Отказ заказчика от перевозки
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ заказчика от перевозки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 35 "Ответственность грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя, пассажира" Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта""Из буквального толкования положений части 1 статьи 35 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - УАТ) следует, что данная мера ответственности заказчика перед перевозчиком подлежит применению в случае предоставления перевозчиком транспортного средства для перевозки груза по заявке заказчика и одновременного необоснованного отказа заказчика от предъявления для перевозки груза под прибывший транспорт перевозчика."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: При организации экспедитором морской перевозки товара в Китай заказчик-экспортер указан в поручении на оплату, в контракте. В коносаменте указаны отправитель и получатель, которыми заказчик перевозки не является. Будет ли это причиной отказа в применении ставки НДС 0% по экспедиторским услугам?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Организация-экспедитор организует морскую перевозку товара в Китай. Заказчик-экспортер указан в поручении на оплату и в контракте. В коносаменте указаны отправитель и получатель, которыми заказчик перевозки не является. Будет ли неуказание в коносаменте непосредственного экспортера причиной отказа в применении ставки НДС 0% по экспедиторским услугам?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Организация-экспедитор организует морскую перевозку товара в Китай. Заказчик-экспортер указан в поручении на оплату и в контракте. В коносаменте указаны отправитель и получатель, которыми заказчик перевозки не является. Будет ли неуказание в коносаменте непосредственного экспортера причиной отказа в применении ставки НДС 0% по экспедиторским услугам?
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.
(ред. от 24.06.2025)Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.
Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200
(ред. от 27.05.2025)
"Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации"31. Грузоотправитель (фрахтователь) вправе отказаться от исполнения договора перевозки груза (договора фрахтования) в случае:
(ред. от 27.05.2025)
"Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации"31. Грузоотправитель (фрахтователь) вправе отказаться от исполнения договора перевозки груза (договора фрахтования) в случае:
Статья: Некоторые правоприменительные аспекты воздушной перевозки грузов: современное состояние и "цифровые" перспективы
(Пискунова Н.И.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)Очевидно, что в договоре воздушной перевозки грузов в подавляющем большинстве случаев речь идет о нарушениях договорных обязательств со стороны грузоперевозчика. Однако в редких случаях нарушителем может быть признан и заказчик. Так, между ООО "Абакан Эйр" (грузоперевозчик) и АО "РВС" (заказчик) был заключен договор воздушной перевозки грузов, в соответствии с которым грузоперевозчик обязался на основании заявок (заявлений) заказчика оказывать последнему услуги по воздушным перевозкам грузов, а заказчик обязался принимать и оплачивать оказанные услуги и сопутствующие расходы. 29 декабря 2021 г. ООО "Абакан Эйр" от заказчика поступила заявка на выполнение 16 января 2022 г. авиаперевозки двух вертолетов Ми-8АМТ с имуществом и сопровождающими самолетом Ил-76 по маршруту Аэропорт Палембанг (Индонезия) - Международный аэропорт Новосибирск (Россия), которая грузоперевозчиком была принята и согласована. Однако 14 января 2022 г. АО "РВС" сообщило о пересмотре своих планов и отсутствии потребности в осуществлении заказанной перевозки. По условиям заключенного договора, в случае отказа заказчика от выполнения авиаперевозки по любым причинам, грузоперевозчик начисляет заказчику неустойку, размер которой при отказе от перевозки менее чем за 48 часов составляет 75% от суммы перевозки. С учетом того что заказчик отказался от добровольного разрешения возникшего разногласия в досудебном порядке, грузоперевозчик обратился в суд с требованием о взыскании неустойки по договору воздушной перевозки грузов, которое было удовлетворено в полном объеме <26>. На наш взгляд, требование о выплате неустойки в случае одностороннего отказа от исполнения обязательства со стороны заказчика является обоснованным и требует соответствующего индивидуального правового регулирования в условиях заключаемого договора. Представляется, что такое требование актуально и в случае воздушной перевозки грузов с использованием БВС, однако с учетом того, что такая перевозка во всех смыслах является менее экономически затратной, представляется, что штрафные санкции в таком случае могут быть не такие существенные, как в случае с пилотируемой авиаперевозкой. Кроме того, если в современной авиаперевозке грузов в подавляющем большинстве случаев участвуют профессиональные участники имущественного оборота, то в авиаперевозке грузов с использованием БВС предполагается активное участие потребителей.
