Отказ в приеме в школу
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ в приеме в школу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какой установлен порядок приема на обучение в школу, в том числе в первый класс?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу в приеме в государственную или муниципальную школу гражданам РФ может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест (за исключением школ с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения; с дополнительными образовательными программами спортивной подготовки или с образовательными программами среднего профессионального образования в области искусств; школ при загранучреждениях МИД России). В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую школу обращаются непосредственно в соответствующий орган власти, осуществляющий управление в сфере образования (ч. 4 ст. 67 Закона N 273-ФЗ; п. 15 Порядка N 458).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу в приеме в государственную или муниципальную школу гражданам РФ может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест (за исключением школ с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения; с дополнительными образовательными программами спортивной подготовки или с образовательными программами среднего профессионального образования в области искусств; школ при загранучреждениях МИД России). В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую школу обращаются непосредственно в соответствующий орган власти, осуществляющий управление в сфере образования (ч. 4 ст. 67 Закона N 273-ФЗ; п. 15 Порядка N 458).
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности труда педагогических работников общеобразовательных организацийСитуация из практики. Вправе ли администрация школы, института отказать в приеме на работу лицу, претендующему на должность педагогического работника, в связи с отсутствием у него профилактических прививок?
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"4. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, а также при невыполнении условий, установленных частью 2.1 статьи 78 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в исполнительный орган субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"4. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, а также при невыполнении условий, установленных частью 2.1 статьи 78 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в исполнительный орган субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Приказ Минпросвещения России от 02.09.2020 N 458
(ред. от 08.10.2025)
"Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.09.2020 N 59783)15. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, а также при невыполнении условий, установленных частью 2.1 статьи 78 Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 67 и статьей 88 Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования <20>.
(ред. от 08.10.2025)
"Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.09.2020 N 59783)15. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, а также при невыполнении условий, установленных частью 2.1 статьи 78 Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 67 и статьей 88 Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования <20>.
Статья: Вакцинация детей в ситуации пандемии: правовые грани возможного
(Смоланов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 2)Для оценки конституционности обязательной вакцинации прежде всего необходимо четко обозначить, что понимается под этим термином. Самым простым способом определить обязательную вакцинацию является описать то, чем она не является. Итак, обязательная вакцинация противоположна добровольной вакцинации, когда человек может принимать решение о прохождении или отказе от вакцинации (в отношении самого себя и своих подопечных) свободно, имея полную информацию о вакцине и возможных побочных эффектах, не опасаясь каких-либо санкций со стороны государства за отказ от вакцинации. Добровольная вакцинация является выражением права человека на качественную медицинскую помощь и корреспондирующей с ней обязанности государства обеспечить безопасность жизнедеятельности как отдельного индивидуума, так и общества в целом. Обязательная вакцинация предполагает прямое влияние государства на принятие гражданином решения в отношении собственной вакцинации или вакцинации своих подопечных. Причем влияние обычно понимается не в виде физического принуждения, но в форме разнообразных негативных последствий, которые человек вынужден испытывать в случае отказа от прохождения вакцинации. Как справедливо отмечают А. Троицкая и Т. Храмова, степень строгости государственных санкций, в том числе и перечень благ, к которым ограничивается доступ для нежелающих вакцинироваться, может быть различной, но даже незначительные ограничения за отказ от вакцинации не позволяют назвать данный режим вакцинации добровольным <38>. Соответственно, обязательной можно считать вакцинацию ребенка, отказ от которой может повлечь за собой негативные последствия не только для родителей (например, денежные штрафы и т.д.), но и для детей (отказ в приеме в детский сад или школу и тем самым исключение ребенка из социальной среды, что может негативно повлиять на его развитие).
(Смоланов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 2)Для оценки конституционности обязательной вакцинации прежде всего необходимо четко обозначить, что понимается под этим термином. Самым простым способом определить обязательную вакцинацию является описать то, чем она не является. Итак, обязательная вакцинация противоположна добровольной вакцинации, когда человек может принимать решение о прохождении или отказе от вакцинации (в отношении самого себя и своих подопечных) свободно, имея полную информацию о вакцине и возможных побочных эффектах, не опасаясь каких-либо санкций со стороны государства за отказ от вакцинации. Добровольная вакцинация является выражением права человека на качественную медицинскую помощь и корреспондирующей с ней обязанности государства обеспечить безопасность жизнедеятельности как отдельного индивидуума, так и общества в целом. Обязательная вакцинация предполагает прямое влияние государства на принятие гражданином решения в отношении собственной вакцинации или вакцинации своих подопечных. Причем влияние обычно понимается не в виде физического принуждения, но в форме разнообразных негативных последствий, которые человек вынужден испытывать в случае отказа от прохождения вакцинации. Как справедливо отмечают А. Троицкая и Т. Храмова, степень строгости государственных санкций, в том числе и перечень благ, к которым ограничивается доступ для нежелающих вакцинироваться, может быть различной, но даже незначительные ограничения за отказ от вакцинации не позволяют назвать данный режим вакцинации добровольным <38>. Соответственно, обязательной можно считать вакцинацию ребенка, отказ от которой может повлечь за собой негативные последствия не только для родителей (например, денежные штрафы и т.д.), но и для детей (отказ в приеме в детский сад или школу и тем самым исключение ребенка из социальной среды, что может негативно повлиять на его развитие).
Ситуация: Какие уровни образования существуют в РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Общее образование можно получить как в образовательных организациях, так и вне их в форме семейного образования. Среднее общее образование также можно получить в форме самообразования. В РФ гарантируются общедоступность и бесплатность всех уровней общего образования в государственных и муниципальных учреждениях. Так, отказать в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию могут только из-за отсутствия в ней свободных мест, а иностранным гражданам и лицам без гражданства также при невыполнении условий по предъявлению документа, подтверждающего законность нахождения на территории РФ, и успешному прохождению тестирования на знание русского языка, достаточное для освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (при приеме на обучение по таким программам) (ч. 2 ст. 43 Конституции РФ; ч. 2 ст. 63, ч. 4 ст. 67, ч. 2.1, 2.3 ст. 78 Закона N 273-ФЗ; п. 5 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 15.05.2020 N 236).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Общее образование можно получить как в образовательных организациях, так и вне их в форме семейного образования. Среднее общее образование также можно получить в форме самообразования. В РФ гарантируются общедоступность и бесплатность всех уровней общего образования в государственных и муниципальных учреждениях. Так, отказать в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию могут только из-за отсутствия в ней свободных мест, а иностранным гражданам и лицам без гражданства также при невыполнении условий по предъявлению документа, подтверждающего законность нахождения на территории РФ, и успешному прохождению тестирования на знание русского языка, достаточное для освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (при приеме на обучение по таким программам) (ч. 2 ст. 43 Конституции РФ; ч. 2 ст. 63, ч. 4 ст. 67, ч. 2.1, 2.3 ст. 78 Закона N 273-ФЗ; п. 5 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 15.05.2020 N 236).