе должностные лица, представляющие ФАС, время от времени выявляют разного рода приемы, позволяющие обойти требования как Федеральных законов N 44-ФЗ <1> и N 223-ФЗ <2>, так и внутренних документов сугубо частных компаний, имеющих "свободные" положения о проведении тендеров. В их числе: предельно жесткая детализация условий конкурсов и аукционов; требования доказать профессиональную компетентность или наличие материальных ресурсов (в отличие от первой, напротив, "размытые"); "фильтры", связанные с репутационной составляющей потенциального контрагента; включение в тендерное предложение "разномастных" позиций, к которым в условиях сужения специализации компаний среднего масштаба априори трудно адаптироваться; "маленькие хитрости" на тему сроков, места публикации объявлений и резюмирующих мероприятие критериев выявления победителя; наконец, манипуляции со схемой поставки единственным поставщиком.
Статья: Законодательство России и КНР о публичных закупках
(Кичик К.В.)
("Право и экономика", 2024, N 3)Итак, на первый взгляд Закон КНР "О правительственных закупках" очень похож по перечню заказчиков на российский Закон N 44-ФЗ (можем с известной долей условности назвать его китайским аналогом Закона N 44-ФЗ), а Закон КНР "О торгах" - на российский Закон N 223-ФЗ (аналог Закона N 223-ФЗ).
(Кичик К.В.)
("Право и экономика", 2024, N 3)Итак, на первый взгляд Закон КНР "О правительственных закупках" очень похож по перечню заказчиков на российский Закон N 44-ФЗ (можем с известной долей условности назвать его китайским аналогом Закона N 44-ФЗ), а Закон КНР "О торгах" - на российский Закон N 223-ФЗ (аналог Закона N 223-ФЗ).
Статья: Управление закупками по Закону N 223-ФЗ: регламенты, риски, результаты
(Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)Объективно, в последнее время идет стремительное сближение норм Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ. Однако организационно-правовые формы, в которых существуют организации - субъекты Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ, цели и задачи, которые стоят перед такими организациями, а также масштабы и численность работников очень сильно отличаются друг от друга. Поэтому если для организаций - субъектов Закона N 44-ФЗ возможно применение некоторых стандартизованных рекомендаций о том, как выстроить именно внутреннюю работу закупочных подразделений, как картировать возможные риски, как мотивировать работников, то для организаций - субъектов Закона N 223-ФЗ такое вряд ли возможно. Здесь стандартизация и унификация закупок априори не являются настолько высокими, а подходы к управлению можно разделить на две группы: первая группа, свойственная заказчикам корпоративного типа, и вторая - тяготеющая к методологиям управления в государственном секторе и сегменте заказчиков, применяющих Закон N 44-ФЗ.
(Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)Объективно, в последнее время идет стремительное сближение норм Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ. Однако организационно-правовые формы, в которых существуют организации - субъекты Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ, цели и задачи, которые стоят перед такими организациями, а также масштабы и численность работников очень сильно отличаются друг от друга. Поэтому если для организаций - субъектов Закона N 44-ФЗ возможно применение некоторых стандартизованных рекомендаций о том, как выстроить именно внутреннюю работу закупочных подразделений, как картировать возможные риски, как мотивировать работников, то для организаций - субъектов Закона N 223-ФЗ такое вряд ли возможно. Здесь стандартизация и унификация закупок априори не являются настолько высокими, а подходы к управлению можно разделить на две группы: первая группа, свойственная заказчикам корпоративного типа, и вторая - тяготеющая к методологиям управления в государственном секторе и сегменте заказчиков, применяющих Закон N 44-ФЗ.
Последние изменения: Преференции по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Законом N 44-ФЗ преимущества таким лицам не предоставляются, в отличие от Закона N 223-ФЗ, где самозанятые для участия в закупках приравниваются к СМСП.
(КонсультантПлюс, 2025)Законом N 44-ФЗ преимущества таким лицам не предоставляются, в отличие от Закона N 223-ФЗ, где самозанятые для участия в закупках приравниваются к СМСП.
Вопрос: Обязан ли заказчик согласовывать проведение закрытой закупки по Закону N 223-ФЗ?
("Вестник Института госзакупок", 2025, N 7)Ответ: Закон N 223-ФЗ не содержит положений, обязывающих заказчиков согласовывать проведение закрытой закупки (см. письмо Минфина России от 13.02.2020 N 24-0408/9691), в отличие от Закона N 44-ФЗ.