(Пискунова Н.И.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)Очевидно, что в договоре воздушной перевозки грузов в подавляющем большинстве случаев речь идет о нарушениях договорных обязательств со стороны грузоперевозчика. Однако в редких случаях нарушителем может быть признан и заказчик. Так, между ООО "Абакан Эйр" (грузоперевозчик) и АО "РВС" (заказчик) был заключен договор воздушной перевозки грузов, в соответствии с которым грузоперевозчик обязался на основании заявок (заявлений) заказчика оказывать последнему услуги по воздушным перевозкам грузов, а заказчик обязался принимать и оплачивать оказанные услуги и сопутствующие расходы. 29 декабря 2021 г. ООО "Абакан Эйр" от заказчика поступила заявка на выполнение 16 января 2022 г. авиаперевозки двух вертолетов Ми-8АМТ с имуществом и сопровождающими самолетом Ил-76 по маршруту Аэропорт Палембанг (Индонезия) - Международный аэропорт Новосибирск (Россия), которая грузоперевозчиком была принята и согласована. Однако 14 января 2022 г. АО "РВС" сообщило о пересмотре своих планов и отсутствии потребности в осуществлении заказанной перевозки. По условиям заключенного договора, в случае отказа заказчика от выполнения авиаперевозки по любым причинам, грузоперевозчик начисляет заказчику неустойку, размер которой при отказе от перевозки менее чем за 48 часов составляет 75% от суммы перевозки. С учетом того что заказчик отказался от добровольного разрешения возникшего разногласия в досудебном порядке, грузоперевозчик обратился в суд с требованием о взыскании неустойки по договору воздушной перевозки грузов, которое было удовлетворено в полном объеме <26>. На наш взгляд, требование о выплате неустойки в случае одностороннего отказа от исполнения обязательства со стороны заказчика является обоснованным и требует соответствующего индивидуального правового регулирования в условиях заключаемого договора. Представляется, что такое требование актуально и в случае воздушной перевозки грузов с использованием БВС, однако с учетом того, что такая перевозка во всех смыслах является менее экономически затратной, представляется, что штрафные санкции в таком случае могут быть не такие существенные, как в случае с пилотируемой авиаперевозкой. Кроме того, если в современной авиаперевозке грузов в подавляющем большинстве случаев участвуют профессиональные участники имущественного оборота, то в авиаперевозке грузов с использованием БВС предполагается активное участие потребителей.
Готовое решение: Как согласовать условие о содействии заказчика при выполнении работ по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что в силу ст. 330 ГК РФ вы можете согласовать штрафные санкции за неоказание содействия подрядчику. Глава 37 ГК РФ о подряде, в том числе ст. 718 ГК РФ о содействии заказчика, делать этого не запрещает. Вы можете согласовать это условие по общим рекомендациям для составления соглашения о неустойке. Однако во избежание возможных споров относительно наступления основания для начисления неустойки, рекомендуем предусмотреть штрафные санкции не за неоказание содействия в целом, а за невыполнение заказчиком конкретных обязанностей, которые отнесены договором к видам (формам) содействия. Например, штраф за каждый случай отказа от перевозки сотрудников подрядчика к месту производства работы, если договор предусматривал такую форму содействия заказчика. Если в договоре указан срок выполнения заказчиком определенных действий в рамках содействия, то можно предусмотреть пени за просрочку.
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что в силу ст. 330 ГК РФ вы можете согласовать штрафные санкции за неоказание содействия подрядчику. Глава 37 ГК РФ о подряде, в том числе ст. 718 ГК РФ о содействии заказчика, делать этого не запрещает. Вы можете согласовать это условие по общим рекомендациям для составления соглашения о неустойке. Однако во избежание возможных споров относительно наступления основания для начисления неустойки, рекомендуем предусмотреть штрафные санкции не за неоказание содействия в целом, а за невыполнение заказчиком конкретных обязанностей, которые отнесены договором к видам (формам) содействия. Например, штраф за каждый случай отказа от перевозки сотрудников подрядчика к месту производства работы, если договор предусматривал такую форму содействия заказчика. Если в договоре указан срок выполнения заказчиком определенных действий в рамках содействия, то можно предусмотреть пени за просрочку.