("Вестник Института госзакупок", 2025, N 7)Ответ: Закон N 223-ФЗ не содержит положений, обязывающих заказчиков согласовывать проведение закрытой закупки (см. письмо Минфина России от 13.02.2020 N 24-0408/9691), в отличие от Закона N 44-ФЗ.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Заключение договора по Закону N 223-ФЗ.
Может ли поставщик (подрядчик, исполнитель) получить оплату за исполнение обязательства, если нарушена процедура заключения договора по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Однако, как следует из пункта 34 Обзора судебной практики ВС РФ N 2(2020), утв. Президиумом ВС РФ от 22.07.2020, нарушение заказчиком при заключении договора процедуры, установленной Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", не может являться основанием для отказа в оплате исполнителю выполненных для заказчика работ. Положения Закона N 223-ФЗ, в отличие от норм Закона N 44-ФЗ, возлагают именно на заказчика вышеперечисленные обязанности по соблюдению закупочной деятельности, и при нарушении процедуры заключения договора исполнитель не может быть лишен права на получение платы за выполненные работы".
Может ли поставщик (подрядчик, исполнитель) получить оплату за исполнение обязательства, если нарушена процедура заключения договора по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Однако, как следует из пункта 34 Обзора судебной практики ВС РФ N 2(2020), утв. Президиумом ВС РФ от 22.07.2020, нарушение заказчиком при заключении договора процедуры, установленной Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", не может являться основанием для отказа в оплате исполнителю выполненных для заказчика работ. Положения Закона N 223-ФЗ, в отличие от норм Закона N 44-ФЗ, возлагают именно на заказчика вышеперечисленные обязанности по соблюдению закупочной деятельности, и при нарушении процедуры заключения договора исполнитель не может быть лишен права на получение платы за выполненные работы".
Статья: Диалог с участниками рынка: переговоры или сговор в корпоративных закупках?
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 8)Как известно, в Российской Федерации представлена дуальная система регулирования публичных закупок: Закон N 223-ФЗ и Закон N 44-ФЗ. Эти акты отличаются по кругу субъектов, на деятельность которых они воздействуют, по целям регулирования, по объему нормативного массива и степени детализации норм. В этой связи представляется уместным сопоставить подходы к определению допустимых переговоров, содержащиеся в этих Федеральных законах.
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 8)Как известно, в Российской Федерации представлена дуальная система регулирования публичных закупок: Закон N 223-ФЗ и Закон N 44-ФЗ. Эти акты отличаются по кругу субъектов, на деятельность которых они воздействуют, по целям регулирования, по объему нормативного массива и степени детализации норм. В этой связи представляется уместным сопоставить подходы к определению допустимых переговоров, содержащиеся в этих Федеральных законах.
Вопрос: Заказчик планирует закупить оборудование для лаборатории с монтажными и пусконаладочными работами. Может ли заказчик установить требование о поставке исключительно российского оборудования?
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 3)Ответ: В отличие от Закона N 44-ФЗ, Законом N 223-ФЗ не предусмотрено право заказчика устанавливать ограничения или запрет на поставку иностранных товаров.
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 3)Ответ: В отличие от Закона N 44-ФЗ, Законом N 223-ФЗ не предусмотрено право заказчика устанавливать ограничения или запрет на поставку иностранных товаров.
Статья: Третейское разбирательство как эффективный способ разрешения споров: актуальные проблемы
(Шиткина И.С., Гурьянов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 2)В отличие от закупок по Закону N 44-ФЗ для обеспечения публичных нужд, основная цель Закона о закупках N 223-ФЗ - создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности. Это предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства в процесс закупки по мотивам оценки целесообразности ее условий и порядка проведения. То есть заказчики вправе сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей своей деятельности, установив дополнительные требования к участникам закупки, а Закон о закупках N 223-ФЗ не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль <14>.
(Шиткина И.С., Гурьянов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 2)В отличие от закупок по Закону N 44-ФЗ для обеспечения публичных нужд, основная цель Закона о закупках N 223-ФЗ - создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности. Это предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства в процесс закупки по мотивам оценки целесообразности ее условий и порядка проведения. То есть заказчики вправе сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей своей деятельности, установив дополнительные требования к участникам закупки, а Закон о закупках N 223-ФЗ не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль <14>.